Государственное регулирование иностранных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:15, доклад

Описание

Государственное регулирование иностранных инвестиций в России является противоречивым и малоэффективным, в первую очередь из-за отсутствия концепции национальных интересов, без которой невозможно создать комплексную законодательную базу такого регулирования, обеспеченную соответствующими исполнительными структурами и жесткими механизмами контроля.

Работа состоит из  1 файл

государственное регулирование иностранных инвестиций.docx

— 21.73 Кб (Скачать документ)

государственное регулирование иностранных инвестиций

Государственное регулирование иностранных  инвестиций в России является противоречивым и малоэффективным, в первую очередь  из-за отсутствия концепции национальных интересов, без которой невозможно создать комплексную законодательную базу такого регулирования, обеспеченную соответствующими исполнительными структурами и жесткими механизмами контроля.

Между интересами экспортеров и  импортеров капитала существуют объективные  противоречия, которые в условиях экономического неравенства партнеров  ставят более сильную сторону (как  правило, экспортера капитала) в предпочтительное положение при выборе условий  инвестирования. Применительно к  России это привело к тому, что  импортируемый иностранный капитал  слабо «работает» на социально-экономическую  стабилизацию в стране.

Между тем мировой опыт доказывает, что позитивное воздействие импорта  капитала на экономику принимающей  страны достигается лишь в том  случае, когда государство импортер проводит активную политику, в частности, соизмеряет потенциальную выгоду для  решения национальных хозяйственных  и политических задач с возможной  угрозой суверенитету и независимости  в случае бесконтрольного допуска  иностранных инвесторов. В результате иностранные инвестиций допускаются  в те отрасли и в том количестве, которые отвечают долговременным интересам  страны. К сожалению, при разработке государственных мер по привлечению  иностранных инвестиций в экономику  России преобладает односторонний  подход, исходящий из предположения  об исключительно позитивном воздействии  иностранного капитала.

Иностранные фирмы инвесторы заинтересованы, например, в получении из России продукции экологически «грязных»  производств. Вкладывая средства в  российскую экономику, они навязывают такие схемы финансирования инвестиционных проектов, которые стимулируют их собственных товаропроизводителей. В результате большая часть иностранного капитала привлекается в Россию в  самых невыгодных формах, например, в виде связанных кредитов.

Получили распространение кредитно-бартерные  сделки, в соответствии с условиями  которых оборудование, необходимое  для реализации проекта, закупается за счет кредита в стране, предоставляющей  этот кредит, а 70-80% конкурентоспособной  продукции, которая будет произведена  на этом оборудовании, продается в  качестве уплаты по кредиту. В результате отечественные предприятия, выпускавшие, в частности, продукцию для нефтегазового  комплекса, сворачивают производство, а импорт аналогичного оборудования растет.

Все это создало необходимость  приведения Закона об иностранных инвестициях  в соответствие с изменив-шимся законодательством Российской Федерации.

Существует точка зрения, что  иностранные инвес-тиции должны регулироваться общими законами, оте-чественные и иностранные инвесторы должны конку-рировать между собой на равных. Однако иностранные предприниматели должны знать, на каких конкретно условиях могут вкладывать свой капитал.

Именно этой цели и подчинен новый  Федеральный закон «Об иностранных  инвестициях в Российской Фе-дерации», вступивший в силу 14 июля 1999г. Это закон о гарантиях прав иностранных инвесторов, и прежде всего тех, которые осуществляют прямые инве-стиции в реальный сектор экономики. Одновременно концепция этого Закона базируется на стремлении го-сударства привлечь дополнительные источники финан-сирования за рубежом.Федеральный Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г.

Закон применяется к вложениям  иностранного ка-питала в коммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность с целью извлече-ния прибыли, и не применяется к его вложениям в не-коммерческие организации, которые занимаются обра-зовательной, благотворительной, научной, религиоз-ной или иной общественно полезной деятельностью и не ставят своей основной целью извлечение прибыли. Эти отношения регулируются специальным законода-тельством о некоммерческих организациях.

В пункте 1 статьи 3 Закона указано, что  правовое регулирование иностранных  инвестиций осуществляет-ся данным Федеральным законом, другими федераль-ными законами, подзаконными актами и международ-ными договорами Российской федерации.

В отношении «других федеральных  законов» следу-ет упомянуть Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляе-мой в форме капитальных вложений». В статьи 5 Зако-на указывается, что им регулируются и отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществ-ляемой в форме капитальных вложений иностранными инвесторами на территории Российской Федерации. В основных понятиях в статье 1,под «ка-питальными вложениями» понимается конкретный вид инвестиций -- инвестиции в основной капитал (основ-ные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое пере-вооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

В пункте 2 статьи 3 Федерального закона «Об иностранных инвестициях» говорится  о праве субъектов Российской Федерации принимать законы и  иные нормативные акты, регулирующие иностранные инвестиции. Законодатель исходил из того, что, с од-ной стороны, предпринимательская деятельность регу-лируется, прежде всего, гражданским законодательст-вом, а согласно пункту «о» статьи 71 Конституции гражданское законодательство относится к исключи-тельному ведению Российской Федерации. Но регули-рование правовых отношений в связи с иностранными инвестициями не ограничивается гражданским законо-дательством, оно является комплексным регулировани-ем разных отраслей права (административным, финан-совым, таможенным и т.д.), в связи с чем возникает возможность для правового регулирования вопросов, которые находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации или в ведении субъектов Российской Федерации. К тому же федеральные власти пошли по пути заключения дого-воров о разграничении компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, со-держание которых неодинаково. С учетом этого неко-торые субъекты Российской федерации приняли само-стоятельные законы об иностранных инвестициях, на-пример Москва, Санкт-Петербург, Московская об-ласть, Архангельская область. Это означает, что иност-ранный инвестор должен знать не только положения федерального закона, но и положения закона субъекта Российской федерации, на территории которого осу-ществляются иностранные инвестиции (в принципе они не должны противоречить положениям федерального закона).


Информация о работе Государственное регулирование иностранных инвестиций