Зиккуранты в Месопотамии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:35, творческая работа

Описание

В силу особенностей строительного материала, распространенного в Месопотамии, архитектура Месопотамии представлена в основном культовыми постройками и дворцами правителей. Зиккура́т (от вавилонского слова sigguratu — «вершина», в том числе «вершина горы») — многоступенчатое культовое сооружение в древнем Междуречье, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры.

Работа состоит из  1 файл

мхк.docx

— 22.09 Кб (Скачать документ)

Слайд 2

 В силу особенностей строительного материала, распространенного в Месопотамии, архитектура Месопотамии представлена в основном культовыми постройками и дворцами правителей. 

 Зиккура́т (от вавилонского слова sigguratu — «вершина», в том числе «вершина горы») — многоступенчатое культовое сооружение в древнем Междуречье, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры.

Слайд 3

Зиккурат представляет собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид от 3 у шумеров до 7 у вавилонян, не имевших интерьера (исключение — верхний объём, в котором находилось святилище). Террасы зиккурата, окрашенные в разные цвета, соединялись лестницами или пандусами, стены членились прямоугольными нишами. Внутри стен, поддерживающих платформы (параллелепипеды) находилось множество комнат, где жили священники и работники храма.

Рядом со ступенчатой башней-зиккуратом обычно находился храм, который являлся не молитвенным сооружением как таковым, а жилищем бога. Шумеры, а вслед за ними и ассирийцы с вавилонянами, поклонялись своим богам на вершинах гор и, сохранив эту традицию после переселения в низменное Двуречье, возводили горы-насыпи, соединявшие небо и землю. Материалом для постройки зиккуратов служил кирпич-сырец, дополнительно укреплённый слоями тростника, снаружи облицовывались обожжённым кирпичом. Дожди и ветры разрушали эти сооружения, их периодически подновляли и восстанавливали, поэтому они со временем становились выше и больше по размерам, менялась и их конструкция. Шумеры строили их трёхступенчатыми в честь верховной троицы своего пантеона — бога воздуха Энлиля, бога вод Энки и бога неба Ану. Вавилонские зиккураты были уже семиступенчатыми и окрашивались в символические цвета планет.

 

В поздний период зиккурат был не столько храмовым сооружением, сколько административным центром, где располагалась администрация и архивы.

Прообразом зиккурата были ступенчатые храмы. Первые такие башни в форме примитивных ступенчатых террас появились в аллювиальных долинах Тигра и Евфрата в конце IV тысячелетия до н. э. Последний заметный всплеск активности в возведении месопотамских зиккуратов засвидетельствован уже в VI веке до н. э., в конце нововавилонского периода. На протяжении всей древней истории зиккураты подновлялись и перестраивались, составляя предмет гордости царей.

Ряд учёных-библеистов прослеживает связь легенды о Вавилонской башне со строительством в Междуречье высоких башен-храмов, называвшихся зиккуратами[1].

Зиккураты сохранились в Ираке (в древних городах Борсиппе, Вавилоне, Дур-Шаррукине, все — 1-е тыс. до н. э.) и Иране (в городищеЧогха-Занбиль, 2-е тыс. до н. э.).

 

 

 

 

 

Важно!!!!

Также, как и в Раннем царстве Египта, главным материалом для строительства в Месопотамии был кирпич-сырец, создававшийся из глины, песка и соломы. Самыми заметными произведениями архитектуры Месопотамии являются монументальные здания и дворцы: религиозные (зиккураты) и светские. Самые ранние из храмов учёные относят ещё к 4-3 тысячелетиям до нашей эры. Это были зиккураты, что в переводе значит «святая гора». В плане эти сооружения были квадратными, похожими на ступенчатые египетские пирамиды. Каждый уровень (очередную ступень) соединяли лестницы, а по краю стены направлялся пандус, ведущий к храму. Основными цветами, служившими для покраски стен были чёрный (использовался асфальт), белый (известь), красный (кирпич). Особым конструктивным приёмом монументального зодчества Древнего Междуречья было использование искусственно возведённых платформ, что может объясняться стремлением изолировать здания от сырости почвы, которая часто подвергалась увлажнению разливами рек. Вторым обоснованием использования подобных платформ является, по-видимому, стремление сделать здание достаточно обозримым с разных сторон.

Другой особенностью, также  покоившейся на довольно древней  традиции, являлась ломаная линия  стены, которую образовывали выступы. Если делались оконные проёмы, то размещались  они в верхней части стены, приобретая вид узких щелей.  Освещение здания могло осуществляться как через дверной проем, так и через отверстие верхнего света на кровле. Форма перекрытий в основном имела прямой, уже, скорее всего, могли возводить своды.

Археологи обнаружили на юге  Шумера здания жилых домов, имевшие  открытые дворы, которые были окружены крытыми сооружениями, что было подобием атриума. такая планировка, отвечая климатическим особенностям региона, обосновала специфику монументальных построек южного Двуречья. В северной части Шумера археологами найдены дома, имевшие вместо открытого двора центральное помещение с перекрытием.

Народы, проживающие в  долине Тигра и Евфрата, воздвигали храмы со ступенчатыми башнями, называемыми  зиккуратами. В Междуречье не придавали столь великого значения, как в Египте, погребальным сооружениям, 

так как население не находило связи между бессмертием и  сохранностью тела умершего.

Месопотамия была богата глиной, зато камень и дерево нужно было везти  издалека. В этой связи основным строительным материалом служил кирпич.

Дворцы царей, особенно это  относилось к дворцам ассирийских  владык, обладали сложной внутренней структурой. Так, резиденция Саргона II в Хорсабаде была создана на укреплённом основании, являясь в сочетании со стенами города, бастионом. Укрепление 20-метровой высоты было пронизано каналами с перекрытиями в виде сводов. По каналам сточные воды удалялись вон из города. Дворец же был в один этаж высотой, обладая множеством помещений, завязанных на внутренние дворы. Часть дворца составляли апартаменты властителя, а другую – помещения для женщин.

Для возведения зикккурата служил высушенный на солнце кирпич, обладавшей пирамидальной формой (как, впрочем, и само сооружение). Зиккурат не имел внутренних помещений в отличие от пирамид Египта, но был строго ориентирован по сторонам света, являясь доминантой храмового комплекса. Через семь ступеней зиккурата на его вершину, где находилось святилище божества, вели рампы. Ступени были разноцветными, и яркость света окраски возрастала с каждой ступенью.


Информация о работе Зиккуранты в Месопотамии