Иностранные инвестиции и их роль для экономики Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 10:54, курсовая работа

Описание

Целью моей работы является анализ развития иностранных инвестиций в Республике Казахстан

Содержание

•Введение
•Глава 1 Теоритические основы иностранных инвестиций и их роль для экономики
•Глава 2 Анализ развития иностранных инвестиций в РК и их роль для экономики
•Глава 3 Совершенствование развития инвестиционной деятельности в РК
•Заключение

Работа состоит из  1 файл

курсовая 1.doc

— 133.00 Кб (Скачать документ)

     Принятые  законодательные акты и организационные  мероприятия способствовали укреплению инвестиционной привлекательности  страны и, соответственно, притоку иностранных инвестиций в казахстанскую экономику. Как результат, Казахстан уже на протяжении нескольких лет является лидером среди стран СНГ по объему привлекаемых прямых иностранных инвестиций на душу населения, а также первым среди стран СНГ получил международный рейтинг инвестиционного класса.  
8 января 2003 года принят
Закон Республики Казахстан «Об инвестициях», построенный на базе двух предыдущих законов. Данным законом, в первую очередь, были регламентированы равенство мер стимулирования инвестиций, как для иностранных, так и для отечественных инвесторов, гарантии защиты прав инвесторов, порядок разрешения споров с участием инвесторов.

     Правовой  режим предусматривает гарантии для иностранных инвесторов, основные из которых:

  • национальный режим, т.е. иностранные инвесторы, вправе пользоваться условиями не менее благоприятными, чем для инвестиций отечественных инвесторов;
  • правительственные гарантии от имени республики;
  • гарантии от изменений законодательства и политической ситуации;
  • гарантии от экспроприации;
  • гарантии от незаконных действий государственных органов и должностных лиц;
  • компенсация и возмещение убытков иностранным инвесторам;
  • гарантии использования доходов и собственных валютных средств;
  • гласность в деятельности иностранных инвесторов;
  • гарантии при государственной проверке.

     С точки зрения политиков и экономистов  республики, с участием иностранного капитала можно решать следующие  задачи:

  • повысить эффективность экспортного потенциала, преодолеть его сырьевую направленность и развить импортозамещающие производства;
  • усилить экспортную экспансию страны и упрочить ее позиции на внешних рынках;
  • повысить научно-технический уровень производства с помощью новотехники и технологий, методов управления и сбыта продукции;
  • увеличить налоговые поступления в государственный бюджет;
  • содействовать развитию отсталых и депрессивных районов и создать но- вые рабочие места в национальной экономике;
  • использовать современный производственный и управленческий опыт через обучение и переподготовку кадров;
  • достигнуть экономической самостоятельности Казахстана.

     Таким образом, зарубежное инвестирование выступает  как объективно необходимый процесс  для Казахстана, т.к. он способствует обузданию кризиса и, одновременно, финансовой стабилизации экономики, решает стратегические и тактические задачи макроэкономического характера, такие как борьба с инфляцией, структурная перестройка, искоренение технологической и управленческой отсталости экономики. То есть все эти факторы доказывают важность привлечения и использования внешних капитальных вложений.

     Как известно, главной задачей государственной  инвестиционной политики нашей страны является создание благоприятной среды  для расширения внебюджетных источников финансирования капитальных вложений и привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций на основе дальнейшего совершенствования нормативно-законодательной базы и государственной поддержки эффективных инвестиционных проектов.

     Таким образом, нами была сделана попытка определить и выявить основную цель политики привлечения иностранных инвестиций – это преодоление экономической отсталости, обеспечение высокого качества жизни населения страны на основе использования зарубежных капиталов в модернизации и структурных преобразованиях национальной экономики. Достижение данной стратегической цели обеспечит решение следующих задач:

  • развитие экспортного потенциала;
  • развитие импортозамещающих производств;
  • увеличение налоговых поступлений;
  • создание новых рабочих мест и т.д.

Правительство Казахстана уделяет значительное внимание таким направлениям, как инвестирование экономики регионов, выравнивание межрегиональных  различий, преодоление кризисных  явлений и отставания в экономическом  развитии отдельных регионов. Поэтому Казахстан является наиболее инвестиционно привлекательным государством СНГ.

На основе исследования «Инвестиционная привлекательность» компанией «Эрнст энд Янг» в 2010 году Республика Казахстан является одной из трех наиболее привлекательных для инвестиций стран СНГ, после Украины и России. Казахстан демонстрирует высокие показатели в области привлечения прямых иностранных инвестиций, особенно в добывающих отраслях. Для реализации масштабных планов страны по диверсификации экономики правительству необходимы прямые иностранные инвестиции, которые предполагают не только вклад финансовых средств, но также передачу знаний, высокотехнологичного оборудования и обеспечение возможности для развития кадрового потенциала.

На основе того же исследования работающие в Казахстане инвесторы в значительной степени удовлетворены своими инвестиционными решениями. Многие из них оценивают деловую среду как «сложную, но открывающую возможности». Некоторые участники исследования указали, что рассматривают Казахстан в качестве рынка стратегического роста на своих картах глобального корпоративного планирования. На вопрос «Если бы у Вас была возможность пересмотреть решение о направлении инвестиций в Казахстан, приняли ли бы Вы по-прежнему решение об осуществлении инвестиций?» 81% инвесторов ответили утвердительно.

За 10 лет  независимости страна прошла дальше в рыночных преобразованиях, чем  другие страны СНГ. Благодаря реформам, Казахстан смог сохранить стабильность и добиться устойчивых темпов экономического роста. Так, по оценкам ЕБРР, Казахстан занял первое место среди стран СНГ и третье - среди стран Восточной Европы и Балтии по объемам привлекаемых иностранных инвестиций.

Согласно  статистическим данным Национального банка РК, за период с 1993-го по первое полугодие 2010 года в экономику Казахстан, в общей сложности было привлечено $118,5 млрд прямых иностранных инвестиций. Крупнейшими странами-инвесторами выступили Нидерланды – $25,6 млрд, США – $20,2 млрд, Великобритания – $9,9 млрд, Франция – $6,6 млрд, Британские Виргинские острова – $6,3 млрд и Италия – $5 млрд. В последние годы региональная инвестиционная политика Казахстана ориентирована на добывающую промышленность, в первую очередь, нефтяную.

Наибольшая  доля инвестиций была вложена в пять регионов. Это так называемые переинвестированные  регионы, из которых четыре - Западно-Казахстанская, Атырауская, Актюбинская и Мангистауская  области - являются действующими и перспективными регионами нефтегазодобычи. К ним близка ещё одна нефтегазодобывающая область - Кызылординская. Концентрируя всего лишь 18% инвестиционного потенциала, эти области за последние два года аккумулировали более 51% всех инвестиций Республики.

Напротив, в пятёрку привлекательных регионов, где сосредоточено 57% инвестиционного потенциала (город Алматы, Карагандинская, Павлодарская, Восточно-Казахстанская и Костанайская области), за последние два года было вложено менее трети всех инвестиций в экономику Казахстана.

Восточно-Казахстанская область является одним из наиболее привлекательных регионов в плане инвестиций. По оценке ЕБРР, по инвестиционному потенциалу ВКО занимает 3-е место в государстве, а, с учетом рисков, по инвестиционной привлекательности область находится на 10-ом месте.

В свете  создания Таможенного союза выходят  на передний план вопросы конкуренции  за инвестиции. Инвестиционный климат Казахстана должен быть, как минимум, не менее привлекательным, чем в  других странах-участниках ТС.

В этой связи необходимо отметить, что в рамках ТС для Казахстана сохраняются инвестиционные преференции на освобождение от уплаты таможенных платежей на оборудование и комплектующие, ввозимые для реализации инвестиционных проектов на территории республики.

Таким образом, в Казахстане уже сегодня имеются условия для создания производств, ориентированных не только на внутренний рынок, но и на соседние страны, в первую очередь на рынок ТС. Вместе с тем принимаются меры по их дальнейшему улучшению.

В частности, в целях приведения казахстанского законодательства в соответствие с нормами Таможенного кодекса ТС министерством ведется работа по внесению изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам инвестиций, которые предусматривают распространение инвестиционных преференции в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин:

1) на  импорт запасных частей оборудования, сырья и материалов, ввозимых  для реализации инвестиционного  проекта (согласно действующему  законодательству освобождение  от уплаты таможенных пошлин  предоставляется только на импорт оборудования и комплектующие к нему);

2) на  эксплуатационный период после  ввода в эксплуатацию объекта  инвестиций (согласно действующему  законодательству инвестиционный  проект завершается после ввода  в эксплуатацию объекта инвестиций);

3) на лизингодателя, который импортирует предмет лизинга (в т.ч. в рамках договора операционного лизинга). 
 
 

    2.2. Роль  иностранных инвестиций: положительные  и отрицательные стороны 
     

     Для стимулирования притока иностранных  инвестиций и финансового контроля за их использованием необходимо совершенствовать действенность механизма государственного регулирования процесса привлечения внешней помощи, включающего организационную структуру управления иностранными инвестициями и широкий арсенал правовых и экономических средств, используемых специалистами этой структуры; совершенствовать систему страхования и перестрахования рисков; налаживать качественное и своевременное информационное обеспечение иностранных инвесторов; осуществлять целый ряд других мер, но главное – инвестиционная политика Республики Казахстан должна быть гибкой, прагматичной и соответствующей происходящим внутренним и внешним экономическим реалиям.

     Для решения этих задач, а также для  обеспечения структурных преобразований экономики на основе программы действий правительства по углублению реформ и в условиях ограниченности внутренних источников финансирования исключительно важное значение приобретает привлечение иностранного капитала в экономику республики.

     Привлечение и эффективное использование  иностранных инвестиций в экономику республики является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества Казахстана с зарубежными странами. Многие экономисты весьма противоречиво оценивают иностранные инвестиции и их роль в экономике. Одни экономисты считают, что инвестиции приведут к утрате экономической независимости, другие видят в них чуть ли не единственный источник спасения и подъема национальной экономики. Первые утверждают: произойдет распродажа отечества, неизбежен экономический крах. Вторые видят в них возможность опереться на международную мобильность факторов производства, трансферт знаний, технологий, опыта управления.

     Но  при противоположности взглядов они едины в одном – иностранные  инвестиции окажут существенное воздействие на ход экономических преобразований – и предлагают объективно оценить возможные негативные и позитивные последствия привлечения внешних факторов производственного развития, выработать инвестиционную политику, отвечающую интересам Казахстана, его народа, обеспечивающую преодоление кризисных явлений и достижение перспективных целей.

     В международной практике под иностранными инвестициями понимаются все виды имущественных  и интеллектуальных средств, вкладываемые иностранными инвесторами в производство товаров и услуг с целью получения прибыли.

     Суть  проблемы аккумулирована в вещественных факторах производства. Все ощутимее становится старение основных фондов. Промышленность Казахстана нуждается  в новых технологиях, более совершенной  технике. Все это обусловливает необходимость привлечения иностранных инвестиций.

     Казахстанские предприятия зачастую не отвечают требованиям  рыночной экономики не только в силу изношенности своего оборудования, но и по многим другим показателям. Большинство  из них стоят перед проблемой закрытия и организации на их месте новых, действительно современных предприятий, организаций. А это тоже требует значительных инвестиционных вливаний.

     К этому следует добавить, что в Казахстане, как и в других посткоммунистических государствах Восточной Европы и бывшего СССР, находящихся в процессе формирования рыночных отношений, дело не только в нехватке внутренних сбережений для быстрой модернизации экономики. Хотя Казахстану и свойственны крупный рыночный потенциал, изобилие природных ресурсов и стратегическое деловое месторасположение, по мнению многих иностранных инвесторов, инвестиционный климат Республики Казахстан перспективен, но нестабилен. Нестабильность сопровождается преобладанием ряда негативных факторов, которые препятствуют притоку иностранных инвестиций в республику. Присутствие этих факторов обусловлено негативным отношением иностранных инвесторов к внутренней политике Правительства Республики Казахстан. В результате опроса заинтересованных иностранных инвесторов были выявлены пять основных преград на пути притока иностранных инвестиций в Казахстан:

Информация о работе Иностранные инвестиции и их роль для экономики Казахстана