Регулирование инвестиционной деятельности на региональном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 07:44, лекция

Описание

Совершенно очевидно, что во многих регионах России существует комплекс проблем, сдерживающих эффективное использование имеющегося инвестиционного потенциала. К ним прежде всего относится неразработанность в регионах стратегии использования инвестиционного потенциала, конкретной программы реализации этой стратегии, законов, регулирующих инвестиционную деятельность, а также отсутствие банка инвестиционных проектов для зарубежных инвесторов с необходимыми экономическими обоснованиями.

Работа состоит из  1 файл

инвестиции.docx

— 25.77 Кб (Скачать документ)

РЕГУЛИРОВАНИЕ   ИНВЕСТИЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА  РЕГИОНАЛЬНОМ  УРОВНЕ

Совершенно очевидно, что во многих регионах России существует комплекс проблем, сдерживающих эффективное  использование имеющегося  инвестиционного  потенциала. К ним прежде всего относится неразработанность в регионах стратегии использования  инвестиционного  потенциала, конкретной программы реализации этой стратегии, законов, регулирующих  инвестиционную  деятельность, а также отсутствие банка  инвестиционных  проектов для зарубежных инвесторов с необходимыми экономическими обоснованиями.

Повышение роли регионов в активизации  инвестиционной  деятельности осуществляется в разных регионах по-разному, однако можно выделить наиболее результативные действия из общего числа:

— развитие  регионального   инвестиционного  законодательства;

— поддержка  инвестиций со стороны местных властей  путем предоставления льгот;

— формирование инвестиционной открытости и привлекательности  регионов, их инвестиционного имиджа, в том числе посредством грамотного составления каталогов предприятий, каталогов инвестиционных проектов и т.п.).

— проведение активной деятельности по привлечению иностранных  инвестиций;

— формирование  инвестиционной  инфраструктуры (в пяти регионах созданы залоговые фонды, деятельность которых открывает возможность предоставления государственных гарантий со стороны субъектов Федерации, создаются перестраховочные компании, развиваются бизнес-центры и т.д.

Представляется необходимым в  долговременном плане разработать  систему взаимоувязанных экономических, организационных и правовых мер, направленных на создание привлекательного  инвестиционного  климата региона и оживление  инвестиционной  активности, что, в свою очередь, снижает уровень  инвестиционного   риска , который может выступать в самых различных формах.

В межгосударственном сопоставлении законодательство является важной определяющей  инвестиционного   риска . Оно, как правило, влияет не только на степень  инвестиционного   риска , но и регулирует возможности инвестирования в те или иные сферы или отрасли, определяет порядок использования отдельных составляющих  инвестиционного  потенциала региона. При  региональном  подходе специфика состоит в том, что на территории регионов в России действует единый общефедеральный законодательный фон, который подвержен лишь легкому изменению в отдельных субъектах Федерации под воздействием  региональных  законодательных норм, регулирующих  инвестиционную  деятельность только в пределах своих полномочий.

Организационно-экономический механизм привлечения иностранных инвестиций в  экономику  промышленности региона должен обязательно включать элементы, позволяющие минимизировать  риск  и уменьшать, связанные с ним неблагоприятные последствия для инвестора, региона, отрасли, предприятия.

Для этого необходимо заранее в  региональной  программе разработать правила поведения участников в «нештатных ситуациях», осуществлять синхронизацию действий участников из одного координационного центра при изменениях условий реализации  инвестиционных  проектов.

В последнее  время в экономической литературе анализируются различные подходы  к исследованию внутреннего и  внешнего состояния региона и  проведению рейтинговой оценки. Однако в основном это западные методики, использование которых для российских территорий может быть спорным, как  с точки зрения методологии, так  и результатов.

Перечень инвестиционных проектов, представленных предприятиями края, какой бы полный он не был, не позволяет  закрыть все узловые моменты  по разрешению проблем региона. Поэтому  по каждой проблеме необходимо разработать  возможные варианты (сценарии) разрешения проблемы, т.е. перечень необходимых  инвестиционных проектов, включаемых в единый инвестиционный пакет. 

Инвестиционный  пакет включает в себя набор  инвестиционных  проектов, способных привести к разрешению конкретной проблемы региона и составить программу распределения экономических, технических, финансовых ресурсов и  рисков  между исполнителями по временным интервалам (срокам капиталовложений и срокам окупаемости).

Организация работы по формированию инвестиционных пакетов должна проходить по следующим  этапам:

1 этап — определение  перечня проблем региона, выделение  приоритетов;

2 этап — определение  перечня инвестиционных проектов, способных разрешить проблемы  региона;

3 этап — формирование  инвестиционных проектов на основе  использования научно-технического  потенциала субъектов инвестиционной  деятельности;

4 этап — отбор  инвестиционных проектов, способных  разрешить проблемы региона.

На основании результатов анализа  должны быть выделены:

— инвестиционные проекты, которые можно включить в программы на федеральном, краевом  уровнях;

— инвестиционные проекты, которые не могут быть включены в вышеперечисленные программы, но могут быть включены в программы  поддержки на краевом уровне для  организации помощи в поиске потенциальных  инвесторов для предприятий, в т.ч. иностранных;

— инвестиционные проекты, которые необходимы для  разрешения проблем региона, но не были представлены ни одним субъектом  инвестиционной деятельности. Для этой группы проектов формируется заказ  региона на их разработку на конкурсной основе.

Для работы с инвестиционным пакетом  необходимо определить:

— объем ресурсов, необходимых для выполнения проектов (сырьевых, производственных, трудовых, финансовых) по отдельным этапам реализации;

— сроки реализации пакета.

В инвестиционный пакет попадают инвестиционные проекты, различающиеся между собой  по:

— направлениям инвестирования;

— сферам деятельности;

— месторасположению;

— жизненным  циклам;

— объемам ресурсов;

— объемам капиталовложений;

— степени риска;

— числу участников.

Для организации  работы с таким пакетом необходимо:

— оптимизировать размеры всех видов ресурсов с  учетом сроков реализации инвестиционных проектов и числу участников;

— оптимизировать схему поставок и подрядных работ.

Наиболее сложной задачей является распределение  рисков  между всеми участниками  инвестиционного  пакета. Работа по распределению рисков должна предусматривать следующие этапы:

1. Оценка вклада  каждого участника (знание, контакты, деньги, оборудование) в стоимостном  выражении (объективное сопоставление  ценности этих вкладов).

2. Оценка вида  риска.

2.1. Проектный  риск —

— невыполнение условий производства, заложенных в  инвестиционный проект, из-за невыполнения обязательств по контракту.

2.2. Экономический  риск —

— рост ставок на кредит;

— девальвация  валюты;

— изменение  в цикле бизнеса.

2.3. Организационный  риск —

— несоответствие управленческой структуры поставленным целям;

— плохой менеджмент;

— уход инвестора  из бизнеса.

2.4. Политический  риск —

— изменения  в налоговом законодательстве;

— изменения  в порядке репатриации доходов;

— экспроприация  собственности;

— отмена контракта  Правительством или отказ от его  выполнения;

— аннулирование  долга Правительством;

— введение или  приведение в исполнение валютного  контроля.

3. Распределение  рисков между: инвестором —  субъектом инвестирования — регионом.

В практике управления проектами существуют три способа  снижения риска:

— распределение  риска между участниками проекта (передача части риска соисполнителям);

— страхование;

— резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов.

Обычная практика распределения риска  заключается в том, чтобы сделать  ответственным за риск того участника  проекта, который в состоянии  лучше всех рассчитывать и контролировать риски. Однако в жизни часто бывает так, что именно этот партнер недостаточно крепок в финансовом отношении, чтобы  преодолеть последствия от действия рисков.

Фирмы-консультанты, поставщики оборудования и даже большинство  подрядчиков имеют ограниченные средства для компенсации риска, которые они могут использовать, не подвергая опасности свое существование.

Распределение риска реализуется при разработке финансового плана проекта и  контрольных документов. 
 
 

3. Регулирование инвестиционных  рисков региональной

экономики

В реальном же секторе  экономики длительные сроки реализации проектов, недостаточный объем инвестиций, низкая оборачиваемость и окупаемость  средств, относительно низкий уровень  экономической грамотности административно-управленческого  персонала препятствуют объективной  оценке преимуществ концепции снижения рисков в деятельности предприятия  и создают психологический барьер неверия в отношении рекомендаций экономической науки по минимизации  рисков, В свою очередь, это ведет  к неэффективному управлению финансовыми  потоками, отсутствию прогнозирования  результатов финансово-хозяйственной деятельности, заведомо ошибочному стратегическому планированию развития предприятия, в результате чего возникает иллюзия неразрешимости проблемы устойчивого развития и экономической состоятельности предприятия.

Выход из этой ситуации возможен только в случае разработки действенной концепции управления рисками предприятий реального  сектора экономики, выполненной  с учетом присущих этим предприятиям условий хозяйствованиям, оперирующей  привычными отраслевыми понятиями  и терминами и гарантирующей  положительные результаты в приемлемые сроки, при приемлемых финансовых вложениях.

Влияние региональных инвестиционных рисков на эффективность  инвестиционных проектов целесообразно  учитывать путем применения поправочных  коэффициентов к норме дисконтирования  денежных потоков инвестиционного  проекта в виде дифференцированных интегральных показателей уровня региональных инвестиционных рисков.

Возможны различные  методы снижения рисков:

1) добавление  «премии за риск» к стоимости  проекта. Так, если уровень  общего инвестиционного риска  по стране составит 90 - 100 баллов (по 100-балльной системе), то инвестор  обычно не закладывает в стоимость  проекта существенной «премии  за риск». Если этот уровень  составит 80 - 89 баллов, то целесообразно  реальную ставку дисконта (т.е.  очищенную от инфляции) увеличить  на 3 процентных пункта. Если же  уровень ниже 60 баллов, то целесообразно  добавить не менее 11 процентных  пунктов к ставке дисконта. Возможна  коррекция ставки через добавление  «премии за риск» к стоимости  авансируемого первоначального  капитала или же к внутренней  норме доходности;

2) создание (расширение) резервного фонда фирмы в качестве  страховки от возможных потерь  от инвестиционной деятельности  за рубежом;

3) страхование  от политического риска через  частные страховые компании, а  также через государственные  и полугосударственные организации  и службы. В США это Экспортно-импортный  банк (EXIM Bank) и особенно Корпорация зарубежных частных инвестиций (OPIC) OPIC - Overseas Private Investment Corporation.. Под эгидой Всемирного банка действует Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций, участником которого является и Россия. Наша страна имеет также несколько десятков соглашений с зарубежными странами о поощрении и взаимной защите капиталовложений;

4) подбор такого  проекта, который явно нужен  принимающей стране (с новой технологией,  с экспортной направленностью)  и поэтому будет «опекаться»  за рубежом;

5) «перевод»  риска, основанный на использовании  неакционерных форм собственности;

Информация о работе Регулирование инвестиционной деятельности на региональном уровне