Инвестиционный климат в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 07:18, курсовая работа

Описание

Инвестиционный климат можно определить как набор факторов, характерных для данной страны и определяющих возможности и стимулы фирм к активизации и расширению масштабов деятельности путем осуществления продуктивных инвестиций, созданию рабочих мест, активному участию в глобальной конкуренции.

Содержание

. Инвестиционный климат…………………………………………………………..3

2. Внутренние источники инвестиций………………………………………………6

2.1. Прибыль как источник инвестиций…………………………………………….8

2.2. Амортизационные отчисления………………………………………………….8

2.3. Бюджетное финансирование…………………………………………………….9

2.4. Банковский кредит………………………………………………………………10

2.5. Средства населения……………………………………………………………..10

3. Внешние источники инвестиций……………………………………………….....11

3.1 Иностранные инвестиции в России………………………………………………11

3.2 Отток капитала……………………………………………………………………13

4. Оценка и анализ текущего состояния инвестиционного климата в России…..16

5. Препятствия на пути притока инвестиций. Пути и меры по активизации инвестиционного климата……………………………………………………………17

Список литературы……………………………………………………………………18

Работа состоит из  1 файл

Инвестиционный климат.docx

— 45.97 Кб (Скачать документ)

    2.1. Прибыль как источник инвестиций 

    Недостаток  финансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за  счет повышения цен  на свою продукцию. В 1993 году все увеличение прибыли в народном  хозяйстве  определялось  ценовым фактором. Однако, увеличивая цены, предприятия  сталкиваются со спросовыми ограничениями, приводящими к проблемам с  реализацией продукции, и, как следствие, к спаду производства. Это может  поставить на грань банкротства  многие предприятия.  Например в  сложном положении оказался Волжский автомобильный завод. Чтобы обеспечить необходимые средства для  инвестиций, он постоянно поднимал цены на автомашины  "Жигули", в результате чего они  стали дороже многих более качественных иностранных моделей. Поэтому сбыт продукции ВАЗа стал проблематичным.

    Правительством  принимаются меры, которые облегчат предприятиям формирование необходимых  финансовых ресурсов для производственного  развития, тем более что сегодня  они являются одним из основных источников капиталовложений в экономику. Расширить  возможности предприятий поможет  решение о полном освобождении от налога прибыли, направляемой на инвестиции, которое действует с 1 января 1993 года. Это должно послужить хорошим  стимулом к усилению инвестиционной активности. 

    2.2. Амортизационные отчисления. 

    Амортизационные отчисления - это капитальная стоимость, отделившаяся от своего материального  носителя (зданий, сооружений, оборудования, аппаратуры и т.д.) изначально являющуюся капиталом уже находящимся в  кругообороте и обороте предприятия. Амортизационные отчисления направлены на восстановление средств производства, которые изнашиваются в процессе использования при производстве товаров. Однако в данный момент в России амортизационные отчисления теряются из-за инфляции (инфляция практически девальвировала этот источник капиталовложений), поэтому для самоинвестирования предприятия используют средства, необходимые для выплаты долгов по зарплате, налогов и прочего, что отражается на социальной сфере. Рост стоимости основных фондов предприятий и их амортизационных отчислений пропорционально темпам инфляции позволяет увеличить источники собственных средств для финансирования капиталовложений. Поэтому одной из важных мер по повышению внутренней инвестиционной активности могла бы стать антиинфляционная защита амортизационного фонда путем регулярной индексации балансовой стоимости основных средств. Чтобы восстановить инвестиционный характер амортизационного фонда необходимо провести реформу амортизационной политики и системы кругооборота и оборота амортизационного фонда: однозначно признать капитальный характер амортизационных отчислений; распространить на амортизационный фонд законодательство о собственности и гарантировать права собственников капитала на определение судьбы амортизационного фонда; усилить ответственность производства (менеджеров) предприятий за его сохранность и целевое использование; ввести налоговые и административные санкции против разбазаривания, проедания и вывоза амортизационного фонда за пределы российской национальной территории (пресечь вывоз капитала за счёт амортизационных отчислений). Эти меры помогут сохранению амортизационного фонда предприятия и, как следствие, помогут держаться производству на прежнем уровне. 
 

    2.3. Бюджетное финансирование. 

    Дефицит государственного бюджета не позволяет  рассчитывать на решение инвестиционных проблем за счет централизованных источников финансирования. При ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального источника инвестиций государство  будет вынуждено перейти от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию. Уже сейчас ужесточился контроль за целевым использованием льготных кредитов. Для обеспечения гарантий возврата кредита внедряется система  залога имущества в недвижимости, в частности земли. Законодательная  база этому создана Законом о  залоге. Государственные централизованные вложения обычно направляют на реализацию ограниченного числа региональных программ, создание особо эффективных структурообразующих объектов, поддержание федеральной инфраструктуры, преодоление последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, решение наиболее острых социальных и экономических проблем. На этапе выхода из кризиса приоритетными направлениями с точки зрения бюджетного финансирования будут:

    - выделение государственных инвестиций  для стимулирования развития  опорных сырьевых и аграрных  районов, обеспечивающих решение  продовольственной и топливно-энергетической  проблем;

    - поддержание научно-производственного  потенциала;

    - выделение субсидий на социальные  цели слаборазвитым районом с  чрезмерно низким уровнем жизни  населения, не имеющим возможности  приостановить его падение собственными  силами. 

    2.4. Банковский кредит 

    Долгосрочное  кредитование, особенно в условиях зарождающегося предпринимательства, могло бы стать одним из важных источников инвестиций. Нет необходимости  говорить о важности долгосрочных кредитов для развития производства в России, которое находится в катастрофическом состоянии. Долгосрочные банковские кредиты  в первую очередь направлены на решение  стратегических целей в экономике. Они способствуют постепенному увеличению производства и, как следствие, общему подъему экономики страны. Такие  кредиты могли бы выдаваться банками  в первую очередь на решение социальных программ под гарантии правительства, однако долгосрочные банковские кредиты  невыгодны в условиях инфляции, которая  составила в декабре 1996 года (по отношению  к декабрю 1995 года) 22%. При такой  инфляции невыгодны даже среднесрочные  кредиты. На сентябрь 1996 года из общей  массы кредитов (314 трлн. руб.), выданных российскими банками, только 19.6 трлн. руб. или 6,3% составляли долгосрочные. Назрела  потребность создания инвестиционных банков, которые занимались бы финансированием  и долгосрочным кредитованием капитальных  вложений. А пока правительство вынуждено  финансировать необходимые программы  из средств бюджета, а их в бюджете  катастрофически не хватает. 

    2.5. Средства населения. 

    Привлечение средств населения в инвестиционную сферу путём продажи акций  приватизированных предприятий  и инвестиционных фондов, в частности, могло бы рассматриваться не только как источник капиталовложений, но и как один из путей защиты личных сбережений граждан от инфляции. Стимулировать  инвестиционную активность населения  можно  путем  установления в инвестиционных банках более высоких по сравнению  с другими банковскими учреждениями процентных ставок по личным вкладам, привлечение средств населения  на жилищное строительство, предоставление гражданам, участвующим в инвестировании предприятия, первоочередного права  на приобретение его продукции по заводской цене и т.п. Для притока  сбережений населения на рынок капитала необходима широкая сеть посреднических финансовых организаций - инвестиционных банков и фондов,  страховых компаний,  пенсионных фондов, строительных обществ  и др. Однако важно по возможности  обеспечить защиту тем,  кто готов  вкладывать свои деньги в фондовые ценности, установив строгий государственный  контроль за предприятиями,  претендующими  на привлечение  средств  населения.

    Основным  фактором, влияющим на состояние внутренних возможностей финансирования капиталовложений, является финансовоэкономическая нестабильность. Тем не менее недостаточность  внутреннего инвестиционного потенциала можно считать относительной. 
 
 

    3. Внешние источники инвестиций. 

    3.1. Иностранные инвестиции в России. 

    В Российской Федерации инвестиции могут  осуществляться  путем создания предприятий с долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий);

    - создания предприятий, полностью  принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств;

    - приобретения иностранным инвестором  в собственность пред-приятий,  имущественных комплексов,  зданий, сооружений, долей участий в предприятиях,  акций, облигаций и других ценных  бумаг;

    - приобретение прав пользования  землей и иными природными  ресурсами, а также иных имущественных  прав и т.р.;

    - предоставления займов,  кредитов, имущества и имущественных прав  и т.п.

    Проблема  состоит  в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В  этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие  отрасли и в каких формах следует  в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может  привлекаться  в  форме частных зарубежных инвестиций - прямых и портфельных, а также  в форме кредитов и займов. Под  прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми участвует  инвестор. Инвестиции могут считаться  прямыми, если  иностранный инвестор владеет не менее чем 25% акций  предприятия, или их контрольным  пакетом, величина которого может варьироваться  в достаточно широких пределах в  зависимости от распределения акций  среди акционеров.

    Прямые  зарубежный инвестиции - это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо России. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий.  Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на  мировой рынок.

    Портфельными  инвестициями . принято называть капиталовложения в акции зарубежных предприятий, которые не дают права контроля над ними, в облигации и другие ценные бумаги иностранного государства и международных валютно-финансовых организаций.

    Существуют  и реальные инвестиции. Это - капитальные  вложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и  т.д. Реальные инвестиции включают в  себя и затраты оборотного капитала.

    Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы  аналогичными, но не одинаковыми  мотивами. В  обоих  случаях  инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако, при осуществлении портфельных  инвестиций инвестор заинтересован  не в том,  чтобы руководить  компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная  компания)  стремится  взять в свои руки руководство  предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия - самое подходящее место для выпуска его продукции,  которая будет реализовываться  либо на российском потребительском  рынке  (пример ресторанов Макдональдс),  либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно-космическую промышленность). России необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему увеличению производительной мощи экономики.

    Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением  тех которые находятся в государственной  монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения  должны распространяться только на прямые иностранные  инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные  с непосредственной эксплуатацией  национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и  т.п.), телекоммуникационную и спутниковую  связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных  отраслях целесообразно использовать альтернативные  прямым  инвестициям  формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя  государственного долга, привлечение  их было бы оправданным во-первых с  точки зрения соблюдения национальных интересов и во-вторых - быстрая  окупаемость капиталовложений в  названные сферы.

    Однако  для этого необходимо создать  эффективную систему управления использованием зарубежных иностранных  кредитов. Зарубежный капитал в форме  предприятий со 100-процентным иностранным  участием целесообразно привлекать в производство и переработку  сельскохозяйственной продукции, производство строительных  материалов, строительство (в том числе жилищное), для  выпуска товаров  народного потребления,  в развитие деловой инфраструктуры, стимулировать приток портфельных  инвестиций следует во все отрасли  экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно  использовать в отраслях, имеющих  стратегическое значение для страны,  и в первую очередь связанных  с добычей ресурсов. 

    3.2. Отток капитала. 

    Рассмотрев  в первую очередь инвестиции, приходящие из-за рубежа, мы можем сказать и  о том, какие средства уходят нелегально за рубеж. За последние  годы  в  России  сложился  слой предприятий и предпринимателей, накопивших крупные капиталы. Из-за неустойчивости экономического положения в стране большие средства переводятся в конвертируемую валюту и оседают в западных банках. Можно было бы ожидать, что с окончанием коммунистической эры Россия станет обращаться к зарубежным кредиторам для финансирования крупных инвестиций по мере того, как страна перестраивается под действием рыночных сил. На этом основании было бы резонно предположить, что в России  возникнет дефицит текущего платежного баланса (когда уровень инвестиций превышает уровень сбережений). Однако этого не происходит. Отток денежных ресурсов (потенциальных инвестиций) из России в несколько раз превышает их приток. Как не парадоксально, но в течение 1993 года Россия выдала больше кредитов зарубежным заемщикам, чем заняла сама. Активное  сальдо текущего платежного баланса России (когда страна является неттоэкспортером капитала,  т.е. граждане ссужают больше денег, чем занимают) составило порядка 10 млрд. долларов. Это усиливает инвестиционный "голод" в стране, ведет к дальнейшему ослаблению национальной валюты. Мотивация оттока капиталов - ощущение российскими бизнесменами политической и экономической нестабильности в России. Значительная часть накопленных российскими бизнесменами средств под влиянием страха перед возможным социальным взрывом в силу инфляции и непрерывного падения курса рубля, боязни денежной реформы переправляется ими в западные банки или используется для покупки недвижимости и ценных бумаг.

Информация о работе Инвестиционный климат в России