Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 21:43, курсовая работа
Целью данного исследования является разработка комплекса практических мер, направленных на совершенствование форм и методов управления международными инвестиционными проектами.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
Изучение современного состояния и условий развития инвестиционного процесса в России, в том числе, в Дагестане.
Исследование теоретических основ управления международными инвестиционными проектами.
Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта управления международными инвестиционными проектами.
Анализ подходов и методов управления международными инвестиционными проектами.
Разработка предложений по совершенствованию форм и методов управления международными инвестиционными проектами.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ 6
1.1. Инвестиционный имидж России и пути его улучшения 6
1.2. Организационно – экономический механизм привлечения иностранных инвестиций в регионы России 12
1.3. Сущность, классификация и этапы проектирования инвестиционных проектов 17
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ 28
2.1. Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта управления инвестиционными проектами 28
2.2. ТЭО и критерии оценки эффективности международных инвестиционных
проектов………………………………………………………………………………………33
2.3. Анализ рисков международных инвестиционных проектов 43
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ 50
3.1. Разработка процедур управления международными инвестиционными проектами и их информационного обеспечения 50
3.2. Моделирование системы контроля за ходом выполнения инвестиционного проекта 55
3.3. Концессии как инструмент эффективной реализации международных инвестиционных проектов в Дагестане 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
СПИСОК ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ…………………………………………………………………………………….79
Наряду с наличием высокой потребности в масштабных инвестициях, новых мощностях в экономику Дагестана, обусловливающей необходимость государственных концессий, последние будут способствовать интеграции в целом нашей страны в мировое экономическое пространство. Инвестиционная привлекательность республики напрямую зависит от развития инфраструктуры. В условиях экономического роста, характерной для Республики Дагестан в настоящее время, приходится решать проблему модернизации инфраструктуры, поиска нетрадиционных источников финансирования, строительства новых мощностей в этих отраслях. С этой целью планируется создать инвестиционные площадки с соответствующей инженерной инфраструктурой для реализации различных проектов в области промышленности и туризма. В том числе в проекте «Юг России» предполагается создание инвестиционной площадки производственного типа в Карабудахкентском районе и туристского типа в Каякентском, Дербентском, Карабудахкентском, и Акушинском районах. Для обеспечения успешного развития Республики Дагестан необходимо тесное взаимодействие частных инвесторов и государства. Для этого в самое ближайшее время надо максимально упростить процедуру отведения земельных участков под строительство инвестиционно привлекательных объектов.
Одним из самых действенных способов реформирования производственной инфраструктуры и строительства ее объектов на партнерской частно - государственной основе в республике может служить привлечение частного капитала к финансированию строительства инфраструктурных объектов путем концессий, в которых республика продолжает играть роль контролера и регулятора. За счет концессий обостряется конкуренция, а инфраструктурные отрасли из республиканских монополий становятся частично рыночными и регулируемыми законодательством республики. Экономический эффект для общества от концессий в сфере производственной инфраструктуры состоит в том, что оно получает более качественные товары и высокий уровень обслуживания при минимальных издержках из государственного бюджета.
Наиболее часто в практике зарубежных стран в строительстве объектов производственной инфраструктуры используются следующие формы концессий: (расположенные в порядке все более широкого участия частного капитала в реализации прав собственности):
3. «строительство — владение — управление — передача» (СВУП);
владение — эксплуатация» (ПСФВЭ).
Первые две формы концессии предполагают только права пользования объектами государственной собственности. Причем в соответствии со схемой СУП передача концессионной компанией государству объекта осуществляется после окончания, как периода строительства, так и периода эксплуатации (управления). А по второй форме государство принимает объект по завершении строительной стадии, а только затем передает его в концессию для управления. Последние три формы аналогичны двум предыдущим по организационным схемам, но предполагают более широкие права частных компаний по участию в объектах: права владения, а не только пользования. Право распоряжения концессионным объектом (продажи, залога и т. п.) остается неизменно за государством. Существует также много других форм, промежуточных по отношению к приведенным, но все они являются в значительной степени производными от форм, указанных выше. Принципиально общей чертой их всех является то, что в концессиях расходы по сооружению объектов несет концессионер.
В России, учитывая ее масштабы, множественность субъектов Федерации, специфику законодательства, следует использовать все многообразие форм концессий, особенно когда речь идет о привлечении к концессионной деятельности зарубежных компаний. Выбор или предпочтение той или иной формы концессии должны определяться отраслевой принадлежностью объекта, схемой регулирования деятельности отрасли и другими факторами. Отраслевые и региональные предпочтения концессий для России и ее субъектов могут быть получены из анализа мирового опыта осуществления концессионной деятельности в 1990-е гг. и начале XXI века.
Мировой опыт концессии может быть весьма полезен для Республики Дагестан, что подтверждается анализом нескольких типичных проектов строительства инфраструктуры на международно-концессионной основе. Например, в Махачкале уже несколько лет ведутся разработки строительства и реконструкции магистралей для аэропортов (воздушных, автомобильных и железнодорожных). К примеру, реконструкция Махачкалинского аэропорта позволит увеличить пропускную способность терминалов с 300 пассажиров в час до 600. Пока использовать аэропорт на полную мощность мешают высокий износ оборудования и спецтехники. К тому же сегодняшнее состояние аэропорта не соответствует техническим и технологическим условиям, которые требуются при обслуживании пассажиров по современным международным стандартам и нормам. С целью модернизации имеющихся строений, спецтехники и взлетных полос на предприятии был подготовлен инвестиционный проект. Источников финансирования, за счет которых аэродромный комплекс и здание аэропорта предполагается реконструировать, несколько. Дело в том, что часть комплекса – федеральная собственность, которая не может быть приватизирована, соответственно и деньги на ее реконструкцию будут идти из государственного бюджета по федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России». А здание аэровокзала, грузовой склад, служба спецтранспорта и некоторые другие объекты должны ремонтироваться за счет авиапредприятия или привлеченных денег инвесторов. На полную реализацию всего проекта необходимо около миллиарда рублей, а срок его окупаемости оценивается в 7,5 года. Но уже за год реализации проекта налоговые отчисления по предприятию составят около 270 миллионов рублей, увеличится количество рабочих мест до 220. Аэропорт «Махачкала» - это стратегически важный объект не только для республики, но и для России в целом. Это самый южный российский воздушный порт, который экономически выгоден для транзитных перевозок на международных рейсах из регионов Западной Сибири и Урала из стран Ближнего востока. Вложения в его реконструкцию обязательно окупятся. Благосостояние жителей региона без качественных дорог и достаточного количества дорожных и автотранспортных маршрутов не обеспечить. Поэтому дорожно-транспортному комплексу в Дагестане уделяется повышенное внимание. Подготовлены проекты по реконструкции нескольких важных участков внутренних трасс, реставрации вокзалов и посадочных платформ. Но где взять для реализации этих проектов деньги? В какой форме осуществлять их и привлекать иностранные компании? Наиболее позитивен в этом плане, опыт Таиланда — страны с очень динамичной экономикой, большим объемом иностранных инвестиций и его столицы — Бангкока — один из самых густонаселенных городов мира. Для решения транспортных проблем в 1990-е гг. в Бангкоке была построена и введена в эксплуатацию железная дорога на опорах (по эстакаде, воздушная) — «Скайтрейн». Этот проект является одним из самых масштабных проектов в сфере общественного железнодорожного транспорта, реализованных частным сектором.
В перспективе наиболее привлекательными для концессий в Дагестане с привлечением иностранного капитала могут быть следующие проекты автодорожной инфраструктуры: автомагистраль Махачкала – Буйнакск – Гимры – Чирката – Саргинский мост – Тлох – Ботлих; усовершенствование покрытий на участках автодорог, ведущих к райцентрам Рутульского, Кулинского, Чародинского, Курахского, Хунзахского и Агульского районов; строительство двух путепроводов на 19-м и 36-м км. железнодорожной линии Кизляр – Карланюрт (на пересечении с федеральной автодорогой Астрахань- Махачкала). Нефте-, газопроводные и энергетические проекты — это следующая после транспорта сфера хозяйства Дагестана, в которой могут быть использованы концессии с привлечением иностранного капитала. Подобные проекты активно реализуются за рубежом, в частности, в Латинской Америке. Так, в 1998 г. были закончены несколько проектов по поставке топлива из Аргентины в чилийские северные горнопромышленные районы.
Еще одной важнейшей для Дагестана проблемой, в решении которой могут быть задействованы концессии, является коммунальное хозяйство. Задача реформирования ЖКХ, строительства соответствующих сетевых коммуникаций, привлечения частных инвесторов имеет определяющее значение для успеха проводимых реформ. В настоящее время концессии используются в качества одной из важных форм строительства объектов жилищно-коммунальной сферы во многих странах мира (Франция, Германия, Аргентина, Чили, Боливия, Филиппины, Чехия, Венгрия, Польша). В ближайшие четыре года потребуется более трех миллиардов рублей на строительство новых очистных сооружений сразу в нескольких крупных городах Дагестана. Модернизация объектов ЖКХ, с одной стороны, даст положительный импульс развитию региона, а с другой позволит избежать экологических проблем. Основные фонды ЖКХ в крупных городах республики сегодня изношены практически на 70% и не справляются с нагрузкой, которая все время возрастает. Сильный износ систем ЖКХ не улучшает и качества питьевой воды. Финансирование ремонта изношенного оборудования концессионным путем и ввод в эксплуатацию новых объектов почти полностью снимет проблемы по водоотведению и водоснабжению. В городах необходимо будет дополнительно вводить очистные сооружения. Кроме решения экологических проблем, эти мероприятия отчасти решат проблему занятости населения. Количество предложенных рабочих мест составит около 400. Одна из самых удачных концессий в водоснабжении и канализации реализована в столице Аргентины Буэнос-Айресе, подписание договора по которой состоялось в декабре 1992 г.
Наряду с успехами, в процессе концессионирования коммунальной сферы за рубежом возникают сложности и нерешенные проблемы, которые нужно учитывать в России, в том числе и Дагестане, при коммерциализации ЖКХ. Например, частными компаниями скрывается и искажается информация о доходах. Плохая разработка механизмов государственного регулирования, что наблюдается сейчас и в России, угрожает устойчивости долгосрочных концессий и объективно побуждает концессионные компании к хищническому использованию производственных мощностей. Концессии сопровождаются коррупцией, серьезными изъянами в текстах контрактов, неразработанностью тарифной системы, отсутствием должной конкуренции. В отношении России рассмотренный опыт подводит к выводу, что концессионные компании должны определяться местными органами власти только на конкурсной основе, а критерием отбора должен быть уровень тарифов. На муниципальном уровне должна быть обеспечена юридическая проработка договоров, разграничены права, обязанности и ответственность каждой из сторон. России в период перехода на концессии необходимо очень основательно изучить риски, возникающие при смене владельца государственной собственности. В мире достаточно много примеров, когда отсутствие должного учета рисков, возникающих при передаче бизнесу объектов государственной собственности, приводило к серьезным конфликтам, разбираемым в многочисленных инстанциях, вплоть до международного арбитражного суда.
С помощью концессий в Дагестан можно внедрить такое явление, как туристско-рекреационные зоны. Побережье Каспийского моря Республики Дагестан по своим физико-географическим особенностям, наличию богатых естественных и рекреационных ресурсов и незастроенных территорий, является одним из самых перспективных регионов для развития индустрии туризма, отдыха и оздоровления. Строительство современных высокоэффективных и конкурентоспособных туристских комплексов позволит, с одной стороны, удовлетворить потребности местного населения, российских и иностранных граждан в санаторно-туристских услугах, а с другой - внесет значительный вклад в социально-экономическое развитие района и республики в целом. Концессии могут решить поставленные задачи по разработке и реализации программ инвестиционного развития туристического бизнеса, помогут объединить усилия и ресурсы участников данного процесса для успешной реализации инновационно - инвестиционных проектов в сфере туризма. Министерством культуры и туризма Республики Дагестан постоянно проводится работа по привлечению инвесторов в сферу туристического бизнеса. Для привлечения инвесторов проводится активная работа на выставках российского и международного масштаба, активная рекламная кампания, подготавливаются инвестиционные предложения и проекты. Потребность в трудовых ресурсах, проектируемой ТРЗ составляет около 7000 человек. В настоящее время, в Республике зарегистрировано 55,9 тыс. человек безработных. Таким образом, имеющийся потенциал трудовых резервов достаточен для функционирования ТРЗ и обладает определенным запасом для развития.
Нами предлагается использовать следующие три формы концессий: строительство — владение — управление — передача» (СВУП); «строительство — владение — передача — управление» (СВПУ); «проектирование — строительство — финансирование — владение — эксплуатация» (ПСФВЭ).; где имеются более широкие права частных компаний по участию в объектах: права пользования и владения. Земельные участки, расположенные на территории Республики Дагестан и имеющие непосредственный доступ к Каспийскому морю, передаются концессионерам, на основании заключенного концессионного соглашения.
Таким образом, в данной конкурсной работе предлагается совершенствовать методы управления международными инвестиционными проектами, используя концепцию государственно-частного партнерства. Это относительно новая форма привлечения зарубежных инвестиций. Из всех форм ГЧП наиболее привлекательным как для государства, так и для бизнеса является - концессия. Первая и самая главная задача для нашей страны – это разработка стратегии введения концессий, включающей механизмы и инструменты политики концессий и перечень законодательных актов федерального уровня в пакете. Направления использования концессий в реальном секторе экономики республики Дагестан могут быть самыми разнообразными: все отрасли транспорта, энергетика, коммунальное хозяйство, туризм. Передача в концессию иностранным компаниям объектов республиканской собственности не приводит к потере суверенитета. Они как были, так и продолжают оставаться в ее собственности, а лишь передаются на определенный срок во владение и пользование субъектам международного права, которые могут осуществлять хозяйственную деятельность лучше, чем республика. В современной России концессии пока практически не используются. Но именно эта форма привлечения средств частных компаний, в первую очередь иностранных, призвана решить острейшие проблемы строительства объектов инфраструктуры в стране, привлечь крупные финансовые ресурсы для ее развития, стать основной формой разгосударствления инфраструктурного комплекса.
В современных условиях развитие российской экономики в значительной мере зависит от объемов инвестиций в основной капитал, их качества, инновационного наполнения. Они выступают определяющим фактором экономического роста и устойчивого развития экономики в целом. Одной из важных движущих сил повышения результативности национальной экономики остаются эффективные инвестиционные проекты, способствующие созданию качественно новых производственных мощностей и объектов социального назначения, обеспечивающих продвижение в экономику страны высоких технологий, новейшей продукции и качественных услуг. Поэтому совершенствование форм и методов управления разработкой и реализацией подобных инвестиционных проектов является важнейшей народнохозяйственной задачей. В конкурсной работе рассмотрены теоретические основы инвестиций. Дано определение понятия «инвестиции», которое в различных разделах экономической науки и разных областях практической деятельности имеют свои особенности. Охарактеризована сущность инвестиционных проектов, а также приведены методы оценки эффективности инвестиционных проектов, на основании которых можно сделать обоснование экономической целесообразности инвестиций. Данная работа развивает основные положения, методические приемы, направленные на совершенствование форм и методов управления международными инвестиционными проектами, включает учет влияния факторов внешней среды на основные его показатели.
Таким образом, по данной конкурсной работе можно сделать следующие выводы: