Инвестиции в человеческий капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 16:35, реферат

Описание

Целью данной работы является рассмотрение состояния организации оплаты труда, проанализировать действующие элементы организации заработной платы, формы и системы оплаты труда, выяснить их недостатки, а так же формы, виды инвестирования в человеческий капитал.

Содержание

Введение 3
1 Оплата труда: сущность, функции, и принципы организации 5 1.1 Сущность заработной платы 5 1.2 Функции, элементы и принципы организации заработной платы 8 2 Инвестиции в человеческий капитал 12 2.1 Вложение в образование 12 2.2 Подготовка по месту работы 14 Заключение 18
Список использованных источников 20

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 89.70 Кб (Скачать документ)
align="justify">Таблица 1- минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации

Срок, с которого  установлен минимальный размер оплаты труда Сумма минимального  размера оплаты  труда (руб., в месяц) Нормативный акт, установивший минимальный размер оплаты труда
 c 1 мая 2002г.      450      Федеральный закон от 29.04.2002 N 42-ФЗ
 c 1 июля 2001г.      300      Федеральный закон   от 19.06.2000 N 82-ФЗ
 с 1 января 2001 г.      200      Федеральный закон   от 19.06.2000 N 82-ФЗ
 с 1 июля 2000 г.                  132      Федеральный закон                    от 19.06.2000 N 82-ФЗ
     

          Таким образом, можно отметить недостаточно эффективное обеспечение государством воспроизводственной функции заработной платы, отсутствие должной связи между суммой минимальной заработной платы и стоимостью набора материальных благ для нормальной жизнедеятельности и воспроизводства.

     Мотивационная функция заработной платы кажется наиболее важной в условиях рыночной экономики. Она направлена на побуждение работников к более эффективному труду путем организации материального стимулирования, поощрения и льготирования.

     Кажется, что в самой природе заработной платы, как основного мерила трудового  вклада, заложен некоторый элемент  мотивации, направленный не только на реализацию людских потребностей (в  пище, воде – по А. Маслоу), но и на обеспечение потребностей более высокого ранга. Действительно, для многих людей размер заработной платы является показателем статуса человека в обществе и неким элементов признания и уважения. Поэтому очень важно, чтобы организация оплаты труда на предприятиях стимулировала работников к большей эффективности и творчеству.

     Измерительно-распределительная  функция. Эта функция предназначена  для отражения меры живого труда  при распределении фонда потребления  между наемными работниками и  собственниками средств производства. Посредством заработной платы определяется индивидуальная доля в фонде потребления каждого участника производственного процесса в соответствии с его трудовым вкладом.

     Ресурсно-разместительная функция. Значение данной функции в настоящее время существенно возрастает. Сущность ее состоит в оптимизации размещения трудовых ресурсов по регионам, отраслям экономики, предприятиям. В условиях, когда государственное регулирование в сфере размещения трудовых ресурсов сводится к минимуму, а формирование эффективно функционирующего рынка труда возможно лишь при наличии свободы у каждого наемного работника в выборе

места приложения своего труда, стремление к  повышению жизненного уровня обусловливает  его перемещение с целью нахождения работы, в максимальной степени, удовлетворяющей  его потребности.

     Функция формирования платежеспособного спроса населения. Назначение этой функции - увязка платежеспособного спроса, под которым  понимается форма проявления потребностей, обеспеченных денежными средствами покупателей, и производства потребительских  товаров. Поскольку платежеспособный спрос формируется под воздействием двух основных факторов-потребностей и доходов общества, то с помощью  заработной платы в условиях рынка  устанавливаются необходимые пропорции  между товарным предложением и спросом.

     Для реализации вышеназванных функций, на мой взгляд, необходимо соблюдение следующих важнейших принципов:

     а) Повышение реальной заработной платы по мере роста эффективности производства и труда.

     б) Обеспечение опережающих темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы (или темпов роста объемов выпуска продукции над темпами над темпами роста фонда потребления).

     в) Дифференциация заработной платы в зависимости от трудового вклада работника в результаты деятельности предприятия, содержания и условий труда, района расположения предприятия, его отраслевой принадлежности.

     д) Равная оплата за равный труд.

     ж) Государственное регулирование оплаты труда

     и) Учет воздействия рынка труда.

     к) Простота, логичность и доступность  форм и систем оплаты труда.

     Рассмотренные функции и принципы заработной платы  направлены на создание единой системы  организации оплаты труда как  цельной совокупности элементов, отражающих вклад работника в трудовой процесс, учитывающий его затраты, оценивающий  результаты деятельности и обеспечивающий соразмерное возмещение вложенных  затрат.    

            
 

           2 Инвестиции в человеческий капитал

         

           2.1 Вложение в образование

      

     Современный рынок труда имеет ряд особенностей. Так многие варианты предложения  труда предполагают значительные предварительные  инвестиции со стороны работника.

     На  рынке труда работники берут  на себя несколько основных видов  вложений капитала. К ним относятся  расходы на поиск работы, миграцию, вложение в образование и профессиональную подготовку. Эти затраты имеют: существенную схожесть с вложениями капитала других видов и в экономической теории относятся к инвестициям в  человеческий капитал.

     Затраты, связанные с вложениями в человеческий капитал, можно разбить на следующие  группы:

     а) прямые затраты, или расходы потенциального работника в виде оплаты обучения, приобретения учебников, расходов на поиски работы, смену места жительства и др.;

     б) упущенный заработок, являющийся другим источником издержек и появляющийся в связи с тем, что в процессе вложения в человеческий капитал работнику не удается работать вообще или приходится трудится в режиме неполного рабочего дня;

     в) моральный ущерб, представляющий собой третий вид издержек, имеющий место из-за того, что получение образования является трудным занятием, поиск работы - утомительным делом, а миграция нарушает привычный образ жизни, ведет к расставанию с друзьями, знакомыми и т.п.

     К ожидаемой отдаче от инвестиций в  человеческий капитал относят более 

высокий уровень заработка, большее удовлетворение от избранной работы, более высокую  оценку нерыночных видов деятельности, улучшение условий труда и  прочее.  

     Рассмотрим  более подробно вопрос о вложениях  в образование.

     Одним из важнейших факторов роста спроса на образование со стороны потенциальных  работников выступает желание получить, прежде всего, долгосрочные выгоды. Такие выгоды могут быть представлены частично в виде более высоких заработков, частично как более широкий доступ и интересной, перспективной и приятной работе, отчасти в виде престижа или повышения удовлетворения от нерыночной деятельности в будущем.

     Затраты на обучение обычно производятся в  течение сравнительно короткого  промежутка времени и бывают довольно высокими. Как же определить выгодность вложения капитала в образование?

     Для расчета выгод от инвестиций в  человеческий капитал (в нашем случае - в высшее образование) необходимо провести прогрессивное дисконтирование  выгод ожидаемых в будущем. Дисконтирование  представляет собой приведение друг к другу потоков доходов (выгод) и затрат на основе ставки дисконта с целью получения текущей (сегодняшней) стоимости будущих доходов.

     Текущая стоимость потока ежегодных выгод (В) через время (Т) может быть рассчитана по формуле:

     Текущая стоимость =                             ( 1 ) 

     где, r - процентная ставка (или ставка дисконтирования),

     В1,В2,В3,…,Вт – ежегодная разница в заработках выпускника вуза и средней                    школы.

     Инвестиции  в образовании имеют смысл, если текущая стоимость выгод (денежных и моральных) больше или хотя бы равняется  издержкам:  

                                                                    ( 2 ) 

     где С - общие издержки на образование (например, в объеме вуза).

     В реальной жизни немногое потенциальные  работники при принятии решений  прибегают подобным математическим расчетам. Однако если производить  и менее формальные оценки, с учетом тех же факторов, то можно сделать  ряд предположений относительно инвестиций в высшее образование:

     1) вероятность поступления в вузы  людей ориентированных на текущий  момент меньше, чем ориентированных  на будущее; 

     2) количество обучающихся в вузах  уменьшается при увеличении расходов  на обучение;

     3) численность обучающихся в вузах  возрастает, если различия в заработках  выпускников вузов и средних  школ увеличивается; 

     4) выгодность получения образования  в молодом возрасте выше, чем  в старшем.   

     2.2 Подготовка по месту работы  

     Многие  повышают свою производительность, овладевая  новыми навыками и совершенствуя  уже имеющиеся непосредственно  на рабочем месте. Очевидно, будущую  производительность можно повысить лишь ценой определенных издержек, так как в противном случае спрос на подготовку был бы безграничен. Ее издержки состоят из потраченного времени и усилий самого обучающегося работника, преподавательской деятельности, осуществляемой другими, а также  используемого оборудования и материалов. Эти затраты являются издержками в том смысле, что они могли  бы служить для выпуска текущей  продукции вместо того, чтобы направляться на увеличение будущего выпуска. Объем  расходов и продолжительность подготовки частично зависят от ее типа, поскольку, скажем на подготовку молодого врача  затрачивается больше средств в течение более продолжительного периода, чем на подготовку оператора станков.

     Работники платят за общую подготовку, получая  заработную плату ниже, чем они  могли бы иметь где-либо в другом месте. "Заработки" в период подготовки

выступают как разность между показателем  доходов, или потоков (потенциальным  предельным продуктом), и показателем  капитала, или запасов (издержками подготовки), так что счета по капиталу и  по прибылям и убыткам оказываются тесно взаимосвязаны, и изменения по каждому будут отражаться на заработной плате. Другими словами, заработки лиц, получающих подготовку по месту работы, должны быть очищены от инвестиционных издержек, если придерживаться принятого в настоящей работе определения чистых заработков, согласно которому все инвестиционные издержки подлежат вычету из "валовых" заработков. Таким образом, наш отход - вытекающий из подобного определения от обычных правил бухгалтерского учета для операций по материальным средствам, когда счета по капиталу и по прибылям и убыткам оказываются разделенными, не является произвольным. Такое решение объясняется фундаментальными различиями в способах списания "материального" и человеческого капитала. Все дело, конечно, в глубоко укоренившемся нежелании трактовать людей в качестве капитала и вытекающей отсюда тенденции считать доходом все поступления в виде заработной платы.

     Подготовка  оказывает серьезное влияние  на характер взаимосвязи между заработками и возрастом, продемонстрированной на рисунке 2.

                                                   

                                                   Рисунок 2 – Кривая Беккера

     

     Предположим, что не прошедшие подготовку лица получают постоянный заработок независимо от возраста, как это показывает горизонтальная прямая UU на графике. Проходящие подготовку лица будут иметь более низкие заработки в течение периода подготовки, потому что в это время они осуществляют ее оплату, и более высокие заработки в старших возрастах за счет получаемого тогда дохода от подготовки. Совместное действие этих факторов -- плата за подготовку и получение от нее доходов -- будет вести к тому, что кривая изменения заработков с возрастом у прошедших подготовку (кривая ТТ на графике) окажется круче по сравнению с теми, кто ее не проходил. Различие будет тем сильнее, чем больше издержки инвестирования и отдача от них.

     Благодаря подготовке эта кривая становится не только более крутой (как видно  на графике), но и более вогнутой; говоря иначе, темп прироста заработков в молодые годы оказывается сильнее, чем в пожилые. Возьмем крайний случай и предположим, что подготовка повышает уровень предельной производительности, но никак не отражается на наклоне кривой, так что предельная производительность тех, кто получил подготовку, также не меняется с возрастом. Если заработки равны предельному продукту, ТТ окажется параллельна UU и просто будет лежать выше нее, без какого-либо наклона или вогнутости. Однако, так как в период подготовки заработки проходящих ее лиц будут меньше их предельной производительности, а впоследствии равны ей, они резко подскочат в момент завершения подготовки, а затем будут оставаться неизменными (как показано пунктирной линией Т'T' на графике), что придаст вогнутость всей кривой в целом. В этом крайнем случае возникает "крайняя" вогнутость (как у кривой ТТ); в не столь крайних случаях и вогнутость будет более сглаженной, хотя принцип остается тем же.

Информация о работе Инвестиции в человеческий капитал