Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 21:06, курсовая работа
Цель работы – понятие российских особых экономических зон, итоги их применения на практике и потенциал дальнейшего развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятию «особая экономическая зона»;
- изучить законодательную базу и историю создания особых экономических зон в Российской Федерации;
- подвести итоги применения российских ОЭЗ на настоящий момент;
- оценить возможные перспективы развития.
Структура курсовой работы
Введение 3
Глава I Особые экономические зоны: сущность, цели, причины создания. Место в национальной экономике 6
Глава II Организационно-функциональные особенности особых экономических зон 19
2.1 Разновидности особых экономических зон 19
2.2 Правовые особенности свободных экономических зон
Глава III Современное состояние особых экономических зон в России 19
3.1 Проблемы особых экономических зон и пути их решения 19
3.2 Перспективы развития особых экономических зон 19
Заключение 32
Список литературы 36
Приложение 38
Четыре инновационные зоны расположены на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы и Дубны (Московская область).
Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:
- нано- и биотехнологии,
- медицинские технологии,
- электроника и средства связи,
- информационные технологии,
- точное и аналитическое приборостроение,
- ядерная физика.
Располагаясь в самых
живописных и востребованных туристами
регионах России, туристические (туристско-рекреационные)
ОЭЗ предлагают благоприятные условия
для организации
В настоящее время в России создано 13 особых экономических зон туристического типа.
Семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края.
Туристический кластер из
6 особых экономических зон создан
на основании Постановления
Портово-логистические особые экономические зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России.
Отличительной особенностью
особой экономической зоны на базе
аэропорта «Ульяновск-
Основное направление развития портово-логистической зоны в Хабаровском крае – формирование современного многопрофильного портового, судоремонтного центра, который опирается на удобное географическое положение и уже существующую инфраструктурную базу.
Таким образом, Закон № 116-ФЗ заложил механизм создания в Российской Федерации ОЭЗ как эффективного инструмента государственного регулирования экономики, позволяющего аккумулировать инвестиционные усилия государства и частного бизнеса в наиболее приоритетных отраслях. Существующие ОЭЗ необходимо рассматривать в четырех аспектах:
- в качестве основы
роста промышленного
- как фактор инновационного
развития экономики,
- как способ раскрытия
туристско-рекреационного
- как основу развития транспортной инфраструктуры.
2.2. Правовые особенности свободных экономических зон
Основу правового
Закон № 116-ФЗ обозначает особую
экономическую зону как определяемую
Правительством Российской Федерации
часть территории Российской Федерации,
на которой действует особый режим
осуществления
- льготный налоговый режим;
- таможенный режим свободной таможенной зоны;
- создание дружественной
среды администрирования (
- создание инженерной, транспортной,
инновационной и социальной
- гарантии защиты прав
инвесторов (неприменение актов
законодательства о налогах и
сборах, ухудшающих положение
По экспертным оценкам указанные факторы влекут снижение издержек резидентов ОЭЗ до 30%.
Так, предоставляемые резидентам
ОЭЗ налоговые преференции
- льготную ставку налога
на прибыль, полученную от
- освобождение от уплаты
налога на имущество,
- освобождение от уплаты налога на землю в отношении земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ (0% в течение первых 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок - вместо установленной для иных лиц ставки в размере до 1,5%).
Кроме того, проведение работ (оказание услуг) резидентами в портовой особой экономической зоне освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость.
Таможенные преференции в рамках таможенного режима свободной таможенной зоны выражаются в:
- освобождении от уплаты НДС и таможенных пошлин при ввозе на территорию ОЭЗ оборудования и комплектующих, произведенных за рубежом;
- возмещении НДС при ввозе на территорию ОЭЗ оборудования, комплектующих и материалов с остальной части таможенной территории Российской Федерации.
Кроме того, на территории ОЭЗ обеспечивается достаточно низкая стоимость аренды земли и приобретения ее в собственность (в 2009 году размер арендной платы на территории ОЭЗ составил от 4 до 250 тыс. руб. за гектар в год, цена приобретения земельных участков в собственность - от 9 тыс. до 5 млн. руб. за гектар), а также аренды офисов и помещений (от 800 до 1 500 руб. за 1 м2 в год).
Решение о создании особой
экономической зоны по общему правилу
принимается Правительством Российской
Федерации в форме
На территории особой экономической зоны не допускается:
• добыча полезных ископаемых и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;
• переработка полезных ископаемых и переработка лома черных и цветных металлов;
• производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).
Особые экономические
зоны могут создаваться на земельных
участках, находящихся в государственной
или муниципальной
Допускается включать в границы
особых экономических зон земельные
участки, на которых расположены
здания, сооружения, находящиеся в
государственной или
Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается особая экономическая зона, в течение тридцати дней с даты принятия Правительством Российской Федерации решения о создании особой экономической зоны заключают соглашение (далее - соглашение о создании особой экономической зоны), в котором устанавливаются:
1) объем и сроки финансирования
создания инженерной, транспортной,
социальной, инновационной и иных
инфраструктур особой
2) план обустройства и
соответствующего материально-
3) комплекс мероприятий
по разработке перспективного
плана развития особой
4) права на имущество,
созданное за счет средств
федерального бюджета, бюджета
субъекта Российской Федерации,
5) порядок управления
объектами недвижимости и
6) порядок владения, пользования
и распоряжения имуществом, созданным
за счет средств федерального
бюджета, бюджета субъекта
7) обязательства органов
государственной власти
8) порядок формирования наблюдательного совета особой экономической зоны;
9) обязательства исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по делегированию уполномоченному Правительством Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимости в границах особой экономической зоны на срок ее существования;
10) обязательства исполнительно-
Особая экономическая зона, за исключением портовой особой экономической зоны, создается на двадцать лет. Портовые особые экономические зоны создаются на сорок девять лет. Срок существования особой экономической зоны продлению не подлежит.
Досрочное прекращение существования особой экономической зоны допускается только в случае, если:
1) это вызвано необходимостью
защиты жизни и здоровья людей,
2) в течение трех лет с даты создания особой экономической зоны не заключено ни одного соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и (или) деятельности в портовой особой экономической зоне либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты;
Информация о работе Российские особые экономические зоны: итоги применения и потенциал развития