Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 16:07, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - исследование инвестиционного климата России.
Задачи:
1. Раскрыть сущность инвестиций и их законодательную основу.
2. Дать понятие инвестиционного климата.
3. Изучить проблемные аспекты инвестиционного климата в России.
4. Предложить мероприятия по улучшению инвестиционного климата в России.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА 6
1.1. Сущность инвестиций и их законодательная основа 6
1.2. Законодательство об инвестициях в Российской Федерации 8
1.3. Понятие инвестиционного климата 10
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РОССИИ 16
2.1. Проблемные аспекты инвестиционного климата в России 16
2.2. Мероприятия по улучшению инвестиционного климата
в России 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Россия в рейтинге опустилась на 120-е место с прошлогодней 118-й позиции. За прошедший период в нашей стране не было проведено значительных реформ, облегчающих развитие бизнеса, в отличие от соседей, которые обогнали нас в рейтинге.
Вопрос улучшения инвестиционного климата является достаточно острым, поскольку мировая экономическая ситуация не позволяет России, если говорить о формировании бюджета, и далее полагаться на нефтегазовые доходы. Поэтому наряду с этими доходами, если говорить о бюджетном аспекте, нужны доходы от других секторов, нужна их развитость, и нужны инвестиции. При этом в других секторах инвестиции более чувствительны к составляющим инвестклимата. Текущий уровень инвестиций по отношению к ВВП сегодня составляет около 20%, и по сравнению со странами, которые активно развивались, этого недостаточно, данный показатель должен быть на уровне не менее 30%.
Министр финансов Алексей Кудрин на инвестиционном форуме «Россия 2010» 3 февраля 2010 года привел цифры, согласно которым в период кризиса ПИИ сократились на 30 млрд. долларов. При этом чистый отток капитала составил 52 млрд. Хотя до кризиса, в процентах к ВВП, по иностранным инвестициям мы вышли на уровень Китая.
Факторы, препятствующие развитию инвестиционной активности (неблагоприятный инвестиционный климат), включают: политическую нестабильность в стране; социальную напряженность (этнические и религиозные беспорядки, забастовки, коррупция, войны мафиозных структур, бюрократия, снижение уровня жизни большей части общества); неблагоприятные макроэкономические показатели (отрицательная динамика экономического развития, высокий уровень инфляции, ставки рефинансирования внутреннего и внешнего долгов, дефицит бюджета, дефицит платежного баланса); неразвитость законодательства, регулирующего инвестиционную сферу и инвестиционную инфраструктуру в целом; высокие транзакционные издержки; неблагоприятную для производителя амортизационную политику.
Особое место для благоприятного инвестиционного климата занимает правовая стабильность, которая в законодательстве многих стран фиксируется как оговорка о неприменении в течение определенного времени вновь вводимых законодательных актов, ограничивающих права субъектов инвестиционной деятельности или ухудшающих условия их деятельности по отношению к существовавшим на начальный период условиям. Для России основным сдерживающим фактором является недостаточно стабильная, учитывающая международную практику, правовая база, регулирующая деятельность отечественного и иностранного капитала. Постоянные изменения в законодательстве, регулирующем внешнеэкономическую деятельность, и многочисленные подзаконные акты в сочетании с правовым нигилизмом в значительной степени затрудняют деятельность иностранных предпринимателей на территории России.
Возможности привлечения иностранных инвестиций объективно связаны с инвестиционным климатом в стране, субъективно – с инвестиционным имиджем, складывающимся под воздействием не только реальных процессов развития предпринимательства, но и проводимых внутри страны и на международной арене целевых акций поощрения или ограничения притока иностранных инвестиций.
Весьма негативное влияние на инвестиционный климат в России оказали финансовые кризисы 1998 г. и 2008 г., которые подорвали доверие к России со стороны многих инвесторов капитала. Определенную тревогу у иностранных инвесторов вызывает рост социальной напряженности в связи с тяжелым материальным положением значительной части населения России. Социальная стабильность является важным фактором инвестиционного климата и обязательным условием проведения любых радикальных экономических преобразований.
Поэтому целесообразным было бы эффективное продолжение реформ в социально-экономической, финансовой, налоговой и других сферах, проводимых государством в течение последних двух-трех лет, в результате которых повышается уровень жизни населения.
На динамику притока инвестиций отрицательное влияние оказывает неразвитая инфраструктура, в том числе связь, система телекоммуникаций, транспорт и гостиничное хозяйство. То есть отсутствие условий, привычных для большинства инвесторов.
Весьма существенным фактором, влияющим на инвестиционный климат, являются коррупция и криминализация отдельных сфер коммерческой деятельности, которые поразили многие сектора экономики России.
Оценивая инвестиционный климат России по международным стандартам, используя такие критерии, как политическая и социальная стабильность, динамизм экономического роста, степень либерализации внешнеэкономической сферы, наличие развитой промышленной инфраструктуры, банковской системы и системы телекоммуникаций, наличие рынка относительно дешевой квалифицированной рабочей силы и другие, можно констатировать, что практически по всем этим параметрам Россия уступает сегодня своим конкурентам Китаю и Индии.
Однако оценка инвестиционного климата иностранными инвесторами осуществляется не только с точки зрения развития национального законодательства, его комплексности, полноты охвата основных направлений привлечения инвестиций, практики его исполнения, но и соответствия российского инвестиционного законодательства международному инвестиционному законодательству.
Развитие
процессов глобализации предопределяет
необходимость унификации российского
инвестиционного
К настоящему моменту созданы правовые основы регулирования иностранных инвестиций. Существуют Федеральные законы «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», законодательство, регулирующее реализацию соглашений о разделе продукции.
Однако
Федеральный закон «Об
В целом новый закон об иностранных инвестициях оказался недостаточно эффективным и не улучшил инвестиционную привлекательность России. Он не устранил многочисленные преграды на пути привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.
Главной
проблемой для иностранных
Существует ряд важных причин, которые отпугивают инвесторов от вложения денег в Россию, в частности, криминогенная обстановка, при которой существует реальная угроза для жизни. Следствием криминогенности является и необъективность правоприменительной практики, при которой допускается возможность отъема собственности противозаконными способами, а также неисполнение судебных решений. Другая проблема связана с несовершенством российской налоговой системы, которая, не должна иметь лазеек для нарушителей.
Потенциальные инвестиционные преимущества – природные ресурсы, емкость внутреннего рынка – не реализуются автоматически. Конкретные инвесторы вообще не мыслят общероссийскими категориями. И не их дело заботиться о российских приоритетах. Зарубежные инвесторы, как правило, приобретают самые выгодные для себя единичные объекты. Не только рентабельные, но и полностью укомплектованные, имеющие налаженные связи с поставщиками и потребителями, выпускающие изделия с популярными брэндами.
Новые
предприятия иностранные
Среди главных сложностей на пути дальнейшего расширения деловой активности зарубежных предпринимателей в РФ – недостаточно полное обеспечение интересов акционеров, имеющих долю собственности в акциях российских компаний.
Кроме
того, неблагоприятное состояние
инвестиционного климата
Таким
образом, несмотря на определенное улучшение
макроэкономической обстановки в стране,
инвестиционный климат в России, по
мнению иностранных инвесторов, в
основном остается неблагоприятным
из-за правовой нестабильности. Характеризуя
нынешний этап во взаимоотношениях между
долгосрочными инвесторами и Россией,
западные эксперты отмечают, что у кредиторов
определенно есть причины для положительного
настроя. В частности, положительные тенденции
выражаются начавшейся подготовкой
кредитных рейтинговых агентств к пересмотру
в сторону повышения параметров финансовой
надежности России как заемщика, что привело
уже к резкому взлету цен на российские
еврооблигации и акции.
2.2.
Мероприятия по улучшению
инвестиционного климата
в России
Несмотря на весьма неприглядную картину с инвестиционным климатом и отношением иностранцев к состоянию и перспективам отечественной экономики, руководство страны оптимизма не теряет. России удалось избежать панического бегства капитала из страны. По словам Дмитрия Медведева, благодаря антикризисным действиям и ранее принятым решениям, в РФ удалось создать «базовые условия для формирования благоприятного инвестиционного климата, обеспечить политическую и макроэкономическую стабильность»5.
По словам Алексея Кудрина, «в ближайшие два-три года мы восстановим прямые иностранные инвестиции до 60—70 млрд. долларов». Именно столько ПИИ заходило в Россию в последние докризисные годы. Глава Минфина также сообщил, что, несмотря на трудности, Россия «сохраняется как привлекательная для иностранных инвестиций страна» 6.
Оптимизм
и вера в светлое будущее России
как инвестиционно
Необходимо подготовить и внести в Государственную думу законопроект, облегчающий отечественным компаниям и организациям, реализующим инвестиционные, научные и высокотехнологичные проекты на территории РФ, возможность привлекать для своей деятельности зарубежных специалистов. Либерализация миграционного законодательства в данном направлении должна предусмотреть в том числе упрощение порядка выдачи виз и разрешений на работу для данных категорий иностранцев, сокращение сроков рассмотрения документов, увеличение продолжительности их действия до трех лет. Кроме того, согласно законопроекту, должен быть упрощен миграционный учет при перемещениях внутри страны.
Необходимо рассмотреть возможность снять квоты в отношении найма высококвалифицированных зарубежных специалистов, подготовить и ввести облегченный порядок таможенного оформления для предприятий, производящих машинотехническую продукцию и высокотехнологичные товары, разработаь комплекса мер, направленных на сокращение сроков реализации инвестпроектов. Среди них предусматривается ускорение прохождения всех этапов администрирования, в частности связанных с землей, документооборотом, доступом к объектам инфраструктуры и т.д.