Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 05:55, доклад
Мы узнаем больше про другие культуры, сможем видеть сходства и различия и понимать, как использовать это знание. Придумывая свою собственную культуру мы, конечно же, станем еще более творческими, изобретательными и креативными. Общаясь с представителями других, в том числе «изобретенных» народов, мы научимся находить с ними общий язык, слушать и слышать собеседника, сотрудничать и договариваться. Мы проведем 2 недели на свежем воздухе, будем спать в настоящих юртах, общаться с представителями разных культур – у тебя точно будет что написать в сочинении на тему «Как я провел лето»!
создать условия для уточнения знаний уч-ся об образе жизни, жилищах наших предков; дать представление о различных типах жилищ различных народов;
ПОЛЬЗА
Мы узнаем больше про другие культуры, сможем видеть сходства и различия и понимать, как использовать это знание. Придумывая свою собственную культуру мы, конечно же, станем еще более творческими, изобретательными и креативными. Общаясь с представителями других, в том числе «изобретенных» народов, мы научимся находить с ними общий язык, слушать и слышать собеседника, сотрудничать и договариваться. Мы проведем 2 недели на свежем воздухе, будем спать в настоящих юртах, общаться с представителями разных культур – у тебя точно будет что написать в сочинении на тему «Как я провел лето»!
создать условия
для уточнения знаний уч-ся об образе
жизни, жилищах наших предков; дать
представление о различных
содействовать расширению знаний о материалах, из которых строились жилища;
Жилища народов
Севера также разнообразны и соответствуют
образу жизни и видам деятельности
каждого народа или его локальной
группы. Кочевники-оленеводы живут
в наземных разборных конструкциях,
состоящих из деревянного каркаса и меховых
покрышек.
Оленеводы меняют
место выпаса оленей иногда по два-три
раза в неделю, поэтому жилище и
вся утварь оленевода приспособлены
к тому, чтобы их можно было быстро
собрать, уложить на нарты и в
течение нескольких часов развернуть
стойбище на новом месте. Ненцы, кеты, эвенки
строят конический чум, а чукчи и коряки
более сложную конструкцию - ярангу, в
основе которой коническая конструкция,
окруженная вертикально поставленными
жердями, все покрывается пологами, получается
центральное жилое помещение и боковые,
хозяйственные.
Охотники, в зависимости
от погодных условий, могут построить
шалаш из ветвей, или щитовую конструкцию,
защищающую от ветра. Но строят также
и углубленные в землю
Необычны жилища
амурских народов - нанайцев, ульчей, нивхов,
которые строили из ветвей и жердей
длинное общежитие в форме
полуцилиндра. Интересны также зимние
жилища береговых коряков и ительменов,
которые утопали в снегу и имели два выхода:
через крышу, где устраивался специальный
раструб, и нижний боковой коридор.
Эти два выхода
служили тягой для дыма от костра.
Исследователи Камчатки XVIII века писали,
что в таком жилище зимовало более ста
человек. Сезонные постройки рыболовов
и сборщиков дикорастущих растений у ительменов
и нивхов строились в виде прямоугольных
шалашей из жердей и травы на сваях. В этих
жилищах жили, а также сушили припасы на
зиму. Сваи были достаточно высоки и оберегали
припасы от диких зверей. Эскимосы Чукотки
иногда строили зимние жилища из снежных
и ледяных панелей.
С приходом русских
облик оседлых поселков изменился,
колониальное начальство предписывало
строить в поселках русские избы.
Система расселения народов Севера была
исторически сбалансированной. В поселении
было столько людей, сколько могли прокормить
местные природные ресурсы. В каждой группе
поселений существовала своеобразная
система рекреации используемых угодий.
Существовали священные или запрещенные
для посещения места, урочища, озера, реки,
где, пока сохранялись запреты, восстанавливались
популяции растений, животных, нерестилась
рыба.
Начиная с пятидесятых
годов, в связи с реализацией
политики укрупнения сельских поселений,
более 80 процентов исторических поселений
народов Севера были закрыты, население
из пяти поселков переселяли в один, не
задумываясь, может ли окружающая природа
выдержать пятикратное увеличение ее
хозяйственного использования.
Но навыки традиционного строительства и обустройства жилого пространства северных народов еще живы: на охоте и во время кочевки чаще всего используются традиционные конструкции и способы их постройки. Пища столь же разнообразна, как и
Жилище народов
Сибири
Жилые постройки
народов Сибири отличались разнообразием
архитектурных форм и конструкций.
Особенности жилища были обусловлены
огромной территорией расселения многообразием
природно-климатических
Яранга
Основным типом
жилища северо-восточных
Яранга оленных
коряков и чукчей была зимним и
летним жилищем. Основу её составляли
три шеста высотой от 3,5 до 5 метров,
связанные наверху ремнём. Вокруг
них устанавливали треноги из
двух жердей с перекладиной, образующие
остов стен. Основой крыши служили длинные
шесты, привязанные к перекладинам. Сверху
остов яранги покрывали покрышками из
оленьих шкур. Снаружи покрышки придавливали
вертикально поставленными нартами для
того, чтобы при сильном ветре они оставались
на месте. Вход в ярангу располагался на
северо-восточной или восточной - жизненной,
как считали чукчи и коряки, стороне. Внутри
яранги находился полог - сооружение прямоугольной
формы из зимних шкур оленя, подвешенное
дном кверху, а открытой частью вниз. Оно
являлось не только спальным, но и жилым
помещением в холодное время. Температура
в пологе за счет тепла человеческого
тела была достаточно высокой, чтобы даже
в холодное время здесь можно было спать
без одежды.
С начала XVIII века
яранга каркасного типа, заимствованная
от чукчей, получает широкое распространение
среди азиатских эскимосов и приморских
чукчей - охотников на морских животных.
Эскимосская яранга отличалась от яранги
оленеводов: она была большего размера,
практически не разбиралась, стены её
часто обкладывали дёрном. Покрышки, сшитые
из шкур моржа, закреплялись при сильном
ветре большими камнями, подвешенными
на веревках. Внутри жилища находился
меховой полог из оленьих шкур, который
являлся спальным, а в холодное время и
жилым помещением. Отапливался и освещался
он при помощи жирника - светильника из
камня или глины с тюленьим жиром и фитилем
из мха. На нем же готовили пищу. У эвенов
всех районов обитания издавна существовало
два основных типа жилища: эвенкийский
конический чум и так называемая "эвенская
юрта", подобная чукотско-корякской
яранге. В зимнее время в качестве покрышек
использовали оленьи шкуры, летом - ровдугу
или бересту. Эвены, жившие на побережье
Охотского моря, в качестве материала
для покрышек использовали также и рыбью
кожу.
Древним традиционным жилищем азиатских эскимосов являлась полуземлянка с каркасом из костей, ребер и челюстей китов. В такой полуземлянке проживала большая патриархальная семья численностью до 40 человек. Большие полуземлянки являлись общинными домами, в которых обитало несколько семей, здесь проходили собрания и праздники. Такого же типа полуземлянка, но с деревянным каркасом была основным жилищем оседлых коряков - обитателей восточного и западного побережья Камчатки. Особенностью полуземлянки коряков являлся раструб в виде воронки из плотно сложенных тонких досок, служивший дополнительной защитой от снежных заносов верхнего входа в жилище.