Анализ инвестиционной привлекательности предприятий в отраслевом разрезе. Пути её повышения.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 12:05, курсовая работа

Описание

В работе дается анализ мировой практике повышения инвестиционной привлекательности, предлагается методика оценки инвестиционной привлекательности предприятий.
На основе предложенной методики делается анализ инвестиционной привлекательности предприятий цветной металлургии.
В работе дается прогноз развития инвестиционного процесса, обосновываются рекомендации в области государственной политики в сфере стимулирования инвестиций.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………3

Глава 1
Инвестиции в макроэкономической среде……………………………………………………4
1. Взаимосвязь инвестиций с макроэкономическими процессами………………………….4
2. Инвестиционная активность как один из главных факторов экономического роста…...12
3. Анализ мировой практики решения проблем инвестиционной активности…………….22

Глава 2
Методология выявления путей повышения инвестиционной активности в промышленном комплексе………………………………………………………………………………………..27
1. Классификация факторов, определяющих инвестиционную ситуацию………………...27
2. Методы диагностики состояния отраслевых комплексов, применяемые для изучения инвестиционной активности в промышленном комплексе………………………………….35
3. Методика составления рейтингов инвестиционной привлекательности отраслевых комплексов……………………………………………………………………………………...41

Глава 3
Анализ инвестиционной привлекательности предприятий…………………………………45
1. Составление рейтинга предприятий отрасли «цветная металлургия» по инвестиционной привлекательности……………………………………………………………………………..45
2. Оценка инвестиционного потенциала предприятий отрасли……………………………..63
3. Пути повышения инвестиционной привлекательности предприятий……………………67

Заключение……………………………………………………………………………………..70

Список использованных источников и литературы………………………………………….71

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya.doc

— 363.00 Кб (Скачать документ)

Важно учитывать, что в силу значительной территориальной дифференциации, качественно превышающей дифференциацию отраслевую, сопоставление территорий только по динамике капиталовложений принципиально невозможно. Попытка такого рода неминуемо создаст иллюзию высокой инвестиционной привлекательности неразвитых территорий, даже минимальные разовые капиталовложения в которые, осуществлённые в последнее время, в десятки раз превышают традиционный уровень инвестирования в них.

Поэтому, сопоставляя  инвестиционную привлекательность территорий, мы вынуждены мириться с погрешностью вносимой неравномерным размещением отраслей в них с различной капиталоёмкостью, как с меньшим по сравнению с высокой территориальной дифференциацией в целом.

Отраслевая дифференциация на порядок меньше территориальной, и именно это качественное различие позволяет при сопоставлении инвестиционной привлекательности отраслей народного хозяйства опираться только на динамику осуществляемых в них капиталовложений. Погрешность, вносимая изменением структуры цен на инвестиционные товары, потребляемые различными отраслями, представляется пренебрежимо малой.

Таким образом, сопоставление  инвестиционной привлекательности  отраслей должно опираться только на показатели динамики капиталовложений без учёта показателей их объёма. Данный метод очень часто применяется при анализе портфельных инвестиций на уровне территорий и формировании отраслевых предпочтений у стратегических инвесторов в области ценных бумаг.

Что касается математических методов, то в 60-е годы в области оценки эффективности капиталовложений они были главенствующими. Основными методами этой группы можно назвать корреляционный и дисперсионный анализы, методы оптимизации и математического моделирования, различные методы межотраслевого баланса. В настоящее время они применяются в комплексе с качественными методами.

 

 

3. Методика составления  рейтингов инвестиционной привлекательности  отраслевых комплексов.

 

Под инвестиционной привлекательностью будем понимать совокупность критериев, побуждающих инвестора относиться с предпочтением к вложению капитала в данную отрасль.

Далее возникает вопрос, кто в сегодняшних условиях реально  выполняет функцию инвестора? Проблема состоит в том, что раньше эту  роль в единственном числе играло государство, которое фактически и являлось инвестором, диктовавшим обществу финансовую политику. Сегодня же, когда инвесторов великое множество, а средства у них крайне ограничены, возникают методологические проблемы с оценкой состояния развития отраслевых комплексов с учётом рыночных индикаторов, характеризующих состояние спроса и предложения на продукцию комплекса.

Но прежде остановимся  на тех условиях рынка, которые определяют потенциальный интерес инвесторов к финансовым вложениям в отечественную  промышленность.

Проведём классификацию рынков отраслей. В мировой экономике известно несколько классификаций промышленных комплексов, ориентированных на оценку сравнительных возможностей отраслей.

Американская классификация  отраслевых комплексов:

На Западе большинство  методик разбивают отраслевые комплексы на 4 группы.

Каждый отраслевой квадрант характеризуется своими отраслевыми  признаками:

  1. «Дойные коровы» - отрасли, производящие высоко прибыльную продукцию, находящиеся на стадии зрелости, имеющие постоянный, устойчивый сбыт. Формирующиеся новые производства имеют хорошие перспективы роста и нуждаются в соответствующих ресурсах для их реализации.
  2. «Звёзды» – отрасли, производящие продукцию пока в малых объёмах. В будущем «Звёзды» передут в разряд «Дойных коров», но сегодня на их развитие требуется тратить значительные инвестиции, так как они находятся в стадии роста.
  3. «Трудные дети» - бывшие звёзды. Они находятся на стадии насыщения рынка. Можно принимать решение о принципиально новых видах производства, либо вообще прекратить инвестиции в данные отрасли, резко сокращать выпуск продукции и переводить капиталы в первый или второй квадранты.
  4. «Собаки» (мёртвый груз) – отрасли, характеризующиеся низкой производительностью и рентабельностью. Находятся на стадии упадка и деньги из этих отраслей надо срочно «перебрасывать» в другие.

Существует много разновидностей этой модели. Но всеми признается, что  на этапе кризиса экономики нет отраслей, относящихся к группе «Звёзд». В этом, собственно говоря, заключается одна из причин спада внутреннего инвестиционного процесса: функционирующие отрасли уже не могут обеспечить высокие темпы развития экономики; новые ещё сами требуют государственной поддержки. Задача государства на этом этапе заключается в создании стимулов, содействующих переводу капиталов из стагнирующих отраслей в перспективные, нуждающиеся в ресурсах для реализации возможностей роста. Другая задача – способствование совершенствованию экономики в тех отраслях, на которые опираются в своём развитии новые производства.

Для кризисного этапа  жизненного цикла технологического уклада, в котором прибывает экономика страны, важен анализ устойчивости отраслевых комплексов с позиции оценки возможностей их выживания в будущем. Такой анализ предполагает выявление депрессивных, кризисных и стабильных отраслей промышленности. Существуют несколько подходов к такой классификации отраслевых комплексов.

 ЕЭС даёт свою  классификацию:

  1. Депрессивная отрасль – отрасль, имеющая нечёткие перспективы, находящаяся в состоянии застоя и по темпам развития близкая к нулю. Доходы в ней намного ниже средних по промышленности.
  2. Кризисная отрасль – отрасль, характеризующаяся резким падением объёмов производства
  3. Стабильная отрасль – отрасль, экономическое положение которой довольно устойчиво, и имеются перспективы роста выше среднеотраслевого.

Естественно имеются  и отечественные классификации. Они похожи на американскую и другие зарубежные модели. Например, вводится 4 категории отраслей, характеризующих  фазы жизненного цикла технологического уклада:

  1. Нарождающаяся отрасль – отрасль, где основные продукты и технологии ещё находятся в процессе лабораторных исследований или опытных производств, в связи с чем вложения в отрасль, находящуюся на этой стадии, носят характер повышенного финансового риска и с позиции обычного инвестора являются менее предпочтительными.
  2. К растущим относятся отрасли, где продукция в перспективе будет пользоваться опережающим спросом.
  3. Для стадии стабильного развития отрасли характерна устойчивая работа предприятия и уровень доходности равен среднему в экономике страны.
  4. Увядающие отрасли – производящие устаревшую продукцию и работающие на устаревшей технологии.

На мой взгляд, наиболее приближена к российским условиям следующая  классификация - все отрасли разбиваются  на 5 групп:

  1. Кризисная отрасль – отрасль, характеризующаяся резким падением объёмов производства;
  2. Депрессивная отрасль – отрасль, которая имеет неясные перспективы развития, находится в состоянии застоя. Темпы развития и доходы в ней близки к нулю;
  3. Стабильная отрасль – отрасль, имеет устойчивый и перспективный рост, который должен быть выше среднего по стране;
  4. Перспективная отрасль – это, прежде всего отрасль, обладающая потенциалом развития, имеющая инвестиции под чёткие, целенаправленные комплексные программы. Также она характеризуется малым объёмом производства (т.е. в настоящий момент находится в стадии зарождения), но в скором будущем может иметь наибольший эффект от вложения денежных средств
  5. Отрасль, находящаяся в стадии роста имеет в настоящий момент наибольшую рентабельность. Предприятия отрасли работают на полную мощность и не имеют проблем со сбытом своей продукции. В экономике страны, находящейся на стадии кризиса их обычно нет.

Недостатком всех вышеперечисленных  классификаций является использование  разного набора индикаторов для  характеристики устойчивости отраслевых комплексов к кризисным явлениям. Анализ ситуации в отраслевых комплексах на региональном уровне предопределяет необходимость сравнения возможностей отраслей, что вынуждает признать наиболее приемлемой классификацию, в основу которой заложены параметры спада объёмов производства и роста цен. Согласно данной классификации кризисные отрасли характеризует резкое снижение производства при большом росте цен; депрессивные – резкое снижение производства при небольшом росте цен; стабильные – небольшой рост цен и небольшое снижение производства; растущие – увеличение объёмов производства при стабильных или постепенно увеличивающихся ценах; перспективные – малый объём и медленный рост производства и очень дорогая продукция ввиду её новизны.

Использование для анализа  ценового фактора обуславливает  выделение группы инфляционных отраслей, для которых характерен значительный рост цен при небольшом спаде производства.

На основании изученной  литературы и имеющейся статистической информации, а также показателей, изложенных в пункте 2.1, я предлагаю следующую схему диагностики отраслевых комплексов отдельных территорий для получения рейтингов инвестиционной привлекательности, как административных округов, так и отраслевых комплексов внутри них с учётом экономических, социальных и экологических факторов.  

Схема применения методов:

  1. Корреляционный анализ
  2. Факторный анализ
  3. Метод экспертных оценок
  4. Дисперсионный анализ

Благодаря их использованию  мы от большого количества начальных  признаков переходим к ограниченной группе независимых показателей, по которым можем производить мониторинг. Данный комплекс методов позволяет:

  1. рассматривать сколь угодно большой комплекс начальных показателей;
  2. производить математически строгую обработку информации, что даёт возможность избегать субъективизма при анализе;
  3. рассматривать множество вариантов подходов, отражающих часто не только разные точки зрения научных исследований, но и меняющиеся во времени позиции государственных органов.

 

Анализ инвестиционной привлекательности предприятий.

 

1. Составление рейтингов  предприятий отрасли народного  хозяйства по инвестиционной  привлекательности.

 

Не ставя себе задачу определить наиболее верный метод диагностики, я рассмотрел несколько вариантов, характеризующих подходы к этой проблеме.

Исходная база формировалась  из показателей динамического ряда, начиная с базового 1990 года  и  заканчивая 2001 годом в сопоставимых ценах конечного года. Рассматривались объёмы производства продукции предприятий, численность занятого персонала, финансовые результаты, данные об экспорте продукции, среднемесячная заработная плата персонала и другие показатели. Наряду с этим в исходную базу были также включены расчётные показатели: среднегодовые темпы роста объёмов производства, доля произведённой продукции, экспортированной за пределы РФ, среднегодовые темпы изменения численности занятого персонала, среднегодовые темпы изменения среднемесячной заработной платы, а также данные по рентабельности производства и производительности труда.

Для проверки выдвинутых гипотез была выбрана отрасль  «Цветная металлургия».

По каждому предприятию  из таблицы были рассчитаны показатели, указанные в пункте 2.1, касающиеся экономических и финансово-промышленных факторов. А факторы, определяющие уровень деловой инфраструктуры, социальные и экологические факторы, которые по своей сути являются фоновыми, были рассчитаны на весь округ. Из исходной базы благодаря применению методов корреляционного анализа были исключены сильно коррелированные признаки, и база данных стала включать определённые признаки для каждого объекта.

На втором этапе полученная база данных была проанализирована методами факторного анализа с целью установления общих закономерностей, определяющих сущность изучаемого явления и заменой группы коррелированных показателей расчётной синтетической величиной по каждому фактору.

На третьем этапе были интерпретированы полученные данные – оценен инвестиционный потенциал отрасли, и даны рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности предприятий, в нее входящих.

 

 

Таблица 1

Стартовые условия вхождения территории в рынок

 

№ п/п

Название территории

Площадь, тыс. кв. км.

Численность населения, млн. чел.

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

Объем внешней торговли, млрд. долл.

1

Свердловская область

194,7

4,7

15,9

3,2

2

Курганская область

71,5

1,1

1,4

0,7

3

Тюменская область

1435,0

3,2

5,8

7,2

4

Ханты-Мансийский автономный округ

534,8

1,3

2,9

3,8

5

Ямало-Ненецкий автономный округ

750,0

0,5

1,7

3,1

6

Челябинская область

87,9

3,7

4,6

2,7

Информация о работе Анализ инвестиционной привлекательности предприятий в отраслевом разрезе. Пути её повышения.