Женщина в современной Корее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:04, доклад

Описание

"Мужчина – Небо, женщина – Земля". Этот конфуцианский постулат на многие века определил положение женщины в Корее. Положение женщины в жестко регламентированном конфуцианском обществе отличалось особой приниженностью. Если в патриархальной, но безалаберной России время от времени могли появляться Марфы-Посадницы, то в Корее это было совершенно исключено. В корейском фольклоре вы не найдете не только думающей, но и действующей положительной героини.

Содержание

Король и его женщины
Положение женщин в Корее в 50-х
Корея в начале 21 века
Дискриминация женщин в Корее по-прежнему существует

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (4).doc

— 60.00 Кб (Скачать документ)

Мужчина — небо, женщина  — земля

"Мужчина  – Небо, женщина – Земля". Этот  конфуцианский постулат на многие  века определил положение женщины  в Корее. По смыслу он близок  к нашему "курица не птица". Фольклор любого народа щедр  на подобные высказывания. И, все-таки, положение женщины в жестко регламентированном конфуцианском обществе отличалось особой приниженностью. Если в патриархальной, но безалаберной России время от времени могли появляться Марфы-Посадницы, то в Корее это было совершенно исключено. В корейском фольклоре вы не найдете не только думающей, но и действующей положительной героини.

Король  и его женщины

Гарем... С давних времен слово это волновало  воображение наших соотечественников, которых христианская церковь вот  уже тысячу лет упорно (и не всегда успешно) воспитывает в духе единобрачия. Однако, за пределами христианского мира гаремы существовали повсюду, и Корея не была исключением: вплоть до середины ХХ в. корейские законы разрешали мужчинам иметь наложниц. Впрочем, на практике законом пользовались немногие, поскольку большинству это было просто не по карману. Правда, в некоторых общественных слоях (например, среди богатых купцов) наличие симпатичной молоденькой наложницы в задних покоях особняка было столь же обязательным, как наличие "Мерседеса-600" в гараже русского банкира. Как и "Мерседесы" в наши дни, наложницы были тогда предметом роскоши, пусть и несколько своеобразным. Но, сколько бы наложниц у корейца не было (редко даже самый богатый человек мог содержать больше двух–трех), жена у него была все равно только одна, и только она пользовалась соответствующими юридическими правами. . Между главной женой и наложницами лежала пропасть, практически непроходимая. Конечно, король мог, если ему уж очень хотелось, развестись с женой и официально провозгласить новой женой бывшую наложницу. Такие ситуации в корейской истории действительно случались (например, так поступил король Сукчжон в конце XVII в.), но очень редко. Во-первых, королева обычно происходила из какого-либо влиятельного аристократического рода, и ее многочисленные родственники вполне могли за нее постоять.Наложницы же были, как правило, если и не простолюдинками, то уж, по крайней мере, происходили из довольно захудалых дворянских родов; за их спинами не было влиятельных и богатых семей, так что соперничать с королевой на равных они не могли. Во-вторых, развод с женой считался поступком, не совсем достойным короля. Поэтому, как бы король ни относился к королеве, она обычно оставалась его женой, хозяйкой дома (точнее, дворца) и официальной соправительницей страны.Впрочем, сказать, что корейская королева была соправительницей, было бы некоторым преувеличением. Она, правда, участвовала во многих официальных , но в целом женщинам старой Кореи в политику открыто вмешиваться не полагалось. И все же, порой королевы обладали огромной реальной властью. В конце XIX в., например, именно королева Мин, жена последнего корейского короля Кочжона, во многом определяла внутреннюю и внешнюю политику страны.Однако, формально, жены корейских королей должны были вести себя, как тихие затворницы. Кстати, известное суждение о том, что "жениться по любви не может ни один, ни один король" вполне относится и к корейским владыкам. Жену для короля подбирали родители или, если король вступал на престол малолетним, регентский совет, и исходили они при этом вовсе не из личных симпатий короля, а из сложных политических расчетов. Если жена королю не нравилась – в его распоряжении были наложницы, которых он выбирал сам, но выказывать формальное почтение жене он был обязан все равно.Многие россиянки, общаясь с незамужними кореянками, с удивлением замечают, что эти "восточные женщины", с виду воплощения традиционных добродетелей, в массе своей не обладают добродетелью, которая в России считается чуть ли не основной для женщины, – они не умеют готовить. Совершенно. И никаких комплексов по этому поводу. Напротив, порой даже с неким кокетством заявляют, что максимум, чему они научились за свою 20-30-летнюю жизнь, – это заваривать кипятком рамен, быстрорастворимую лапшу. Как ни странно, но умение готовить не входит в традиционный комплекс добродетелей девушки в Корее. Здесь дочь с рождения была чужой, заранее принадлежавшей не родному дому, а дому будущего мужа. "Милый вор" – так называли в Корее в родной семье дочь, вышедшую замуж. Этим выражением определялось многое – и добрачное содержание дочери, и свадебные расходы, и подарки родне, и те вещи, которые замужняя дочь, приходя в родительский дом погостить, выпрашивала у них. С традиционной точки зрения все эти траты для семьи напрасны. "В доме с пятью дочерьми двери не запирают", – гласит старая пословица. То есть, дочери представляют собой черные дыры в семейном бюджете, истощая родную семью расходами на себя настолько, что и воровать в их родных домах нечего. Сын-то потом окупался – он заботился в старости о родителях, справлял поминки по ним после смерти. А дочь была бесполезной приживалкой, и ей это постоянно давали чувствовать, внушая невротическую смесь стыда и вины за свой пол. От этого комплекса многие корейские женщины не могут избавиться и сегодня. По причине их "бесполезности" дочерям и старались не прививать никаких особых навыков. Ведь научить их домашним кулинарным или хозяйственным секретам означало добровольно раскрыть эти секреты чужим семьям. Конечно, в бедных домах девочка с малолетства помогала матери по хозяйству, но она лишь послушно и дисциплинированно выполняла простейшие задания. Считалось, что по-настоящему научить женщину секретам домашнего ремесла должна свекровь или любая другая старшая женщина из рода мужа. В этот дом невестка, по идее, должна была приходить, как чистый лист бумаги. Если учесть, что невестке порой бывало лет 10-12 (а то и меньше, если ее брали в качестве минмёныри – невестки, которая должна была вырасти в доме мужа), странным такой обычай не покажется.Но неужели в родном доме корейскую девочку ничему не учили? Учили, разумеется, но чаще всего лишь конфуцианским нравственным нормам. Робкая, слабая, бессловесная, терпеливая, покорно выполняющая любое приказание – такова была идеальная корейская невеста и невестка. Марья-искусница или Василиса Премудрая – это не корейские героини. Корейцы сказали бы, что в такой женщине – избыток мужского начала ян, и она может разрушить духовную гармонию мужниной семьи. Корейские девушки легко мирятся с грубостью со стороны своих бой-френдов (парню ничего не стоит на людях стукнуть свою подругу-студентку по лбу или врезать ей кулаком промеж лопаток, – это вызывает лишь ужимчивый хохоток с ее стороны)…Однако, жизнь не стоит на месте, и многое в современной Южной Корее меняется. Все большее влияние приобретают здесь феминистские идеи. Цель деятельности корейских организаций по защите прав женщин – освободить корейскую женщину от зависимого, приниженного состояния, узаконенного традицией, научить ее достойно и аргументированно (а не визгами и истериками) отстаивать свои интересы – представляется весьма реальной и достойной. Другой приметой общественных перемен в Южной Корее становятся более близкие и сердечные отношения матерей и дочерей. Страна богатеет, и вместо первобытной целесообразности все большую роль в человеческих отношениях стали играть личные эмоции. Корейские матери начинают по-новому относиться к девочкам.

Положение женщин в Корее в 50-х
 

После освобождения 1945г. в рамках процесса резкой индустриализации и демократизации расширились социальный и экономический  статусы корейских женщин. И всё  же в политической области трудно увидеть деятелей женского пола. Хотя до того, как Корея получила финансовую помощь от МВФ(Международный Валютный Фонд), гарантировались права корейских женщин в рамках законодательства : семейной закон, протекционистский закон для малышей и новорожденного, дискриминационный (в пользу мужчин) закон по найму, чрезвычайный закон по предотврощению насилия в отношении женщин, закон по предотврощению семейного насилия, закон в защиту женских прав.Но в течение прошлого десятилетия в Корее господствовал лозунг : “<сначала развитие, потом разделение>”, и не существовало систематической политики по исключению дискриминации между полами и политики защиты  прав женщин. Такой низкой статус корейских женщин в политике отмечен в ряде докладов ПРООН<Программа Развития ООН>.  По докладу ПРООН уровень образования корейских женщин равняется с мужчиными. Но замечаются очень низкая пропорция  женщин среди депутатов на высоких постах государственной службы и в специальной и политико-экономической областях, а также болшое различие доходов между женщиной и мужчиной. Корейская женщина занимает высокое место в GDI (Gender-related Development Index) <Индекс женского развития>. GDI основывается на пропорции <сколько процентов женщины занимают на высоких постах в государством управлении и в специально-технической работе>Корейские женщины в GDI находятся на уровне среди мировых женщин, но  занимают низкое место в GEM (Gender Empowerment Measure)<Уровень прав женщин> GEM основан на количестве женщин депутатов, на пропорции женщин на высоких постах государственного управления и в числе специалистов, на различии доходов между обоими полами, оценивает участие женщин в политико-экономической работе, в политических процессах, а также  равенство между мучжной и женщиной на высоких постах. Причиной того, что Корея занимает низкое место в GEM, является слабое представительство женщин на высоких постах государственной службы и в числе депутатов. Такое положение корейских женщин объясняется тем, что корейское общество не справедливо обращается с женщиной в социальной области и во власти, уважения к ним недостаточно, уровень материальной обеспеченности и, соотвественно, престиж невелик. .После учреждения государства во всех Парламентах, начиная с первого созыва по 16 только 90 женщин были избраны в депутаты. Если средний процент женщин - депутатов 177 стран составляет 13.8%, то процент корейских женщин составляет лишь 5%. Среди них, к сожалению, только 23 депутата были избранны непосредственно. Остальные были кооптированные автоматически блогодаря пропорциальной системе, которая действует после 3-ей республики. И в случае пропорциальной системы  почти все кандидаты в депутаты были известными деятелями или занятыми специальной работой, например, в женской организации. Как правило они сами выдвигаться не хотели. Окружающие заставили их вступать в кандидаты в депутаты.

Корея в начале 21 века

В 1997г.  по докладу IPU Корея занимала 94-е место среди 104 стран по проценту женщин депутатов (Корея находилась ниже среднего уровня-11.7%). Политическое участие женщин нарастало постепенно, а на 16-ых выборах 2000года процент женщин-депутатов был менее 10%(6.0%). Существуют разные причины, приведшие к такому результату, но, прежде всего, дело в традиционном  общественном сознании, которое считает политику делом мужчин, тормозит повышение политического сознания женщин и ограничивает политическое влияние женщин. К тому же традиционное сознание заставляет женщин не выходить за пределы женских дел, что  и является основной причиной. По словам  Иёнъ(이영), профессора экономического факультета Университета Ханянъ(한양), по мере того, как процент женщин, которые прошли в парламент и правительство, увеличился до 10%, индекс деловой честности, который подсчитывает 
 для каждой страны международная организация, увеличился до 12%. На 17-ых выборах 2004г. когда Корея ввела 50% квоту для женщин по пропорциональной системе процент женщин-депутатов впервые поднялся выше 10%. 
В идеале  хотел бы рассмотреть положение корейских женщин в политике  и выявить причины препяствующие участию корейских женщин в политике.В  южнокореском обществе , вступавщем в 21 век, распространяется политические  реформы и потребность  ликвидации коррупции монополий и злоупотребления властью, и проводиться новая политика, гарантирующая новое качество жизни и мораль общества. А современное общество, вступающие в информационную эпоху, очень быстро развивается и резко изменяется. Вследствие этого в поведении и мысли  корейских женщин появляется серьёзные изменения. Так как в информационном обществе обнаруживается тенденция к отказу от патриархальности и распределения ролей на основе пола, характерных для аграрного и промышленного обществ. Но равенство не коснулось большинства женщин, хотя их статус значительно вырос по законодательству в нынешнее время. Лозунг “Теоретичное равенство, практическое неравенство” чётко выражает различие между равенством перед законом и практическим равенствомПосле объявления международного ''Года женщин'' в 1975.г, все страны были готовы поднимать статус женщин. В том году во всемирной женской встрече представители 100-стран приняли План работы в мировом масштабе. В 1990-ом году комитет женского статуса ООН предложил всем своим членам прежде всего одобрить равенство участия женщин в принятии политических решений и обсуждений и в 1979г. ООН приняла декларацию по ликвидации неравенства женщин. Этот договор исходит из того, что неравенство женщин не подходит совместимое уважением прав человека, мешает процветанию семьи и общества, а материнство важно для общества, что не только женщина и мужчина, но и всё общество отвественны за воспитание детей.Но несмотря на такую тенденцию, в корейском обществе до сих пор существует разделение социальных ролей на основе пола. Самое пассивное участие женщин характерно для сферы политики.                     Усиление политического влияния женщин и вся политика в интересах женщин нуждаются в следующих мерах : 
 -реализации демократической идеи (прежде всего женщина должна более активно участвовать в политике для реализации идей демократизации). Исторически демократия развивается политической системой для того, чтобы защищать население от эксплуатации со стороны меньшинства-господующей элиты. Значит в демократической системе, в которой прежде всего гарантируется права массы, появление низкого представительства в политике женщин, которые занимают половину населения, несоотвествует не только идее равенства в политическом представительстве, но и принципу равенства шансов и идее уважения прав человека ;  
-гарантии конкурирующей силы государства при экономическо-конкурирующемся эре на уровне участия всего мира (будущее информационное общество нуждается в участии и руководящей роли женщин). По данным исследоавний, в таком обществе более реально руководство женщин и вследствие этого увеличивается их спрос на работу ;  
-распространения идеи равенства между обоими полами (политика стратегически занимает важное место в том, чтобы  реализовать равенство между обоими полами). 
И хотя участие женщин увеличивается в других областях, если и  не так в политике, то это-дело второстепенное. И кроме того, нам следует помнить, что политическое влияние женщин и политика в интересах женщин невозможны только с ориентацией на определенных людей в опредленной области. Значит в политической партии, женской организации, СМИ и образовании (в каждых областях общества) потребуется систематическая социальная реформа и распространение равенства между обоими полами.

Дискриминация женщин в Корее  по-прежнему существует  
 
    90-е годы XX века стали периодом поистине исторических изменений в корейском обществе, временем отмены вековых табу, многолетних запретов как в политической, общественной, так и в частной жизни. И особенно заметные перемены происходили в том, что касается положения женщины. Кореянки стали реально пользоваться правами, которые до этого существовали только на бумаге или не существовали вовсе. В апреле 1994 году первая в истории страны женщина стала мэром города. Появились первые женщины-депутаты Национального собрания, министры и "даже" следователи. Военно-воздушная академия с 1997 года объявила прием на учебу представительниц прекрасного пола – будущих пилотов, что было расценено как "самое революционное изменение в жизни этого военного училища за всю его историю". В 1996 году в Корее появилась первая женщина-посол. Профессор кафедры русистики Сеульского национального университета, историк Ли Ин Хо была назначена чрезвычайным и полномочным послом в Финляндии, а в 1998 году – послом в Российской Федерации.  
    В общем, достижения в области прав женщин в Корее несомненны, но есть и другие данные, свидетельствующие о том, что говорить о полном равноправии преждевременно. Несмотря на то, что зарплата работающих женщин растет, она, тем не менее, пока еще заметно отстает от зарплаты мужчин.  
    В 1994 г. южнокорейский мужчина получал в среднем около 1 млн.116 тыс. вон в месяц, что было почти в два раза больше, чем получала за ту же работу среднестатистическая женщина (около 632 тыс. вон, или 57% от "мужской" зарплаты). По другим данным, за 1992 год, женщины-выпускницы колледжей зарабатывали около 73% того, что получали их коллеги-мужчины.  
    За последние годы разница в уровне зарплат между женщинами и мужчинами сократилась, но очень не намного. Об этом, в частности, свидетельствуют данные из статистического ежегодника ('2004
여성통계연보'), выпущенного 2 февраля Корейским институтом женщин (한국여성개발원). Согласно этому ежегоднику, в 2003 году средней размер ежемесячной заработной платы корейских женщин составил около 1 млн. 446 тысяч вон, что по текущему курсу равняется 1400 долларам. Мужчины же в среднем получали по 2 млн. 303 тысячи вон, или по 2236 долларов. Таким образом, в 2003 году женщины в Корее получали 62,9% от зарплаты мужчин.  
    Сильнее всего различия в уровне зарплат женщин и мужчин (в пользу последних, разумеется) в таких отраслях как электроэнергетика, газо- и водоснабжение, финансы, страхование и обрабатывающая промышленность. Относительно небольшая разница существует на предприятиях сферы перевозок и логистики, телекоммуникаций, общественного питания, гостиничного бизнеса и в риэлторских агентствах.  
    Если взять среднюю зарплату женщины со средним образованием за 100%, то зарплата женщин-выпускниц колледжей будет составлять всего около 105%, а зарплата мужчин, закончивших колледж, – около 156%. И даже мужчины, имеющие образование ниже среднего, получают на 31% больше, чем женщины со средним образованием.  
    В статистическом ежегоднике также отмечается, что хотя в южнокорейском обществе произошли значительные перемены в положении женщин, многие из них в семейной жизни по-прежнему подвергаются дискриминации. В 2002 году об этом заявили около 41% опрошенных кореянок.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Женщина в современной Корее