Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 20:53, курсовая работа
Цель данной работы – исследование сущности и роли иностранных инвестиций в развитии экономики России на современном этапе.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать понятие и виды иностранных инвестиций;
проанализировать содержание инвестиционной политики принимающего государства и средств ее осуществления;
исследовать структуру и динамику иностранных инвестиций России;
исследовать особенности инвестиционного климата в России на современном этапе;
проанализировать факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования в России;
Снижение доли инвестиций в промышленность в общем объеме поступивших иностранных инвестиций сопровождалось кардинальными трансформационными сдвигами между добывающими и обрабатывающими производствами. При снижении объема инвестиций в добычу топливно-энергетических ископаемых с 8766 млн долл. в 2004 г. до 5165 млн долл. в 2005 г., инвестиции в обрабатывающие производства увеличились в 1,76 раза и составили 17987 млн долл.
В 2005 г. отмечено повышение активности иностранных инвесторов в производстве пищевых продуктов, химических товаров, транспортных средств и оборудования. На фоне стабилизации объемов прямых инвестиций в добывающих производствах наблюдалось почти трехкратное сокращение масштабов прочих инвестиций в эту сферу, что полностью объясняет изменение динамики инвестиций в добыче полезных ископаемых. В обрабатывающих производствах фиксировался одновременный рост и прямых (6028 млн долл. в 2005 г. против 2911 млн долл. в 2004 г.), и прочих инвестиции (11837 млн долл. против 7196 млн долл.). Наиболее высокая доля прочих инвестиций фиксируется в металлургическом, химическом производствах и производстве транспортных средств, что, по всей видимости, связано с возросшими объемами связанных товарных кредитов.(см. таблица 3)
В динамике иностранных инвестиций по регионам России по-прежнему лидирующие позиции занимают крупные финансовые и промышленные центры. Следует отметить, что в 2005 г. фиксируется смещение инвестиций из периферийных регионов в центральные. Доминирующая часть иностранных инвестиций традиционно приходится на Москву и Московскую область. В 2005 г. объем поступивших инвестиций в Москву увеличился в 1,64 раз и превысил 25,2 млрд долл., в Московскую область, соответственно, в 1,5 раза и 2,7 млрд долл. В 2005 г. на долю Москвы приходилось 47,0% от объема поступивших иностранных инвестиций против 37,9% в 2004 г. и в Московскую область - 5,1% против 4,5%. Повысилась привлекательность Северо-Западного федерального округа. Приток инвестиций в г. Санкт-Петербург достиг 1,4 млрд долл. и увеличился в 1,44 раза, а в Ленинградскую область - 351,2 млн долл., что в 2,2 раза превысило уровень предыдущего года. Сохранили высокую инвестиционную привлекательность нефтегазоносные регионы: Сахалинская (4861,6 млн долл.), Тюменская (3433,3 млн долл.), Архангельская (642,3 млн долл.) области, а также территории с высокой концентрацией металлургических производств - Красноярский край (660,7 млн долл.), Вологодская (450,9 млн долл.). Увеличились масштабы инвестиций в традиционные центры машиностроения - Свердловская область (1093,8 млн долл.), Самарская область (922,6 млн долл.). Наиболее высокую динамику в текущем году иллюстрирует Омская область, объем инвестиций в которую по сравнению с 2004 г. вырос в 4,75 раза и достиг 5145,8 млн долл. или 9,6% от общего объема иностранных инвестиций (2004 г. - 2,7%).
В целом, следует отметить, что структура иностранных инвестиций в экономику России по отраслям и регионам сложилась в силу значительного расхождения уровней рентабельности в разрезе отраслей – высокие прибыли главным образом генерируются нефтедобывающим сектором, в то время как другие либо не прибыльны, либо малоприбыльны. Проблема обостряется тем, что сырьевые сектора в целом сильно зависимы от внешней конъюнктуры, что наводит на мысль о необходимости диверсификации источников роста. Поэтому основной задачей государства, как регулятора экономического развития, должно стать перенаправление инвестиционных потоков в «нужные» отрасли. В частности, это возможно за счет изменения системы налогообложения нефтяного сектора, который в настоящее время не обладает «встроенным механизмом» адаптации к изменениям во внешней среде». Отрасль испытывает большие трудности при низких ценах на нефть и, наоборот, в периоды высоких цен генерирует сверхприбыли, тем самым, привлекая больший капитал. В данном контексте можно говорить о необходимости занижения доходности в нефтяном секторе при одновременном ее повышении в других, не способных априори достичь такого уровня.
Помимо
динамики и структуры иностранных
инвестиций, важное значение имеет также
оценка его уровня. А он, несмотря на положительную
динамику остается очень низким - чуть
больше одного процента ВВП. Для сравнения
– в других развивающихся странах или
странах Восточной Европы приток иностранных
инвестиций эквивалентен 6-7 % ВВП. В Бразилии
(сопоставимой по населению стране) ежегодно
привлекаемый объем прямых иностранных
инвестиций находится на уровне 25 млрд.
долларов США, в то время как в России в
2004 г. – только 9,42 млрд. долл. США. Если
же приводить показатель объема ПИИ в
расчете на душу населения, то Польша и
Чехия будут заметно превосходить российские
показатели (Чехия – 560 долл. США, Польша
– 180 долл. США против примерно 60 долл.
в России).
4.3 Способы проникновения иностранного капитала на российский рынок.
Один из важных мотивов вложения иностранных средств в акции российских предприятий - возможность купить потенциально прибыльное предприятие по низкой цене. Многие российские предприятия, которые производят или легко могли бы производить конкурентоспособную продукцию, находятся в кризисе из-за отсутствия системы сбыта, неэффективной структуры управления, незнания рынка (особенно западного), неумения находить и работать с западными партнерами. Такие предприятия имеют плохое финансовое положение, что приводит к невысокой стоимости их акций. После покупки контрольного пакета акций иностранная фирма может добиться улучшения положения предприятия с помощью ограниченных инвестиций в непроизводственную сферу, главным образом в создание системы сбыта и финансовое обеспечение. При этом иностранная фирма может использовать свой опыт работы на иностранных рынках, готовые каналы сбыта, свою финансовую систему (например, предоставлять гарантии и векселя при расчетах).
Так, купив петербургский пивзавод “Вена”, финская компания Sinebrychoff уволила руководство завода и коммерческую службу, поставила оборудование для разлива пива в бочки европейского образца (т.к. тара имеет большое значение при сбыте). [4.18]
Многие иностранные фирмы, желая обеспечить спрос на свою продукцию на российском рынке, создают сервисные центры, сборочные производства, торговые предприятия.
Несколько сборочных производств организовала в России корейская фирма LG electronics © (бывшая Goldstar ©) . Телевизоры этой фирмы начал собирать радиоэлектронный завод “Авест” (Комсомольск-на-Амуре). Зеленогорский электрохимический завод (Красноярск-45) приступил к сборке видеоплееров и телевизоров LG из корейских комплектующих.
Фирма Mercedes-Benz организовала несколько “отверточных” производств по сборке своих автобусов. Автобусы собираются, в частности на Голицынском заводе и в аэрокосмическом объединении “Полет”. [25.41]
Иностранные компании могут использовать в России экологически “грязное” или устаревшее оборудование, которое запрещено или неэффективно использовать в западных странах.
Германский концерн “Сименс” предложил России свои технологии и оборудование для переработки оружейного плутония в урано-плутониевое топливо для российских АЭС на предприятии “Комплекс-300” ПО “Маяк” (Челябинская область). “Сименс” намерен использовать оборудование, которое простаивает уже более 4 лет на законсервированном предприятии в Ханау (Германия). Оно было построено в 1998 г., но из-за протестов общественности по поводу экологии не проработало ни одного дня. [18.23]
Возможно
также перемещение звена
Одна из самых распространенных форм инвестирования в российскую экономику - создание производственных совместных предприятий (СП). Прямое инвестирование в российские предприятия, как правило, наиболее эффективно в рамках программы по их коренной реконструкции. Выполнение такой программы требует очень больших затрат. Инвестирование для реализации частных проектов или для решения отдельных проблем может привести к тому, что средства пойдут на “латание дыр”. Поэтому при реализации таких проектов есть смысл инвестировать не в само предприятие, а в специально созданную около него структуру.
Большинство российских промышленных предприятий имеют неустойчивое финансовое положение и устаревшую структуру. Иностранные инвесторы не привыкли работать с такими предприятиями, например, неустойчивость финансового положения не позволяет применять многие финансовые инструменты, с которыми работают иностранные фирмы. Российским предприятиям, в свою очередь, часто не выгодно иметь имидж финансово состоятельных, т.к. это позволяет не платить в бюджет и получать государственную поддержку. Инвестирование в российское предприятие предполагает установление (в той или иной степени) контроля над ним, т.к. в противном случае велик риск невозврата средств. Однако это может быть неприемлемо для руководства предприятия и часто приводит к конфликтам. Кроме того, владение акциями предприятия (даже контрольным пакетом) в российских условиях далеко не всегда означает возможность контроля за действиями его руководства. Этих проблем можно избежать, создав СП.
Примером неудачных инвестиций в предприятие, не поставленное полностью под контроль, может служить проект петербургского пивзавода “Вена” и бельгийской фирмы De Konink. Бельгийская фирма поставила оборудование на крупную сумму для выпуска высококачественного пива. Однако затем завод отказался от сотрудничества, не вернул оборудование и стал использовать фирменные наклейки, завезенные бельгийцами, на своей продукции. Впоследствии при приватизации завод был куплен другой фирмой, которая поставила его под контроль и уволила руководство. [2.17]
Совместное
предприятие позволяет “
Одна из причин создания многих СП - стремление иностранной стороны сотрудничать с финансово устойчивой структурой, при работе с которой можно применять современные финансовые инструменты и методы ведения бизнеса, позволяющие снизить потребность в оборотных средствах и минимизировать текущие издержки, такие как лизинг, банковские гарантии, вексельное обращение и т.д.
В целом, методы, применяемые иностранными инвесторами при вложении средств, определяются тем, что иностранный капитал стремится:
В целом, масштаб иностранных инвестиций в производственный сектор будет зависеть от экономической политики Правительства и политической ситуации. В настоящее время нет оснований говорить о том, что отношение к иностранному капиталу изменится в лучшую сторону.
Наиболее
привлекательные отрасли для
иностранных инвестиций - прежде всего
те, которые связаны с
Под государственными финансовыми институтами будем понимать не только учреждения, непосредственно контролируемые государством, но и международные организации, такие как ЕБРР и Всемирный банк.
Можно выделить цели, которые преследуют государственные иностранные финансовые институты, инвестирующие средства в России:
Информация о работе Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России