Особенности формирования рыночного механизма инвестирования в Российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:23, реферат

Описание

Переход к рынку обусловил необходимость формирования принципиально нового механизма инвестирования, адекватного рыночной экономике. Это связано с существенным изменением инвестиционного статуса государства и негосударственных структур, разделением их функций в инвестиционном процессе, сокращением доли централизованных инвестиций в их общем объеме, изменением структуры инвестиций по формам собственности в связи с развитием приватизации, ростом количества объектов инвестирования, изменением состава и соотношения внутренних и внешних источников инвестирования, способа распределения инвестиций в результате перехода от централизованного распределения к рыночному механизму соответствия спроса и предложения, к иному критерию эффективности инвестирования — доходности операций.

Работа состоит из  1 файл

Особенности формирования рыночного механизма.docx

— 37.66 Кб (Скачать документ)

Кризисные события 1998 г. вызвали  существенное изменение ситуации на рынке частных вкладов, выразившееся в резком падении доверия к кредитным институтам, перераспределении вкладов между Сбербанком и другими банками в результате перевода в Сбербанк значительной части рублевых и валютных вкладов, значительном оттоке средств из банковской системы. Системный банковский кризис привел к значительному уменьшению ресурсных возможностей банковской системы.

Начиная с 1999 г. ресурсная  база банков стала увеличиваться. Наряду с другими составляющими банковских ресурсов увеличились и вклады населения. Однако их предкризисные размеры не были достигнуты. Так, на 1 октября 2000 г. вклады населения в банках в реальном исчислении составили 67,8% от предкризисного уровня.

Следует отметить, что, несмотря на разнонаправленную динамику ресурсного потенциала банков на протяжении периода рыночного реформирования, он являлся и является явно недостаточным для обслуживания инвестиционных потребностей реального сектора. Кроме того, даже имеющиеся банковские ресурсы не направляются на финансирование производственных инвестиций.

Долгосрочные инвестиции банков в производство характеризуются  крайне низкими значениями: в общем  объеме активов доля долгосрочных кредитов колеблется в пределах 3—4%, вложений в паи и акции 4-8%. В основной массе мобилизованные банками ресурсы не покидают сферу обращения, хотя основные причины обособленности банковского и реального секторов и схемы движения банковских средств на протяжении периода рыночного реформирования различны.

До кризиса августа 1998 г. основной причиной относительной обособленности банковского сектора являлось наличие существенных различий в привлекательности вложения средств в финансовые инструменты и реальные активы. В 1995—1998 гг. наиболее привлекательным с точки зрения доходности, надежности и сроков окупаемости финансовым инструментом выступали государственные ценные бумаги.

Мобилизуя средства физических и юридических лиц, банки вкладывали их значительную часть в ГКО-ОФЗ. Так, Сбербанк, аккумулирующий основную долю вкладов населения, являлся  крупнейшим

кредитором государства. Государственные ценные бумаги составляли в 1997 г. около 60% всех активов банка (в то время как кредиты экономики — всего 18%) и обеспечивали 67% его валовых доходов. Если в 1997 г. в Сбербанке было размещено 43,3% от общего объема государственных ценных бумаг, то в остальных банках 24,4%. Таким образом, значительная масса привлеченных средств, замыкаясь на финансировании дефицита государственного бюджета (а с 1997 г. — на покрытии выпущенных обязательств), отвлекалась от производительного использования.

Использование денежных средств в финансовом секторе с точки зрения рискованности, доходности и сроков окупаемости являлось формально оправданным (хотя крах рынка государственных ценных бумаг в 1998 г. показал его рискованность и ненадежность), что определяло относительную замкнутость и самовоспроизводство как финансового, так и реального секторов.

Нарушения в процессе воспроизводства  общественного капитала усугубляли разбалансированность между инвестиционным спросом и предложением. Связи и зависимости между финансовым и инвестиционным рынками деформировались, инвестиционный рынок не реагировал на такие импульсы денежного рынка, как изменение денежной массы, процентной ставки.

Наличие существенных различий в условиях экономического функционирования реального и финансового секторов вело к формированию противоположной направленности денежных потоков, оттоку капитала из производственного сектора в финансовый, что, сокращая инвестиционно-финансовые ресурсы производства, обусловливало неустойчивость финансового сектора, разрастание которого не имело стабильной воспроизводственной основы.

Накопление внутренних экономических  противоречий, ускорившееся под воздействием ухудшения конъюнктуры на мировых  финансовых рынках, прямые ошибки в  проведении денежно-кредитной, бюджетной политики и формировании государственного долга не могли не привести к системному экономическому кризису, коллапсу финансового сектора, ограничению возможностей рыночного инвестирования экономики.

Между тем потрясения на финансовых рынках в значительной степени не коснулись реального сектора экономики, о чем свидетельствует несинхронность развития финансового кризиса и экономического спада. Сложившаяся обособленность реального сектора от финансового, характерные для него доминирование неденежных форм расчетов и низкие объемы банковского кредитования в данной ситуации выступили в качестве защитного барьера. Практически полная остановка финансовых рынков не вызвала столь же негативных процессов в реальной экономике.

После восстановления финансового  рынка и его банковского сектора  в 1999-2000 гг., несмотря на уроки финансового  кризиса, кардинального изменения  характера связи банков с производством  не произошло. При возрастании объемов привлекаемых средств физических и юридических лиц степень их трансформации в производственные инвестиции осталась прежней.

В настоящее время на финансовом рынке отсутствуют высокодоходные финансовые инструменты, способные  выступить альтернативным объектом инвестирования. Сократился ранее высокий  разрыв между процентными ставками кредитного рынка и уровнем рентабельности производства. Основными факторами, препятствующими в настоящее время активизации банковского финансирования производственных инвестиций, выступают сохранение высоких кредитных и инвестиционных рисков в реальном секторе экономики, отсутствие действенных механизмов стимулирования банковских инвестиций, законодательная неурегулированность инвестиционной деятельности. В данных условиях финансовый рынок как механизм перераспределения сбережений в инвестиции характеризуется крайне низкой эффективностью.

Обособленность реального  и финансового секторов препятствует становлению механизма равновесных цен на инвестиционные товары. Как известно, свободное ценообразование на инвестиционные товары требует конкуренции на инвестиционных рынках, что является необходимым условием эффективности рыночной экономики.

В российской экономике, характеризующейся  неэластичной структурой, высокой степенью монополизации, несформированностью инвестиционного рынка, возможности развития конкуренции ограниченны. Самостоятельное функционирование различных секторов экономики обусловило возникновение иррациональных форм конкуренции, проявляющихся в соперничестве между реальным и финансовым секторами экономики за привлечение инвестиционных ресурсов.

При обособленности данных экономических секторов, отсутствии возможностей для перелива инвестиционного капитала действие механизма равновесных цен на инвестиционные товары проявляется лишь в тенденции, замыкаясь в границах отдельных сегментов. Так, в рамках сегмента объектов финансового инвестирования равновесная функция цены реализуется в сближении уровня доходности различных финансовых инструментов.

Деформация инвестиционного  рынка выражается в разбалансированности спроса и предложения в сторону  превышения спроса на инвестиционные ресурсы. Процессы, протекающие на стороне инвестиционного спроса и инвестиционного предложения, обосабливаются, приобретают самостоятельную роль. Неразвитость инвестиционных рынков сдерживает процесс трансформации сбережений в инвестиции, имеющий принципиальное значение для российской экономики.

Задача повышения эффективности  трансформации внутренних сбережений в инвестиции определяет необходимость создания развитого финансового сектора, способного мобилизовать и предоставить экономике инвестиционные ресурсы для ее стабильного функционирования и экономического роста. Для решения этих задач необходимо сформировать условия, повышающие эффективность использования финансовых ресурсов, усиливающие роль финансового посредничества в процессе трансформации капитализации сбережений.

Инвестиционная инфраструктура в условиях развития

рыночных отношений

 

На сегодняшний день в России в той или иной степени сложились основные виды институтов инвестиционной инфраструктуры. Процесс их становления сопряжен с общими институциональными преобразованиями в ходе экономических реформ. Исходя из этого, несмотря на различный характер развития финансовых институтов, в их становлении можно выделить определенные этапы.

 

Начальный этап становления  инвестиционной инфраструктуры

(1989-1991 гг.)

 

Содержанием первого этапа (1989-1991 гг.) явилось создание финансовых институтов рыночного типа, в основном коммерческих банков и фондовых бирж. Самостоятельные банки, не зависящие от государственных структур, образовывались как путем организации новых банков (кооперативных, коммерческих), так и посредством преобразования действующих государственных специализированных банков, за счет которых в основном происходил рост числа банков и их капиталов. Инвестиционные институты были представлены преимущественно фондовыми биржами. Создание новых финансовых институтов было закреплено в ряде правовых актов рыночной направленности: законах о Банке России, о банковской деятельности, о государственных, корпоратийных и частных предприятиях, о банкротстве институтов, выпуске и обращении ценных бумаг и др.

 

 

Особенности второго  этапа становления

инвестиционной инфраструктуры (1992-1994 гг.)

Второй этап (1992—1994 гг.) носил более сложный и противоречивый характер. Это выразилось в том, что стремительное развитие всех типов финансовых институтов осуществлялось в условиях быстрого экономического спада и высокой инфляции. Инфляционный фактор, вызывая отток денежных ресурсов общества в финансовую сферу, оказывал существенное активизирующее воздействие на образование финансовых институтов. Другим стимулирующим фактором послужило появление ряда ценных бумаг, выпускаемых государством и коммерческими структурами.

Число зарегистрированных коммерческих банков возросло к концу 1994 г. до 2517. Из них около трети были организованы на базе специализированных банков, а свыше 60% образованы вновь. Число официально признанных бирж достигло 70, что составляло почти половину их мирового количества. Быстро развивалась сеть других финансовых институтов: было зарегистрировано около 600 инвестиционных фондов, более 100 негосударственных пенсионных фондов, около тысячи страховых компаний, более тысячи небанковских инвестиционных институтов, имеющих лицензии финансового брокера, инвестиционного банка и инвестиционного консультанта.

Между тем банки многократно  превосходили небанковские инвестиционные институты по объему капиталов, активов  и финансовых операций. Ряд небанковских финансовых компаний являлись дочерними  предприятиями банков. В 1993 г. многие банки приступили к созданию сетей филиалов, специализирующихся на операциях с ценными бумагами. Крушение финансовых пирамид в 1993—1994 гг. привело к появлению более 40 миллионов обманутых вкладчиков и акционеров, что сильно подорвало доверие населения к финансовым компаниям и инвестиционным институтам, а также к ценным бумагам. Преимущественной формой мелкого частного инвестирования выступили банковские вклады и скупка наличной иностранной валюты.

 

Характеристика третьего этапа развития

(с 1995 г. до финансового кризиса 1997-1998 гг.)

Основными признаками третьего этапа развития (с 1995 г. до финансового кризиса 1997-1998 гг.) явились: появление новых законодательных актов, определяющих сдвиги в развитии рыночных отношений и соответствующих новому периоду развития (Закон о банках и банковской деятельности, Закон о Банке России, Закон об акционерных обществах, Закон о рынке ценных бумаг, Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон о простом и переводном векселе, Закон о защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг, Закон о негосударственных пенсионных фондах и др.); создание единого регулирующего органа — Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Национальной ассоциации участников фондового рынка, саморегулируемых организаций; развитие инфраструктуры фондового рынка; выход на мировые финансовые рынки (получение кредитного рейтинга агентств Moody's, Standard & Poor's, IBCA, публикация индекса IFC (Global Russia), размещение ценных бумаг на внешних рынках и др.); дальнейшее развитие кредитно-финансовых институтов, сопровождающееся рядом кризисных явлений и банкротств.

Данный этап характеризовался завершением в основном количественного  роста банковской системы за счет: сокращения числа вновь

возникающих банков и прекращения деятельности ряда финансово нестабильных банков при ужесточении критериев регулирования и лицензирования банковской деятельности, консолидации банковского капитала путем слияния банков; преобразования мелких банков в филиалы крупных; концентрации активов банковской системы в крупнейших банках; появления транснациональных банковских и финансово-промышленных образований.

Российские банки стали  занимать более прочные позиции на отечественном рынке корпоративных ценных бумаг, вытесняя мелкие инвестиционные институты. Одним из существенных признаков рассматриваемого этапа явилась заметная активизация процесса выхода банков на мировой рынок синдицированных кредитов.

Данный период характеризовался ускорением формирования системы институтов коллективного инвестирования: траст-фондов, пенсионных фондов, страховых компаний и т.д. Количество страховых компаний возросло к 1996 г. до трех тысяч. В качестве учредителей страховых компаний стали выступать не только финансовые институты, но и нефинансовые предприятия и ФПГ.

Восстановительный период и его специфика

Задачи преодоления кризиса  и восстановления финансового сектора  определяют специфику следующего этапа (начиная с конца 1998 г. по настоящее время) как восстановительного периода.

Информация о работе Особенности формирования рыночного механизма инвестирования в Российской экономике