Живопись во второй половине XIX

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:24, реферат

Описание

Во второй половине XIX века социальные отношения в российской империи достигли невиданной до этих пор остроты. Широкие слои народных масс, и прежде всего крестьянство, выступили против крепостного гнета. Отмена крепостного права не решила коренных вопросов, начинало развиваться национально-освободительное движение, широкое распространение получили освободительные идеи, которые оказывали влияние на все сферы деятельности людей. Не исключением было и изобразительное искусство.

Работа состоит из  1 файл

2живописьисправлено.doc

— 93.00 Кб (Скачать документ)

Среди ведущих представителей портретного жанра стоит выделить Юрия Пэна и Якова Кругера [1 , c. 183].

Ранний опыт художественного творчества Юрия (Юдаля)  Пэна (1854 – 1937) связан с разными жанрами традиционного еврейского искусства, являвшегося органической частью национального быта и синагогального культа. Устроившись подмастерьем маляра в юности, он приобрел некоторый опыт, и со временем именно ему хозяин стал поручать наиболее ответственные и сложные заказы. В 1880 году Пэн стал студентом Академии Художеств.

В 1886 открывает в Витебске Школу живописи и рисунка, которая просуществовала до 1918 г., в этой школе учился и Моисей Шагал (Марком его стали называть уже в Петербурге).

Школа Пэна может быть признана еврейской в силу естественных причин: в конце XIX века еврейское население Витебска составляло более 52% всех жителей города, и подавляющее большинство учеников Пэна - евреи, многие из которых даже не знали русского языка, учились в ешиботах - еврейских религиозных училищах. По субботам занятия в его школе не проводились. Однако ни попытки пропаганды современного еврейского искусства, ни почти мононациональный состав учеников школы, сами по себе не определяли атмосферы, царившей в ней. Старшим товарищем и другом был для своих учеников Пэн, делившийся с ними не только творческим, но и жизненным опытом. Безусловно, Пэн учил своих учеников, прежде всего искусству в его самом широком гуманистическом смысле [6, с.204].

Частная школа Пэна просуществовала до 1918г., когда Марк Шагал организовал Народное художественное училище. Он пригласил своего первого учителя руководить одной из мастерских. После реорганизации училища в институт Пэн кроме преподавания исполнял также обязанности проректора по учебной части.

Даже после выхода на пенсию дом Пэна до самой последней минуты манит к себе молодых художников и всех тех, кто просто интересовался искусством. В его дом, стены которого были сплошь завешаны картинами, приходили как в музей, приходили за советом, приходили к уважаемому мастеру и теплому другу.

В ночь с 1 на 2 марта 1937г. Юрий Пэн был убит у себя в доме, обстоятельства и мотивы этого бессмысленного и жестокого убийства до сих пор не прояснены. Но со смертью Пэна история Витебский школы не прекратилась, и его ученики, далеко отошедшие от художественных принципов своего первого учителя, рано или поздно возвращались к ним, возвращались в Витебск [10, c. 5,7].

Яков Кругер родился (1869 - 1840),другой представитель портретного жанра, родился в Минске, но ввиду обстоятельств получает художественное образование за  границей. В 1887 Яков Кругер работал в Варшаве под руководством профессора Л. Горовица. В 1888 году молодой художник перебирается в Париж, чтобы учиться живописи в академии Жюльена. Занимался он по классу Бенжамена Констана. Яков много работает, пишет картины и путешествует по европейским странам, изучая произведения великих мастеров искусства прошлого. Побывал в Лондоне, Берлине, Брюсселе. Неоднократно демонстрировал свои полотна на Парижских выставках.

Вернувшись на родину, Яков в очередной раз пытается поступить в петербургскую Академию искусств, и принят при активном содействии Ильи Репина.

Получив звание художника, Кругер сразу вернулся в родной Минск, где прожил до конца своих дней. Яков Мордухович хорошо помнил, как тяжело было ему получить образование. Он поставил перед собой цель - открыть в Минске художественную школу [7, с.327].

Начиная с 1904 года, вёл деятельную переписку с Петербургской Академией об открытии в Минске курсов рисования. Разрешение было получено только в 1906 году. Был утвержден Академией и устав школы, составленный Яковом Мордуховичем. Первыми учениками стали учителя рисования и талантливая молодежь, часть которой пришла из деревни. Часть учеников обучались бесплатно.

Школа разместилась в трёх комнатах двухэтажного каменного дома. Была хорошо обставлена и освещена. Педагогической деятельности Кругер отдал много сил. Он преподавал в различных учебных заведениях до последних дней жизни, стараясь передать ученикам, все то разнообразие техники живописи, которым владел сам.

Еще в 90-е годы определился круг творческих интересов живописца. Помимо бытовой жанровой живописи он с увлечением работал над портретами. В эти годы им были созданы ряд портретов представителей интеллигенции Минска, автопортреты, портреты детей. К лучшим работам можно отнести портрет минского скрипача Жуховицкого (1887), близкого друга и почитателя художника. С большой симпатией создаёт он облик этого общительного и добродушного человека. В том же эмоциональном ключе спокойного повествования выполнены и «Автопортрет», «Мужской портрет», «Девочка в красном»... [11, с. 1-3].

В Минске Яков Мордухович объединил художников в Товарищество, целью которого было помогать начинающим художникам и оказывать особо нуждающимся материальную помощь. После революции 1905 года наступили годы реакции, которые наложили отпечаток на его творчество. Вспоминая о том времени, Яков Мордухович писал: «Как художник я работал в те мрачные годы неплодотворно: угнетала обстановка полицейского произвола».

В тридцатые годы художник увлёкся техникой пастели. В этой технике выполнены картины: «Портрет жены», «Портрет дочери», «Портрет внучки» и многие другие. К сожалению, из них сохранился только «Портрет внучки». Кругер написал целый ряд портретов писателей, поэтов, ученых, политических и общественных деятелей: Якуба Коласа, Янки Купалы (написаны с натуры), Максима Горького, Змитрока Бядули, Соломона Михоэлса и других.

В 1939 году  в Минске  была открыта персональная художественная выставка,  в честь 70-летия художника. На ней были собраны 63 картины из музеев и частных коллекций. В этом же 1939 году за “плодотворную работу в области живописи, за активную педагогическую деятельность и воспитание кадров художников, за активное участие в общественной жизни страны Якову Мордуховичу Кругеру было присвоено звание заслуженного деятеля искусств БССР

Сейчас портреты выставлены в Литературном музее Янки Купалы. В других музеях Минска сейчас экспонируется всего около 15 сохранившихся работ художника [12, c. 308].

 

 

2.3 Пейзаж

 

Если первая половина XIX века представляется как период становления пейзажного искусства Беларуси, то вторая половина воспринимается как время дальнейшего развития и совершенствования пейзажной живописи. В этом жанре теперь работали почти все живописцы и графики. Для творчества некоторой части живописцев пейзаж является основным жанром.

Пейзажная живопись  представлена именами передвижников:  В.К. Белыницкого-Бирули, Ф.Э Рущица, Г.В. Вейсенгофа, братьев А. Г. и И. Г. Горавских и других [1, c.189].

              Видами белорусской природы вдохновлялся и Фердинанд Эдуардович Рущиц (1870—1936). Он родился в местечке Богданово Ошмянского уезда былой Виленской губернии в семье обедневшего шляхтича. После окончания минской гимназии он поступил в Петербургский университет на юридический факультет, но в 1891 г. подает прошение в Академию искусств. В Академии он занимался в мастерской у Шишкина, потом у Куинджи. Занимался хорошо и не раз удостаивался высокой оценки Репина.

Окончив Академию в 1897 г., художник надолго поселился в Багданово, делая редкие поездки по Беларуси и в Россию. В эти годы он создает лучшие свои работы «Земля» (1898), «Старая мельница» (1899), «Эмигранты» (1902) и др. — это картины трагического звучания, в которых переплетается пейзажный и бытовой жанр. Но были у него и лирические пейзажи: «Зима», «Весна», «Зимняя сказка», «Деревья над водой», наполненные светлыми чувствами. Многие из этих картин экспонировались в Петербурге и Варшаве [13, c. 247].

В 1918 после 90-летнего забвения приобрел актуальность вопрос возрождения Виленского университета. Организационная комиссия поручает Рущицу вернуть к жизни художественный факультет. Мастер с жаром приступает к работе: ищет кандидатов на вакансии преподавателей кафедры и дополнительные средства, следит за возвращением стенам университета их исторического вида. Создает интерьер колонного зала и помещений художественного факультета, проектирует университетские регалии, мантии, памятные таблицы, печати, приглашения и программы.

Параллельно с деятельностью по возрождению университета Рущиц занимал пост председателя комитета по охране памятников истории, что позволяло ему скрупулезно изучать замки в Крево, Мире, Лиде, Гродно. В 1921–1923 годах он ставит театральные спектакли по собственным сценариям – красочные зрелища с участием студентов университета, которыми позже открывались ежегодные студенческие балы. К совместной работе он привлекал молодых поэтов, художников, архитекторов, музыкантов, декораторов; умел в каждом найти то, к чему тот больше способен.

В 1921г. как представитель польских и белорусских художников он делает экспозицию в Grand Palais первой официальной выставки польского искусства в Париже, после чего награжден почетным орденом Франции [14, c. 124].

Известным среди любителей живописи было творчество Генриха Владимировича Вейсенгофа (1859—1922), который после окончания Академии художеств жил постоянно в местечке Русаковичи Минской губернии, изредка выезжая в Мюнхен и Париж. Особую известность в Беларуси и за рубежом получили его картины «Снег», «Кладбище в Русаковичах», «Старый двор в Русаковичах» и др. Картина «Снег» еще в 1888 г. была отмечена премией на выставке в Петербурге, а в 1900 г. в Париже ей была присуждена серебряная медаль.

Его работы экспонировались на первых белорусских выставках, организованных Товариществом любителей изящных искусств, и подолгу задерживали взгляды посетителей. Так в 1911 г. в Минске художник представил несколько этюдов и картину «Предчувствие» и др. Вейсенгоф отдавал предпочтение реализму и никогда не изменял ему. После революции 1917 г. он уехал за границу. Его картины хранятся в музее в Познани, местонахождение многих неизвестно [15, c. 134].

Зарождение пейзажного жанра в белорусском искусстве связано и с именами братьев А. Г. и И. Г. Горавских. Уроженец Минской губернии Аполлинарий Гнляриевич Горавский (1833—1900) наездами бывал в Белоруссии, где написал несколько пейзажей. Его картина «На родине» (1860; Минск, Художественный музей БССР) выразила отношение художника к дорогим его сердцу местам. Сугубо прозаический мотив — безлюдная грязная проселочная дорога в дождливый хмурый день — заключал в себе настроение щемящей тоски автора о заброшенном, нищем и бесприютном и все же до боли милом сердцу крае. В пейзаже Ипполита Горавского «На берегах Березины» (1857; Минск, Художественный музей БССР) заметны романтические черты в трактовке природы. Могучие дубы с огромной кроной, сваленные буреломом сухие стволы деревьев и кустарник почти заслонили собой крохотную фигурку девушки с лукошком. В 80—90-е гг. все большее место в белорусской живописи занимает пейзаж, в котором проступают черты лирического и эмоционального восприятия природы [16, c. 153].

Витольд Каэтанович Белыницкий-Бируля (1872-1957 гг.) — уроженец Могилевщины, белорусский живописец, народный художник Беларуси, которого следует выделить.

Воспевая красоту белорусской природы, написал цикл картин «Вновь зацвела весна», «Зеленый май», «Весенние воды», «Задумчивые дни осени» и др. Разработал особый тип «мемориального пейзажа», посвященного местностям, связанным с жизнью и деятельностью выдающихся деятелей культуры. Среди его произведений — серии картин «Ясная Поляна», «Усадьба П. И. Чайковского в Клину» и др.

Творческое наследие Белыницкого-Бирули насчитывает более 1000 полотен и этюдов, которые находятся во многих музеях мира и в частных коллекциях

Несколько работ художника находятся в Третьяковской галерее. Удостоен золотой медали Международной художественной выставки в Мюнхене за картину «Час тишины» [17 , c. 188].

Таким образом, деятельность и творчество выше перечисленных художников, на данном этапе эволюции белорусского искусства, окончательно формируют и демократизируют белорусскую жанровую бытовую живопись, портрет и пейзаж, воспевая красоту природы, трудолюбие и патриотизм народа, его стремление к свободной и счастливой жизни.

Выделив основных передвижников по каждому из жанровых направлений, следует отметить, что художники-пейзажисты разрабатывали  свой особый тип «левитановского» пейзажа, где главной задачей ставили лирическое изображение отдельного характерного мотива родной природы. В их творчестве большое место занимает пейзажный этюд или пейзаж, написанный непосредственно с натуры.

Значение искусства этих художников заключается в том, что, не уступая  своим предшественникам в глубине художественных идей, в обобщенности и картинной законченности образов, эти живописцы хранили реалистические традиции белорусского пейзажа начала XIX в., обогащали их своими незаменимыми находками, и передали их искусству следующей эпохи.

 



Информация о работе Живопись во второй половине XIX