Государственное финансирование инвестиций в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 16:53, курсовая работа

Описание

В рыночных условиях хозяйствования оценка целесообразности инвестиций приобретает важное значение для всех субъектов предпринимательской деятельности.
Эффективность инвестиционного процесса связана с оценкой и выбором наиболее привлекательных инвестиционных проектов из ряда альтернативных, которые обеспечивали бы в будущем максимальную прибыль.

Содержание

Введение 3
1.Сущность и значение государственного финансирования
инвестиций 5
1.1.Экономическая сущность и классификация инвестиций 5
1.2 Сущность и классификация источников финансирования инвестиций 13
1.3.Государственное финансирование инвестиций 15
2. Государственное финансирование инвестиций в Российской Федерации и их перспектива 23
2.1.Значение государственных инвестиций в Российской
Федерации 23
2.2.Пути стимулирования экономики посредством государственных инвестиций в Российской Федерации 28
Заключение 34
Список литературы 36

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 221.00 Кб (Скачать документ)

     Развитие  рыночных отношений в российской экономике обусловило необходимость  пересмотреть толкование категории  «инвестиции» в соответствии с новыми условиями. Характерными чертами формирующегося рыночного подхода к пониманию сущности инвестиций являются:

  • Связь инвестиций с получением дохода как мотива инвестиционной деятельности;
  • Рассмотрение инвестиций в единстве двух сторон: ресурсов (капитальных ценностей) и вложений (затрат);
  • Анализ инвестиций не в статике, а в динамике, что позволяет объединить в рамках категории «инвестиции» ресурсы, вложения и отдачу вложенных средств как мотива этого объединения;
  • Включение в состав объектов инвестирования любых вложений, дающих экономический эффект.

     Рыночный подход к анализу сущности, форм и принципов инвестиционной деятельности нашел отражение при определении термина «инвестиции» в российском законодательства. В соответствии с Законом РФ «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г. (один из первых законов рыночной направленности) инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которых образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект.

     Аналогичная по смыслу формулировка содержится и  в Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных  вложений» от 25 февраля 1998 г. №39-ФЗ (в  редакции от 2 января 2000 г. № 22-ФЗ), с принятием которого утратил силу прежний законодательный акт. Инвестиции определяются в нем как денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

     В целом инвестиции определяются как  процесс, в ходе которого осуществляется преобразование ресурсов в затраты  с учетом целевых установок инвесторов – получения дохода (эффекта).

     В современной справочной литературе, в частности российской, даётся трактовка  инвестиций (инвестиционным ресурсам) «как денежным средствам, банковским вкладам, паям, акциям и другим ценным бумагам, технологиям, машинам, оборудованию, лицензиям, в том числе на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественное право, интеллектуальные ценности, вкладываемым в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного эффекта», что, на наш взгляд, расширяет характеристику инвестиций, так как предполагаются разнообразные формы использования инвестиций.

     Обобщая все вышесказанное, попробуем дать определение инвестиций с этих позиций.

     Инвестиции  – это динамический процесс смены  форм капитала, последовательного преобразования первоначальных ресурсов и ценностей в инвестиционные затраты и превращение вложенных средств в прирост капитальной стоимости в форме дохода или социального эффекта.

     На  основе исследования, в определении  методологии инвестиций, мы предлагаем выделить:

     - финансовый смысл инвестиций  как совокупности всех видов  активов, привлекаемых в хозяйственную  деятельность для получения дохода;

     - экономический смысл инвестиций  как затрат на создание, развитие, увеличение основного капитала, а также связанного с ним оборотного капитала через изменения стоимости и структуры основного на основе привлечения инвестиций.

     В зарубежной и отечественной экономической  литературе сделано достаточно много  попыток классификации инвестиций с целью их учёта, анализа и планирования. Рассматривая предлагаемые классификации инвестиций, следует отметить, что в них наблюдаются как расхождения, так и противоречия по тем или иным признакам. Прежде всего, следует выяснить, с какой целью предпринимается классификация инвестиций, по каким признакам она осуществляется. Мы предлагаем рассматривать классификацию инвестиций с одной стороны для потенциального инвестора, который ведёт поиск наиболее выгодного вложения капитала, с другой стороны она нужна тем, кто нуждается в таких вложениях.

     Инвестор  должен разрабатывать поведенческую  стратегию и тактику в инвестиционном процессе, для получателей инвестиций важно определить подходы к анализу, методы оценки инвестиций, чтобы реализовать  свои потенциальные возможности, принять управленческие решения, а также оценить степень ответственности за возможные как положительные, так и отрицательные результаты инвестиционной деятельности. Мы отмечаем, что в инвестиционных процессах присутствует система интересов инвесторов и получателей инвестиций, которая достаточно мотивирована и представлена на рис. 1 

     Рис. 1 Система интересов инвесторов-сберегателей и получателей инвестиций

 

     По объектам инвестиционной деятельности можно предложить более  подробную классификацию инвестиций (рис. 2). В общепринятой схеме разделение инвестиций на реальные и финансовые такое деление вызвано различными объектами инвестиционной деятельности. 

     Рис. 2 Классификация инвестиций по объектам инвестиционной деятельности 

     Таким образом, мы предлагаем рассматривать  инвестиции (инвестиционный ресурс) именно в широком смысле, не ограничивая  их понимание, как вложения в отдельные  предпринимательские объекты. Суммируя их по степени привлекательности  для инвестора, а как привлечённые средства, представленные в деньгах, ценных бумагах, производственном потенциале, инновациях и других формах, но обязательно вкладываемые в сферы не связанные с профессиональной деятельностью, работой инвестора и с чёткой мотивацией на получение прибыли. 

      1.2 Сущность и классификация источников финансирования инвестиций 

      Система финансирования обеспечения инвестиционного  процесса складывается из органического  единства источников финансирования инвестиционной деятельности и методов инвестирования. К последним относятся: бюджетный, кредитный, самофинансирования, а также комбинированный. За научными названиями этих методов в реальной жизни стоят различные субъекты рынка: фондовые биржи, коммерческие банки, бюджеты всех уровней, предприятия. Все они могут выступать инвесторами,

      В каждой коммерческой организации целесообразно  анализировать структуру источников финансирования, определять ее тенденцию, выявлять динамику, и если она имеет негативный характер, эффективно управлять этим процессом.

      Наличие источников финансирования инвестиции в настоящее время является одной  из главных проблем в инвестиционной деятельности. С переходом России крыночным отношениям наблюдается  их острый дефицит.

      По  действующему законодательству инвестиционная деятельность на территории РФ может финансироваться за счет:

      1.  собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыли, амортизационных отчислений, денежных накоплений и сбережений граждан и юридических лиц. средств, выплачиваемых органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и других средств);

      2. заемных финансовых средств инвесторов или переданных им средств (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства):

      3.  привлеченных финансовых средств инвестора (средств, получаемых от продажи акций, паевых и иных взносов членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);

      4. финансовых средств, централизуемых объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;

      5. средств внебюджетных фондов;

      6. средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной и возвратной основе, средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

      7.  средств иностранных инвесторов.

      Система финансирования обеспечения инвестиционного  процесса складывается из органического единства источников финансирования инвестиционной деятельности и методов инвестирования. К последним относятся: бюджетный, кредитный, самофинансирования, а также комбинированный.

      Финансирование  капитальных вложений по стройкам и  объектам может осуществляться как за счет одного, так и за счет нескольких источников. В целом все источники финансирования принято подразделять на: централизованные (бюджетные) и децентрализованные (внебюджетные). К централизованным источникам обычно относятся средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Все остальные относятся к децентрализованным.

      К внебюджетным средствам относятся  собственные средства предприятий  и организаций, заемные, привлеченные средства, средства внебюджетных фондов, индивидуальных застройщиков, иностранные инвестиции.

      К собственным источникам финансирования, как было уже сказано, относятся  прибыль, амортизационные отчисления, внутрихозяйственные резервы, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий, и другие средства.

      В каждой коммерческой организации целесообразно  анализировать структуру источников финансирования, определять ее тенденцию, выявлять причины этой тенденции, и  если она имеет негативный характер, то необходимо вмешиваться в этот процесс.

      1.3.Государственное финансирование инвестиций 

      Государственные капитальные вложения осуществляются в процессе выполнения государством своих функций: экономической, оборонной, правоохранительной, созидательной, экологической, социальной и др. Посредством капитальных вложений государство может реально влиять на структурную перестройку экономики, обеспечивая повышение эффективности народнохозяйственного комплекса, ликвидацию имеющихся диспропорций в развитии отдельных отраслей и регионов, сохранение единого экономического пространства.7

      Получателями  государственных инвестиций могут  быть предприятия, находящиеся в  государственной собственности, а  также юридические лица, участвующие  в реализации государственных программ. Финансирование государственных инвестиций осуществляется в соответствии с уровнем принятия решений. На федеральном уровне финансируются федеральные программы и объекты, находящиеся в федеральной собственности, на региональном — региональные программы и объекты, находящиеся в собственности отдельных конкретных территорий.

      Бюджетному  финансированию присущ ряд принципов: получение максимального экономического и социального эффекта при  минимуме затрат; целевой характер использования бюджетных ресурсов; предоставление бюджетных средств стройкам и подрядным организациям в меру выполнения плана и с учетом использования ранее выделенных ассигнований.

      Достижение  максимального эффекта при минимальных  затратах выражается в том. что бюджетные  средства должны предоставляться лишь в том случае, если соответствующий проект обеспечивает наибольшую результативность. Принципиально новым в инвестиционной политике последних лет является переход от распределения бюджетных ассигнований на капитальное строительство между отраслями и регионами к избирательному частичному финансированию конкретных объектов и формированию состава таких объектов на конкурсной основе, что в значительной степени способствует реализации отмеченного принципа.8

      Комплексная оценка экономической эффективности любого инвестиционного проекта, в финансировании которого используются средства федерального бюджета, выполняется по системе различных критериев и показателей эффективности, отражающей интересы каждого участника. Так, для государства в качестве такого критерия выступают макроэкономические показатели: прирост валового и чистого национального продукта, национального дохода; для предприятия — размер увеличения прибыли; для населения — размер снижения стоимости квартир, различных услуг социального характера. В том случае, если реализация инвестиционного проекта не обеспечивает увеличения отмеченных макроэкономических показателей, государство не имеет прямой экономической заинтересованности в его осуществлении. Мотивами для финансирования такого мероприятия могут выступать политические, оборонные, социальные, экологические и другие преимущества, которые при этом обеспечиваются.

      Целевой характер использования бюджетных  ресурсов заключается в том. что  финансирование конкретных строек и  объектов осуществляется после утверждения бюджета на соответствующий год. тем самым обеспечивается контроль за расходованием ресурсов по ранее определенным направлениям. Так, коммерческие банки, осуществляющие финансирование объектов, сооружаемых для федеральных нужд* не могут зачислять бюджетные средства на депозитные счета, использовать их для предоставления межбанковских кредитов, покупки свободно конвертируемой валюты, отвлекать их по другим направлениям.

Информация о работе Государственное финансирование инвестиций в России