Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 15:01, курсовая работа
Цель— обобщить и систематизировать наиболее устоявшиеся положения и выводы, имеющиеся в мировой научной и учебно-методической литературе о концепциях и правилах международного инвестирования, освоить закономерности взаимодействия хозяйственных агентов разных стран в области международного движения капитала.
Введение ………………………………………………………………….…2
Глава 1. Общие положения об иностранных инвестициях в Российской Федерации
1.1. Основные понятия. Классификация иностранных инвестиций....…4
1.2. Инвестиционный климат в России ………………………………..…10
Глава 2. Сравнительный анализ статистических данных по иностранным инвестициям в РФ
2.1. Иностранные инвестиции в Россию ……………………..……..……13
2.2 Инвестиции по странам…………………………………….…….……14
Глава 3. Прямые иностранные инвестиции
3.1. Методологические проблемы оценки…………………………...……17
3.2. Иностранные инвестиции как локомотив российской модернизации……………………………………………………….….……19
3.3. Основные причины сокращения прямых иностранных инвестиций в России……………………………………………………………….…….….21
3.4 Прогноз на ближайшие годы……………………………………..….….23
Заключение …………………………………………………………….….…25
Список использованных источников………………………………….……28
Показатели объема
прямых инвестиций во многом зависят
от того, какая методика используется
при подсчетах, отмечают специалисты.
Так, по официальным данным Центробанка,
к началу 2010 г. накопленный объем
прямых иностранных инвестиций составил
$383 млрд, а Росстат говорит лишь о $109 млрд.5
Однако доля настоящих иностранных инвестиций
составляет, в лучшем случае половину
от тех, которые сегодня называются иностранными.
Остальные - это псевдо иностранные инвестиции,
это наш российский капитал, который перегоняется
через Кипр и другие офшоры. Необходимо
менять нашу анти оффшорную политику и
идти в мировом русле. Десятки наших частных
компаний имеют владельцев в оффшорах
- это ненормально, такое мало где встретишь.
Однако некоторые эксперты считают, что
это может ухудшить инвестиционный климат.
При оценке прямых иностранных инвестиций
важно учитывать не только их объем, но
и то, какую они дают отдачу. В 2009 г. приток
прямых иностранных инвестиций в Россию
сократился не столь значительно, как
в других странах, и по этому показателю
наша страна даже попала в лидеры: хотя
она и отстает от Америки и Китая, но находится
на одном уровне с ведущими европейскими
странами. Даже по самым строгим оценкам,
настоящих иностранных инвестиций в России
накоплено более $50 млрд. - практически
столько же, как в Индии и Бразилии.
Однако прямые иностранные инвестиции
имеют различную отдачу - причем не только
в разных странах, но и в разных отраслях.
Дело здесь не только в деньгах, но и в
том, приходят ли с этими инвестициями
новые технологии и новые управленческие
решения. Например, в телекоммуникациях
доля иностранных инвестиций ничтожна,
зато эффект от них был колоссальный. Так,
после прихода норвежской компании Telenor
в ВымпелКом началась экспансия ВымпелКома
по всей России, а затем и по странам СНГ
и Юго-Восточной Азии. То же самое можно
сказать про МТС. Сегодня, с точки зрения
прямых инвестиций - это чисто российская
компания. Когда стратегический пакет
в ней имели немцы, они как раз передавали
технологии. Совершенно обратная ситуация
в пищевой промышленности: контроль там
в некоторых отраслях достаточно высокий,
но при этом никаких принципиальных сдвигов
там не произошло.
3.2 Иностранные инвестиции как локомотив
российской модернизации
По некоторым оценкам, за 8 прошедших лет
Россия получила почти $3,5 трлн. С учетом
этой цифры, объем прямых инвестиций (и
по данным Центробанка, и по Росстату)
- это небольшая величина - около 9%. С этой
точки зрения, говорить о большой роли
прямых иностранных инвестиций для развития
российской экономики в ближайшие 5-6 лет
вряд ли стоит.
Однако, в отличие от портфельных инвестиций,
прямые иностранные инвестиции приносят
в страну не только деньги, но и новые технологии
и новые управленческие решения. Тем не
менее, не стоит уповать на то, что они
так сразу помогут нам модернизироваться,
считает. Скорее всего, имеющийся у нас
научно-технический потенциал будут раскрывать
российские предприятия.
Наше сырье - не только нефтегазовое, но
и металлургическое или древесина - иностранцев
мало привлекает, есть лишь отдельные
фирмы, кого это интересует. Существующие
барьеры - и формальные, и в еще большей
степени неформальные, приводят к тому,
что в сфере прямых инвестиций в переработку
сырья мы проигрываем очень многим странам.
Иностранцев, главным образом, интересует
сбыт готовой продукции на территории
России. По сути, речь идет об импорт замещении
- именно так можно расценивать прямые
иностранные инвестиции в автопром, пивоварение,
в сферу услуг - сегодня сюда входит и банковский
бизнес. Тем не менее, прямые иностранные
инвестиции могут способствовать модернизации
в отдельных отраслях - стимулируя конкуренцию
со стороны российских компаний. Блестящим
примером тому служит развитие сетевой
торговли. Несмотря на приход гигантов
типа Ашана и Икеи, оказалось, что российский
бизнес вполне конкурентоспособен и быстро
усваивает уроки зарубежных коллег. Об
этом свидетельствует опыт Дикси, Пятерочки
и ряда региональных торговых сетей.
Прямые иностранные инвестиции вряд ли
можно считать панацеей для доступа к
новым технологиям. В автопроме речь пока
идет лишь о чисто сборочных предприятиях.
В пищевой и легкой промышленности, а также
в любом высокотехнологичном производстве
инвестиции, в первую очередь, направляются
на закупку иностранного оборудования
- не так уж важно, за российские или западные
деньги оно будет куплено. Иностранное
оборудование - это хорошо, но все технологические
компании связаны с критическими отраслями,
поэтому мы вряд ли их сюда пустим. Очевидно,
что речь может идти лишь о приходе производителей
оборудования типа Sisco и Intel. Они построят
свои заводы в России, только при наличии
больших программ на десятки миллиардов,
которые создадут спрос на их оборудование.
Речь о таких программах может идти: та
же связь стоит перед необходимостью смены
технологической платформы. С этой точки
зрения, государство легко может создать
условия, когда построить заводы здесь
будет выгоднее, чем платить пошлину, привозя
оборудование из-за границы.
Прямые иностранные инвестиции вряд ли
стоит считать жизненно важными для российской
экономики. Скорее, это вопрос престижа.
Даже если они будут вложены лишь в чисто
сборочные предприятия, это все же улучшит
структуру нашего ВВП и повысит долю не
сырьевых отраслей, что положительно повлияет
на рейтинги.
Прямые иностранные инвестиции являются
необходимым условием модернизации российской
экономики, поскольку осуществить ее только
за счет внутренних ресурсов невозможно.
Даже при формировании инновационных
точек роста типа Сколково есть расчет
на внешние факторы - привлечение иностранных
специалистов и т.д. При этом новые технологии
можно получить не только в сотрудничестве
с развитыми странами. Удачными примерами
тому служат китайские инвестиции в создание
предприятия по производству литиевых
батарей в Новосибирске и российско-израильское
сотрудничество в сфере производства
беспилотных аппаратов и ряда других элементов
Авионики. России нужны талантливые руководители
и талантливые венчурные фонды, которые
могли бы заниматься поиском и привлечением
технологий.
3.3 Основные причины сокращения прямых
иностранных инвестиций в России.
Прямые иностранные инвестиции в России
уже третий год подряд сокращаются. Основной
причиной тому стал экономический кризис
и общемировые тенденции. Однако сокращению
инвестиций способствует и ухудшение
инвестиционного климата в стране, о котором
свидетельствуют результаты целого ряда
различных рейтингов. Один из главных
показателей хорошего инвестклимата -
благоприятные условия для развития бизнеса.
И по этому показателю мы явно деградируем.
Если в 2007 г. мы занимали 90-е места, то сейчас
у нас 120-е место (всего в рейтинге участвуют
183 страны). По такому показателю как "получение
разрешения на строительство" мы занимаем
182-е место! По благоприятности условий
для ведения внешней торговли - 162-е место.
По коррупционности - 146-е место.
При этом по опросам иностранных инвесторов,
проведенных Центром европейских исследований
Института мировой экономики и международных
отношений, инвестиционный имидж России
- т.е., ее образ для инвесторов, которые
еще не пришли в страну - еще хуже, чем инвестиционный
климат. Хотя в России объективно существуют
прекрасные возможности для развития
бизнеса, но в глазах многих потенциальных
инвесторов их перевешивают очень большие
риски. В частности, новые инвесторы боятся
к нам идти, напуганные бытующими на Западе
страшилками о криминогенной обстановке.
У нас очень много плюсов, но на каждый
из них есть и минусы. Так, например, российские
рабочие, конечно, образованнее, чем индийцы
или китайцы, но зато у нас есть проблемы
с трудовой дисциплиной и пьянством. И
отрицательный имидж России останавливает
многих потенциальных инвесторов.
Отрицательный имидж России является
своеобразным ассиметричным ответом на
инвестиционную политику развитых стран,
которую они проводят с конца 60-х гг. прошлого
века. Экономически сильные страны пропагандируют
свободу торговли и свободу инвестиций
- в других странах. При этом они формально
разрешают приходить и к себе. Однако менее
развитым странам просто не с чем прийти
- ведь все, кроме сырья, у них технологически
находится на 2-3 ступеньки ниже. Сегодня
достаточно высокий объем прямых иностранных
инвестиций в США свидетельствует о том,
что менее развитые страны, открыв свой
рынок, хотят, в свою очередь, прийти в
Америку. Однако, как правило, они могут
инвестировать лишь в производства, качественно
не важные, не определяющие рост или перспективу
страны. С этой точки зрения, отрицательный
имидж России тоже можно считать своеобразным
защитным механизмом. По сути дела, мы
поддерживаем свой страшный имидж - бандитский,
бюрократический, коррупционный, потому
что это позволяет нам закрыть рынок от
конкуренции - и, прежде всего, со стороны
средних и малых компаний. Между тем приход
именно малого и среднего бизнеса мог
бы принести немало пользы российской
экономике. Сегодня же положение дел в
стране таково, что к нам рискуют приходить
только крупные компании - только они могут
выйти на уровень руководителей страны
и получить какие-то гарантии или поблажки.
Поэтому укрепление отрицательного российского
имиджа на руку крупным компаниям, хотя
объективно уровень коррупционности,
бюрократизма и организационно-технических
сложностей во многих восточноевропейских
странах выше, чем у нас. Так, например,
когда в 1998 г. сеть Ростикс решила пойти
в Восточную Европу, чтобы переждать кризис,
то весь ее бизнес был потерян там за 1,5
года - его просто разворовали. Так что
говорить о том, что Россия - это концентрация
воровства, коррупции и т.д. не совсем правомерно,
хотя отчасти и полезно для России.
3.4 Прогноз на ближайшие годы
С выходом из
кризиса рост прямых иностранных
инвестиций в Россию возобновится,
уверены эксперты. По некоторым оценкам,
в этом или в следующем году
их объем восстановится до уровня
2007 года: до $60-70 млрд. в год или до 20%
от общего объема инвестиций. При этом
развитие событий будет эволюционным,
без резких скачков и существенных сдвигов.
Инвестиционный климат нельзя улучшить
резко - он изменяется достаточно медленно
и формируется с трудом. Понятно, что Россия
по-прежнему будет получать дисконт на
стоимость всех своих активов, в т.ч. и
акций, в течение ближайших 5-10 лет. Но,
тем не менее, эти дисконты будут уменьшаться,
наши инвестиционно-кредитные рейтинги
будут улучшаться, и это будет способствовать
росту инвестиций.
В мировой экономике намечается переплетение
капиталов, появляются новые игроки - Вьетнам,
Индия и др. страны Южной Азии. Можно ожидать
прихода в Россию латиноамериканских
инвесторов. Но инвестиционного бума не
будет, пока не будут созданы условия для
прихода в страну малых и средних компаний
- преимущественно это будут компании
из стран Евросоюза, которые работают
в узких нишах. Пока примеров таких компаний
очень мало, а таких ниш в России очень
много. Даже если туда придут какие-то
средние технологии, это, несомненно, будет
полезно для российской экономики - ведь
пока раскачается наш российский бизнес,
будет потеряно драгоценное время.
Рост иностранных инвестиций во многом
будет зависеть от того, как
мы будем развиваться, что у нас будет
происходить в стране, как будут расти
внутренние инвестиции. По его мнению,
до 2013 года никаких резких скачков не будет.
Правда, возможны потрясения - ряд экспертов
не исключает вероятности второй волны
мирового кризиса - а это означает отток
средств из страны и снижение общемировых
инвестиций.6
Тренд прямых иностранных инвестиций в двадцати крупнейших секторах7
|
Заключение
Иностранные инвестиции играют особую роль среди форм международного движения капитала. Между странами перемещается государственный и частный, предпринимательский и ссудный, долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный капитал. Прямые иностранные инвестиции представляют собой приобретение длительного интереса резидентом одной страны (прямым инвестором) в предприятии — резиденте другой страны (предприятии с прямыми инвестициями). Их главной причиной является стремление разместить капитал в той стране и в той отрасли, где он будет приносить максимальную прибыль, и диверсифицировать риск. Международное передвижение капитала приводит к увеличению совокупного мирового производства за счет более эффективного перераспределения и использования факторов производства. Подавляющая часть прямых зарубежных инвестиций осуществляется между развитыми странами в форме перекрестного инвестирования. Основными формами привлечения прямых иностранных инвестиций являются: создание совместных предприятий; создание на территории страны предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу; соглашения о разделе продукции; создание свободных экономических зон, направленное на осуществление интенсивной модернизации отдельных регионов страны.
Способом привлечения
портфельных иностранных
Динамика роста инвестиций показывает, что рост инвестиций в развивающиеся страны существенно превышает рост инвестиций в развитые страны. Так, если в 1990 г. объем инвестиций в развивающиеся страны составлял 34 млрд дол. США (17% общемирового объема), то в 2007 г. развивающиеся страны получили в качестве инвестиций 149 млрд дол. США, что составило 41% мирового объема.
В целом за период 1985—2005 гг. объем прямых иностранных инвестиций в развитые страны увеличился в 4,7 раза, в развивающиеся
страны — в 7,3 раза, в страны Центральной и Восточной Европы — в 604 раза. Рассматривая общий объем иностранных инвестиций, следует отметить, что он существенно вырос за последние 20 лет. Так, объем инвестиций в 1987 г. составлял 186 млрд дол. США, а в 2007 г. — более 1,3 трлн дол. США.8
Для иностранных инвесторов принятие решения об инвестировании в экономику другой страны сопряжено с анализом риска, обусловливаемого политическими и макроэкономическими факторами. Для адекватной оценки инвестиционного риска и инвестиционной привлекательности следует принять во внимание множество факторов, в том числе экономический рост, уровень налогового бремени, уровень инфляции, дисконтную политику, структуру занятости, платежный баланс, структуру импорта и экспорта. Такой анализ является достаточно дорогим. Для облегчения решения инвесторов существуют так называемые суверенные рейтинги — обобщенные индикаторы, характеризующие экономику страны.
В международных экономических отношениях любого государства существенное значение имеют кредитные отношения. Международное заимствование и кредитование стало результатом развития, с одной стороны, внутреннего кредитного рынка наиболее развитых стран мира, а с другой — ответом на потребность финансирования международной
торговли. На межгосударственном уровне потребность в кредитовании возникает в связи с необходимостью покрытия отрицательных сальдо международных расчетов. В качестве кредиторов и заемщиков выступают частные предприятия (банки, фирмы), государственные учреждения, правительства, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации.
В настоящее время в мире сложилась многоуровневая система регулирования процесса иностранного инвестирования. Наивысшим уровнем регулирования являются международные соглашения, следующим уровнем можно считать региональные межгосударственные соглашения, более низшим уровнем регулирования инвестиционного процесса являются двусторонние межгосударственные соглашения, низшим уровнем регулирования является национальная правовая система. В законодательство большинства стран включены законы, регулирующие процесс движения капитала. Положения национального законодательства не могут противоречить положениям международного права.
Россия находится
на периферии международных
Занять достойное
место в мировой экономике
страна сможет, лишь проводя грамотную
и последовательную политику в области
регулирования иностранных инвестиций.
Такая политика должна включать прежде
всего комплекс мер по привлечению иностранных
инвестиций.
Список литературы
Информация о работе Современное состояние привлечения иностранных инвестиций в Россию