Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 14:33, реферат
Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства. В мире почти нет стран, где бы во второй половине XX в. не существовала инфляция. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать, - циклическим кризисам.
Введение
1. Сущность инфляции
2. Типы инфляции
3. Виды инфляции
4. Причины инфляции
5. Социально - экономические последствия инфляции
6. Антиинфляционная политика государства
7. Статистические методы оценки уровня инфляции
8. Статистическая информация инфляции за 2007-2009 года
Заключение
Список литературы
Доходность сбережений сохраняется до тех пор, пока ставка процента по вкладам выше темпа роста цен. Сбережения приносят доход, который постепенно становится все меньше. Если ставка процента отрицательной, т.е. меньше темпа роста цен, сбережения утрачивают смысл. Чем выше уровень инфляции, тем сильнее «бегство от денег», которое в свою очередь усиливает рост цен.
При развитии инфляции вкладчики вынуждены искать средства защиты своих сбережений в виде покупки высокодоходных ценных бумаг, иностранной валюты или материальных ценностей - потребительских товаров длительного пользования.
6. Антиинфляционная политика государства
Как показывает мировая практика, бороться с можно только с открытой инфляцией, подавленная инфляция регулированию не подлежит. Поэтому первоочередная задача антиинфляционной политики государства состоит в переключении подавленной инфляции на открытый ее тип.
Решая проблему борьбы с инфляцией, следует уяснить два момента:
1. рыночная экономика, в которой обращаются бумажные деньги, инфляционно по своему устройству. Требовать же от государства раз и навсегда покончить с инфляцией - значит ставить перед ним заведомо невыполнимую задачу. Поэтому цель антиинфляционной политики заключается не в искоренении инфляции, а в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень - достаточно умеренным; [ 2 C 354 ]
2. борьбу с инфляцией нельзя сводить к выполнению некой программы, после окончания, которой можно отчитаться об успешно проделанной работе. Нужна не программа, а реализуемая государством политика, не уступающая по своему значению социально или научно-технической.
Антиинфляционную политику государства можно условно подразделить на две части: на стратегию и тактику. Стратегия предусматривает соединение целей и методов борьбы с инфляцией на длительную перспективу, а тактика - в краткосрочном периоде.
В стратегическом плане первая и важнейшая задача антиинфляционной политики государства состоит в погашении инфляционных ожиданий, то есть необходимо переломить психологию субъектов экономической системы, избавив их от страха перед обесцениванием сбережений, предотвратить нагнетание ажиотажного спроса, обусловленного неуклонным подорожанием товаров и услуг. Опыт показывает, что инфляционные ожидания скорее всего преодолевались там, где выполнялись по крайне мере два условия. [ 4С200 ]
Первое - всемирно укреплялись механизмы рыночной системы: ослаблялись таможные ограничения на ввоз и вывоз продукции; осуществлялся контроль за состоянием рынков, и своевременно пересекались факты монополистического поведения субъектов хозяйствования и др.
Второе - существовало правительство, непоколебимо придерживающиеся курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и пользовавшиеся доверием большинства населения. Заслужить такое доверие можно лишь в том случае, если правильно ставить перед собой вполне определенные, практически осуществимые антиинфляционные задачи, заблаговременно информирует об этом граждан и добиваться их решения.
Другим неотъемлемым компонентом стратегической антиинфляционной политики государства является долгосрочная денежная политика, отличительная особенность которой - введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Этот показатель складывается из долгосрочного темпа роста реального производства и такого уровня инфляции, который правительство считает приемлемым и обязуется его контролировать.
Для того чтобы денежная политика была антиинфляционной, указанный лимит надо удерживать в течении дополнительного времени вне зависимости от состояния бюджета, интенсивности капиталовложений, уровня безработицы и т. д.
Третья задача антиинфляционной политики государства - сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации. К решению этой задачи можно двигаться двумя путями - увеличивая доходы и уменьшая расходы государства.
7. Статистические методы оценки уровня инфляции
В мировой статистической практике применяются разные методы и приёмы измерения уровня, динамики и степени влияния инфляционных процессов на различные экономические показатели. Исходя из сущности инфляционных процессов, в западных странах предлагается, как метод изучения инфляции, непосредственно измерять избыточный объём бумажных денег [21]. Однако, как отмечают сами авторы этого метода, вся количественная неопределённость, связанная с категорией "избыточного бумажно-денежного обращения", ведёт к условно-ненадёжным результатам.
В некоторых странах принято измерять обесценение бумажной валюты страны путём сопоставления возросшего уровня цен с более низким их уровнем, выраженным в более прочной валюте другой страны [21]. Хотя в принципе такой подход не вызывает возражений, как показывает практика, он даёт весьма условные и неточные результаты и к тому же труден для расчёта.
Предлагается также количественно оценивать обеспечение денег с помощью золота. И такой метод неприемлем в условиях нефинансовых предприятий.
Поэтому
самым надёжным и доступным методом
измерения инфляционных процессов
считается индексный метод, который
может применятся для оценки влияния
инфляции как на макроэкономические
показатели, так и на результаты
финансовой деятельности предприятий.
В связи с применением этого
метода возникают следующие проблемы:
способ расчета индексов; методика
статистики цен для построения и
корректировки индексов; отбор базовых
показателей за период, охваченный
анализом; пересчёт выделяемых показателей
из фактических в постоянные цены,
используя соответствующий
1).Основные методики расчета индексов, их преимущества и недостатки.
Одним из самых распространённых индексов является индекс Пааше:
,
где - индекс цен в году t+1;
- цены товара соответственно в годах t и t+1;
- объем его продаж в году t+1;
n - количество видов товарной продукции.
Когда , можно утверждать, что в указанном году цены в среднем были стабильны, неравенство свидетельствует о росте цен, - об их снижении. Индекс Паашене свободен от недостатков. Он отличается высоким уровнем агрегирования, но потребительские корзины различных слоев населения неодинаковы. Индекс Пааше лишен избирательности и улавливает любое повышение цен, хотя далеко не всегда оно является инфляционным [25]. Он совсем не реагирует на скрытое повышение цен, происходящее в результате ассортиментных сдвигов в структуре товарного предложения и незначительных изменений качества продукции, т.к. в соответствии с этим индексом сравниваются цены только тех товаров, которые продавались в году t и в году t+1. Поэтому появление в последнем году «нового» и более дорогого изделия учтено не будет. Индекс Пааше не дает четкого представления о течении открытой инфляции еще и потому, что впитывает в себя многочисленные эффекты, связанные с перекрестной эластичностью спроса по цене. Допустим, что товары i и j относятся к разряду взаимозаменяемых. Тогда, например, увеличение в году t+1 может привести к повышению спроса на товар i и расширению его продаж .Индекс поглотит этот эффект и выдаст результат, который будет зависеть не только от цен (а требовалось именно это),но и от количеств.
Наиболее
же широко используемым в рыночной
экономике показателем инфляции
является индекс потребительских цен
(ИПЦ). Он измеряет изменение с течением
времени в стоимости
Для удобства
компиляции практически все официальные
ИПЦ в индустриальных странах
рассчитываются на основе формулы Ласпейреса
[17, 18]для отношений цен к
J=
, (1)
где J - индекс для периода n по отношению к базе 0,
- цена товара j в базовом периоде,
- цена товара j в периоде n,
- количество товара j в базовом периоде.
Этот
вариант формулы Ласпейреса можно
также представить более просто
в виде взвешенной средней отношений
цен товара:
J= , (2)
где
является весом товара j, или долей расходов на товар j в общих расходах, а
- индивидуальный индекс цен для товара j.
Однако эти варианты формулы Ласпейреса не дают гибкости, необходимой для текущей ситуации в России. Для каждого товара j в них используется отношение цены к базовому периоду ( , и поэтому необходимо сравнение изменения цены товара за длительные периоды, требующие жесткого контроля за сохранением характеристик данных товаров. Эти требования сложно применить в контексте текущей ситуации в России, где характеристикой розничной торговли является непостоянство наличия продаваемых товаров.
Поэтому применяется вариант формулы Ласпейреса с использованием ,отношения цены товара к цене в предыдущем периоде.
Основной формулой для расчета ИПЦ в России является:
J= (3)
где .
Формула
(3), которая арифметически
Существуют две хорошо известные проблемы, связанные с определением ИПЦ, которые подводят критиков этого понятия к выводу, что ИПЦ завышает рост стоимости жизни.
Во-первых, в реальной жизни потребители меняют стиль своего поведения (а, следовательно, состав рыночной корзины тоже меняется), в особенности в ответ на изменения относительных цен. Со временем потребители будут покупать рыночную корзину, которая фактически содержит больше относительно дешевых и меньше относительно дорогих товаров и услуг. ИПЦ, взвешенный на постоянной основе, строится на предположении, что подобные замены не имели места, и таким образом, переоценивает фактическую стоимость жизни.
Во-вторых, ИПЦ не принимает во внимание качественные сдвиги (улучшение или ухудшение качества товара и услуг). В целом экономисты считают, что ИПЦ завышает уровень инфляции – и, вероятно, весьма существенно [24]. Таким образом, ИПЦ не просто инструмент измерения проблемы инфляции, но, вероятно, и часть самой проблемы. Необходимо отметить также, что ИПЦ нигде явным образом не учитывает диспропорции между ростом товарной и денежной массы, которая, как было указано ранее, является одной из причин инфляции.
2).Статистика цен и расчёт ИПЦ в РФ.
Особенностью экономики России последних лет является существенное замедление инфляции. Однако такие темпы инфляции, являющиеся для России заметным достижением, для многих стран мира представляются существенными (при росте цен в этих странах в пределах 3% за год). Поэтому совершенствование методологии наблюдения за потребительскими ценами в России продолжает ориентироваться на достаточно заметный их рост.
Российская
статистика, используя в своей
практике методы сбора информации о
ценах и расчета индексов цен,
признанные многими странами и соответствующие
мировым стандартам, испытывает дополнительные
трудности, связанные со структурными
изменениями, при формировании отечественной
методологии. Состав потребительской
корзины в этих условиях должен обновляться
достаточно регулярно, с тем чтобы
отражать изменение в ассортименте
предлагаемых товаров и услуг, а
также в структуре потребления
домохозяйств.
8. Статистическая информация инфляции за 2007-2009 года
2007 год.
Росстат: инфляция в России по итогам 2007 г. составила 11,9%
Инфляция в России за 2007 г. достигла 11,9%, превысив первоначальный прогноз Минэкономразвития на 3,9%. При этом за последний месяц г. она составила 1,1%.
По данным Росстата, базовая инфляция (базовый индекс потребительских цен), исключающий кратковременные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов административного, событийного и сезонного характера, в 2007 г. составила 11%, а в декабре - 0,9%. В целом темп среднесуточного прироста цен в декабре прошедшего года составлял 0,036%.
За прошедший год цены на продовольственные товары повысились на 15,6%, на непродовольственные товары - на 6,5%, тарифы на платные услуги населению - на 13,3%. При этом цены на продовольственные товары в декабре повысились на 1,6%, а на непродовольственные товары возросли на 0,7%, тарифы на платные услуги населению - на 0,9%.