Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 22:17, контрольная работа

Описание

Инвестиции – процесс, затрагивающий интересы не только государства, но и частных компаний, и отдельных лиц. Поэтому, регулируя инвестиционную деятельность, государство должно соблюдать интересы всех участников данного процесса, что в частности, способствует привлечению иностранного и частного капитала в развитие экономики страны и снижает возможные финансовые риски, связанные с инвестированием экономики Украине в настоящий период.

Содержание

Введение. 3
1. Нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность. 4
2. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. 6
3. Макроэкономические параметры инвестиций. 7
4. Механизм государственного регулирования инвестиционными процессами. 8
6. Государственное регулирование на рынке ценных бумаг. 10
7. Налоговая политика государства, как регулировщик инвестиций. 14
8. Денежно-кредитная политика государства, как регулировщик инвестиций. 15
8. Денежные сбережения населения как источник инвестиций. 15
9. Доклад заместителя Министра экономического развития и торговли РФ Ю.О.Исаева 16
Заключение. 20
Литература. 21

Работа состоит из  1 файл

контрольная по инвестициям.doc

— 238.50 Кб (Скачать документ)

4. Механизм государственного регулирования инвестиционными процессами.

    Механизм  государственного регулирования инвестиционными  процессами представляет собой совокупность  инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.

    Условно государственные инструменты инвестиционной политики можно подразделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные.

    К макроэкономическим относятся инструменты, определяющие общеэкономический климат инвестиций, а именно влияющие на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим (определяются комплексом мер бюджетно-налоговой политики). К микроэкономическим относятся меры, воздействующие на отдельные составляющие инвестиций или на отдельные отрасли: налоговые ставки, правила амортизации, гарантии, льготные кредиты. Институциональные инструменты позволяют достичь координации инвестиционных программ частных инвесторов и включают государственные органы инвестиционной политики, объединения предпринимателей, информационные системы.

    Рассмотрим  эти инструменты более подробно.

    Государство должно выделять бюджетные средства на реализацию инвестиционных проектов, т.к. повышение инвестиционной ориентации бюджетной системы - важнейшая задача государства на современном этапе.

    Прямое  финансирование инвестиционных проектов из государственного бюджета или предоставление льготных инвестиционных кредитов государственным финансовым институтам – важнейший источник  средств на капитальные вложения во многих странах мира.

    Государственное финансирование инвестиционных проектов практикуется и в Украине. Однако специфические особенности экономического развития нашей страны и некоторые проблемы по распределению средств из бюджета не всегда позволяют в полной мере осуществлять планируемое финансирование.

    По  масштабам государственные инвестиционные затраты в инфраструктуру намного превышают инвестиции в отрасли социальной сферы. Страны со средним уровнем развития в 80-е начале 90-х годов тратили на инвестиции в инфраструктуру в -среднем 4% ВВП (что составляло около 20% валовых внутренних инвестиций в этих странах). Около половины средств на эти нужды - поступало прямо из государственного бюджета, еще 40% - так или иначе, гарантировалось государством. Инвестиции в отрасли социальной сферы составляли в среднем 1,5% ВВП. Однако сама по себе малая величина этих затрат скрывает их существенную экономическую значимость.

    Поскольку большинство услуг в социальной сфере и ряд услуг инфраструктуры являются общественными, то есть по своей экономической природе не имеют рыночной оценки, возникает вопрос, как определить экономически эффективный объем их производства. Здесь возможны три подхода.

    Первый  заключается в определении нормативов, основанных на мировом опыте - сколько на душу населения расходуется средств на капитальные вложения в разных отраслях социальной сферы. Исходя из этого можно оценить, по каким направлениям наблюдается особо острый дефицит средств. Недостатком этого подхода является отсутствие учета конкретных особенностей страны и целостного критерия распределения инвестиций с целью получения наибольшего эффекта.

    Второй  подход основывается на составлении  государственной инвестиционной программы. Все проекты в рамках этой программы ранжируются по степени социально-экономической отдачи, учитывающей положительное влияние проектов на эффективность экономики в целом. Затем государственный бюджет диктует, какие именно проект будут реализованы. Преимуществом этого подхода является обеспечение наибольшей экономической отдачи от бюджетных средств и предотвращение бюрократического произвола. Недостатком является необходимость применения идентичной методологии оценки и ежегодной переоценки большого количества самых разных проектов, многие из которых никогда не будут реализованы. Из-за этого лишь малые страны успешно реализовали программный подход к государственным инвестициям.

    В рамках третьего подхода разработка инвестиционной бюджета ведется по каждой отрасли народного хозяйства отдельно и исходя из контрольных цифр общих расходов определяемых параметрами бюджета. В результате планирование инвестиций является децентрализованным и учитывает отраслевую специфику. Недостатком данного подхода является отсутствие гибкости, невозможность сопоставления и учет общеэкономической отдачи инвестиций.

    Вместе  с тем, применение ряда принципов  позволяет существенно повысить эффективность этого метода. Во-первых, это четкая классификация бюджетных расходов на текущие эксплуатационные расходы и инвестиции и включение в бюджетное планирование всех инвестиций, финансируемых правительством. Во-вторых, разработка центральными экономическими ведомствами подробных едины правил по оценке инвестиционных проектов, профессиональная подготовка специалистов отраслевых ведомств и  организаций отраслей социальной сферы, строгая экспертиза в центральных ведомствах. В-третьих, проведении конкурентных торгов на заключение контрактов на государственные закупки и жесткий контроль за реализацией инвестиционных проектов.

    Нарушение перечисленных условий ведет к тому, что государственное инвестиционное хозяйство в условиях децентрализации составления инвестиционных бюджетов становится хаотичным и коррумпированным.

    Существенный  канал влияния государства на инвестиционную ситуацию в стране - инвестиции естественных монополий, как частных, так и государственных. В большинстве случаев государство, так или иначе, регулирует цену и объемы производства в этих отраслях. А эффективное регулирование цены требует оценки потребностей финансирования инвестиций и прогнозирования спроса. Поскольку спрос на услуги инфраструктуры определяется общеэкономическими условиями, целевые установки инвестиционной программы в отрасли инфраструктуры задаются стратегией экономического развития страны. Как правило, конкретные инвестиционные проекты в этих отраслях проходят экспертизу в правительственных органах и одобряются государством.

6. Государственное регулирование на рынке ценных бумаг.

    Во  всем мире одной из самых распространенных форм инвестиционной деятельности юридических и физических лиц считается вложение свободных финансовых средств в ценные бумаги. Как известно, несколько последних лет в Российской Федерации идет активное формирование цивилизованного рынка ценных бумаг. Стихийно этот процесс начался еще на заре создания первых открытых акционерных обществ и особенно после начала реальной приватизации и акционирования государственных и муниципальных предприятий в 1993-1995 годах.

    С принятием за последние годы нового Гражданского кодекса и Закона "Об акционерных обществах" в Российской Федерации появилась уже вполне соответствующая зарубежному опыту первичная законодательная база, необходимая для поступательного формирования этого пока еще остающегося диковинным для большинства рядовых российских граждан сегмента рыночной экономики. Однако особо знаменательным событием для нашей страны в деде создания целостной правовой основы государственного регулирования и развития, возрождающихся в Украине спустя восемьдесят лет разновидностей имущественных и финансовых отношений, установления единых процедур и механизмов по выпуску и обращению ценных бумаг явилось принятие и вступление в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ.

    Дело  в том, что наряду с гражданским  законодательством, регулирующим полноправные имущественные отношения между различными субъектами и участниками фондового рынка в процессе их обращения, специфика функционирования этого рынка обусловливает также необходимость регулирования со стороны государства властно-имущественных отношений, принадлежащих к отрасли финансового, а не гражданского права.

    Основными субъектами государственного регулирования  и контроля на рынке ценных бумаг выступают Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ и Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.

    Как было отмечено выше, фондовый рынок - это, прежде всего сфера финансовых инвестиций, доход от которых предполагается не от результатов работы и реализованной продукции, произведенной, например, субъектами хозяйственной деятельности за счет прямых вложений в их развитие, а за счет разницы котировок ценных бумаг тех же хозяйствующих субъектов в процессе их обращения.

    Сами  же ценные бумаги представляют собой  документы, удостоверяющие с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, которые могут быть осуществлены или переданы только при их предъявлении.

    Основным  субъектом исполнительной федеральной  власти, специально уполномоченным на регулирование от имени государства отношений на фондовом рынке, является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ Украине).

    Первоначально данный специализированный орган был  образован Указом Президента Украине от 4 ноября 1994 года N 2063 "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации" в форме Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ.

    Принятым  весной 1996 года Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" было установлено, что государственное  регулирование в данной сфере должно осуществляться самостоятельным органом в системе исполнительной федеральной власти. В этой связи Указом Президента РФ от 1 июля 1996 года N 1009 было утверждено Положение о ФКЦБ Украине.

    В соответствии с этим Положением Федеральная  комиссия является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области фондового рынка, а также обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.

    Указом  данный федеральный орган был  подчинен непосредственно Президенту Российской Федерации по вопросам, закрепленным за ним Конституцией и законодательством Украине.

    В рамках своей компетенции Федеральная  комиссия:

  • осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;
  • утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации и порядок регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг;
  • разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами, в том числе стандарты страхования и гарантии на рынке ценных бумаг:
  • устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, в том числе обеспеченными недвижимым имуществом, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности. Правила ведения учета и составления отчетности эмитентами и профессиональными участниками фондового рынка устанавливаются ФКЦБ Украине совместно с Министерством финансов Российской Федерации;
  • устанавливает единые требования к порядку ведения реестра именных ценных бумаг;
  • устанавливает порядок и осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и деятельности по оценке и управлению имуществом паевых инвестиционных фондов, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии в случае нарушения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;
  • выдает генеральные лицензии на осуществление деятельности по лицензированию деятельности профессиональные участников рынка ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии. Аннулирование генеральной лицензии, выданной уполномоченному органу, не влечет аннулирования лицензий, выданных им профессиональным участникам рынка ценных; - устанавливает порядок, осуществляет лицензирование и ведет реестр саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и аннулирует указанные лицензии при нарушении требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а также стандартов и требований, утвержденных ФКЦБ Украине;
  • определяет стандарты деятельности инвестиционных (в том числе паевых), негосударственных пенсионных фондов, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;
  • осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных ФКЦБ Украине:
  • обеспечивает раскрытие информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, деятельности, связанной с управлением имуществом паевых инвестиционных фондов, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг;
  • обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
  • утверждает квалификационные требования, предъявляемые к лицам и организациям, осуществляющим профессиональную деятельность с ценными бумагами, к персоналу этих организаций, организует исследования по вопросам развития рынка ценных бумаг;
  • разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных актов, связанных с вопросами регулирования рынка ценных бумаг, лицензирования деятельности его профессиональных участников, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов о ценных бумагах, проводит их экспертизу;
  • разрабатывает соответствующие методические рекомендации по практике применения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;
  • осуществляет руководство региональными отделениями ФКЦБ Украине;
  • ведет реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий;
  • устанавливает и определяет порядок допуска к первичному размещению и обращению вне территории Российской Федерации ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированных в Российской Федерации;
  • обращается в арбитражные суды с исками о ликвидации юридических лиц, нарушивших требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и о применении к нарушителям санкций, установленных законодательством Российской Федерации;
  • осуществляет надзор за соответствием объема выпуска ценных эмиссионных бумаг их количеству в обращении;
  • устанавливает соотношения между размерами объявленной эмиссии акций на предъявителя и оплаченного уставного капитала.

    Федеральная комиссия принимает решения (в форме  постановлений) по вопросам регулирования, как самого рынка ценных бумаг, так и деятельности профессиональных участников рынка, саморегулируемых организаций профессиональных участников и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и нормативных актах о ценных бумагах.

    Таким образом, государственное регулирование  инвестиционной деятельности на фондовом рынке в Украине осуществляется различными способами и проявляется в различных формах.

    Во-первых, государство посредством законодательных  и подзаконных актов устанавливает  общие правила функционирования рассматриваемого специфического сегмента формирующейся в Украине рыночной экономики, а также крут и пределы правоспособности субъектов, работающих на рынке ценных бумаг.

    Во-вторых, государство создает соответствующую  систему органов и учреждений, уполномоченных им для оперативного регулирования деятельности на фондовом рынке и контроля за соблюдением прав инвесторов и выполнения установленных правил работы с ценными бумагами профессиональными участниками данного рынка.

    Наконец, государство само (в лице уполномоченных федеральных органов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации) напрямую работает с инвесторами, выпуская и реализуя государственные ценные бумаги, выступая при этом в качестве эмитента и одновременно гаранта их возвратности.

    Цитата из пресс-конференции в Москве генерального директора Московской межбанковской валютной биржи Александр Захаров.

Он сказал, что ММВБ и ряд других участников фондового рынка при поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей разработали и направили в правительство "Программу поддержки деятельности российских предприятий - эмитентов на рынке ценных бумаг".

Участники фондового рынка полагают, отметил А.Захаров, что важным условием восстановления денежного спроса на российские ценные бумаги является проведение государством соответствующей политики. Она, в частности, должна включать в себя создание системы государственного страхования и гарантирования розничных инвестиций в ценные бумаги, разработку системы правовых мер по защите интересов мелких инвесторов на фондовом рынке, поддержку внутреннего корпоративного спроса на ценные бумаги, связанные с инвестициями, путем установления соответствующих налоговых льгот. По мнению А.Захарова, конкретная поддержка деятельности отечественных предприятий-эмитентов должна состоять в выпуске государственных ценных бумаг - государственных инвестиционных облигаций под крупные отечественные инвестиционные проекты, ежегодном выводе при поддержке государства на организованный фондовый рынок не менее 50-70 крупных российских предприятий. На сегодняшний день, заметил гендиректор ММВБ, на фондовом рынке действует 10 максимум 20 крупных эмитентов.

Информация о работе Государственное регулирование инвестиционной деятельности