Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:12, реферат
В вопросах исторического развития, периодизации и эволюции факторинговых услуг мнения исследователей кардинально расходятся: одни авторы указывают на относительную молодость факторинга, отмечая его появление в зарубежных странах в 60-х годах ХХ века [3] и даже в конце ХХ века [1]. Другие авторы утверждают, что факторинг зародился в США в конце XIX века [2].
Развитие факторинга в зарубежных странах
В
вопросах исторического развития, периодизации
и эволюции факторинговых услуг
мнения исследователей кардинально
расходятся: одни авторы указывают
на относительную молодость
Исследуя далее эволюцию факторинга, М.Д. Чиж отмечает, что в XVIII веке факторинг был трансформирован из торгово-посреднической операции в инструмент финансирования. В XIX веке началось интенсивное развитие факторинга в США. В конце XIX в. — 20-х годах XX в. агенты-посредники стали преобразовываться в финансовые институты, что привело к признанию в ХХ веке факторинговых операций видом банковской деятельности. Начиная с 60-х годов ХХ века, факторинговая индустрия вступила в международную фазу своего развития по мере формирования международных факторинговых ассоциаций [4].
Специалисты
отмечают, что факторинг — одна
из древнейших форм торгового кредитования,
и его отдельные черты
Большое количество факторинговых компаний возникло в конце XIX века в США. Они являлись агентами «делькредере» немецких и английских поставщиков одежды и текстиля и гарантировали оплату всех товаров. В качестве компенсации риска неплатежа они взимали дополнительное комиссионное вознаграждение. С ростом факторинговых компаний к вышеперечисленным услугам добавилась функция финансирования поставщика продукции.
В Европе факторинг начал активно развиваться с 50-х годов XX века вследствие появления рассрочки платежа при поставках товаров. Это было обусловлено двумя основными причинами: во-первых, по ряду товарных групп начал формироваться устойчивый «рынок покупателя», где покупатели стали определять основные условия торговых сделок, настаивая на использовании рассрочки платежа; во-вторых, многие покупатели в то время испытывали недостаток свободных денежных средств и предпочитали сначала продать товар конечному потребителю (или превратить закупленную продукцию в конечный продукт), а затем уже расплачиваться с собственными поставщиками. Таким образом, покупатели предпочитали пользоваться коммерческим кредитом, а не брать кредит в банке, что связано с множеством формальностей и носит ограниченный характер.
Факторинг явился своевременным ответом на возникшую потребность, т.к. поставщики сами испытывали недостаток оборотных средств и не всегда могли предоставить рассрочку платежа покупателям.
С середины ХХ века начал развиваться международный факторинг. В 1960 году появилась первая факторинговая ассоциация — International Factors Group (IFG), которая на сегодняшний день объединяет более 60 компаний (41 страна). В рамках ассоциации была разработана электронная система передачи информации между факторинговыми компаниями, которая используется для быстрой оценки кредитоспособности дебиторов по всему миру, для установления кредитных лимитов и мониторинга за состоянием поставок и платежной дисциплиной покупателей.
В 1968 году была организована Factors Chain International (FCI), которая стала крупнейшей в мире факторинговой ассоциацией с 190 членами из 50 стран мира.
С
середины 80-х годов факторинговая
индустрия демонстрировала
Рост
объемов рынка сопровождался
развитием законодательной базы
как на национальном, так и на
международном уровне. Основным межнациональным
правовым актом в этой области
является Конвенция УНИДРУА «О международном
факторинге» (UNIDROIT Convention on International Factoring).
31 января 2002 года Генеральная Ассамблея
ООН приняла резолюцию №56/81 о регулировании
переуступки дебиторской задолженности
в международной торговле. Деятельность
в рамках международного факторинга также
регулируется «Правилами международной
факторинговой деятельности» (GRIF — General
Rules for International Factoring), которые приняты членами
FCI и IFG.
В России
По мере развития экономики, с одной стороны, и эволюции факторинга, с другой стороны, меняется его восприятие в деловом сообществе. Так, на ранних этапах развития факторинга в России он воспринимался как крайняя мера для компаний, которым другие способы финансирования были недоступны. Впоследствии факторинг стал восприниматься как альтернатива и/или дополнение к банковскому кредитованию. В настоящее время его воспринимают как самостоятельный комплекс услуг многофункционального назначения, востребованный хозяйственной средой.
Появление факторинговых услуг в России обусловили многие предпосылки. В переходный период в качестве таковых выступали:
В СССР факторинг был внедрен в 1988 г. в качестве эксперимента Промстройбанком и Жилсоцбанком. Из-за полного отсутствия на тот момент какой-либо методической литературы и невозможности получить доступ к мировому опыту, сущность этой услуги была несколько извращена. Факторинговым отделам переуступалась только просроченная дебиторская задолженность, соглашение заключалось как с поставщиком, так и с покупателем, причем первому гарантировались платежи путем кредитования покупателя. Факторинговое обслуживание носило характер разовых сделок без обеспечения комплекса страховых, информационных, учетных и консалтинговых услуг, подразумеваемых факторингом.
Позднее факторинговые операции начали осуществлять и коммерческие банки. Следует отметить, что поначалу они столкнулись с полным отсутствием цивилизованных факторинговых технологий и неудовлетворительной платежной дисциплиной дебиторов. Но уже к 1994 г., банки приобрели определенный опыт и намеревались выйти на рынок международного факторинга. Первым российским банком, принятым в FCI, стал «Тверьуниверсалбанк», позже «Мост-банк».
Однако, эволюция отечественного факторинга неразрывно связана с развитием бизнеса Национальной Факторинговой Компании, которая на протяжении десятилетия являлась негласным лидером этой молодой отрасли российской экономики. И на сегодняшний день прочие участники рынка реализуют некоторые практики НФК, когда последняя внедряет новые продукты и предлагает новые решения. Начало становления компании и рынка факторинга в России можно отнести к 1999 году, когда в рамках АБ ИБГ «НИКойл» (с лета 2005 года ФК «УРАЛСИБ») было организовано управление факторингового обслуживания, впоследствии преобразованное в бизнес-направление факторингового обслуживания (БНФО). В то время в факторинговом бизнесе Банковской группы начала свою работу команда из семи человек. В рамках оказания факторинговых услуг БНФО осуществляло выплату финансирования под уступку дебиторской задолженности по поставкам с отсрочкой платежа (факторинг с регрессом) и управляло дебиторской задолженностью своих клиентов.
Развитие услуги управления дебиторской задолженностью клиентов выросло в новый для Российского рынка факторинговых услуг уникальный проект "Кредитный контроль факторинговых операций", автором и создателем которого стал Андрей Юрьевич Савин, один из трех (Р. В. Огоньков, М. И. Трейвиш и А. Ю. Савин) основных создателей факторинга в АБ ИБГ НИКойл. Методика "Кредитного контроля", созданного А. Ю. Савиным, до сих пор используется всеми Факторами России.
В 2001 году НФК стала первой компанией на российском рынке, которая представила продукт «Импортный факторинг» (услуга по оценке платежеспособности российских импортеров, управлению дебиторской задолженностью и покрытию кредитного риска, оказываемая зарубежным факторинговым компаниям).
В 2003 году факторинг был выделен из общей продуктовой линейки АБ ИБГ «НИКойл», а бизнес-направление факторингового обслуживания было преобразовано в самостоятельный специализированный банк - в России появилась первая независимая факторинговая компания.
В 2005 году была начата эксплуатация системы «Электронный факторинг», позволяющая перевести документооборот между факторинговой компанией и клиентом в электронную форму.
В 2006 году компания презентовала на рынке новые продукты - безрегрессный факторинг и факторинг-гарант (страхование риска неплатежа).
В 2007 году НФК первая и пока единственная из операторов рынка факторинга провела аудит системы риск-менеджмента (являющейся продолжением проекта Андрея Савина "Кредитный контроль факторинговых операций").
Немаловажным событием в 2008 году для российского рынка факторинга стало избрание Председателя Совета Директоров Национальной Факторинговой Компании Михаила Трейвиша на должность Председателя International Factors Group. Впервые в истории представитель Восточной Европы возглавил старейшую в мире ассоциацию факторинговых компаний.
2009 год оказался непростым как для пионера рынка (сказался и уход из НФК в 2007 году А. Ю. Савина с частью команды), так и для всего рынка факторинга в целом. Подобные сбои связаны с мировым финансовым кризисом, начавшимся осенью 2008 года и оказавшим влияние на деятельность экономических субъектов на протяжении всего 2009 года.
Влияние кризиса на рынок факторинга можно почувствовать вдумавшись в следующие факты. Объём рынка факторинга в России удваивался несколько лет. Так объем увеличился с 147,1 млрд руб., в 2005 году до 297,1 млрд руб. по итогам 2006 года. Однако, в результате потрясений в стране прогнозы Экспер РА о аналогичном удвоении рынка и в 2007 - 2008 годах и достижения общей суммы предоставляемых факторинговых услуг к 2010 году в 70 млрд. долл. - не сбылись. В 2008 году темпы роста резко снизились. Серьезным ударом для российского рынка факторинга стало банкротство в конце 2008 года крупнейшей факторинговой компании России — Еврокоммерц. В 2008 году годовой объем денежных требований, фактически уступленных Факторам, достиг всего 602 млрд руб.
В СССР факторинг был внедрен в 1988 г. в качестве эксперимента Промстройбанком и Жилсоцбанком. Из-за полного отсутствия на тот момент какой-либо методической литературы и невозможности получить доступ к мировому опыту, сущность этой услуги была несколько извращена. Факторинговым отделам переуступалась только просроченная дебиторская задолженность, соглашение заключалось как с поставщиком, так и с покупателем, причем первому гарантировались платежи путем кредитования покупателя. Факторинговое обслуживание носило характер разовых сделок без обеспечения комплекса страховых, информационных, учетных и консалтинговых услуг, подразумеваемых факторингом.
Информация о работе Развитие факторинга в зарубежных странах