В числе мер по активизации инвестиций
надо отметить:
- срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;
- принятие законов о концессиях
и свободных экономических зонах
В заключение подведем некоторые итоги
нашего исследования.
Возможность привлечения иностранных
инвестиций во многом зависит от состояния
инвестиционного климата. Инвестиционный
климат - это обобщающая характеристика
комплекса социальных, экономических,
организационных, правовых, политических
и иных условий, определяющихпривлекательностьицелесообразностьинвестированиявэкономикустраны.
Методики оценки инвестиционного климата
разнообразны: описательные характеристики,
расчеты экономических показателей,
комплексные рейтинги инвестиционной
привлекательности. Иностранный капитал
может привнести в Россию достижения
научно-технического прогресса и
передовой управленческий опыт. Поэтому
включение России в мировое хозяйство
и привлечение иностранного капитала
- необходимое условие построения в стране
современного гражданского общества.
Привлечение иностранного капитала в
материальное производство гораздо выгоднее,
чем получение кредитов для покупки необходимых
товаров, которые по-прежнему растрачиваются
бессистемно и только умножают государственные
долги. Приток инвестиций как иностранных,
так и национальных, жизненно важен и для
достижения среднесрочных целей - выхода
из современного общественно-экономического
кризиса, преодоление спада производства
и ухудшения качества жизни россиян. При
этом необходимо иметь в виду, что интересы
российского общества, с одной стороны,
и иностранных инвесторов - с другой, непосредственно
не совпадают. Россия заинтересована в
восстановлении, обновлении своего производственного
потенциала, насыщении потребительского
рынка высококачественными и недорогими
товарами, в развитии и структурной перестройке
своего экспортного потенциала, проведении
антиимпортной политики, в привнесении
в наше общество западной управленческой
культуры. Иностранные инвесторы естественно
заинтересованы в новом плацдарме для
получения прибыли за счет обширного внутреннего
рынка России, ее природных богатств, квалифицированной
и дешевой рабочей силы, достижений отечественной
науки и техники и даже ее экологической
беспечности.
Поэтому перед нашим государством
стоит сложная и достаточно деликатная
задача: привлечь в страну иностранный
капитал, и, не лишая его собственных
стимулов, направлять его мерами экономического
регулирования на достижение общественных
целей. В кругу российских исследователей
встречаются различные трактовки
понятия «инвестиционный потенциал».
Помимо теоретических неоднозначностей,
предлагаются и различные практические
рекомендации по обеспечению эффективности
инвестиционной деятельности. В большинстве
случаев, предлагаемые модели лишь копируют
зарубежные методики без учета особенностей
современного состояния инвестиционного
процесса в России. В данной работе
я постаралась рассмотреть множество
рекомендаций по привлечению иностранных
инвестиций, изучить мнения экспертов,
а также проанализировать инвестиционный
потенциал как страны в целом,
так и отдельных регионов. Из проделанной
мной работы можно сделать вывод,
что понятие инвестиционный потенциал
весьма обширно и многогранно. Наше
правительство сталкивается с огромным
количеством трудностей на пути его
реализации, что, на мой взгляд, характеризует
недостаточное исследование этого
вопроса с научной точки зрения,
а также весьма поверхностной
характер этих исследовании
3.3 Проблемы на пути
инвестиций
Сегодня уровень развития социальной
инфраструктуры резко дифференцирован
по регионам. В России есть пять «полюсов
инвестиционного роста». Все они находятся
в европейской России и на Урале. Большинство
наименее рисковых регионов сосредоточено
в узкой полосе от Санкт-Петербурга до
Екатеринбурга.
Федеративное устройство России все
еще фиктивно. Многим национальным
автономиям для реальной самостоятельности
не хватает важнейшего компонента -
экономического потенциала. Анализ подтвердил
целесообразность экономической интеграции
и объединения субъектов федерации
как наиболее очевидных способов
усиления их инвестиционного потенциала.
Иностранные инвесторы более
осторожны и стараются действовать
наверняка, а российские - либо недоучитывают
риски, либо сознательно идут на избыточный
риск, преодолевая угрозу потери инвестиций
чисто российскими методами1.
Специальные региональные законы, регулирующие
деятельность российских инвесторов,
приняты лишь в двенадцати регионах,
а для иностранных инвесторов
- и вовсе в пяти. Это накладывает
свои особенности на проведение инвестиционной
политики, что далеко не всегда принимается
во внимание в соответствующих законодательных
документах. Если для перераспределения
текущих расходов действуют механизмы
бюджетного федерализма, то для инвестиционных
субвенций они отсутствуют. В результате
в распределении инвестиций между регионами
все еще царит произвол и субъективизм.
В связи с этим требуется первоочередное
решение таких проблем, как:
- создание правовой базы, регулирующей
разделение функций, прав, меры
контроля и ответственности за
проведение инвестиционной политики
между центром и регионами.
Предоставление богатым регионам
большей свободы в поисках
ресурсов для социальных инвестиций;
- отработка критериев определения
регионов, действительно нуждающихся
в федеральной поддержке, с
учетом сложившихся разрывов
в стартовых условиях социального
развития, не зависящих от самих
регионов;
- объективная оценка потребностей
регионов в межбюджетных потоках
для финансирования капитальных
затрат; инвентаризация ресурсов, поступающих
в регионы по всем каналам,
включая отраслевые программы.
Для этого необходим ряд условий.
1. Наличие целостной Концепции
инвестиционной политики России,
предполагающей, исходя из ближайших
и стратегических интересов страны:
- сочетание инвестиций с инновациями;
- определение наиболее эффективных
направлений использования ограниченных
ресурсов и их быструю окупаемость;
- контроль за расходованием и возвратностью
государственных средств, сроками их окупаемости.
2. Государственное содействие активизации
инвестиционных процессов посредством
правового, налогового механизмов,
амортизационной политики, привлечения
частного и иностранного капиталов
и других факторов.
3. Интенсификация рыночных механизмов
и их инфраструктуры (банков, бирж,
инвестиционных фондов, страховых
компаний и других учреждений
рыночной инфраструктуры).
4. Хозяйственная и финансовая
самостоятельность регионов в
рамках федеративного устройства
РФ.
Следует подчеркнуть, что рост внутренних
инвестиций должен служить индикатором
инвестиционной стабильности, привлекающим
иностранных инвесторов. Для частных
инвесторов очень важна информационная
достаточность рынка капитальных
вложений. Важным фактором усиления инвестиционной
активности является улучшение методов
оценки эффективности проектов при
их экспертизе, отборе, конкурсах и выделении
капитальных вложений. Для этого представляются
необходимыми следующие меры. Программы
развития производства и отдельные инвестиционные
проекты следует оценивать по показателям
общеэкономической, бюджетной и коммерческой
эффективности. Это важно делать на всех
стадиях, особенно на уровне разработки
программ и инвестиционных проектов. Необходимо
пересмотреть Методические рекомендации
о порядке организации и проведения конкурсов
по размещению централизованных инвестиционных
ресурсов, в соответствии с которыми бизнес-план
инвестиционных проектов оценивается
Министерством экономики РФ только с точки
зрения коммерческой эффективности и
на период ближайших двух-трех лет. Целью
размещения инвестиционных ресурсов является
рост эффективности инвестиций1.
В сегодняшних условиях региональная
инвестиционная политика должна нацеливаться
на поддержку ведущих предприятий
регионов, структурную перестройку
экономики последних и максимальное
использование их природного, кадрового
и производственного потенциала.
Однако, оценивая современное региональное
направление программных мер
регулирования инвестиций, приходится
констатировать, что их основные положения
носят, как правило, рекомендательный
характер и, по сути, лишь пассивно отражают
те процессы, которые уже идут на
многих территориях.
В настоящее время важно реализовывать
новые подходы к организации
инвестиционного процесса. В какой-то
мере ряд таких подходов уже используется
на практике в последние годы. К
ним в первую очередь относятся
повышение роли амортизационных
отчислений как мощного источника
финансирования капиталовложений и
размещение централизованных (из федерального
бюджета) инвестиционных ресурсов на конкурсных
началах (при этом вводится обязательная
сертификация проектов, которая призвана
удостоверить их качество и поднять
к ним доверие иностранных
инвесторов).
Приоритетное направление - содействовать
созданию негосударственных научно-технических
фирм, субъектами которых могут быть
отдельные ученые и предприниматели,
промышленные и коммерческие предприятия,
ищущие эффективные сферы вложения
капитала. Необходимым направлением
научно-технической политики становится
изменение механизмов финансирования
и налоговой политики в сфере
науки, обеспечивающих определенные права
собственности на результаты исследований
на всех стадиях научно-исследовательского
цикла: от исследований до производства
товаров и услуг. Распределение
средств, в том числе бюджетных,
должно осуществляться на конкурсных
началах, с открытостью принимаемых
решений и привлечением научного
сообщества к контролю за их использованием.
Требуется система льгот для
стимулирования инвестиций, в том
числе зарубежных. Путем финансовых,
налоговых льгот, госзаказов необходимо
содействовать становлению системы
венчурного (рискового) финансирования
приоритетных НИОКР. Целесообразно
разработать систему привлечения
малого бизнеса, средств населения
на реализацию инновационно-инвестиционных
программ. Такая система могла бы привлечь
вклады валютных средств населения в надежные
банки под государственную гарантию с
тем, чтобы их использовать в венчурных
проектах, с обязательным страхованием
рисков.