Инвестиционные проекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:10, контрольная работа

Описание

Методы финансирования инвестиционных проектов отличаются значительным разнообразием: в этих целях могут использованы выпуск акций, приобретение кредита, лизинговое финансирование, ипотечные ссуды.

Каждая из используемых форм финансирования обладает определенными достоинствами и недостатками. Поэтому в любом инвестиционном проекте должна быть проведена тщательная оценка последствий инвестирования различных альтернативных схем и форм финансирования. Например, важно соблюдать правильное соотношение между долгосрочной задолженностью и акционерным капиталом, поскольку чем выше доля заемных средств, тем больше сумма, выплачиваемая в виде процентов.

Работа состоит из  1 файл

Готовый.docx

— 54.90 Кб (Скачать документ)

     5. Кредитование банком лизинговой операции (при необходимости). Обычно лизинговая фирма получает кредит у банка, принимавшего активное участие в ее создании.

     6. Оплата поставки. После подписания протокола приемки лизингодатель оплачивает стоимость объекта сделки поставщику.

     7. Выплата лизинговых платежей. Платежи лизингодателю являются основой возвратности полученного товарного кредита. Они предполагают погашение стоимости взятого в аренду лизингового имущества, оплату процентов, а также некоторые другие расходы.

     8. Возврат кредита с уплатой процентов по нему. Этот этап является необходимым в случае привлечения для финансирования лизинговой сделки банковского кредита. 
Особенности лизинговых операций по сравнению с традиционной арендой заключаются в следующем:  
объект сделки выбирается лизингополучателем, а не лизингодателем, который приобретает оборудование за свой счет;  
срок лизинга, как правило, меньше срока физического износа оборудования;  
по окончании действия контракта лизингополучатель может продолжить аренду по льготной ставке или приобрести арендуемое имущество по остаточной стоимости;  
в роли лизингодателя обычно выступает кредитно-финансовый институт — лизинговая компания, банк.  
Лизинг имеет признаки и производственного инвестирования, и кредита. Его двойственная природа заключается в том, что, с одной стороны, он является своеобразной инвестицией капитала, поскольку предполагает вложение средств в материальное имущество в целях получения дохода, а с другой стороны — сохраняет черты кредита (предоставляется на началах платности, срочности, возвратности).  
Выступая как разновидность кредита в основной капитал, лизинг вместе с тем отличается от традиционного кредитования. Обычно лизинг рассматривают как форму кредитования приобретения (пользования) движимого и недвижимого имущества, альтернативную банковскому кредиту. Преимущества лизинга перед кредитованием состоят в следующем:  
компания-лизингополучатель может получить имущество в лизинг для реализации инвестиционного проекта без предварительного накопления определенной суммы собственных средств и привлечения иных внешних источников;  
лизинг может быть единственным методом финансирования инвестиционных проектов, реализуемых компаниями, еще не имеющими кредитной истории и достаточных активов для обеспечения залога, а также компаний, находящихся в трудном финансовом положении;  
оформление лизинга не требует таких гарантий, как получение банковского кредита, поскольку обеспечением лизинговой сделки является имущество, взятое в лизинг;  
использование лизинга повышает коммерческую эффективность инвестиционного проекта, в частности, за счет льгот по налогообложению и применения ускоренной амортизации, а также удешевления некоторых работ, связанных с приобретением имущества (например, участие в предпродажной подготовке оборудования, контроль качества, монтаж оборудования, консультационные, координирующие и информационные услуги и др.);  
лизинговые платежи отличаются значительной гибкостью, они обычно устанавливаются с учетом реальных возможностей и особенностей конкретного лизингополучателя;  
если банковский кредит на приобретение оборудования выдается обычно в размере 50–80% его стоимости, то лизинг обеспечивает полное финансирование капитальных затрат, причем не требующее немедленного начала выплат лизинговых платежей. 

     2.5 Бюджетное финансирование

     Бюджетное финансирование инвестиционных проектов проводится, как правило, посредством финансирования в рамках целевых программ и финансовой поддержки. Оно предусматривает использование бюджетных средств в следующих основных формах: инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых предприятий, бюджетных кредитов (в том числе инвестиционного налогового кредита), предоставления гарантий и субсидий.

     В России финансирование инвестиционных проектов в рамках целевых программ связано с осуществлением федеральных  инвестиционных программ (Федеральная  адресная инвестиционная программа, федеральные  целевые программы), ведомственных, региональных и муниципальных целевых  инвестиционных программ.

     Федеральные целевые программы являются инструментом реализации приоритетных задач в  области государственного, экономического, экологического, социального и культурного  развития страны. Они финансируются  за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов федерации, муниципальных образований и  внебюджетных средств. Приоритетные секторы, для которых необходима государственная  поддержка в реализации инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета, определяются Министерством  экономического развития и торговли и Министерством финансов РФ по согласованию с другими федеральными органами государственной власти. Объекты, имеющие  в основном федеральное значение (стройки и объекты нового строительства  и технического перевооружения для  федеральных государственных нужд), включают в Федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП), определяющую объем государственных инвестиций по отраслям и ведомствам. Перечень объектов, финансируемых за счет ФАИП, формируется исходя из объемов государственных  капитальных вложений, направляемых на реализацию федеральных целевых  программ, а также на решение не включенных в эти программы отдельных  важнейших социально-экономических  вопросов на основании предложений, одобренных решениями Президента РФ либо Правительства РФ. Формирование данного перечня осуществляется Министерством экономического развития и торговли РФ с учетом предложений  государственных заказчиков по инвестиционным проектам, результатов подрядных  торгов и заключенных государственных  контрактов.

     Ведомственные целевые инвестиционные программы  предусматривают реализацию инвестиционных проектов, обеспечивающих развитие отраслей и подотраслей экономики.

     Региональные  и муниципальные целевые инвестиционные программы предназначены для  реализации приоритетных направлений  социально-экономического развития на региональном и муниципальном уровнях  соответственно.

     Бюджетные средства, предусмотренные для финансирования инвестиционных программ, включаются в состав расходов бюджета соответствующего уровня. Процедура предоставления бюджетных  инвестиций предполагает подготовку пакета документов, состоящего из технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана  передачи земли и сооружений, проекта  договора между соответствующим  органом исполнительной власти и  субъекта инвестиций об участии в  собственности последнего. Только при  наличии указанных документов инвестиционный проект может быть включен в проект соответствующего бюджета.

     Предоставление  государственных бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными унитарными предприятиями, влечет за собой  одновременное возникновение права  собственности государства на долю в уставном (складочном) капитале такого юридического лица и его имущества. Созданные с привлечением бюджетных  средств объекты производственного  и непроизводственного назначения в эквивалентной части уставных (складочных) капиталов и имущества  передаются в управление соответствующим  органам управления государственным  имуществом.

     Формы бюджетного финансирования инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе, определяются характером экономических  задач, решаемых в рамках конкретного  периода развития страны. Так, в середине 90-х годов ХХ в. мерами государственной инвестиционной политики был предусмотрен переход от безвозвратного финансирования к предоставлению бюджетных средств на возвратной и платной основе для реализации высокоэффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов.

     Условия и порядок конкурсного отбора и финансирования инвестиционных проектов за счет бюджетных средств определялись Методическими рекомендациями о  порядке организации и проведения конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов3.

     Размещение  централизованных инвестиционных ресурсов осуществлялось на конкурсной основе в целях повышения эффективности  такого размещения, привлечения средств других инвесторов — отечественных и иностранных. Конкурсный порядок определял этапы и условия организации и проведения конкурса, соответствующие функции федеральных органов исполнительной власти, Комиссии по инвестиционным конкурсам при Министерстве экономики РФ, права и обязанности организаторов и участников конкурса, основные требования к конкурсной документации и конкурсным предложениям участников, процедуру рассмотрения этих предложений, а также оформление результатов конкурсов.

     Основные  требования к инвестиционным проектам заключались в следующем:

  • право на участие в конкурсе на получение государственной поддержки имеют инвестиционные проекты, связанные в первую очередь с развитием «точек роста» экономики;
  • срок окупаемости указанных проектов не должен превышать, как правило, двух лет;
  • инвестиционные проекты представляются на конкурс в Министерстве экономического развития и торговли РФ и должны иметь бизнес-план, а также заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной и независимой экспертизы;
  • для коммерческих проектов, конкурс по которым проводится согласно предложениям частных инвесторов, доля собственных средств инвестора, формируемых за счет прибыли, амортизации и продажи акций, должна составлять не менее 20% капитальных вложений, предусмотренных для реализации проекта.

     Предоставляемые на конкурс инвестиционные проекты  классифицировались по категориям:

     категория А — проекты, обеспечивающие производство продукции, не имеющей зарубежных аналогов, при условии защищенности ее отечественными патентами или аналогичными зарубежными документами;

     категория Б — проекты, обеспечивающие производство экспортных товаров несырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке, на уровне лучших мировых образцов;

     категория В — проекты, обеспечивающие производство импортозамещающей продукции с более низким уровнем цен;

     категория Г — проекты, обеспечивающие производство продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке.

     Решения об оказании государственной поддержки  принимались Комиссией по инвестиционным конкурсам при Министерстве экономического развития и торговли РФ и направлялись в Министерство финансов РФ для включения  в проект федерального бюджета на следующий финансовый год. Размер государственной  поддержки устанавливался в зависимости  от категории проекта и не мог  превышать соответственно 50, 40, 30 и 20% заемных средств.

     Инвестор  имел право выбора следующих форм финансовой поддержки государства  в реализации отобранных на конкурсной основе проектов:

  • бюджетный кредит — предоставление средств федерального бюджета на возвратной и платной основе для финансирования расходов по осуществлению высокоэффективных инвестиционных проектов со сроком возврата в течение двух лет с уплатой процентов за пользование предоставленными средствами в размере, установленном от действующей учетной ставки Центрального банка РФ. Условия предоставления, использования, возврата и платы за предоставляемые средства оговаривались в соглашениях, заключаемых Министерством финансов РФ с уполномоченными коммерческими банками;
  • закрепление в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые реализовались на рынке ценных бумаг по истечении двух лет с начала получения прибыли от реализации проекта (с учетом срока окупаемости), и направление выручки от реализации этих акций в доход федерального бюджета;
  • предоставление государственных гарантий по возмещению части вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае срыва выполнения инвестиционного проекта не по вине инвестора.

     Аналогичные формы использовались для финансовой поддержки эффективных инвестиционных проектов на региональном и муниципальном  уровнях. Бюджетные кредиты и  субсидии предоставлялись на реализацию инвестиционных проектов путем их частичного финансирования, кроме того, они  могли выделяться в качестве частичной  компенсации выплаты процентов  по банковским кредитам инвестора, привлеченных для реализации проекта.

     Начиная с 2008 г., в соответствии с изменением бюджетного законодательства, бюджетные  кредиты могут выдаваться частным  инвесторам в виде целевых иностранных  кредитов. Осуществляется переход к  бюджетному финансированию инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе, за счет средств Инвестиционного  фонда РФ.

     Инвестиционный  фонд РФ создан для реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное  значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства. Основные направления государственной  поддержки за счет средств данного  фонда связаны с модернизацией  некоммерческой инфраструктуры, основных фондов и технологий, относящихся  к стратегическим приоритетам государства, созданием и развитием российской инновационной системы, обеспечением институциональных преобразований. Порядок формирования Инвестиционного фонда РФ, формы, механизмы и условия предоставления государственной поддержки за счет его средств определены Положением об Инвестиционном фонде РФ. Финансовая поддержка проектов, прошедших конкурсный отбор, предполагает использование таких форм, как: софинансирование на договорных условиях инвестиционного проекта с оформлением прав собственности государства, направление средств в уставные капиталы юридических лиц, предоставление государственных гарантий (более подробно этот вопрос изложен в гл. 21).

     Контроль  за реализацией указанных проектов будет осуществлять государственный финансовый институт — Банк развития и внешнеэкономической деятельности, образованный на базе Внешэкономбанка РФ, Российского банка развития и Росэксим-банка. Банк должен сосредоточить бюджетные источники финансирования инвестиций, возникшие в результате формирования новых организационных форм (Инвестиционного фонда, Венчурного фонда и др.). Он будет осуществлять поддержку капиталоемких инфраструктурных проектов с длительным сроком окупаемости, финансирование инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики, предоставлять долгосрочные инвестиционные кредиты, участвовать в экспертизе инвестиционных проектов, синдицированном кредитовании, предоставлять гарантии коммерческим банкам по кредитам.

Информация о работе Инвестиционные проекты