Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 12:39, реферат
Период в истории Европы, хронологически заключенный между буржуазными революциями в Англии и Франции, ознаменовался становлением, расцветом и кризисом того комплекса идей, общественных настроений, форм исторического поведения и культурных предпочтений, которые вошли в память человечества под именем Просвещения. Просвещение - именно это слово стало в немалой степени определяющим не только для последующей оценки, но и для самооценки последующей рассматриваемой эпохи.
Введение
Зарождение культурного движения «Просвещение»
Философия эпохи Просвещения в Англии
Политическая экономия эпохи Просвещения
Политические учения эпохи Просвещения
Достижения эпохи Просвещения в Англии:
Литература
Театр
Изобразительные искусства
Историография
7. Заключение
Изобразительные искусства. Наряду с литературой и театром высокого развития в Англии XVIII в. достигла живопись, завоевавшая европейскую славу. Родоначальником реализма в английском искусстве был Хогарт (1697—1764), автор многочисленных жанровых картин на темы современного общества («Карьера проститутки», «Карьера мота», «Модный брак» и др.). Распространенные в гравюрах, они приобрели широкую популярность.
Хогарт
расширил темы английской живописи. Все
теневые стороны общественной жизни
XVIII в. стали предметом его
Большое значение для английского искусства портретной живописи имела деятельность Ван Дейка, жившего долгое время в Англии при дворе Карла I Стюарта. Но своего высшего расцвета это искусство достигло во второй половине века в творчестве Рейнольдса (1723—1792) и Гейнсборо (1727—1788).
Рейнольде — общественный деятель, виг, основатель Академии художеств в первый ее президент. Эстетические взгляды Рейнольдса развивались в русле просветительского классицизма. Долгие годы, проведенные им в Италии, он посвятил глубокому изучению классического искусства. Большинство его женских портретов написаны в условной манере: избегая чрезмерной индивидуализации, он как бы создает идеальный тип женской красоты. Гораздо выразительнее мужские портреты Рейнольдса. В них ярче проявляется реализм художника, его умение изобразить значительные человеческие характеры.
Творчество другого крупного художника — Гейнсборо во многом близко к литературе английского сентиментализма. Гейнсборо стоял в оппозиции к новому строю жизни буржуазной Англии. Он ненавидел большие города, любил сельскую тишину и чуждался великосветского общества. Он отвергал всякую искусственность в следовал в своих работах только непосредственному чувству натуры. Важную роль в творчестве Гейнсборо играет пейзаж, придающий его портретам ощущение дали. Картины Гейнсборо проникнуты тонким лиризмом и отличаются виртуозной техникой живописи. В конце XVIII в. под влиянием Рейнольдса и Гейнсборо возникла целая школа английских портретистов (Ромни, Лауренс, Хопнер и др.).
Что касается архитектуры, то в ней и в XVIII столетии продолжали господствовать классицистические каноны Айниго Джонса и Репа — двух крупнейших мастеров XVII в. Однако во второй половине XVIII в. возникли новые сентиментальные веяния, ярче всего сказавшиеся в планировке садов и парков. Правилам разбивки французского парка, преследующим задачу полного подчинения природы жесткой геометрической схеме, противостоит теперь более свободная и живописная планировка, отвечающая новым эстетическим воззрениям эпохи Просвещения, с ее тягой к естественности и свободе. Оппозиция против «регулярного» геометрически строгого парка французов встретила широкую поддержку со стороны писателей и поэтов. Новый стиль английского сада многим обязан китайскому парковому искусству, пропагандой которого занимался архитектор и путешественник Чемберс (1726—1796), посвятивший достижениям китайцев в этой области специальное сочинение.
Историография.
В эпоху Просвещения значительный шаг
вперед сделала также английская историография.
Имена таких историков, как уже упоминавшийся
Юм, Робертсон (1721—1793) и Гиббон (1737—1784),
приобрели широкую известность не только
на родине, но и далеко за пределами Англии.
На английскую историческую науку большое
влияние имели труды Вольтера «Век Людовика
XIV» и в особенности «Опыт о нравах». Подобно
французскому просветителю, английские
историки подвергают пересмотру всю предшествующую
историю и на основе ее изучения стремятся
вывести принципы разумного общественного
порядка. Самым выдающимся произведением
английской историографии XVIII в. является
сочинение Гиббона «История упадка и разрушения
Римской империи», проникнутое характерной
для Просвещения критикой христианства,
в котором Гиббон усматривал главную причину
падения Рима.
В Англии в ХVII-ХVIII вв. после революции
и гражданских войн сгладились вопиющие
противоречия. Развитие парламентаризма
привело к упрочению правовых форм политической
борьбы. Бурный рост числа и тиражей периодических
изданий способствовал повышению культурного
и образовательного уровня населения.
Стремительно расширявшийся рынок газет,
книг, произведений искусства обусловил
значительную коммерциализацию культуры,
которая освободила творцов от унизительной
зависимости от государства, церкви, меценатов
и прочего. Эти и многие другие перемены
в жизни общества производили ошеломляющее
впечатление на иностранцев, видевших
в Англии образец общественного прогресса.
Не случайно все основные течения английской
общественной мысли подхватывались передовой
интеллигенцией в других странах.
Большинство английских просветителей
не проявляли склонности к абстрактному
теоретизированию. В литературе они предпочитали
легкие и подвижные жанры, старались облечь
свои философские, экономические и политические
идеи в форму занимательного рассуждения
или сатирического обличения.
На характер английского Просвещения
повлияли также его взаимоотношения с
религией и церковью. Видные его деятели,
за редким исключением, придерживались
догматов христианства. Во многом это
объяснялось тем, что английская церковь
не противопоставляла себя Просвещению,
а в какой-то мере даже отвечала его идеалу
веротерпимости. Это имело далеко идущие
последствия для культурного развития
страны, поскольку позволило сохранить
равновесие между традиционными ценностями,
хранительницей которых выступала церковь,
и новаторскими, которые несло Просвещение.
Все, кто привык
рассматривать Просвещение как идеологическую
подготовку буржуазных революций, с разочарованием
отметили бы отсутствие в политической
программе английских просветителей радикальных
лозунгов и боевых призывов. Но это и понятно:
большинство политических целей Просвещения
было достигнуто в Англии еще в начале
ХVIII века.
Информация о работе Значение культуры в Англии в эпоху Просвещения