Оценка инвестиционной привлекательности региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:11, курсовая работа

Описание

Целью курсового проекта является проведение оценки инвестиционной привлекательности региона на примере Республики Татарстан.
Для достижения цели курсового проекта были поставлены следующие задачи:
исследование теоретических аспектов инвестиционной привлекательности региона;
на базе теоретических исследований провести оценку инвестиционной привлекательности региона и указать пути ее повышения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА
1.1. Понятие инвестиционной привлекательности региона 5
1.2. Управление инвестиционной привлекательностью регионов 8
1.3. Зарубежный опыт управления инвестиционной
привлекательности региона 13
1.4. Методы оценки инвестиционной привлекательности регионов 20
2. ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
РЕГИОНА И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
2.1. Краткая характеристика региона 29
2.2. Характеристика инвестиционного климата региона 30
2.3. Оценка инвестиционной привлекательности региона 33
2.4. Рекомендации по повышению инвестиционной
привлекательности региона 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50

Работа состоит из  1 файл

кп по инвест стратегии 2011.doc

— 770.50 Кб (Скачать документ)
 

 

      Продолжение таблицы 2

1 2 3
Программа инновационного развития (программа) В августе 2010 года принят закон «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан»
  • Этот закон завершает формирование законодательных основ в сфере государственного регулирования исследований и разработок и устанавливает основные принципы деятельности органов власти различных уровней в сфере развития и реализации государственной поддержки инновационной деятельности

Кроме прямых методов стимулирования проведения инновационной политики предусмотрены также косвенные методы

  • Применяются налоговые льготы инновационно-генерирующим и инновационно-восприимчивым хозяйствующим субъектам
  • «РОСНАНО» будет рекомендовать западным партнерам разворачивать производственные мощности в Татарстане, где создана мощная инфраструктура и существует благоприятный налоговый режим
  • Одной из эффективных форм трансферта иностранных технологий является создание совместных предприятий с иностранными компаниями - создание совместного предприятия для иностранной компании- это значимое снижение рисков, а для наших- получение современных технологий
  • С ноября 2004 года в регионе функционирует Инвестиционно-венчурный фонд, занимающийся поддержкой инновационной деятельности, участием в формировании рынка научно-технической продукции и так далее
Иностранные инвесторы отмечают эффективность деятельности руководства области по созданию инфраструктуры для инвестиционных площадок в рамках ГЧП
Развитие / улучшение инфраструктуры Развитие потенциала региона как транспортного узла
  • К 2013 году по маршруту перспективного транспортного коридора «Западная Европа - Россия - Казахстан - Китай» планируется построить Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр, который свяжет перевозки грузов автомобильным, железнодорожным и водным транспортом

Развитие инфраструктуры для сферы туризма и химической промышленности в рамках инвестиционного плана развития поселка городского типа Камские Поляны как моногорода, в том числе реализация проектов:

  • Туристско-оздоровительный парк «Камские Поляны»
  • «Индустриальный парк «Камские Поляны»

Развитие инфраструктуры для инновационной деятельности

  • На данный момент создано более 30 организации инновационной инфраструктуры (технопарки, ИТ-парки, бизнес-инкубаторы, инвестиционно-венчурный фонд, лизинговые компании и прочие)
Иностранные инвесторы отмечают, что улучшение условий для логистики увеличило бы привлекательность Республики для ПИИ

Инновационная инфраструктура Татарстана является одной из самых передовых в России, однако отстает от лучших западных практик

 
 

     Продолжение таблицы 2

1 2 3
Государственно-частное партнерство (ГЧП) Правительство области реализует инициативы по решению задач области с помощью механизма ГЧП
  • Реализация проекта по созданию туристско-оздоровительного парка «Камские Поляны» предусмотрена до 2015 года

При создании парка будет использоваться государственно-частное партнерство. Государство выделяет средства на создание инфраструктуры - дорог, причалов, дноуглубление, берегоукрепления, благоустройство, а инвесторы возьмут на себя финансирование туристских объектов - гостиниц, баз отдыха, spa-центров. Думаю, что такие условия софинансирования привлекательны для инвесторов. И уже сейчас проявлен интерес к проектам туристско-оздоровительного парка со стороны зарубежных и российских компаний

- в настоящее время ведется формирование пакета инвестиционных предложений

  • С 2008 года создается «Индустриальный парк «Камские Поляны» для размещения сети высокотехнологичных производств по переработке полимеров

- выделены бюджетные средства в размере 500 млн. рублей из Инвестиционного фонда РФ на создание инфраструктуры парка - системы газоснабжения, сети тепло- и водоснабжения, ливневой канализации, объектов энергетического хозяйства, реконструкцию существующих теплосетей

Иностранные инвесторы отмечают эффективность деятельности руководства области по созданию инфраструктуры для инвестиционных площадок в рамках ГЧП

«ОЭЗ «Алабуга» предложила прекрасные возможности для реализации проекта, а именно: созданная и уже функционирующая автодорожная инфраструктура, доступные энергоресурсы, привлекательная площадка для размещения наших потенциальных клиентов (потребителей технических газов), а также квалифицированный и мотивированный персонал, помогающий на всех этапах реализации проектов. в целом, мы считаем, что таких экономических зон промышленного значения должно быть больше (на сегодняшний день в России их только две). Опыт большинства стран говорит об успехе подобных проектов

 

     Одним из ключевых ожиданий иностранных инвесторов является прозрачность всех процедур, связанных с началом ведения бизнеса в конкретном регионе, в том числе четкая последовательность действий по открытию бизнеса, отсутствие скрытых требований, четкое распределение ролей ключевых участников процесса

     Инвесторы ожидают, что государственные органы власти будут выступать гарантом предсказуемости процесса привлечения иностранных инвестиций, а также определять полный перечень требований, необходимых для локализации бизнеса

     Инвесторы отмечают, что в процессе открытия бизнеса задействовано большое количество участников (включая территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти), которые должны синхронизировать свои усилия, - это с большой долей вероятности приведет к увеличению привлечения иностранных инвестиций,

     Иностранные инвесторы сфокусированы на поиске и анализе успешных примеров локализации бизнеса в конкретном регионе и зачастую воспринимают имеющийся успешный опыт региона в сотрудничестве с иностранными инвесторами как свидетельство высокой вероятности успеха их проекта; при этом иногда даже ключевые факторы, такие как местоположение, логистика и инфраструктура, зачастую могут отойти на второй план - в регионах зачастую не придают значения, не анализируют и не делают выводов из допущенных ошибок и недочетов в привлечении иностранных инвестиций, при этом негативные примеры широко обсуждаются внутри сообщества иностранных инвесторов и играют решающую роль при выборе ими региона для инвестиций.

     По мнению инвесторов, существующий разрыв между их ожиданиями и предложениями регионов о локализации бизнеса не может быть эффективно преодолен при отсутствии прозрачности инвестиционного процесса:

  • репутация региональных властей в глазах инвесторов подрывается в результате того, что зачастую власти декларируют планы по созданию ОЭЗ, но не принимают конкретных шагов по их реализации
  • зарубежные инвесторы заинтересованы в наличии развитой инфраструктуры в регионе, однако, у многих из них сложилось впечатление, что ее развитие (в частности, строительство дорог) будет переложено на их плечи как только они вложат первую часть своих средств

     Определенные инициативы, такие как налоговые льготы, по мнению инвесторов, обладают ограниченным действием и в большинстве случаев не представляют интереса для инвесторов ввиду сложностей, связанных с их администрированием - региональные власти, разрабатывающие и внедряющие на практике меры финансовой поддержи инвесторов, зачастую не принимают в расчет тот факт, что получение налоговых и прочих льгот для иностранных инвесторов сопряжено с высокими материальными и временными затратами, связанными со сбором необходимой документации, прохождением различных процедур одобрения и тому подобным, что нейтрализует положительный эффект от использования названных стимулирующих инструментов

     В зависимости от масштаба бизнеса инвесторы сталкиваются с различными проблемами: международные компании среднего размера более чувствительны к региональной политике в отличие от крупных международных компаний

     Инвесторы первого порядка, крупные международные компании, менее чувствительны к мероприятиям, проводимым на региональном уровне, ввиду того, что они обладают достаточными ресурсами для вынесения проблем, с которыми они сталкиваются в регионах, на федеральный уровень.

     В свою очередь средние международные компании в большей степени подвержены влиянию со стороны мер, принимаемых на региональном уровне, что зачастую обуславливает их отрицательное решение об инвестировании в те или иные регионы.

     Учет взаимных требований, возможностей и ограничений всех заинтересованных сторон, обеспечит эффективное взаимодействие участникам инвестиционного процесса и в результате будет способствовать повышению конкурентоспособности региона в сфере привлечения иностранных инвестиций. 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Процесс инвестирования играет важную роль в экономике любой страны. Инвестирование в значительной степени определяет экономический рост государства, занятость населения и составляет существенный элемент базы, на которой основывается экономическое развитие общества.

     Инвестиционная  деятельность предприятия во всех ее формах не может сводиться к удовлетворению текущих инвестиционных потребностей, определяемых необходимостью замены выбывающих активов или их прироста в связи с происходящими изменениями объема и структуры хозяйственной деятельности. Инвестиционная привлекательность регионов - интегральная характеристика отдельных регионов страны с позиции инвестиционного климата, уровня развития инвестиционной инфраструктуры, возможностей привлечения инвестиционных ресурсов и других факторов, существенно влияющих на формирование доходности инвестиций и инвестиционных рисков. Оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательности регионов должны быть непосредственно увязаны с государственной региональной политикой. Целью этой политики является обеспечение эффективного развития регионов с учетом рационального использования разнообразных экономических возможностей каждого из них.

     При изучении инвестиционной привлекательности  объекта инвестирования анализ сводится, в основном, к базовым показателям эффективности инвестиционных проектов и программ (срок окупаемости, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма рентабельности, индекс прибыльности).

     Оценивая  уровень инвестиционной привлекательности  в целом, определим главные его составляющие. Это инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Есть еще третья составляющая - это законодательные условия в регионе, но можно рассматривать ее в составе инвестиционного риска.

     Оценка  инвестиционной привлекательности  региона включает в себя два основных момента:

     1. Инвестиционную привлекательность самого региона. На данном этапе анализируется существующая нормативно-законодательная база, правовые аспекты, политическая ситуация, степень защиты прав инвесторов, уровень налогообложения и т.д.

     2. Инвестиционная привлекательность конкретных объектов инвестирования. На этом этапе анализируется экономическое состояние отраслей, предприятий и других субъектов хозяйственной деятельности.

     В научной литературе выделяют множество  критериев оценки инвестиционного риска. Он характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них, показывает, почему не следует (или следует) инвестировать в данный объект, предприятие, отрасль, регион или страну. Степень инвестиционного риска может зависеть от целого ряда факторов: политической, социальной, законодательной, экономической, финансовой, экологической и криминальной ситуации в регионе.  Не менее важной составляющей инвестиционного риска является кредитный риск.

     Задачами  оценки инвестиционной привлекательности  региона является:

  • определение социально-экономического развития,
  • установление влияния инвестиционной привлекательности на  приток  инвестиций,
  • разработка мер, направленных на урегулирование инвестиционной привлекательности.

     Таким образом, инвестиционная привлекательность  региона играет огромную роль в системе комплексного подхода к оценке эффективности функционирования региональной экономики. Конечным результатом эффективного функционирования региональной экономики непременно должно быть повышение качества и рост уровня жизни населения. 

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I, II и III
  2. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ от 25 февраля 1999 г.
  3. Абыкаев Н. Инвестиционный потенциал и экономический рост/Экономист, № 6. 2006.
  4. Бакитжанов А., Филин С. Инвестиционная привлекательность региона: методические подходы и оценка // Инвестиции в России. - 2011. - № 5. - C. 11-15
  5. Бекларян Л.А., Сотский С.В. Инвестиционная деятельность с учетом региональной инвестиционно-финансовой политики. Разбиение регионов и инвесторов на группы по уровню их взаимной привлекательности // Аудит и финансовый анализ. – 2010. - № 2. - с. 13-16.
  6. Бекларян Л.А., Сотский С.В. Анализ инвестиционной привлекательности проекта с учетом региональной инвестиционно-финансовой политики. - М.: ЦЭМИ РАН, 2008. - 32 с.
  7. Инвестиции. Формы и методы их привлечения: М.: Алгоритм, 2010.
  8. Инвестиции: Учебник /Под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова. - М.: ООО «ТК Велби», 2009.
  9. Кирюхин В.В. «Инвестиционный риск в анализе инвестиционной привлекательности» // Проблемы современной экономики - № 3(19). - 2011. – 541с.
  10. Лавров А., Кузнецова О. Оценка бюджетного потенциала регионов России. // Рынок ценных бумаг - № 2 - 2011 - с. 38-54.
  11. Литвинова В.В. Теоретические и методологические аспекты оценки инвестиционного климата региона [Текст] / Литвинова В.В. // Молодой ученый. -- 2011. -- № 4.
  12. Марченко Г., Мачульская О. Исследование инвестиционного климата регионов России: проблемы и результаты. // Вопросы экономики - № 9 - 2010 - с. 69-79.
  13. Москвин В. Основы теории риска для реализации инвестиционных проектов // Инвестиции в России. - 2010. - № 8
  14. Семенов К.Р. Роль налогов на природные ресурсы в доходах бюджета Татарстана // Налоги, инвестиции, капитал, №2, 2011 г. (38). - с. 11-15.
  15. Скопина И.В., Бакланова Ю.О., Агаев А.А. Инвестиционный климат территории: мировой и национальный взгляды // Управление экономическими системами. - 2011. - № 6. – с.25-29.
  16. Региональная экономика./Под ред. Т. Г. Морозовой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 422 с.
  17. Регионоведение / Под ред. Т. Г. Морозовой, М. П. Побединой, С. С. Шишова, С. А. Исляевой. - М.: Банки и биржи, 2010. - 318 с.
  18. Сачук Т.В. Территориальный маркетинг. - СПб.: Питер, 2009. - С. 192-193
  19. Щиборщ К.В. Оценка инвестиционной привлекательности отрасли // Консультант директора. – 2010. - №12. - с. 6-10.

Информация о работе Оценка инвестиционной привлекательности региона