Иностранные инвестиции и их роль в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 23:32, курсовая работа

Описание

Проблема привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику приобрела в настоящее время особое значение.Анализ привлечения в Россию иностранного капитала показывает,что он пока не стал фактором экономического роста даже в тех отраслях и регионах, где его объемы наиболее велики.Несмотря на относительно устойчивую тенденцию роста, доля иностранных инвестиций в общем объеме внутренних долгосрочных инвестиций в экономику пока остается незначительной.

Содержание

Введение
1.Роль иностранных инвестиций в экономике России
2.Основные преимущества притока иностранных инвестиций
3.Причины ввоза капитала
4.Проблемы и факторы, влияющие на приток инвестиций
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

инвестици.docx

— 46.38 Кб (Скачать документ)

Так, налоговая система  Российской Федерации содержит меры,направленные на обеспечение стабильности условий инвестиционной деятельности.В частности,налоговым законодательством установлены сроки вступления в силу федеральных законов, актов законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и актов представительных органов местной власти, что исключило их вступление в силу задним числом.

Кроме того, Налоговым кодексом (часть первая), определено,что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги или сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков,не имеют обратной силы, а акты законодательства,смягчающие его, обратную силу имеют.

С целью повышения уровня стабильности инвестиционного процесса также установлено:ставки ввозных таможенных пошлин на одни и те же товары не могут изменяться чаще, чем один раз в шесть месяцев; единовременное изменение ставок ввозимых таможенных пошлин не может превышать 10процентных пунктов или эквивалентного абсолютного значения;национальная система преференций пересматривается не чаще, чем один раз в год,а изменения вступают в силу не ранее, чем через 90 дней после их официального опубликования.Несмотря на некоторые позитивные шаги, в целом инвестиционный климат остается неблагоприятным,что предопределяется следующими факторами.Прежде всего,имеет место значительный внешний и внутренний долг, который ограничивает участие государства в инвестиционном процессе.

Недостаточное участие государства  в инвестиционном процессе в итоге  не стимулирует иностранного инвестора  в финансировании развития реального  сектора экономики.

Низкий кредитный рейтинг, высокие инвестиционные риски также  негативно влияют на инвестиционный климат и сдерживают осуществление  заимствований кредитных ресурсов на мировых рынках капиталов и  привлечение иностранных инвестиций.

Кроме того, неблагоприятное  состояние инвестиционного климата  предопределяется:значительными,размерами неплатежей,высоким удельным весом кредиторской задолженности предприятий по отношению к объему произведенной продукции;значительным по объемам вывозом отечественного капитала, существенно превышающим приток прямых иностранных инвестиций;низким уровнем реальных доходов и накоплений населения;несовершенством российского законодательства,регулирующего инвестиционную сферу.

Высокие инвестиционные риски  и низкая норма рентабельности большинства  предприятий реального сектора  экономики делают его недостаточно привлекательным для иностранных  инвесторов.Ставка рефинансирования(25%) несопоставима с уровнем рентабельности большинства предприятий реального сектора экономики.

Состояние инвестиционного  климата усугубляется низкими темпами  реструктуризации банковской системы, недостаточным объемом собственных  капиталов для кредитования даже среднесрочных инвестиций у большинства  выживших после финансового кризиса  банков.

В инвестиционном процессе практически не задействована банковская система. Банки не решаются идти на высокие инвестиционные риски, в  том числе при покупке имущества  лизинговыми компаниями.Затраты на его покупку лизингодателями в январе-июне составили 396млн. руб., а их доля в объеме инвестиций- всего 0,1%.

Улучшению инвестиционного  климата будет способствовать создание банковской структуры,которая аккумулировала бы финансовое обеспечение государственных гарантий. Такое структурное подразделение может быть создано в составе Российского банка развития.Банк развития,контрольный пакет акций которого будет принадлежать государству,является специализированной финансовой структурой,предназначенный аккумулировать средства внутренних и внешних источников для развития реального сектора экономики.

В целях создания благоприятного инвестиционного климата целесообразно  осуществить меры по стимулированию иностранных инвесторов.Первоочередными среди них являются:

- отмена действующего  ограничения(50%) по налогообложению  реинвестируемой прибыли. Реализацию  этой льготы следовало бы осуществлять  путем предоставления инвестиционного  налогового кредита на платной,  возвратной и конкурсной основе  части прибыли, освобождаемой  от налогообложения;

- введение«налоговых каникул» на срок 3-5 лет в отношении предприятий,внедряющих принципиально новые технологии,машины и оборудование для их технического оснащения;

- освобождение от НДС,  уплаты таможенных платежей импортируемого  не конкурирующего технологического  оборудования для внедрения новых  технологий;

- введение для целей  налогообложения предприятий,осуществляющих технологическую модернизацию производства,повышенного коэффициента ускоренной амортизации машин и технологического оборудования,вводимых и используемых в рамках новых технологий.

Улучшению инвестиционного  климата способствовало бы также  обеспечение доступа иностранных  инвесторов к информации об инвестиционных возможностях российской экономики  и экономики регионов путем совершенствования  системы информационного и консультативного обеспечения,маркетинга инвестиционных программ и проектов.

В этой связи актуальной является задача создания федеральной  информационной системы, представляющей иностранным инвесторам широкий доступ к информации об инвестиционных проектах. Цель такой информационной системы приблизить инвестиционный проект к инвестору.При этом информационная система должна соответствовать международным стандартам подачи информации,обеспечивающей прозрачность предприятия и инвестиционного проекта, аналитические обзоры (общеэкономические,отраслевые и региональные),бизнес-план,финансовое положение инициатора проекта. Информационная система должна обладать способностью довести информацию об инвестиционных проектах до широкой аудитории инвесторов,работающих на рынке инвестиционных ресурсов.

Большое значение имеет создание благоприятного инвестиционного климата  на уровне регионов.На состоянии инвестиционного климата в значительной степени сегодня сказывается регионализация рынка инвестиций.Органами исполнительной власти субъектов Федерации вводятся запреты и ограничения на ввоз и вывоз товаров, устанавливаются региональные пошлины на поставку товаров из других регионов России, вводятся особые торговые режимы, создаются региональные торговые структуры,которым предоставляется монопольное право на торговлю отдельными товарами.

Совершенствование инвестиционного  климата предопределяет необходимость:

1) улучшения макроэкономической  конъюнктуры(снижение инфляции,процента за долгосрочный банковский кредит, укрепление финансового положения предприятий);

2) развития системы гарантий,обеспечения прав инвесторов,защиту их собственности;

3) развития организационно-правовых  условий, включающих целевое использование  амортизации,налоговые стимулы для капитализации прибыли, развитие вторичного рынка ценных бумаг, страхование инвестиций,залоговое право, ипотеку(земли, жилья),использование накоплений населения;

4) проведения реформы  налоговой системы в направлении  снижения налогового бремени  на инвесторов и стимулирования  инвестиционной деятельности;

5) введения мер для  предотвращения утечки капитала  за рубеж и стимулирование  возврата отечественного капитала  в страну.

Активизации инвестиционного  процесса будет способствовать предоставление государством гарантий по возврату части  заемных средств с целью расширения источников финансирования,участие государства в кредитовании инвестиционных проектов на основе разделения риска с инвестором и другими кредиторами,применение механизма санаций и банкротства предприятий для наиболее эффективного использования накоплений.

Таким образом, в целом  инвестиционной климат российской экономики  остается неблагоприятным.В связи с высоким уровнем конкуренции на мировых рынках капиталов,дефицитом накоплений в российской экономике нужны последующие меры, направленные на его улучшение.Перечисленные меры, наряду с достижением в стране экономической и политической стабильности,позволят повысить рейтинг России и доверие западных инвесторов,снизить риски вложения инвестиций.

4.Проблемы и  факторы, влияющие на приток  инвестиций

 

Инвестиционный климат –  это совокупность политических,экономических,юридических,социальных,бытовых и других факторов, которые в конечном счете определяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования.

Приток иностранного капитала в любую страну,а также эффективность капиталовложений определяются преимуществами инвестиционного климата в данной стране.

Основными препятствиями  для притока иностранного капитала в Россию являются:неотработанность законодательства,чрезмерные налоги, отсутствие механизма защиты иностранных инвестиций,криминогенность обстановки,распространение коррупции.Многие иностранные предприниматели называют последние причины в качестве основных, а также подчёркивают нестабильность''правил игры''.

Необходимым условием для  привлечения иностранных капиталов  в Россию является борьба с криминальными  элементами.В международной экономике всё больше возрастает роль мелких и средних инвесторов,а они и являются основными объектами криминальных структур. Важнейшей причиной недостатка капиталовложений является именно криминальность нашего общества.

За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов,которые желали вложить средства в российские предприятия,но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа стали:

высокие издержки и, как следствие, неконкурентоспособность производства в России;

сложные и запутанные способы  регистрации инвестиций в российские предприятия;

неуступчивость российских партнёров, а также их неадекватная оценка вклада российской стороны;

резкое расхождение между  словами и делами российских руководителей  и чиновников (почти все компании жалуются на то, что на встречах с  российскими руководителями высокого уровня – членами правительства, министрами, руководителями субъектов  Российской Федерации – их заверяют в том, что им предоставят помощь в решении возникших проблем, но когда дело доходит до непосредственных исполнителей, движение полностью останавливается);

неготовность руководителей  российских предприятий к конкретным действиям и сотрудничеству с  иностранными инвесторами, низкий уровень  менеджмента.

Крайне острой проблемой  стало регулирование таможенного  режима в России.В настоящее время ряд иностранных компаний, реализующих импортозамещающие проекты, столкнулись с ситуацией,в которой действующие ставки таможенных пошлин на сырьё,комплектующие и готовую продукцию делают производство в России нецелесообразным.

Неблагоприятный инвестиционный климат имеет для страны,принимающей инвестиции,реальное денежное выражение, в котором исчисляются материальные потери вследствие недополучения значительных инвестиций и низкой эффективности«работающих»капиталовложений.

Для потенциальных инвесторов в России при анализе политической ситуации решающую роль играет политика государства в отношении иностранных  инвестиций,вероятность национализации иностранного имущества,участие страны в системах международных договоров по различным вопросам, прочность государственных институтов,преемственность политической власти, степень государственного вмешательства в экономику и т.д.

На инвестиционном климате  отрицательно сказываются не только прямые ограничения деятельности иностранных  фирм, содержащиеся в законодательстве,но и нечёткость и особенно нестабильность законодательства принимающей стороны, поскольку эта нестабильность лишает инвестора возможности прогнозировать развитие событий,что снижает рентабельность вложений.

Одним из проявлений кризисного состояния российской экономики  является инвестиционный кризис, означающий долговременную тенденцию снижения объёма капиталовложений,а, следовательно,быстрое устаревание основных фондов и тем самым угрозу утраты не только конкурентоспособности,но и самой возможности существования многих предприятий и целых отраслей.Выход из кризиса зависит от решения проблемы инвестиций.

Среди экономических параметров основное внимание при оценке инвестиционного  климата уделяется общему состоянию  экономики,положению в валютной, финансовой и кредитной системах, таможенному режиму, возможностям использования рабочей силы(стоимость рабочей силы и её соотношение со средним уровнем квалификации работников и производительности труда).

Большую роль в оценке социальной среды для инвестиций играют показатели отношения к иностранным инвестициям  в обществе,степень его расслоения,наличие или отсутствие согласия по основным вопросам экономического и социального развития страны,уровень безработицы,возможность забастовок.

Заключение

 

Таким образом, в ходе исследования автор пришел к следующим выводам. Иностранные инвестиции оказывают  значительное воздействие на состояние  государственных финансов. Это воздействие  может быть как прямым, так и  косвенным. На основе анализа тенденций  развития международных экономических процессов можно сказать, что непосредственное воздействие иностранных инвестиций на государственные финансы путем внешних заимствований постепенно снижается. В то же время,особое значение приобретает механизм косвенного воздействия,который осуществляется путем инвестирования реального сектора экономики и последующего перелива капитала.

Приток иностранного капитала в Россию значительно сократился в связи с кризисом2008 г. На сегодняшний  день иностранные инвестиции в России являются одним из главных источником финансирования бюджетного дефицита (кредиты  иностранных государств и международных  организаций,облигационные займы). С другой стороны, иностранный капитал пока не стал фактором экономического роста даже в тех отраслях и регионах, где его объемы наиболее велики.Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране, наличием большого количества инвестиционных рисков (правовых,инфляционных,криминальных и др.). То есть,чтобы способствовать увеличению государственных доходов за счет перелива капитала,Правительству необходимо выработать четкий механизм инвестиционной политики, а также предпринять определенные шаги для улучшения инвестиционного климата. Анализируя возможные варианты инвестиционной политики, можно выделить первостепенные мероприятия,которые должны быть осуществлены.Это систематизация законодательной базы, касающейся иностранных инвестиций,определенные меры по борьбе с коррупцией,предоставление налоговых льгот иностранным инвесторам.

Информация о работе Иностранные инвестиции и их роль в экономике России