Инвестиционная стратегия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 17:53, реферат

Описание

Общие подходы к формированию инвестиционной стратегии могут быть следующими. Концепция, лежащая в основе региональной инвестиционной стратегии, должна базироваться на системе организационных мер, обеспечивающих продвижение к намеченной цели. Инвестиционная стратегия призвана: направлять хаотичный приток промышленных инвестиций в русло решения общенациональных задач, сохранять занятость, увеличивать налогооблагаемую базу, обеспечивать защиту окружающей среды; повышать объемы «продуктивного» инвестирования и сокращать масштабы «спекулятивного»; способствовать структурной перестройке промышленности.

Работа состоит из  1 файл

Ивестиционная стратегия.docx

— 110.06 Кб (Скачать документ)

Исходя  из этого, в состав работ по формированию системы управления должны быть включены: формирование корпоративной системы  деятельности, разработка системы регионального  управления, а также подготовка предложений  по проведению адаптации деятельности и систем управления предприятий  к региональному руководству. Общая  структура формирования системы  управления включает разработку целевой  стратегии развития, формирование подстратегий ее деятельности, осуществление целостной системы мероприятий по преобразованию отдельных предприятий в единый административно-хозяйственный комплекс. Организационно реализация принципов регионального управления, как правило, предполагает решение следующих проблем:

– разработка стратегии совместной деятельности участников;

– определение  перспективных направлений развития как единого производственно-хозяйственного комплекса региона;

– разработку комплексной региональной программы формирования систем управления региона в целом и его отраслевых структурных элементов;

– разработку системы управления инвестиционными  ресурсами;

– формирование системы контроля за деятельностью.

В рамках региональной стратегии узловым  моментом также выступает совершенствование  организационной структуры управления каждым предприятием, включающее реструктуризацию ключевых сфер управленческой и производственной деятельности, совершенствование хозяйственно-договорных отношений с партнерами во внутренней и внешней среде и, кроме того, адаптацию кадровой и информационной систем управления к новым условиям рыночного функционирования. Подготавливаемые меры в этих областях создают необходимые предпосылки к повышению эффективности стратегических управленческих решений, а главное – к улучшению инновационного и инвестиционного климата региона.

Структура производства и, соответственно этому, структура управления являются лишь одним из элементов, определяющих реакцию  регионального хозяйства на требования среды. Поэтому, чтобы определить действительный вклад структуры управления, необходимо сначала понять характер реакции, которая  требуется эффективному производству, а затем определить то, как она  соотносится со структурой. Приведение в соответствие внешнего окружения, стратегии и потенциала для определения  существа требуемого управления автору видится необходимым при обеспечении  должной реакции конкретного  производства на какой-либо определенный уровень изменений окружающей среды.

В результате стратегическими задачами регионального  развития выступают:

– создание современной производственной базы для концентрации и глубокой переработки  продукции региона с дальнейшей ее реализацией в регионе и  за его пределами, а также развитие сопутствующих производств и  видов деятельности;

– осуществление  комплекса стратегических, тактических  и текущих (оперативных) мероприятий  по целевому управлению хозяйственной  деятельностью региона, исходя из сложившейся  и прогнозируемой экономической  и социальной ситуации в регионе  и в стране;

– создание благоприятных условий для максимального  накопления капитала области с помощью  бюджетных, налоговых, инвестиционных, производственных, организационных  и других рычагов, а также коммерческого  капитала;

– проведение действенного контроля и комплексного учета всей хозяйственной деятельности с целью ее упорядочения в рамках региона;

– осуществление  единой стратегии экономического развития региона на основе создания эффективной  территориально-производственной зоны;

– обеспечение  региона собственной высококачественной продукцией на основе использования  современных технологий, высокоэффективного оборудования и инноваций;

– расширение межрегиональных и международных  связей на основе взаимного товарообмена производимой продукцией;

– рациональное использование имеющихся в регионе  энергетических, материальных, финансовых, интеллектуальных, трудовых ресурсов и снижение социальной напряженности  в результате повышения занятости  и жизненного уровня населения региона.

Приведенный перечень основных задач, несомненно, может быть дополнен в зависимости  от территориальных, производственно-экономических, социально-политических и других особенностей каждого рассматриваемого региона. В свою очередь, перечень поставленных задач определяет концепцию регионального  развития, которая формирует состав конкретных инновационных программ и инвестиционных проектов.

В итоге  стратегия реализуется через  комплексную систему подготавливаемых стратегических мероприятий, в числе  которых целесообразно выделить:

– создание системы управления и органов  управления хозяйством региона на основе принципов корпоративизма;

– инвентаризацию всех (имущественных, финансовых и т.д.) активов, источников дохода, имеющихся  и потенциальных резервов, действующих  хозяйственных взаимосвязей;

– инвентаризацию земель и составление областного кадастра, определение процедур пользования  земельными и природными ресурсами;

– оценку трудовых ресурсов с позиции восприятия современного менеджмента для воспитания корпорационной культуры управления в  регионе;

– реструктуризацию и реформирование промышленной и  финансовой сферы деятельности;

– расширение внешних связей региона, включая  инвестиционные и торговые;

– создание единого корпоративного хозяйства  региона;

– правовое оформление отношений участников.

Для приведения проводимых стратегических мероприятий  к единой управленческой модели на каждом направлении хозяйственной  деятельности устанавливаются приоритеты, структура и содержание мероприятий, сроки достижения целей, конкретные ответственные (юридические и физические лица со стороны администрации, органов управления и т.д.) правовой статус структур управления хозяйством региона, которые в результате и позволяют практически реализовывать стратегию в установленном режиме.

Инвестиционный  потенциал региона – это совокупная возможность собственных и привлеченных в регион экономических ресурсов обеспечивать при наличии благоприятного инвестиционного климата инвестиционную деятельность в целях и масштабах, определенных экономической политикой  региона.

 

Выделим ряд факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов. Так, наиболее значимыми для оценки инвестиционного потенциала региона  являются следующие факторы:

  1. ресурсно-сырьевой – средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов;
  2. производственный – совокупный результат хозяйственной деятельности в регионе;
  3. потребительский – совокупная покупательная способность населения региона;
  4. инфраструктурный – экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность;
  5. интеллектуальный – образовательный уровень населения;
  6. институциональный – степень развития ведущих институтов рыночной экономики;
  7. инновационный – уровень внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе.

 

При распределении  инвестиций следует иметь в виду комплексность развития отраслей. Системный  подход к исследованию стратегии  развития промышленности предполагает выделение промышленных комплексов взаимосвязанных производств –  так называемых кластеров. России и ее регионам необходимо продвигаться по пути формирования кластерных структур, которые широко представлены в передовых экономиках. Надо отдавать себе отчет в том, что ни одна страна, тем более регион, не может быть конкурентоспособной во всех сферах деятельности одновременно. Западно-Сибирский регион должен сделать рывок в пределах отдельных кластеров.

Нужно стремиться к системному формированию кластеров  вокруг ключевых отраслей. При этом в состав кластеров должна включаться и сфера услуг (современные дистрибутивные и банковские системы), позволяющая  приблизить продукцию и технологии к конечному потребителю. Кластеры могут формироваться и на региональной основе, если наблюдается высокая  географическая концентрация взаимосвязанных  отраслей. Формирование конкурентоспособных  кластеров откроет дорогу мультипликативному нарастанию эффектов от инвестирования, в том числе и от инвестиций.

Можно предложить следующие принципы использования  региональных приоритетов для производственных инвестиций:

– поощрение  производственных инвестиций, прежде всего в ключевые отрасли, формирование кластеров и развитие отраслей - потребителей;

– выбор  в первую очередь отраслей, обладающих наибольшим мультипликативным эффектом. При разработке региональных приоритетов  следует отдать предпочтение направлениям, ведущим к сбалансированному  развитию региона;

– зависимость  шкалы приоритетов не только от важности отраслей для развития российской экономики, но также и от той роли, которую  они играют на рынках основных конкурентов;

– направление  инвестиций в отрасли, позволяющие  в кратчайшие сроки аккумулировать доходы и увеличить налогооблагаемую базу.

В Российской Федерации следует использовать систему инструментов инвестиционной стратегии, которые должны отражаться в специфическом, адаптированном к  национальной экономике «пакете» взаимосвязанных  мер. Каждая отдельная мера, даже если она является эффективной, не может  гарантировать успеха сама по себе. Успех возможен только при задействовании комплекса инвестиционных инструментов. К ним относятся:

1. Побудительные  механизмы;

2. Зоны  экономического и технического  развития;

3. Информационная  система инвесторов;

4. Коммуникационные  компании;

5. Консалтинг  для топ-менеджмента;

6. Финансовый  инжиниринг.

Формируя  систему стимулов, нельзя забывать, что рынок инвестиций базируется на адекватной ему инфраструктуре. Именно она создает возможность  для перемещения ресурсов инвестиций. На наш взгляд, этой проблеме в России уделяется явно недостаточно внимания.

Составной частью инфраструктуры является информационная система для иностранных инвесторов. Многие западные компании еще неполно  информированы об основных отраслевых тенденциях и возможных партнерах  в России и ее регионах. Подобная неопределенность тормозит приток инвестиций.

Другим  необходимым инструментом активизации  инвестиционного процесса выступает  эффективная коммуникационная стратегия, включающая т.н. «паблик рилейшнз». Ее целями в области инвестиций должны быть:

– создание позитивного имиджа региона как  места размещения инвестиций;

– преодоление  представления о регионе как  неблагоприятном для инвесторов.

В дополнение к информационным и коммуникационным кампаниям инвестиции нуждаются  в стратегическом консалтинге, включая  сопровождение проектов и личные консультации инвесторов. Организация  специальной консалтинговой службы для привлечения инвестиций при  патронаже правительства – необходимый  инструмент для продвижения инвестиций на региональный рынок. Для повышения  эффективности консалтинговой службы она должна оперировать тщательно  продуманными сценариями развития предполагаемых проектов, данными бизнес- разведки и налаживать нужные контакты на частном и государственном уровнях.

Любая намечаемая в регионе хозяйственная деятельность, решение по реализации которой принимается  на региональном и местном уровне, требует детальной оценки всех возможных  факторов. В последнее время все  большее значение приобретает учет экологических факторов хозяйственной  деятельности. На примере материалов экологической оценки инвестиционных проектов проведен анализ процесса экологической  оценки с точки зрения возможностей учета социальных и этнокультурных особенностей территорий. В рамках существующего российского законодательства учет учета социальных и этнокультурных аспектов намечаемой в регионе хозяйственной  деятельности возможен на различных  стадиях оценки воздействия хозяйственной  и иной деятельности на окружающую среду (ОВОС) всех этапов инвестиционного  проекта (ИП). Можно следующим образом  классифицировать последствия намечаемой хозяйственной деятельности.

Последствия осуществления ИП в экологической  сфере:

1. Ущербы  используемым природным ресурсам;

2. Риски  чрезвычайных ситуаций.

Последствия осуществления ИП в социальной сфере:

1. Влияние  на культуру и традиционный  уклад жизни местного населения;

2. Занятость  местного населения;

3. Комфортность  проживания;

4. Влияние  на здоровье местных жителей;

5. Криминальная  среда.

Последствия осуществления ИП в экономической  сфере:

1. Смежные  отрасли;

Информация о работе Инвестиционная стратегия