Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 11:22, реферат
Сущность муниципальной инвестиционной политики можно определить как целенаправленную, научно обоснованную деятельность местных органов власти по привлечению и оптимальному использованию инвестиционных ресурсов в целях устойчивого социально-экономического развития и повышения качества жизни населения муниципального образования (города).
Активность инвестиционной деятельности в городе (на определенной территории) зависит как от его инвестиционного климата, так и от инвестиционной привлекательности объектов инвестирования. Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность ресурсов города (территории), можно сгруппировать следующим образом:
1. Основные принципы инвестиционной политики муниципальных образований.
2. Классификация инвестиций.
3. Выработка инвестиционной политики муниципального образования на основе процессов моделирования.
4. Список литературы.
Из опыта ряда российских городов следует, что автоматизированная система кадастра недвижимости позволяет:
- научно управлять
процессом земельных отношений
в городе, с высокой степенью
точности контролировать
- формировать налогооблагаемую базу;
- повышать инвестиционную привлекательность объектов недвижимости.
3. Классификация инвестиций.
Инвестиции в объекты
предпринимательской
По объектам вложений средств: реальные и финансовые инвестиции.
Реальные инвестиции – вложения средств в материальные (здания, сооружения, оборудование и т.п.) и нематериальные активы (патенты, лицензии, «ноу-хау», научно-технические и проектно-конструкторские работы в виде документации, программные средства и т.п.).
Финансовые инвестиции – вложения средств в различные финансовые инструменты – ценные бумаги, депозиты, целевые банковские вклады.
Выделение реальных и финансовых инвестиций является одним из основных признаков их классификации.7
По характеру участия в инвестировании: прямые и непрямые инвестиции.
Прямые инвестиции – непосредственное участие инвестора в выборе объектов инвестирования и вложения средств. При этом инвестор непосредственно вовлечен во все стадии инвестиционного цикла, включая прединвестиционные исследования, проектирование и строительство объекта инвестирования, а также производство конечной продукции.
Непрямые инвестиции (косвенные) – инвестиции, осуществляемые через различного рода финансовых посредников (инвестиционные фонды и компании) аккумулирующих и размещающих по своему усмотрению наиболее эффективным образом финансовые средства.
По периоду инвестирования: краткосрочные и долгосрочные инвестиции.
Краткосрочные инвестиции – вложения капитала на период не более одного года (например, краткосрочные депозитные вклады, покупка краткосрочных сберегательных сертификатов и т.п.).
Долгосрочные инвестиции
– инвестиции, используемые на капитальные
вложения и создание, увеличение размеров,
а также приобретение необоротных
активов длительного
По формам собственности инвестиционных ресурсов: частные, государственные, иностранные и совместные.
Частные инвестиции – вложения средств, осуществляемые гражданами, а также субъектами хозяйствования негосударственных форм собственности.
Государственные инвестиции – вложения, осуществляемые федеральными, региональными и местными органами власти и управления за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также государственными предприятиями и учреждениями за счет собственных и заемных средств.
Иностранные инвестиции – все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых зарубежными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли.
В составе иностранных инвестиций выделяют три формы: прямые, портфельные и прочие инвестиции.
Прямые иностранные инвестиции – это вложения иностранного капитала, сделанные прямыми инвесторами, т.е. юридическими или физическими лицами, полностью владеющими предприятием или контролирующими не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации коммерческой организации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В составе прямых инвестиций выделяются: взносы в уставный капитал, финансовый лизинг, кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятия, прочие прямые инвестиции.
Портфельные иностранные инвестиции – это вложения иностранного капитала, сделанные иностранными инвесторами в объеме менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями, не дающие право вкладчикам на управление предприятием, а также акции, облигации, векселя и другие ценные долговые бумаги собственного и заемного капитала.
Прочие иностранные инвестиции – это инвестиции, которые не подпадают под определение прямых или портфельных инвестиций. 8
В составе прочих инвестиций выделяются торговые кредиты (предварительная оплата и предоставление кредитов для импортно-экспортных операций), прочие кредиты, полученные от международных финансовых организаций, кредиты правительств иностранных государств под гарантии правительства Российской Федерации, банковские вклады и т.п.
По отраслевому признаку выделяют инвестиции в различные отрасли экономики: промышленность (топливная, энергетическая, химическая, пищевая, легкая и т.д.), сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и питание и пр.
По рискам различают агрессивные, умеренные и консервативные инвестиции.
Агрессивные инвестиции
характеризуются высокой
Умеренные инвестиции отличаются средней степенью риска при достаточной прибыльности и ликвидности вложений.
Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в муниципалитеты является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» . Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут при меняться к их деятельности. 9
Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата требуется принятия ряда кардинальных мер, направленных на формирование как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.
Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:
достижение национального
- радикализация борьбы с преступностью;
- торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;
- пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
- мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
- внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
- запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
- предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;
- принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
- создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок «под ключ»;
- создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;
- разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.
Из всего вышесказанного следует предполагать, что перечисленные меры помогут притоку национальных и иностранных инвестиций.
В основе ускорения развития региональной промышленности России лежат следующие предложения.
Создание в муниципальном
образовании «Общественных
Сотрудничество администрации муниципального образования с бизнесом. Заключение между администрацией и ООП «Общественного договора» о взаимном сотрудничестве по развитию муниципального образования.
Создание благоприятного инвестиционного климата в МО.
Заключение инвестиционных договоров между администрацией и инвесторами.
Определение приоритетных отраслей для развития в МО и предоставление им максимальных налоговых и прочих льгот.10
Субсидирование развития приоритетных отраслей из регионального, районного и муниципального бюджетов. Выделение специальных фондов в этих бюджетах для компенсации части процентной ставки при кредитовании интересных для МО проектов.
Принятие местной и региональной представительской властью законов, позволяющих освобождать от местных и региональных налогов промышленные предприятия или отдельные отрасли.
Создание заинтересованности у глав муниципальных образований в привлечении инвестиций и росте внутреннего муниципального продукта. Для этого необходимо принять муниципальным собранием, районным Советом депутатов и областной думой законы, позволяющие дополнительно добавить в бюджет МО все излишки по районным и региональным налогам сверх 5% роста по отношению к предыдущему году.
Использование вертикали власти для продвижения реформы по развитию региональной промышленности.
Практические решения для создания благоприятного инвестиционного климата.
Создание благожелательного отношения к бизнесу. Организация в администрации муниципального образования специального отдела по поддержке бизнеса, который обеспечивает быстрое решение всех вопросов бизнеса.
Создание инвестиционного паспорта муниципального образования или района.
Предоставление местных, районных, региональных и федеральных налоговых льгот отдельным отраслям и проектам. Планирование социально-экономического развития муниципального образования, в том числе в сфере образования и подготовки профессиональных кадров.11
Особенности муниципального инвестиционного
рынка и задачи органов местного самоуправления
по его регулированию, стабилизация и
последующий рост отечественной экономики
в значительной мере характеризуется
объемами и формами осуществляемых инвестиций.
Термин "инвестиции" происходит от
латинского "invest", что означает "вкладывать".
В наиболее общем плане инвестиции представляют
собой вложение капитала с целью последующего
его увеличения. При этом прирост капитала
должен быть достаточным, с тем чтобы компенсировать
инвестору отказ от использования имеющихся
у него средств на потребление в текущем
периоде, вознаградить за риски, возместить
потери от инфляции в предстоящем периоде
Инвестиции составляют существенную часть
средств, затрачиваемых на производство
валового национального продукта. Характеризуя
экономическую сущность инвестиций, необходимо
отметить, что не следует сводить их только
к капитальным вложениям в воспроизводство
основных фондов (зданий, оборудования,
транспортных средств и т.п.). Ведь инвестиции
могут осуществляться и в оборотные активы,
и в различные финансовые инструменты
(акции, облигации и др.), и в отдельные
виды нематериальных активов (приобретение
патентов, лицензий и т.п.), и в инновационную
сферу и т.п. В соответствии с действующим
законодательством под инвестициями
принято понимать денежные средства, целевые
банковские вклады, паи, акции, другие
ценные бумаги, технологии, машины, оборудование,
патенты, лицензии, ноу-хау, любое другое
имущество или имущественные права, интеллектуальные
ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской
и других видов деятельности в целях получения
экономического результата (прибыли),
достижения положительного социального
или экологического эффекта. Из этого
следует, что по содержанию своему инвестиции
- это часть общественных ресурсов, которые
изымаются из текущего потребления и вкладываются
в производство в расчете на получение
будущего результата (прибыли, социального
или экологического эффекта), то есть можно
утверждать, что инвестиции - это отложенное
потребление. Динамика инвестиций является
тем фундаментальным параметром воспроизводственного
процесса, который характеризует распределение
обществом доступных ему ресурсов между
текущим и будущим потреблением, направленным
на решение задач своего перспективного
развития. С точки зрения обеспечения
воспроизводства у инвестиционного процесса
две задачи: во-первых, обеспечивать замещение
изнашиваемых средств производства и
тем самым поддерживать стабильность
поступления в хозяйственный оборот, прежде
всего, воспроизводимых ресурсов, во-вторых,
создавать новые возможности роста. В
современной экономической практике нередко
происходит отождествление инвестиционных
ресурсов с финансовыми средствами, обеспечивающими
инвестиции. Вместе с тем, под источниками
инвестиционных ресурсов следует понимать
не только финансовую, но и натурально-вещественную
составляющую инвестиционной деятельности.
Другими словами, рынки труда, интеллектуальных
и земельных ресурсов, капитального оборудования,
строительства также следует рассматривать
в качестве источников инвестиционных
ресурсов. Рассмотрим теперь роль инвестиций
в развитии муниципальных образований
в современных политико-экономических
условиях, социально-экономические особенности
сложившегося в России муниципального
инвестиционного рынка. Недостаточная,
на наш взгляд, проработка вопросов научного
обеспечения активизации инвестиционного
процесса на муниципальном уровне не только
приводит к усилению кризисных явлений
в экономике муниципальных образований,
но в, определенной мере, является фактором,
который опасен для существования всего
института местного самоуправления в
стране. Дело в том, что сегодня нередко
можно услышать мнение руководителей
ряда регионов - субъектов, муниципальных
образований, что российское общество
еще "не созрело" для местного самоуправления;
что в реальной действительности местного
самоуправления вообще нет, ибо оно показало
свою полную экономическую несостоятельность,
а государство его не столько поддерживает,
сколько практически полностью содержит.
Следует признать, что определенные основания
для таких заявлений есть, и причин создавшемуся
положению много: относительная новизна
проблемы становления и развития института
местного самоуправления в современной
России; попытки организации и реформирования
его "сверху" без достаточного нормативно-правового,
научно-методического и кадрового обеспечения;
ошибки в решении проблем территориальной
организации местного самоуправления,
когда сложившиеся в прежних политико-экономических
условиях административно-