Особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:27, контрольная работа

Описание

Цель данной контрольной работы рассмотреть особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности в России.
Для реализации этой цели необходимо разрешить следующие задачи:
изучить нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в России;
проанализировать особенности государственного регулирования;
рассмотреть государственную политику регулирования инвестиционной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО ИНВЕСТИЦИЯМ.docx

— 51.91 Кб (Скачать документ)

2) Прямое  участие государства в инвестиционной  деятельности путем: 

– разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых в РФ совместно  с иностранными государствами, а  также инвестиционных проектов, финансируемых  за счет средств бюджетов всех уровней;

– формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных  государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;

– предоставления на конкурсной основе государственных  гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета  и средств бюджета субъектов РФ;

– размещения на конкурсной основе средств федерального и регионального бюджетов для  финансирования инвестиционных проектов. Размещение этих средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов, определяемых законами о бюджетах, либо на условиях закрепления в государственной соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на РЦБ с направлением средств от реализации в соответствующие бюджеты;

– проведение экспертизы инвестиционных проектов;

– защиты российских организаций от поставок морально устаревших, материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций, материалов;

– разработки и утверждения стандартов (норм и  правил) и осуществления контроля за их соблюдением;

– выпуска  облигационных займов, гарантированных  целевых займов;

– вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в  государственной собственности;

– предоставления концессий российским и иностранным  инвесторам по итогам торгов (аукционов  и конкурсов).

Государство гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:

– обеспечение  равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;

– гласность  при обсуждении инвестиционных проектов;

– право  обжалования в судебном порядке  любых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и  их должностных лиц;

– стабильность прав субъекта инвестиционной деятельности. В случаях принятия законов, устанавливающих  для субъектов инвестиционной деятельности иные правила, чем те, которые действовали  при заключении договоров между  ними, условия этих договоров сохраняют  свою силу, за исключением случаев, когда законом установлено, что  его действие распространяется на отношения, возникающие из ранее заключенных договоров;

– защиту капитальных вложений.

Законом предусмотрено, что капитальные  вложения могут быть национализированы  только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам  инвестиционной деятельности. Они могут  быть реквизированы только в порядке  и на условиях, которые определены Гражданским кодексом РФ.

 

2.2 Механизм государственного регулирования инвестиционными процессами

Механизм государственного регулирования  инвестиционными процессами представляет собой совокупность  инструментов и методов воздействия государства  на инвестиционную политику субъектов  хозяйствования. Условно государственные инструменты инвестиционной политики можно подразделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные.

К макроэкономическим относятся инструменты, определяющие общеэкономический климат инвестиций, а именно влияющие на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим (определяются комплексом мер бюджетно-налоговой политики). К микроэкономическим относятся меры, воздействующие на отдельные составляющие инвестиций или на отдельные отрасли: налоговые ставки, правила амортизации, гарантии, льготные кредиты. Институциональные инструменты позволяют достичь координации инвестиционных программ частных инвесторов и включают государственные органы инвестиционной политики, объединения предпринимателей, информационные системы.

Рассмотрим эти инструменты  более подробно.

Государство должно выделять бюджетные  средства на реализацию инвестиционных проектов, так как повышение инвестиционной ориентации бюджетной системы - важнейшая задача государства на современном этапе.

Прямое финансирование инвестиционных проектов из государственного бюджета  или предоставление льготных инвестиционных кредитов государственным финансовым институтам – важнейший источник  средств на капитальные вложения во многих странах мира.

Государственное финансирование инвестиционных проектов практикуется и в России. Однако специфические особенности  экономического развития нашей страны и некоторые проблемы по распределению  средств из бюджета не всегда позволяют  в полной мере осуществлять планируемое  финансирование.

По масштабам государственные  инвестиционные затраты в инфраструктуру намного превышают инвестиции в  отрасли социальной сферы. Страны со средним уровнем развития в 80-е  начале 90-х годов тратили на инвестиции в инфраструктуру в среднем 4% ВВП (что составляло около 20% валовых внутренних инвестиций в этих странах). Около половины средств на эти нужды - поступало прямо из государственного бюджета, еще 40% - так или иначе, гарантировалось государством. Инвестиции в отрасли социальной сферы составляли в среднем 1,5% ВВП. Однако сама по себе малая величина этих затрат скрывает их существенную экономическую значимость. Поскольку большинство услуг в социальной сфере и ряд услуг инфраструктуры являются общественными, то есть по своей экономической природе не имеют рыночной оценки, возникает вопрос, как определить экономически эффективный объем их производства. Здесь возможны три подхода.

Первый заключается в определении  нормативов, основанных на мировом  опыте - сколько на душу населения  расходуется средств на капитальные  вложения в разных отраслях социальной сферы. Исходя из этого, можно оценить, по каким направлениям наблюдается особо острый дефицит средств. Недостатком этого подхода является отсутствие учета конкретных особенностей страны и целостного критерия распределения инвестиций с целью получения наибольшего эффекта.

Второй подход – это составление государственной инвестиционной программы. Все проекты в рамках этой программы ранжируются по степени социально-экономической отдачи, учитывающей положительное влияние проектов на эффективность экономики в целом. Затем государственный бюджет диктует, какие именно проект будут реализованы. Преимуществом этого подхода является обеспечение наибольшей экономической отдачи от бюджетных средств и предотвращение бюрократического произвола. Недостатком является необходимость применения идентичной методологии оценки и ежегодной переоценки большого количества самых разных проектов, многие из которых никогда не будут реализованы. Из-за этого лишь малые страны успешно реализовали программный подход к государственным инвестициям.

В рамках третьего подхода разработка инвестиционной бюджета ведется  по каждой отрасли народного хозяйства  отдельно и исходя из контрольных  цифр общих расходов определяемых параметрами  бюджета. В результате планирование инвестиций является децентрализованным и учитывает отраслевую специфику. Недостатком данного подхода  является отсутствие гибкости, невозможность  сопоставления и учет общеэкономической  отдачи инвестиций.

Вместе с тем, применение ряда принципов  позволяет существенно повысить эффективность этого метода. Во-первых, это четкая классификация бюджетных  расходов на текущие эксплуатационные расходы и инвестиции и включение  в бюджетное планирование всех инвестиций, финансируемых правительством. Во-вторых, разработка центральными экономическими ведомствами подробных едины правил по оценке инвестиционных проектов, профессиональная подготовка специалистов отраслевых ведомств и  организаций отраслей социальной сферы, строгая экспертиза в центральных ведомствах. В-третьих, проведении конкурентных торгов на заключение контрактов на государственные закупки и жесткий контроль за реализацией инвестиционных проектов.

Нарушение этих условий ведет к тому, что государственное инвестиционное хозяйство в условиях децентрализации составления инвестиционных бюджетов становится хаотичным и коррумпированным.

Существенный канал влияния  государства на инвестиционную ситуацию в стране - инвестиции естественных монополий, как частных, так и  государственных. В большинстве  случаев государство, регулирует цену и объемы производства в этих отраслях. А эффективное регулирование  цены требует оценки потребностей финансирования инвестиций и прогнозирования спроса. Поскольку спрос на услуги инфраструктуры определяется общеэкономическими условиями, целевые установки инвестиционной программы в отрасли инфраструктуры задаются стратегией экономического развития страны.

3. Политика государственного регулирования

3.1 Государственное регулирование на рынке ценных бумаг

Во всем мире одной из самых распространенных форм инвестиционной деятельности юридических  и физических лиц считается вложение свободных финансовых средств в ценные бумаги. Как известно, несколько последних лет в Российской Федерации идет активное формирование цивилизованного рынка ценных бумаг. Стихийно этот процесс начался еще на заре создания первых открытых акционерных обществ и особенно после начала реальной приватизации и акционирования государственных и муниципальных предприятий в 1993-1995 годах.

С принятием за последние годы нового Гражданского кодекса и Закона "Об акционерных обществах" в Российской Федерации появилась уже вполне соответствующая зарубежному опыту  первичная законодательная база, необходимая для поступательного  формирования этого пока еще остающегося  диковинным для большинства рядовых  российских граждан сегмента рыночной экономики. Однако особо знаменательным событием для нашей страны в деле создания целостной правовой основы государственного регулирования и развития, возрождающихся в России спустя восемьдесят лет разновидностей имущественных и финансовых отношений, установления единых процедур и механизмов по выпуску и обращению ценных бумаг явилось принятие и вступление в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ.

Дело в том, что наряду с гражданским  законодательством, регулирующим полноправные имущественные отношения между  различными субъектами и участниками  фондового рынка в процессе их обращения, специфика функционирования этого рынка обусловливает также  необходимость регулирования со стороны государства властно-имущественных  отношений, принадлежащих к отрасли  финансового, а не гражданского права.

Основными субъектами государственного регулирования и контроля на рынке  ценных бумаг выступают Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ и  Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.

Как было отмечено выше, фондовый рынок - это, прежде всего сфера финансовых инвестиций, доход от которых предполагается не от результатов работы и реализованной продукции, произведенной, например, субъектами хозяйственной деятельности за счет прямых вложений в их развитие, а за счет разницы котировок ценных бумаг тех же хозяйствующих субъектов в процессе их обращения.

Сами же ценные бумаги представляют собой документы, удостоверяющие с  соблюдением установленной формы  и обязательных реквизитов имущественные  права, которые могут быть осуществлены или переданы только при их предъявлении.

Основным субъектом исполнительной федеральной власти, специально уполномоченным на регулирование от имени государства  отношений на фондовом рынке, является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России).

Первоначально данный специализированный орган был образован Указом Президента России от 4 ноября 1994 года N 2063 "О  мерах по государственному регулированию  рынка ценных бумаг в Российской Федерации" в форме Федеральной  комиссии по ценным бумагам и фондовому  рынку при Правительстве РФ.

Принятым весной 1996 года Федеральным  законом "О рынке ценных бумаг" было установлено, что государственное  регулирование в данной сфере  должно осуществляться самостоятельным  органом в системе исполнительной федеральной власти. В этой связи  Указом Президента РФ от 1 июля 1996 года N 1009 было утверждено Положение о  ФКЦБ России.

В соответствии с этим Положением Федеральная комиссия является федеральным  органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области  фондового рынка, а также обеспечению  прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.

Указом данный федеральный орган  был подчинен непосредственно Президенту Российской Федерации по вопросам, закрепленным за ним Конституцией и  законодательством России.

В рамках своей компетенции Федеральная  комиссия:

  • осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;
  • утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации и порядок регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг;
  • разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами, в том числе стандарты страхования и гарантии на рынке ценных бумаг:
  • устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, в том числе обеспеченными недвижимым имуществом, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности. Правила ведения учета и составления отчетности эмитентами и профессиональными участниками фондового рынка устанавливаются ФКЦБ России совместно с Министерством финансов Российской Федерации;
  • устанавливает единые требования к порядку ведения реестра именных ценных бумаг;
  • устанавливает порядок и осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и деятельности по оценке и управлению имуществом паевых инвестиционных фондов, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии в случае нарушения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;
  • выдает генеральные лицензии на осуществление деятельности по лицензированию деятельности профессиональные участников рынка ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии. Аннулирование генеральной лицензии, выданной уполномоченному органу, не влечет аннулирования лицензий, выданных им профессиональным участникам рынка ценных; - устанавливает порядок, осуществляет лицензирование и ведет реестр саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и аннулирует указанные лицензии при нарушении требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а также стандартов и требований, утвержденных ФКЦБ России;
  • определяет стандарты деятельности инвестиционных (в том числе паевых), негосударственных пенсионных фондов, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;
  • осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных ФКЦБ России:
  • обеспечивает раскрытие информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, деятельности, связанной с управлением имуществом паевых инвестиционных фондов, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг;
  • обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
  • утверждает квалификационные требования, предъявляемые к лицам и организациям, осуществляющим профессиональную деятельность с ценными бумагами, к персоналу этих организаций, организует исследования по вопросам развития рынка ценных бумаг;
  • разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных актов, связанных с вопросами регулирования рынка ценных бумаг, лицензирования деятельности его профессиональных участников, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов о ценных бумагах, проводит их экспертизу;
  • разрабатывает соответствующие методические рекомендации по практике применения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;
  • осуществляет руководство региональными отделениями ФКЦБ России;
  • ведет реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий;
  • устанавливает и определяет порядок допуска к первичному размещению и обращению вне территории Российской Федерации ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированных в Российской Федерации;
  • обращается в арбитражные суды с исками о ликвидации юридических лиц, нарушивших требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и о применении к нарушителям санкций, установленных законодательством Российской Федерации;
  • осуществляет надзор за соответствием объема выпуска ценных эмиссионных бумаг их количеству в обращении;
  • устанавливает соотношения между размерами объявленной эмиссии акций на предъявителя и оплаченного уставного капитала.

Информация о работе Особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности в России