Становление научной концепции инновационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:50, реферат

Описание

Понятие «инновации» возникло в самом начале XX в., так было положено начало изучению инновационных процессов Н. Д. Кондратьевым. Именно он сформулировал понятие больших циклов («длинных волн») сроком от 40 до 60 лет, источником которых является всякое радикальное новшество, они представляют собой группу вторичных, подверженных совершенствованию новаций.

Работа состоит из  1 файл

Инновационный менеджмент.docx

— 37.82 Кб (Скачать документ)

Инновационная активность заключается  в том, чтобы служащие, понимая  смысл деятельности, привносили свои новые идеи, разрабатывали проекты, которые в дальнейшем будут применяться  в деятельности компании и приносить  ей прибыль (или же экономию издержек). Для этого необходимо заинтересовать работника и убедить в том, что данное новшество принесет доход  не только компании, но и самому новатору.

Основным методом стимулирования персонала является мотивация.

В первую очередь рассмотрим материальную сторону мотивации. Заключается  она прежде всего в поощрении работника денежными средствами за проявленную активность в развитии фирмы. Например, компания IBM разработала следующую систему вознаграждения: если работник, проявив активность, разработал, внедрил новые технологии и фирма в результате получает прибыль, то служащий получает 25 % от суммы прибыли фирмы (или суммы экономии) в течение определенного срока. Тем самым организация стимулирует работника на дальнейшее активное участие в деятельности предприятия.

Существует также метод  участия работников в прибыли. Он заключается в разделении между  работниками и фирмой дополнительной прибыли, которая образуется в результате повышения производительности труда  или качества выпускаемой продукции.

Кроме материальной мотивации, существуют и социальные льготы, которые  также относятся к методам  стимулирования инновационной активности служащих. К ним относят: медицинское  и пенсионное страхование, оплачиваемые отпуска и т. д. Развивая систему  социальных льгот, фирма тем самым  не только обеспечивает социальную защиту служащих, но и привлекает и закрепляет квалифицированных работников.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что, используя данные методы, фирма  в первую очередь повышает заинтересованность служащих в успешном развитии компании. Именно тогда, когда работник понимает основную цель и задачи деятельности компании, он принимает активное участие  в ее развитии.

Вопрос 11.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 

Государственная инновационная  политика – это определение органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов  РФ целей инновационной стратегии  и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.

В связи с возрастающим значением инновационной деятельности для экономики и общества в  целом возрастает и необходимость  регулирования государством инновационной  сферы.

Под влиянием инноваций меняется также и сама структура экономики. Ведь за счет роста эффективности  использования ресурсов некоторая  их часть высвобождается и перераспределяется в другие сферы деятельности.

Изменяется также и  экономическая организация общества в целом. Появляются новые общественные институты и хозяйственные организации, изменяется содержание взаимосвязей между  ними.

Активизация инновационных  процессов в научно-технической  сфере становится важнейшим условием создания высокоэффективной экономики  на современной технологической  базе.

На сегодняшний день российская статистика свидетельствует об упадке российской науки, уменьшении числа  активных инновационных компаний. Наша страна отстает в сфере высоких  технологий от развитых и развивающихся  стран, соответственно падает конкурентоспособность  отечественной продукции.

Устранить возникшее противоречие можно лишь вмешательством государства  в сферу рыночной инновационной  деятельности.

В рыночной экономике инновации  – это основное средство увеличения прибыли хозяйствующих субъектов  за счет большего удовлетворения рыночного  спроса, снижения производственных издержек по сравнению с конкурентами. Однако оставлять рынок инноваций неконтролируемым совершенно недопустимо, так как  опыт зарубежных стран с рыночной экономикой показывает, что в вопросах научно-технического развития нельзя полностью полагаться на автоматизм рынка. Использование инноваций не может быть частной проблемой той или иной компании или региона в целом, она все больше приобретает общественный характер, поскольку социально-экономические перспективы развития той или иной страны все сильнее зависят от того, насколько слаженно протекают там инновационные процессы не только в целом по стране, но и в отдельно взятых регионах. Приоритет централизованных методов регулирования процессами инновации доказан мировой практикой.

Важнейшие задачи государственной  научно-технической политики:

1) содействие повышению  инновационной деятельности, обеспечивающей  рост конкурентоспособности отечественной  продукции, благодаря применению  научно-технических достижений производства  и обновлению производства;

2) создание оптимальных  условий для эффективного функционирования  рыночного инновационного механизма.

 

 

 

Вопрос 12.

Инновационный проект - частная  форма организации и управления инновационным процессом (инновационной  деятельностью), результатом которой  служит конкретная инновация (инновационный  продукт).

Итогом разработки инновационного проекта служит документ, включающий в себя подробное описание инновационного продукта, обоснование его жизнеспособности, необходимость, возможность и формы  привлечения инвестиций и учитывающий  организационно-правовые моменты его  продвижения.

Реализация инновационного проекта - процесс по созданию и выведению  на рынок инновационного продукта.

Цель инновационного проекта - создание новой или изменение  существующей системы - технической, технологической, информационной, социальной, экономической, организационной и достижение в  результате снижения затрат ресурсов (производственных, финансовых, человеческих), коренного улучшения качества продукции, услуги и высокого коммерческого  эффекта.

Управлением инновационными проектами занимается инновационный  менеджмент.

Вопрос 13.

Риски в инновационной  деятельности

Как уже отмечалось, инновационная  деятельность неизбежно связана  с риском. Его обобщающим показателем  выступает финансовый риск предпринимателя  и инвесторов, который характеризует  возможные потери в случае неудачного, независимо от причины, завершения финансируемого проекта. Риск в инновационной деятельности увеличивается с локализацией инновационного проекта. Если таких проектов много  и они рассредоточены по разным направлениям, то риск минимизируется.

Главный риск - это неопределенность, связанная с принятием решений, реализация которых происходит только с течением времени. Поэтому при  разработке инновационных проектов учитывается вероятностный характер ожидаемого результата.

Основные риски, связанные  с инновационными проектами, можно  подразделить на следующие виды:

- экономический, связанный с финансированием и калькуляцией проекта, принятием и реализацией экономических решений;

- оригинальности, обусловленный возможностью невостребованности предлагаемых технологий и продуктов производством и рынком;

- технологической неадекватности, возникающий из-за принципиальной разницы между технологией как продуктом интеллектуальной деятельности и технологией как объектом инвестирования;

- финансового несоответствия, когда выделяемые средства на  реализацию инновационного проекта  не соответствуют его содержанию;

- неуправляемости проектом, возникающий из-за недостаточной проработанности проекта, непрофессионализма управленческой команды;

- юридический, связанный с соблюдением нормативных актов о защите интеллектуальной собственности, обязательств при исполнении договоров, определением прав на разработки.

Появляются и риски, связанные  с продвижением нового вида продукции  или услуг на рынок, конкуренцией идей и разработок, и другие, плохо  прогнозируемые.

Для сферы туризма наиболее характерными являются риск невостребованности инновационного продукта на рынке - вероятность потерь из-за отказа потребителя от предлагаемого продукта, отсутствия гарантированной рыночной ниши для реализации продукта; коммерческий риск, связанный с опасностью опережения конкурентами; риски, вызванные стихийными бедствиями и различными конфликтами, изменением экономической и политической ситуации. Причем эти риски могут накладываться друг на друга.

Чтобы сократить негативное воздействие рисков на реализацию инновационных  проектов, следует ими управлять: своевременно оценивать и обнаруживать; принимать меры воздействия и  контроля.

Возможны следующие варианты действий: уклонение - инвестор и исполнитель  инновационного проекта готовы нести  большие издержки на проведение различных  страхующих мероприятий; сознательный риск - готовность нести ответственность  за его последствия; безразличие - стремление к оптимизации затрат на смягчение  последствий и взвешенное применение различных инструментов и методов  страхования от последствий.

Вопрос 21.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Инновационный менеджмент выполняет  функции, которые предопределяют формирование структуры системы управления предприятием при осуществлении инновационного процесса.

Существуют два типа функций  менеджмента инноваций:

1) функции субъекта управления, т. е. субъектом управления  будет один или группа работников, проводящих целенаправленное управление  функционированием объекта управления;

2) функции объекта управления, т. е. объектом управления в  этом конкретном случае будут  и инновации, и инновационный  процесс, и экономические отношения  между всеми задействованными  участниками рынка инноваций.  Функции субъекта управления:

1) функция прогнозирования  – предполагает разработку на  длительную перспективу кардинальных  изменений технико-технологического  и экономического состояния объекта  управления в целом и всех  его различных систем и подсистем;

2) функция планирования  – предполагает объединить в  себе весь комплекс работ по  выработке плановых заданий в  инновационном процессе и по  воплощению их в жизнь;

3) функция организации  – предполагает объединить людей,  совместно внедряющих инновационную  и инвестиционную программы на  базе каких-либо правил и процедур;

4) функция регулирования  – воздействие на объект управления  для получения состояния стабильности  технико-технологической и экономической  систем;

5) функция координации  – предполагает координацию согласованности  работ всех участков системы  управления, аппарата управления  и отдельных специалистов;

6) функция стимулирования  – предполагает побуждение и  стимуляцию работников;

7) функция контроля –  предполагает проверку организации  в момент внедрения процесса  инноваций на разных его этапах, плана создания, реализации инноваций  и т. п.

Функции объекта управления:

1) рисковое вложение капитала  в инновационный проект;

2) организация инновационного  процесса при внедрении инновационного  проекта;

3) организация продвижения  инноваций на рынке и ее  диффузии.

Функция рискового вложения капитала отчетливо проявляется  в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт или  в новую операцию всегда связано  с неопределенностью, с огромным риском. Следовательно, оно всегда осуществляется через создание инновационных венчурных  фондов. Содержанием функции организации  инновационного процесса будет рациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и распространению нового продукта или новой услуги.

Вопрос 22.

ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ И ЭТАПЫ  НИОКР 

Основными задачами научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ (НИОКР) являются:

1) получение новых знаний  в области развития природы  и общества, новых областей их  применения;

2) теоретическая и экспериментальная  проверка возможности материализации  в сфере производства разработанных  на стадии стратегического маркетинга  нормативов, конкурентоспособности  товаров организации;

3) реализация на практике  портфелей новшеств и инноваций.

Проведение в жизнь  данных задач даст возможность увеличить  эффективность реализации ресурсов, конкурентность предприятия, уровень жизненного дохода населения.

Основными принципами научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  являются следующие:

1) исполнение ранее разработанных  научных принципов, подходов, функций,  методов инновационного менеджмента  для решения выбранных проблем,  систематизации и разработки  рациональных управленческих решений.  Объем используемых составляющих  научного менеджмента обусловливается  сложностью, ценой объекта управления  и другими причинами;

2) направленность инновационной  деятельности на увеличение человеческого  капитала; Научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы  заключают в себя следующие  фазы работ:

1) исследования фундаментальные:  теоретические и поисковые;

2) исследования прикладные;

3) опытно-конструкторские  разработки;

4) работы, выполняемые на  любой из предшествующих фаз,  включающие в себя опыты и  эксперименты.

Цель научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  – создание новых товаров и  услуг, которые впоследствии будут  базой производственной деятельности инновационного предприятия в перспективе. При выполнении научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  необходимо учитывать инфраструктуру, технологический уровень, традиции организация, производственную культуру, кадровый потенциал и многое др. Но, пожалуй, самым важным обстоятельством  является то, что научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы как деятельность, обращенная в будущее, тесно связаны и взаимно определяют стратегический план фирмы. Стратегия  преобразуется в реальность только в итоге внедрения планируемого изделия или планируемого процесса.

Информация о работе Становление научной концепции инновационного менеджмента