Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:23, доклад
Греческая скульптура дошла до нас в немногих оригиналах и в многочисленных римских копиях. Что же касается греческой живописи, о которой древние авторы писали, что она столь же прекрасна, как и скульптура, и, пожалуй, даже превосходит ее, то до нас дошли лишь известия о ней, почерпнутые из литературных источников, да бледные отражения иконографических сюжетов, положенных в основу вазописи. Общественная роль художника в классическую эпоху была не менее важной, чем роль скульптора. Огромные картины на мифологические темы украшали общественные здания или собирались и выставлялись в специальных пинакотеках.
Греческая живопись,
Культура Греции
Подготовила:
Курденкова Дарья Павловна
Группа:
АУ-Б-11
Греческая
скульптура дошла до нас в немногих
оригиналах и в многочисленных римских
копиях. Что же касается греческой
живописи, о которой древние авторы
писали, что она столь же прекрасна,
как и скульптура, и, пожалуй, даже
превосходит ее, то до нас дошли
лишь известия о ней, почерпнутые
из литературных источников, да бледные
отражения иконографических сюжетов,
положенных в основу вазописи. Общественная
роль художника в классическую эпоху
была не менее важной, чем роль скульптора.
Огромные картины на мифологические
темы украшали общественные здания или
собирались и выставлялись в специальных
пинакотеках.
Наиболее древним из великих греческих
художников, упоминаемых литературными
источниками, является Полигнот из Тасоса,
работавший в середине V в. до н. э. О нем
говорилось, что он преуспел в «этографии»
(искусстве изображения человеческих
настроений) и что в его фигурах легко
угадывались сквозь одежды очертания
тел. Установлено, что слабое отражение
его живописи можно проследить в некоторых
вазах краснофигурного стиля, сюжеты которых
несомненно ведут свое происхождение
от «мегалографий» (крупноразмерных картин),
и особенно в одном кратере, на котором
изображена «Гибель Ниобид». Лишь немногие
волнистые линии говорят о разноплановости
композиции, в действительности же фигуры
выглядят словно парящими в воздухе и
изолированными друг от друга.
Поскольку живописи не присущи ни глубина,
ни рельефность, то художнику для передачи
телесных форм, скрытых одеждой, приходилось
прибегать главным образом к линии, изображавшей
как видимые, так и скрытые от глаза части.
Но так как лишь одному воображению присуща
подобная одновременность восприятия
внешнего облика и внутренней сущности,
то Полигнот стремился непосредственно
в фигуре воплотить сложившееся в сознании
представление. Ради этого он отказывается
от придания ей сугубо материальных черт,
стараясь сохранить ее неуловимую сущность
как образа. Тем самым объясняется, почему
одной контурной линии было достаточно
для выражения душевного настроения или
чувства. Точность и сдержанность рисунка,
по-видимому, сближали живопись Полигнота
со скульптурой знаменитого олимпийского
мастера.
Весьма отличной, видимо, была живопись
Паррасия, работавшего в тот же период
и заслужившего высокую оценку Плиния
Старшего (следовавшего, однако, в своих
оценках за греческими источниками), который
превозносил его совершенство в передаче
очертаний тел и хвалил за создание системы
идеальных пропорций в живописи. В самом
деле, говорит он, любая форма «намекала
у Паррасия на наличие других форм, обнаруживая,
таким образом, присутствие скрытых частей».
Иными словами, контурные линии, становившиеся
все более точными, подчеркивали на плоскости
пластичность тел. Не исключено поэтому,
что живопись Паррасия развивалась в том
же направлении, что и скульптура Фидия,
с которым художник, вне сомнения, был
связан. Аналогия и связь здесь весьма
вероятны, поскольку существует целый
ряд ваз (приписываемых «мастеру Ахилла»
и «мастеру Пенфесилеи»), которые отражают
композиционную монументальность и ритмическую
суровость фидиев-ской скульптуры.
Зевксис, возможно луканец по происхождению,
работал до конца V в. до н. э. Квинтилиан
прославляет его за умелую передачу светотеневых
эффектов, Лукиан — за изобретательность
и новизну тематики, Аристотель — за идеальную
красоту его фигур, хотя по своей величественности
они и уступают, по мнению философа, фигурам
Паррасия. Следы живописи Зевксиса трудно
отыскать в вазописи. Это объясняется,
по-видимому, композиционной сложностью
и насыщенностью его произведений, светотеневыми
эффектами, мало пригодными для перевода
на графически плоскостной язык вазописи.
Наиболее прославленным среди греческих
художников был Апеллес, живший в IV в. до
н. э. Он был любимцем Александра Македонского.
Древние авторы превозносят его «Афродиту
Анадиомену» как образец совершенной
красоты и хвалят грациозность и разнообразие
движений его героев, яркость колорита.
Все это заставляет предполагать, что
его живопись, как и современная ему скульптура
Лисиппа, проложила путь живейшей и разнообразнейшей
живописной культуре эпохи эллинизма.
Но и от последней, однако, до нас дошли
лишь косвенные свидетельства, прежде
всего из области скульптуры, которая
в эллинистический период несомненно
пользуется достижениями живописи, а также
из области эллинистической монументальной
живописи. Уже в IV в. до н. э. некоторые помещения
дворцов и домов знати начинают украшаться
мозаичными картинами. Речь идет о ремесленных
поделках, исполненных в одной и той же
технике и способных производить сильный
колористический эффект. Одна из них, найденная
в Геркулануме, ведет, по-видимому, свое
происхождение непосредственно от какой-то
«мегало-графии» конца IV в. до н. э. На ней
изображена «Битва между Александром
Македонским и Дарием». Фон ее выдержан
в ровной, светлой, почти белой тональности.
Цвета сгармонизированы и составляют
светлую гамму, в которой преобладают
охристо-коричневатые тона. Устремленные
вверх копья и упавшие на землю клинки
обобщенно намечают перспективу, усиленную
ветвями засохшего дерева, составляющего
часть фона картины. Слева волной надвигается
кавалерия Александра. На миг она застывает
в центре, где изображены два коня: один
из них пал в битве, другой встал на дыбы.
Здесь образуется воронка круговорота
с крупом лошади, повернутым к зрителю.
Движение наступающего персидского войска
обобщенно передается наклоном копий,
но с ним контрастирует движение коней
с повозкой Дария, уже устремляющегося
в бегство. События, таким образом, как
бы сжимаются во времени: мы сразу видим
атаку, контратаку, схватку и ее исход.
Сжатию во времени соответствует, как
мы видели, сжатие в пространственно-перспективном
развитии: ритм самого движения достигается
не столько нагнетанием линий и масс, сколько
слиянием и переходом цветовых тонов.
Вазопись не может считаться малым искусством
или кустарным отражением Живописи с большой
буквы. Хотя она и была частично связана
с последней в V и в первой половине IV в.
до н. э., она тем не менее накопила собственный
технико-стилистический опыт и играла
отличную от живописи общественную роль.
В экономическом производстве Древней
Греции керамические изделия имели первостепенное
значение: в Афинах целый квартал, получивший
название Гончарного, состоял из мастерских
и лавок гончаров.
Обширнейшая зона в Средиземноморье, где
в раскопках находят греческие вазы, доказывает,
что их экспорт был очень большим. То обстоятельство,
что живописцы и гончары часто подписывали
двои изделия и что литературные источники
отзываются о них с большим почтением,
показывает, что вазопись по своей значимости
не намного уступала живописи и скульптуре,
от которых она, однако, отличалась своим
общественным назначением. Произведения
живописцев и скульпторов преследовали
главным образом историографические и
воспитательные цели. Они использовались
при украшении храмов и общественных зданий.
Керамические же изделия, отличавшиеся
бесконечным разнообразием типов и доступностью
по цене, проникали во все общественные
слои, составляя основной элемент домашнего
обихода. Различная конфигурация сосудов
объяснялась их назначением, но использовались
они главным образом в повседневном быту.
Среди сосудов основной разновидностью
являлись вазы и кубки, предназначенные
для возлияний во время «симпосиев», которые
в свою очередь являлись типичной формой
общественной и семейной жизни. Само возлияние,
которое поначалу представляло собой
религиозное действо, сохраняло и в семейном
кругу ритуальный характер, чем объясняется
использование священных изображений
на вазах и кубках. Однако мифологические
сюжеты трактуются весьма вольно, а подчас
с издевкой, что соответствовало как раз
атмосфере пиршества. Часто они грешат
бытовизмом, что приближает их к повседневной
жизни. Так появляются изображения гимнастических
игр, театральных сцен. Само требование,
предъявляемое небольшими размерами и
формами ваз к ритмическому распределению
изображаемых на них фигурок, придает
художественным композициям плавность,
певучесть, легкость, так что можно сказать,
что, по крайней мере в своих лучших образцах,
эти маленькие фигурные изображения являются
не столько популяризацией произведений
живописи, сколько самостоятельным и утонченным
художественным жанром.
Традиции керамического искусства уходят
далеко в глубь веков.
Стилистическая отработка сюжетов идет
все это время одновременно с поисками
наиболее гармоничной формы предмета.
Мастера пробуют различные конфигурации
ручек, стараются добиться естественного
перехода от основания к тулову сосуда.
Изображения, как с точки зрения расположения
фигур, так и с точки зрения графического
исполнения, неизбежно, определяются формой
предмета, что оказывает прямое воздействие
и на выбор красок — всегда очень строгий
и соответствующий покрываемой поверхности.
В чернофигурных вазах, представляющих
собой первоначальный тип великого аттического
искусства начиная с VII в. до н. э., фигуры
выписываются черным блестящим лаком
на красном фоне обожженной глины. Детали
процарапываются по лаку до поверхности
глины. Изображения получались плоскостными,
линейными. Поставленные в профиль фигуры
четко выделялись на красноватом фоне.
В конце VI в. до н. э. появляется обратный
прием: черным лаком покрывается все тулово
сосуда, кроме самих фигур (в цвете обожженной
глины), внутри которых кисточкой, смоченной
тем же черным лаком, прорисовывались
детали. Красное изображение на черном
фоне (краснофигурная керамика) производит
на зрителя большее впечатление, чем черное
изображение на красном. Кроме того, линия,
нанесенная тонкой кисточкой, отличается
большей мягкостью и легкостью. Ее проще
наносить кисточкой, чем процарапывать
острием специального инструмента. Благодаря
этому новому, более совершенному способу
к росписи ваз все чаще обращаются художественно
более подготовленные рисовальщики. Ремесленник
все больше вытесняется настоящим мастером.
Нередко, как это явствует из подписей,
речь идет о выдающихся художественных
личностях. Таковы, например, Псиах, Евтимид,
Дурис и др. Еще более утонченными являются
вазы из белой керамики, на которых художник
кисточкой наносит очерчивающие фигуры
линии, окружение которых становится еще
более мягким, еще более свободным, еще
более способным обеспечить, несмотря
на единство в окраске поверхности, тонкое
пластическое построение.
Параллельное развитие живописи и вазописи
прекращается с того момента, когда первая
обращается к поискам пластической передачи
пространства и движения. Начиная с середины
IV в. до н. э. роспись керамики не может
более считаться ответвлением живописи
в прямом смысле этого слова и становится
кустарным применением художественных
форм к предметам широкого потребления.
Дополнительная информация
· Японская гравюра неотделима от японской поэзии: трехстиший хокку и пятистиший танка. Гравюрами было принято украшать нишу токонома — средоточие красоты в доме. Графическое изображение часто дополнялось иероглифической записью стихотворения. Перед гравюрой ставился изысканный японский букет — икебана.
· Чтение стихов, любование цветами и живописью, а также предметами материальной культуры — чашками, чайничками — было неизменной составляющей чайной церемонии, во время которой участники отрешались от всего бытового, мелочного и приобщались к прекрасному.
Культура Греции
Искусство
В период турецкого господства искусство
– помимо церковного и таких народных
и прикладных его разновидностей,
как резьба по дереву, ковка по металлу,
гончарное искусство и
Ведущее место среди живописцев современной Греции занимает Костис Партенис, именно он принес в Грецию идеи французского импрессионизма. Партенис, подобно многим другим греческим художникам, не останавливался на каком-либо одном стиле. Он прошел через увлечения экспрессионизмом, кубизмом и другими современными направлениями. В духе экспрессионизма творили видные греческие художники Георгос Бузианис и Никос Хадзикирьякос-Гикас. Кроме модернистов, в стране сложилась целая плеяда неореалистов, включая Я. Царухиса и Д. Диамантопулоса. Другая значительная группа художников, среди которых выделяется Фотис Контоглу, успешно работала над возрождением традиций византийского искусства.
Современные греческие скульпторы тоже относятся к разным европейским направлениям, но остается значительная группа сторонников античных традиций. Из представителей неоклассической школы выделяется Костас Димитриадес, который воспитывался в духе французского натурализма. Среди тех, кто отошел от романтической школы, основанной Роденом, А. Апартис и М. Томбас, работающих в разных современных направлениях. Абстрактное искусство представлено в кубистских скульптурах А. Апергиса.
Литература
Корни современной греческой
Литературным центром Греции в XVI-XVII вв. был Крит. Среди значительных произведений можно отметить эпическую поэму в 10 тысяч рифмованных стихов Винцендзоса Корнароса Эротокрит (1650) и трагедию Георгия Хортациса Эрофили (начало XVII в.).
В XVIII в. среди греческих литераторов развернулась дискуссия, продолжившая давний спор между приверженцами классической формы греческого языка (кафаревусы) и сторонниками народного языка (димотики). Огромный вклад в создание нового литературного языка внес Адамантиос Кораис (1748–1833), который постарался очистить народный язык от иностранных заимствований.
После Войны за независимость Греции (1823–1829) господствующие позиции в литературе заняли «пуристы». В Афинах сложилась «старая школа», последователи которой находились под влиянием европейского романтизма. Лидером этого движения был Александр Суцос (1806–1863).
«Старой школе» противостояла ионическая
школа, возникшая во время Войны
за независимость и отстаивавшая
использование народного языка.
Это направление возглавил
В этот период, с 1820 по 1880, появилось мало заметных прозаических произведений. Исключением явились несколько вещей Соломоса, воспоминания таких героев революции, как Яннис Макриянис (1797–1864), и несколько исторических романов, прежде всего сатирический роман Папесса Иоанна, принадлежащий критику и прозаику Эмануэлю Роидису (1835–1904). В 1888 г. Иоаннис Психарис (1854–1929) опубликовал книгу путевых заметок
Психарис был идейным вдохновителем литературного направления, которое получило название «новая афинская школа» и господствовало в греческой литературе конца XIX в. Центральной фигурой здесь выступал Костас Паламас (1859–1943). Ученик Соломоса и Калвоса, Паламас находился под влиянием событий политической и общественной жизни своего времени, его многочисленные поэмы и очерки пронизаны заботой о насущных проблемах Греции. Поэты «новой школы» Иоаннис Полемис (1862–1925), Костас Кристаллис (1868–1894) и Константинос Кавафис (1863–1933) ввели в греческую поэзию верлибр, обогатили ее мотивами символизма.
Окончательно утвердив димотику как язык писателя, «новая школа» оказала глубокое воздействие на греческую литературу XX в. Романы Психариса повлияли на произведения таких прозаиков, как Никос Казандзакис (1885–1957), завоевавший международное признание романами "Жизнь и похождения Алексиса Зорбаса" (1943) и "Христа распинают вновь" (1948), а также эпической поэмой в 33 тысячи строк "Одиссей: современное продолжение" (1938). Поэзия Полемиса и Кавафиса проложила путь современным поэтам Георгосу Сеферису (1900–1971) и Одиссею Элитису (1912–1996), развивавшим современные направления, включая сюрреализм. Оба они являются лауреатами Нобелевской премии по литературе.
Среди других выдающихся греческих писателей XX в. – Стратис Миривилис, известный своими романами и повестями о Первой мировой войне и греко-турецкой войне 1920-х годов, романисты Элиас Венецис и Пантелис Превелакис, поэт Ангелос Сикелианос (1884–1951) и драматург Спирос Мелас.
Музыка и театр
В области музыкального искусства
сохранилась старинная
После возрождения театрального искусства в начале XX в. в Греции произошел подъем драматургии. В 1930 г. был открыт Национальный театр, а затем образовался ряд других театров с постоянной труппой. Ежегодно в Афинах, Эпидавре и Додоне прямо в античных амфитеатрах проводятся фестивали театрального и музыкального искусства, на которых артистами Национального театра исполняются античные драмы.
Кино
Кино весьма популярно в Греции. Несколько греческих фильмов, среди которых "Никогда по воскресеньям", получили награды на международных кинофестивалях. Среди греческих кинозвезд мировой известности достигла Мелина Меркури. Работавший во Франции кинорежиссер К. Коста-Гаврас получил премии за такие фильмы, как "Z" и "Осадное положение".
Народное искусство
В небольших городах и на островах сохраняются вековые традиции кустарных ремесел. Изделия из золота и серебра производятся в Салониках, Афинах, на острове Керкира (Корфу) и в Янине; вышивка и кружева – на Ионических островах и островах Эгейского моря; Крит и Эпир славятся шерстяными одеялами и коврами ручной работы. Греция производит также резные деревянные, керамические и кованные металлические изделия.
Учреждения культуры
В Греции в 1926 г. была основана Афинская академия. Национальная библиотека и Библиотека палаты депутатов, находящиеся в Афинах, располагают крупнейшими книжными фондами. В Национальном археологическом музее в Афинах хранятся оригинальные произведения искусства, охватывающие все периоды древнегреческой истории. Византийский музей обладает уникальной коллекцией произведений раннехристианского и византийского искусства. В Акрополе, Олимпии и Дельфах созданы музеи, где выставлены найденные при раскопках произведения искусства и быта Древней Греции.