Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 01:32, курсовая работа
Цель работы – анализ этого сотрудничества, так же как и анализ перспектив в будущем в сфере инвестиций, да и вообще – Китая, как ускоренно возросшего мирового экономического гиганта, – очень важны и требуют тщательного разбора.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………
ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ КИТАЯ……………………………………………………………….
1.1. Некоторые особенности экономики Китая ………………….
1.2 Инвестиции Китая……………………………………………..
1.2.1. Китайские инвестиции за рубежом………………………..
1.2.2. Зарубежные инвестиции в Китае……………………………
ГЛАВА 2 ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И КИТАЯ В СФЕРЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА………………….
2.1 Оценка настоящего взаимного инвестиционного сотрудничества, основные направления и сферы вложений…………………………..………………………………...
2.1.1. Китайские инвестиции в России…………………………….
2.1.2. Российский инвестиции в Китае…………………………….
2.2. Перспективы сотрудничества………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………..
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………
Таким образом, благодаря политике государства, способствующей повышению доверия иностранных инвесторов к начавшимся в КНР реформам, совершенствованию законодательства возникла уникальная структура внешнего финансирования китайской экономики, значительно отличающаяся от других стран. ПИИ стали фактором быстрого экономического развития ряда территорий и отраслей, важным каналом поступления новых технологий и передового опыта в КНР.
Но по истечении 2010 года и уже в начале 2011 года Китай начинает беспокоиться об угрозе национальной безопасности страны. Прочитав несколько статей на эту тему, я сделала вывод о том, что инвестиционный климат в Китае постепенно ухудшается. Верно, что в начале осуществления реформ открытости, КНР выдвинула многие льготные меры по привлечению иностранных капиталов, модернизировала правовую базу относительно иностранных инвестиций, создала наиболее выгодные для стран условия сотрудничества. Как следствие – итог был ошеломляющий, о чём я и писала ранее. Но спустя 30 лет ведения успешной политики в Китае происходит перелом, направленный на трансформацию модели экономического развития. Сейчас устремления инвесторов в Китай безграничны, и чтобы переход экономики Поднебесной на новый уровень проходил успешно, вводятся ограничения по допущению иностранных предприятий на внутренний рынок. Так, например, в феврале 2011 года появилось сообщение о том, что в Китае возникнет государственный орган по контролю за инвестициями, который создаст немалые барьеры для формирования бизнеса в Китае. Теперь государством смогут регулироваться инвестиции извне в сельскохозяйственную, энергетическую, военную сферы, в ключевые отрасли инфраструктуры, транспорта и т.д.
Все беспокойства насчёт нововведений у иностранных предприятий на деле пока не отражаются – приток инвестиции до сих пор положительно динамичен. Ведь такого крупного по масштабу рынка как Китай пока нет во всём мире. Все понимают, что в эпоху глобального кризиса и не лучшего состояния мировой экономики в целом, в Китае у них будут отличные шансы для успешного ведения бизнеса. Существование или уход предприятий с «китайского поля» зависят только от их дальнейшего развития и увеличения собственной доли.
В данной ситуации выигрывают предприятия, обладающие способностью к самостоятельным инновациям, использующие новые высокие технологии и выпускающие продукцию с высокой добавленной стоимостью. Ведь «переход экономики Поднебесной на новый уровень» означает то, что китайское правительство сознательно хочет начать привлекать иностранный капитал в высокотехнологичные отрасли, такие как, например, отрасли освоения новых видов энергии, энергосбережения и охраны окружающей среды, современную индустрию услуг, развитии в Китае исследовательских центров развития финансов и других функциональных структур.
Конечно, изменения по отношению к Китаю со стороны иностранных государств колоссальны – если раньше уделялось особое внимание огромному экспортному потенциалу китайской продукции, то теперь делается упор на предоставление Китаю первоклассного обслуживания и собственных научных разработках, что лишь положительно сказывается на экономике Китая
1.2.2. Инвестиции из Китая
«В последние пять лет общий объем прямых инвестиций из Китая за рубеж составил 220 млрд долл. при среднегодовом росте на 30%, что позволило стране выйти на пятое место в мире», - заявляет "Синьхуа" со ссылкой на сообщение представителя Министерства коммерции КНР Яо Цзянь.
Несмотря на то, что Китай вкладывает за рубеж в два раза меньше инвестиций, чем вкладывается в него – следует отметить, что эта страна имеет довольно высокий потенциал развития инвестиций за рубежом.
В основе китайской экономической экспансии лежат четыре ключевых мотива. На первом месте - овладение сырьевыми ресурсами. На втором находится поиск новых рынков сбыта продукции. На третьем - скупка технологий, брендов, стратегических архивов в развитых странах. Четвертый мотив - поиск эффективных производственных площадокв развивающихся и менее развитых странах, где можно экономить на стоимости труда, как во Вьетнаме и Таиланде, или на налогах, как в африканских Малави и Сенегале.
По итогам данных Министерства Коммерции, в 2010 году китайские инвесторы вложили в 3125 предприятий 129 стран и регионов мира объем прямых инвестиций которых достиг 57 млрд.долл.(рис.3)
Основной поток китайских инвестиций идет в Специальный административный район Сянган, на Каймановы острова, в Австралию, на Британские Виргинские острова, США, в Швецию, Канаду, Россию и Бразилию.(рис.5) Китайских бизнесменов стали интересовать и страны Африки (такая тенденция прослеживается во всём мире). В африканских странах очень много ресурсов и совершенно не развита инфраструктура - более сговорчивые правители, чем в той же самой Европе. В Анголе, например, китайские компании строят дороги, много китайских инвесторов задействовано в мелком и среднем бизнесе.
Теперь поговорим о том, куда, в какие отрасли Китай вкладывает инвестиции. 90% всех инвестиций Китая сосредоточены в областях предоставления коммерческих услуг, горнодобывающей и обрабатывающей промышленности, транспортных перевозок, оптовой и розничной торговли.(рис. 4) Кроме того, за 11 мес. 2010 г. доходы Китая от выполнения подрядно-строительных работ за рубежом составили 74,25 млрд долл., увеличившись на 14,6% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а также были подписаны новые договоры на сумму 110,3 млрд долл. при увеличении на 3,6%.
Сейчас Китай находится на этапе плавного развития урбанизации и индустриализации, и в ближайшие годы в стране возрастёт спрос на ресурсы и энергоносители. А т.к. в связи с реструктуризацией мирового производства и ростом возможностей использования новых и высоких технологий в передовых отраслях, одним из главных направлений внешнего инвестирования Китая являются сферы ресурсов, энергетики, новых технологий.
Стоит отметить, что большое количество денег вкладывается именно в реальный сектор экономики. Сфера услуг стала крупной движущей силой роста прямых зарубежных инвестиций, что также соответствует цели правительства - реформировать структуру экономики. Пекин стремится повысить внутреннее потребление и уменьшить зависимость от экспорта. Наряду с ростом инвестиций в сферу услуг, рост инвестиций в производственный сектор остаётся стабильным.
Особенность Китайских инвестиций в том, что они в основном вкладываются в развивающиеся страны. Таким образом Китай не только формирует путь к новой глобализации, под собственным руководством, но ещё и пытается уменьшить зависимость от западных экспортных рынков.
Явный признак растущего экономического влияния Пекина это то, что за последние два года Китаем было вложено в развивающиеся рынки в два раза больше средств, чем Всемирным банком. Основная цель такой инвестиционной политики – получить власть над так необходимыми Китаю природными ресурсами. Два банка China Development Bank и China Export-Import Bank подписали кредиты другим развивающимся странам на сумму по меньшей мере $110 млрд за 2009-2010 гг. .Именно финансовый кризис помог Китаю поддержать коммерческие интересы энергетических компаний, предлагая развивающимся странам кредиты в момент, когда найти финансирование было очень сложно. Например, соглашения включают в себя сделки по обмену кредитов на нефть в России, Венесуэле и Бразилии. Ещё один плюс инвестиций в этом случае в том, что Китай предлагает привлекательные условия кредита – например, не требует особой прозрачности со стороны получателей займов.
Китай наряду с имеющимся привлекательным инвестиционным климатом внутри страны, становится одним из крупнейших мировых инвесторов. Спустя 9 лет. Как КНР вступил в ВТО, масштабы зарубежных инвестиций увеличились более чем в 20 раз.
Глава 2 отношения россии и китая в СФЕРЕ инвестиционного сотрудничества
2.1.1 Инвестиции из Китая в Россию
Теперь разберём наиболее важную часть - китайские инвестиции в Россию. Для начала один интересный для нас факт: одно авторитетное агентство назвало Россию одной из наиболее инвестиционно привлекательных стран. Опрос проводился среди мировых инвесторов, аналитиков и трейдеров, и по его итогам, Россия входит в десятку рейтинга наиболее инвестиционно привлекательных стран и регионов мира, отставая от лидеров в три раза. Несомненно первое место по инвестиционной привлекательности занял Китай. Россия расположилась на шестой строчке рейтинга (10%). Недавно Президент России, Дмитрий Медведев, заявил о создании специального фонда для привлечения зарубежных инвестиций к середине 2011 года. По оценке главы государства, «объём привлекаемых прямых иностранных инвестиций всё ещё остаётся на недопустимо низком уровне». Если в Японии, Республике Корея, Сингапуре, и, конечно, интересующем нас Китае уровень инвестиций в экономику составлял не менее 30-40% ВВП, то в России этот показатель составляет 21% ВВП.
В списке же адресатов китайских инвестиций Россия стоит далеко не в первых строках. По данным исследований Heritage Foundation и The Wall Street Journal, по инвестиционной привлекательности и экономической свободе Россия находится на 143 месте из 179 возможных.
Китаю инвестировать в Россию тяжело - наша страна по условиям ведения бизнеса занимает 120-е место в мире. Однако, несмотря на то, что многие их проекты наталкиваются на непреодолимые преграды (начиная культурными противоречиями и кончая настороженностью российских экономических гигантов по отношению к китайским инвестициям), и у нас, и в развитых странах китайцы действуют по принципу «капля камень точит», который и приносит им успех.
Сейчас можно с уверенностью сказать, что, несмотря на кризис, двусторонняя торговля России и КНР демонстрирует положительный рост. Тем не менее, несмотря на стабильный рост торгового оборота, китайские инвесторы не спешат вкладывать деньги в российскую экономику: сумма накопленных китайских инвестиций в экономику России на сентябрь 2010 г. составляет всего 4% от общего объема зарубежных инвестиций в страну. К концу сентября 2010 года из $265,954 млрд.иностранных инвестиции в Россию, Китаем было вложено лишь $10,54 млрд. Но даже эти 4 % позволили в 2010 году Китаю выйти на шестое место среди инвесторов РФ.
Китайское руководство активно способствует внедрению инвестиций за рубежом. Выделяя при этом только 3 области, приоритетные для Китая: во-первых, сфера природных ресурсов и энергоносителей, которых не хватает в Китае; во-вторых, предприятия, использующие высокие и новые технологи; в-третьих, инвестиции в предприятия, проекты которых могут стать ключевыми точками для продвижения китайских товаров на рынки этих стран.(в общем всё то, о чём и писалось ранее) Россия в данном случае не исключение. Но дело не в том, что Китай категорически не вкладывает деньги в другие сферы экономики. И на китайско-российских инвестиционных форумах, и на личных встречах глав государств говорится о том, что Китай положительно относится к тому, чтобы углублять сотрудничество в таких сферах, как механика, строительство, легкая промышленность, логистика, сельское хозяйство, связь, банковская и страховая деятельность, научно-техническое освоение, энергетика, химическая промышленность, лесное хозяйство и горнодобывающая промышленность. Если Россия хочет устранить «сырьевой перекос» и не играть роль «сырьевого придатка» Китая, которую она фактически сейчас и занимает, ей необходимо создать условия для того, чтобы инвестиции шли, в первую очередь, в наукоемкие отрасли промышленности - производство оборудования, лекарств (где Китай традиционно силен), телекоммуникации.
Китайский принцип таков: инвестировать в России надо не на словах, а на деле. Если китайская сторона обещала, она обязательно претворит это в жизнь. Особенно это касается инвестиций в крупные объекты. Еще в 2007 г. Премьер Китая, Вэнь Цзябао, заявлял, что к 2010 г. накопленные прямые инвестиции в Россию превысят $15 млрд. На деле, если судить по данным Росстата, не накопилось и одного. В чём же дело? Положительную или отрицательную динамику инвестиционных отношений тех или иных стран создаёт наличие или отсутствие «камней преткновения». Проблем, с которыми сталкиваются китайские инвесторы на пути к экономике России, отнюдь не мало.
Во-вторых, России необходимо урегулирование правовой базы по отношению к иностранному капиталу. Постоянное изменение законодательства, неконтролируемая коррупция на всех уровнях, в особенности на местном уровне - вот те важнейшие проблемы, из-за которых российское делопроизводство становится иногда непреодолимым препятствием не только для Китая, но и для других иностранных инвесторов. Китайцы в России нередко сталкиваются и с вымогательством на таможенном контроле, и пристальным вниманием милиции. Китайским бизнесменам нередко приходится «договариваться» с нашими чиновниками. В этом пункте мы наталкиваемся на недоумение китайских предприятий, ведь Китай значительно опередил Россию в создании системы законов, благоприятных для развития бизнеса и инвестирования, в эффективной практике правоприменения, в соблюдении законов и отсутствии практики вымогательства со стороны чиновников.
Также важными критериями инвестиционной привлекательности являются затраты на оплату труда (которые в России пока остаются низкими), уровень налогообложения (в России система налогообложения требует упрощения). Для крупных компаний и инвесторов не менее важен такой фактор, как близость рынков - вот тут Китай с рекордным населением находится вне конкуренции.
Ещё одна проблема у России – так называемая синофобия.(хотя это скорее не проблема, а осознанная боязнь) Российские власти боятся захвата Китаем земель на дальнем востоке. На мой взгляд, это правильные опасения, и суждение о том, что экономическая экспансия ведёт к экспансии территориальной – очень здраво. Ведь ещё несколько лет назад Китаем был опубликован доклад «Долгосрочные глобальные демографические тенденции: изменение геополитического ландшафта», в котором немало было отведено Дальнему Востоку.
Информация о работе Российско-китайское инвестиционное сотрудничество