Влияние иностранных инвестиций на национальную безопасность России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:07, доклад

Описание

Процессы государственного реформирования, обеспечивающие укрепление федерального влияния и защиту государственных интересов в различных областях политической и экономической жизни, обострили внимание к проблемам, давно требующим принятия неотложных мер. Одной из таких проблем является ситуация с противоречивым влиянием иностранных инвестиций, несущих в себе ряд угроз национальной безопасности России.

Работа состоит из  1 файл

Влияние иностранных инвестиций на национальную безопасность России.docx

— 18.30 Кб (Скачать документ)

Влияние иностранных инвестиций на национальную безопасность России.  

 

Процессы  государственного реформирования, обеспечивающие укрепление федерального влияния и  защиту государственных интересов  в различных областях политической и экономической жизни, обострили  внимание к проблемам, давно требующим  принятия неотложных мер. Одной из таких  проблем является ситуация с противоречивым влиянием иностранных инвестиций, несущих  в себе ряд угроз национальной безопасности России.

Иностранные инвестиции воздействуют на экономику  страны, изменяя ее в соответствии с целями иностранного инвестора, отвечающим национальным интересам страны-получателя или же противоречащим им.

Кроме того, иностранные инвестиции, прямо или  косвенно управляются из-за рубежа. Это управление включает, как минимум, экономический и правовой режимы страны-инвестора, регламентирующие отток  капитала через инвестиции в зарубежные страны. Помимо такого управления, в  настоящий период мы наблюдаем все  более тщательно выверенные инвестиционные стратегии, направленные за рубеж, реализуемые  развитыми государствами и международными организациями.

Главными  инвесторами на мировых инвестиционных рынках по-прежнему остаются ведущие  западные страны - США, Германия, Великобритания, Япония и Франция, обеспечивающие около 73 % общего объема прямых иностранных  инвестиций. Поэтому именно эти страны, наряду с международными финансовыми  институтами, где они опять-таки имеют преобладающее влияние, а  также транснациональными корпорациями, формируют приоритеты развития мирового инвестиционного пространства и  основные потоки инвестиций.

Инвестиции  закладывают экономический каркас мировой хозяйственной системы, так как именно они определяют складывающуюся мировую производственную, а также во многом финансовую и  торговую структуру как мировой  экономики, так и национальных экономик стран, интегрированных в мировое  хозяйство.

Реализуемые западными государствами внешнеэкономические  инвестиционные стратегии, по сути дела формируют новый мировой инвестиционный порядок, который сначала закладывает  основы, а со временем начинает управлять  складывающейся системой экономических  приоритетов развития мирового сообщества, а также определяет место и  роль в нем отдельных государств.

Таким образом, инвестиционное воздействие стало  все более эффективным инструментом реализации экономических и геополитических  интересов развитых государств. По сути дела, зарубежные инвестиции оказывают  такое же воздействие на экономику  стран, как конкретные военные или  иные операции. Только теперь борьба идёт не за контроль над территориями, а  за контроль над транснациональными потоками - финансовыми, информационными, интеллектуальными.

Особенно  большое значение инвестиционные стратегии  имеют в отношении к странам, активно осуществляющим экономические  реформы и в первую очередь  приватизацию, что происходит при  остром инвестиционном недостатке и  тяжелом финансовом положении местных предприятий. Это позволяет западным инвесторам не только установить достаточно жесткий контроль над складывающимися инвестиционными рынками для "снятия сливок с инвестиционных операций", но и формировать направления инвестиционного развития важнейших предприятий и отраслей национальных экономик.

Существует  следующая схема воздействия  капиталовложений на предприятия (национальную экономику) другой страны. Первоначальное направление инвестиций - это интересующее предприятие (группа предприятий), которое  необходимо поставить под контроль. В случае невозможности осуществления  через инвестиционные вложения прямого  контроля над этим предприятием инвестиции вкладываются в предприятия - смежники или предприятия инфраструктуры, обслуживающей деятельность интересующего  предприятия. В этом случае достигается  косвенный, опосредованный контроль, заставляющий предприятие при внешней самостоятельности  вести нужную зарубежным инвесторам производственную и торговую политику.

Рациональная  инвестиционная стратегия развитых западных государств приводит к тому, что значительная часть не только прироста, но и необходимого продукта инвестируемых стран вывозится  за рубеж или снова инвестируется  внутри страны, укрепляя влияние зарубежных инвесторов.

За прошедшие  с начала реформ годы достичь приемлемого  баланса между интересами российской экономики и иностранными инвесторами  так и не удалось. Спекулятивные  интересы для большинства иностранных  инвесторов пока остаются доминирующими. Деньги вкладываются только ради получения  прибыли, причем, в связи с повышенным риском, эта прибыль должна быть существенно выше, чем в других странах. Россия как объект вложения капитала выгодна тем, что развивается по своим законам, во многом независимо от других стран.

В развитых зарубежных странах сейчас идет интенсивное  развитие нового витка научно-технической  революции, основанного на новых  информационных технологиях. На первый план экономического развития выходит  соответствующий ряд отраслей и  производств, а также научных  исследований.

В то же время ряд отраслей, ранее считавшихся  наиболее важными, сейчас постепенно утрачивает свое первостепенное значение для национальных экономик развитых стран и поэтому  переносится в менее развитые страны для организации производства в обычном режиме. Именно этим переносом  утрачивающих свое первостепенное значение отраслей и объясняется значительная часть иностранных инвестиций, направленных в российское производство и науку.

При этом никто не собирается инвестировать  во внедрение в России действительно  прогрессивных технологий, а только тех, которые обеспечивают приемлемый уровень доходности, захват российских рынков и гарантируют отсутствие создания в будущем полноценных  российских конкурентов.

Интересно, что отдельный, в особенности  небольшой, иностранный инвестор иногда еще способен инвестировать средства на цели создания в России конкурентоспособного с западным производства. Деятельность же крупных зарубежных коммерческих корпораций как национальных, так  и транснациональных, такова, что  их политика в целом по отношению  к России реализована и реализуется  только в русле общей западной линии на удерживание России в ее отстающем экономическом положении, в особенности как сырьевого придатка Запада.

Понимая важность высокотехнологичных производств  и наукоемких технологий, развитие этих отраслей в России искусственно ограничивается целевой направленностью  экономической (кредитной) помощи Запада и системой приоритетов в деятельности российского правительства. России навязываются приоритеты развития добывающих отраслей (в первую очередь топливно-энергетического  комплекса), а также обрабатывающих, но опять-таки низкотехнологичного, сырьевого  направления, часто экологически вредного. При этом сырьевая продукция продается  на Запад по низким ценам, а западное оборудование и технологии поставляются в Россию по высоким ценам.

Эти процессы обусловливают сочетание совместного  и сепаратного контроля Запада по отношению к российской экономике. Сепаратный контроль реализуется в  виде отстаивания фирменных (корпоративных) интересов конкретных конкурирующих  между собой корпораций. Совместный контроль реализуется в виде общего противостояния и сдерживания развития отраслей российского производства и, в особенности, в области производства конкурентоспособной западной или  важной для национальных интересов  научной и промышленной продукции.

За счет направленных иностранных капиталовложений намеренно деформируется структура  экономики, навязываются неблагоприятные  приоритеты экономического развития предприятий. Это в конечном итоге принудительно  выводит российские предприятия  за пределы зоны нормальной управляемости  со стороны федеральных и региональных органов управления.

Все эти  тенденции и факторы создают  серьезную угрозу национальным интересам  России и инвестиционной безопасности как подсистеме национальной безопасности на федеральном и региональном уровнях.

Для эффективного решения задач обеспечения инвестиционной безопасности необходимо постоянно  осуществлять: - сбор, обработку и  анализ информации, необходимой для  оценки экономической деятельности и развития экономики под влиянием иностранных инвестиций; - изучение конкретных иностранных фирм и компаний, желающих инвестировать средства в  экономику, а также их партнеров  и контрагентов, которые будут  принимать участие в осуществлении  инвестиционных проектов; - выявление  различных проявлений негативного  влияния иностранных инвестиций на разные стороны деятельности и  развития экономики, соответствия их российским федеральным и региональным интересам; - принятие необходимых решений и  осуществление мер для предотвращения или нейтрализации негативных тенденций  развития экономики под влиянием иностранных инвестиций; - формирование среди всех субъектов экономики  и инфраструктуры отношения к  иностранным инвестициям, исключающего содействие иностранным инвесторам в реализации их корыстных намерений  в ущерб российским интересам; - контроль за исполнением принятых решений  и мероприятий, направленных на предотвращение или нейтрализацию негативных тенденций  развития экономики под влиянием иностранных инвестиций.

Решив задачи инвестиционной безопасности можно  добиться защиты законных прав и интересов  российских предприятий, что благоприятно скажется на экономике страны и, как  следствие, укрепит национальную безопасность.  

 

Литература. 

 

1. Метелев  С.Е. Национальная безопасность  и приоритеты развития России: социально-экономические и правовые  аспекты. М.: Изд. "ЮНИТИ", 2006;

2. Дмитриади  Г.Г. Безопасность России и  ее экономическая политика. М.: Изд.  ЛЕНАНД, 2005;

3. Филин  С.А.  Информационная безопасность: Учебное пособие. М.: Изд. Альфа-Пресс, 2006;

4. Петренко  С.А., Курбатов В.А. Политики информационной  безопасности. М.: Изд. Феникс, 2006 

 

Поступила в редакцию 27 апреля 2007 г.

http://www.jurnal.org/articles/2007/ekon37.html

 


Информация о работе Влияние иностранных инвестиций на национальную безопасность России