Виды проектного анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 23:59, контрольная работа

Описание

Условием развития и устойчивой жизнедеятельности любой организации является эффективность вложения инвестиций в определенные инвестиционные проекты. Проблема принятия решения об инвестициях состоит в оценке плана предполагаемого развития событий с точки зрения того, насколько содержание плана и вероятные последствия его осуществления соответствуют ожидаемому результату.
Само понятие инвестиции (от лат. investio – одеваю) означает вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей. Инвестиции – это то, что “откладывают” на завтрашний день, чтобы иметь возможность больше потреблять в будущем. Одна часть инвестиций – это потребительские блага, которые не используются в текущем периоде, а откладываются в запас (инвестиции на увеличение запасов)

Работа состоит из  1 файл

инвистиции2.doc

— 74.00 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

     Условием  развития и устойчивой жизнедеятельности  любой организации является эффективность  вложения инвестиций в определенные инвестиционные проекты. Проблема принятия решения об инвестициях состоит  в оценке плана предполагаемого  развития событий с точки зрения того, насколько содержание плана и вероятные последствия его осуществления соответствуют ожидаемому результату.       Само понятие инвестиции (от лат. investio – одеваю) означает вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей.                      Инвестиции – это то, что “откладывают” на завтрашний день, чтобы иметь возможность больше потреблять в будущем. Одна часть инвестиций – это потребительские блага, которые не используются в текущем периоде, а откладываются в запас (инвестиции на увеличение запасов). Другая часть инвестиций – это ресурсы, которые направляются на расширение производства (вложения в здания, машины и сооружения).       Значение проектного анализа для планирования и осуществления инвестиционной деятельности трудно переоценить. При этом особую важность имеет предварительный анализ, который проводится на стадии разработки инвестиционных проектов и способствует принятию разумных и обоснованных управленческих решений.          Главным направлением предварительного анализа является определение показателей возможной экономической эффективности инвестиций, т.е. отдачи от капитальных вложений, которые предусмотрены по проекту. Как правило, в расчетах принимается во внимание временной аспект стоимости денег. Подробное всестороннее рассмотрение видов проектного анализа необходимо для эффективной деятельности предприятия, способного функционировать, основываясь на принципах рыночной экономики.      Цель данной работы: рассмотреть виды проектного анализа. 

1. ПОНЯТИЕ  И КЛАССИФИКАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

     Инвестиционный  проект (investment project) — план или программа  вложения инвестиций для достижения поставленных целей. Иногда под инвестиционным проектом понимают систему организационно-правовых, аналитических, инженерно-технических, экономических и расчетно-финансовых документов, необходимых для обоснования и проведения соответствующих работ по реализации проекта.

Понятие «инвестиционный проект» употребляется  в двух смыслах:

- как  дело, деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей (получение определенных результатов). Близким по смыслу в этом случае являются термины «хозяйственное мероприятие», «работа (комплекс работ)», «проект»;

- как система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий или описывающих такие действия. [1,12с.]           Множество разнообразных инвестиционных проектов, реализуемых на практике, может быть классифицировано в зависимости от различных признаков. С точки зрения общего подхода к классификации инвестиционных проектов можно выделить следующие признаки:      1) тип проекта — в зависимости от сферы деятельности, в которой осуществляется реализация проекта (организационная, технологическая, экономическая, социальная, смешанная);        2) масштаб проекта — монопроект, мультипроект, мегапроект (монопроект — проект различного типа и вида, мультипроект — комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов, мегапроект — программа развития регионов, отраслей, включающий в свой состав ряд моно- и мультипроектов); 3) вид проекта — по характеру предметной области проекта (инновационные, учебно-образовательные, смешанные и др.);

     4)  длительность проекта — по продолжительности периода реализации цикла проекта (краткосрочные — до 1 года, среднесрочные — 1 — 3 года, долгосрочные — свыше 3 лет).         В зависимости от типа проекты можно классифицировать следующим образом:             1)Социально-технические, направленные на повышение производительности труда работающих и улучшение условий на рабочих местах;             2)Организационно-управленческие, способствующие совершенствованию организации производства и повышению производительности труда управленческого персонала;          3) Информационные, связанные с совершенствованием информационных потоков и их автоматизацией;         4) Интегрированные, состоящие из отдельных элементов предыдущих типов проектов;            5) Другие, отражающие проекты, не вошедшие в приведенный перечень.

     По  масштабу реализации проекты могут  внедряться как на уровне всей организации, так и на уровне отдельных цехов, участков и отдельных рабочих  местах.             По длительности цикла проекты могут быть, как и в общем случае, краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (до 3 лет), долгосрочными (более 3 лет).            Все множество разнообразных инвестиционных проектов может быть классифицировано в зависимости от других признаков, в отличие от тех, которые были рассмотрены. [1,15с.]  
 
 

     2. ВИДЫ ПРОЕКТНОГО АНАЛИЗА

2.1. Анализ коммерческой выполнимости проекта.

     Принципиально суть маркетингового анализа заключается  в ответе на два простых вопроса: Сможем ли мы продать продукт, являющийся результатом реализации проекта? Сможем ли мы получить от этого достаточный объем прибыли, оправдывающий инвестиционный проект?      По статистике последних лет степень разорения фирм в нашей стране около 80%. Основная причина банкротств — недостаточный маркетинг. Базовые вопросы маркетингового анализа состоят в следующем:

-  На какой рынок сфокусирован проект? На международный или внутренний?

- Предполагает ли проект баланс между международным и внутренним рынком?                                  - Если проект нацелен на международный рынок, совпадает ли его цель с принципиальными политическими решениями государства?                                  - Если проект сфокусирован на внутренний рынок, отвечают ли его цели внутренней государственной политике?            - Если проект несовместим с политикой государства, стоит ли его рассматривать дальше? [2,58с.]         Так как проекты осуществляются при уже существующих рынках, в проекте должна быть приведена их характеристика. Маркетинговый анализ должен также включать анализ потребителей и конкурентов. Анализ потребителей должен определить потребительские запросы, потенциальные сегменты рынка и характер процесса покупки. Для этого разработчик проекта должен провести детальное исследование рынка. Кроме того, необходимо провести анализ основных конкурентов в рамках рыночной структуры и институциональных ограничений, на нее влияющих. На основе результатов маркетингового анализа разрабатывается маркетинговый план. В нем должны быть определены стратегии разработки продукта, ценообразования, продвижения товара на рынок и сбыта. Эти элементы маркетинговой смеси должны быть объединены в единое целое, которое должно обеспечить продукту наиболее выгодное конкурентное положение на рынке. [2,61с.]    Маркетинговый план должен также учитывать наличие других продуктов в ассортиментном наборе фирмы, а также организационные, финансовые, производственные и снабженческие аспекты ее деятельности. В рамках маркетингового плана желательно спрогнозировать реакцию конкурентов и ее последующее влияние на возможность выполнения маркетингового плана. В заключение отметим, что маркетинговый раздел имеет определяющее значение при анализе проектов, так как позволяет получить рыночную информацию, необходимую для оценки жизнеспособности проекта. Очень часто случается, что фирма расходует значительные средства и усилия на осуществление все разрастающихся снабженческих и сбытовых операций только ради того, чтобы никогда не получить ожидаемую выгоду, упущенную из-за плохого маркетингового анализа. [2,67с.]

2.2.Технический анализ.

Задачей технического анализа инвестиционного проекта является:    1) Определение технологий, наиболее подходящих с точки зрения целей проекта;              2) Анализ местных условий, в том числе доступности и стоимости сырья, энергии, рабочей силы;           3) Проверка наличия потенциальных возможностей планирования и осуществления проекта.         Технический анализ обычно производится группой собственных экспертов предприятия с возможным привлечением узких специалистов. Стандартная процедура технического анализа начинается с анализа собственных существующих технологий. При этом необходимо руководствоваться следующими критериями: а) Технология должна себя хорошо зарекомендовать ранее, то есть быть стандартной. б) Технология не должна быть ориентирована на импортное оборудование и сырье. Если оказывается невозможным использовать собственную технологию, то проводится анализ возможности привлечения зарубежной технологии и оборудования по одной из возможных схем:        - Совместное предприятие с иностранной фирмой — частичное инвестирование и полное обеспечение всеми технологиями;     - Покупка оборудования, которое реализует технологическое know-how;  - "turn-key" — покупка оборудования, постройка завода, наладка технологического процесса;           - "product-in-hand" — "turn-key" плюс обучение персонала до тех пор, пока предприятие не произведет необходимый готовый продукт;    - Покупка лицензий на производство;        - Техническая помощь со стороны зарубежного технолога.   Правило выбора технологии предусматривает комплексный анализ некоторых альтернативных технологий и выбор наилучшего варианта на основе какого-либо агрегированного критерия. [2,77с.]

2.3. Финансовый анализ.

     Общая схема финансового раздела инвестиционного  проекта следует простой последовательности.         1.Анализ финансового состояния предприятия в течение трех (лучше пяти) предыдущих лет работы предприятия.                               2.Анализ финансового состояния предприятия в период подготовки инвестиционного проекта.              3.Анализ безубыточности производства основных видов продукции.                  4.Прогноз прибылей и денежных потоков в процессе реализации инвестиционного проекта.                                                    5.Оценка эффективности инвестиционного проекта. [2,80с.]    Остановимся кратко на ключевых вопросах финансового раздела инвестиционного проекта. Финансовый анализ предыдущей работы предприятия и его текущего положения обычно сводится к расчету и интерпретации основных финансовых коэффициентов, отражающих ликвидность, кредитоспособность, прибыльность предприятия и эффективность его менеджмента. Обычно это не вызывает затруднения. Важно также представить в финансовом разделе основную финансовую отчетность предприятия за ряд предыдущих лет и сравнить основные показатели по годам. Если инвестиционный проект готовится для привлечения западного стратегического инвестора, финансовую отчетность следует преобразовать в западные форматы той страны, из которой предполагается привлечь инвестора.  Анализ безубыточности включает в себя систематическую работу по анализу структуры себестоимости изготовления и продажи основных видов продукции и разделение всех издержек на переменные (которые изменяются с изменением объема производства и продаж) и постоянные (которые остаются неизменными при изменении объема производства). Основная цель анализа безубыточности — определить точку безубыточности, т.е. объема продаж товара, который соответствует нулевому значению прибыли. Важность анализа безубыточности заключается в сопоставлении реальной или планируемой выручки в процессе реализации инвестиционного проекта с точкой безубыточности и последующей оценки надежности прибыльной деятельности предприятия. Наиболее ответственной частью финансового раздела проекта является собственно его инвестиционная часть, которая включает:   - Определение инвестиционных потребностей предприятия по проекту; - Установление (и последующий поиск) источников финансирования инвестиционных потребностей;                      - Оценка стоимости капитала, привлеченного для реализации инвестиционного проекта;          - Прогноз прибылей и денежных потоков за счет реализации проекта;  - Оценка показателей эффективности проекта.      Наиболее методически сложным является вопрос оценки окупаемости проекта в течение его срока реализации. Объем денежных потоков, которые получаются в результате реализации проекта должен покрывать величину суммарной инвестиции с учетом принципа "стоимости денег во времени". Данный принцип гласит: "Доллар сейчас стоит больше, чем доллар полученный через год", т.е. каждый новый поток денег полученный через год имеет меньшую значимость, чем равный ему по величине денежный поток, полученный на год раньше. В качестве характеристики, измеряющей временную значимость денежных потоков, выступает норма доходности от инвестирования полученных в ходе реализации инвестиционного проекта денежных потоков.          Итак, проект принимается с точки зрения финансовых критериев, если суммарный денежный поток, генерируемый инвестицией, покрывает ее величину с учетом описанного выше финансового феномена.    В процессе оценки окупаемости проекта критичным является вопрос учета инфляции. В самом деле, денежные потоки, развернутые во времени, следует пересчитать в связи с изменением покупательной способности денег. В то же время существует положение, согласно которому конечный вывод об эффективности инвестиционного проекта может быть сделан, игнорируя инфляционный эффект. В одной из глав будет показано, что инфляционное изменение уровня цен не влияет на оценку чистого приведенного к настоящему моменту значения денежных потоков, на базе которых определяется основной показатель эффективности инвестиционного проекта. [2,83с.]

2.4. Экономический анализ.

              Основной вопрос финансового  анализа: может ли проект увеличить богатство владельцев предприятия (акционеров)? Ответ на этот вопрос, как было показано в предыдущем разделе, можно дать с помощью анализа денежных потоков. Экономический анализ состоит в оценке влияния вклада проекта в увеличении богатства государства (нации). В чем необходимость экономического анализа? Если рынок полностью (идеально) свободный, то никакого экономического анализа делать не надо, так как то, что выгодно владельцам компании, одновременно выгодно всем остальным.  Укрупненно процедура оценки экономической эффективности может быть представлена в виде следующей последовательности:

1. Представить результаты финансового анализа.

2.Сделать  новую классификацию затрат и  доходов с точки зрения экономического  анализа.                                                                                          

3.Перевести финансовые значения в экономические (они не совпадают по причине несоответствия цен и затрат для внешнего и внутреннего рынка).

4.Оценить стоимость других возможностей для использования ресурсов и получения такого же продукта.

5.Исключить  все расчеты по внутренним  платежам (так как они не изменяют  общего богатства страны).

6. Сопоставить  ежегодные экономические потоки  средств с исходным объемом  инвестиции (это будет конечный  итог). [3,100с.]      Еще раз подчеркнем, что экономический анализ обычно проводится для крупных инвестиционных проектов, которые разрабатываются по заказу правительства и призваны решить какую-либо национально значимую задачу. Если предприятие разрабатывает инвестиционный проект по своей собственной инициативе, самостоятельно привлекая инвестора, оно в конечном итоге фокусирует общий интерес проекта на выгодах его участников, главным образом тех физических и юридических лиц, которые предоставили финансовые ресурсы для проекта. И если в число этих лиц не входит государство, экономический анализ проекта можно не производить. [3,102с.]

2.5. Институциональный анализ.

     Институциональный анализ оценивает возможность успешного  выполнения инвестиционного проекта  с учетом организационной, правовой, политической и административной обстановки. Этот раздел инвестиционного проекта является не количественным и не финансовым. Его главная задача — оценить совокупность внутренних и внешних факторов, сопровождающих инвестиционный проект. Оценка внутренних факторов обычно производится по следующей схеме:

Информация о работе Виды проектного анализа