Зарубежный опыт управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 11:40, курсовая работа

Описание

Монархическая форма правления до сих пор широко распространена в мире, приблизительно пятая часть государства является монархиями. Во всех монархических государствах, независимо от их форм, считается, что монарх обладает исполнительной властью, хотя в подавляющем большинстве стран он такой власти реально не имеет.

По общему правилу, монарх занимает свой пост по наследству. Исключения очень редки. Лишь при прекращении династии происходят выборы нового монарха.

Цель данной контрольной работы изучить систему государственного управления в современных монархиях. Для этого в работе поставлены следующие задачи:

рассмотреть и изучить, что представляет собой монархия;

рассмотреть какова же роль монарха в государственном управлении и его роль в жизни страны.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
Понятие и сущность монархии ………………………………………...4
Современная Конституционная монархия ……………....……………6
Дуалистическая монархия …………………………………….………..6
Парламентарная монархия …………………..…………………………9
Роль монарха в государственном управлении ………………………11

Заключение …………..……………………....................................................15

Список использованной литературы ………..………………………………16

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 91.00 Кб (Скачать документ)

     При этом его полномочия ограничиваются формальной проверкой правильности оформления акта. Влиять на материальное содержание того или иного документа  монарх, как правило, не может. В силу этого, а также исходя из принципа "монарх не ответственен" (монарх не может нести политическую и юридическую ответственность за свои действия), подпись монарха обязательно нуждается в контрасигнации (т.е. должна предварительно скрепляться подписью премьер-министра или ответственного министра). Тем самым глава правительства или министр принимают на себя ответственность за данный акт монарха. На практике все акты монарха готовятся правительством. Монарх скрепляет своей подписью и законодательные акты, однако правом вето в отношении принятых парламентом законов он, как правило, не обладает. Объем полномочий монарха в странах с парламентарной формой правления неодинаков. Он варьируется от практически полного отстранения монарха от участия в государственной деятельности и сведения его полномочий к функциям внешнего представительства (Швеция) до наделения более обширными полномочиями (Испания, где король согласно конституции 1978 г. является главнокомандующим испанской армией). Верховенство парламента выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партий, таким большинством располагающей.

     Полномочия  монарха могут включать в себя и некоторые "резервные", так  называемые спящие прерогативы на случай возможных политических кризисов (Великобритания, Бельгия, Нидерланды).

     Монарх  не получает заработную плату. Деньги на содержание монарха и его семьи ежегодно выделяются отдельной строкой в государственном бюджете, и эта строка именуется "цивильным листом". 
 
 

    1. Роль  монарха в государственном  управлении
 

     Монархическая форма правления до сих пор распространена в мире, приблизительно пятая часть стран являются монархиями. Во всех монархических государствах, независимо от форм, считается, что монарх владеет исполнительной властью, хотя в подавляющем большинстве государств он таковой власти реально не имеет.

     В различие от остальных должностных лиц монарх - лицо неприкосновенное. Он не может быть привлечен к административной, уголовной ответственности, против него не может быть обращен гражданский иск. За деяния монарха по управлению государственными делами ответственность несут его министры. На практике, но, во время английской и французской буржуазных революций казнили правителей Карла I и Людовика XVI, в Центральноафриканской 
Республике судили свергнутого во время военного переворота 1979 г. Правителя Бокассу, приговорили его к смертной экзекуции, но потом он был помилован после долгого заключения. Экзекуции с монархами со стороны собственных родственников были нередки в мусульманских странах. Монарх владеет государственными регалиями (трон, скипетр, корона и т.д.). Имеет свой двор - лиц, занятых обслуживанием короля, но оплачиваемых из государственной казны. Для данной цели в тех монархиях, где есть парламент, он выделяет ежегодные денежные средства из государственной казны - воспринимает так называемый - цивильный лист. В неких странах по цивильному листу получают средства также наиближайшие родственники монарха (к примеру, в Японии в 1996 г. 324 млн. иен, т.е. 3,24 млн. долларов США в год). Но традиционно монархи жалуются на необходимость экономии (королева Великобритании летает в поездки на обычном рейсовом самолете, а не на особом), хотя многие монархи совсем богатые люди. Они имеют акции, земельные владения, другую собственность. Вместе с тем  определенное имущество , которое использует монарх в парламентарных монархиях считаются коронной (государственной) собственностью. Распоряжаться ей (продать , подарить) монарх не может. В абсолютных монархиях султан (повелитель) практически законодательствуют. В остальных монархиях он издает указы, имеющие силу закона и практически постоянно имеет, право вето по отношению к законам, принятым парламентом. Это вето считается абсолютным, но монарх по традиции вето совершенно не употребляет либо практически не употребляет.

     Новейшие конституции ряда государств юридически лишают монарха права вето (Испания, Швеция, Япония). Свои акты в парламентарных монархиях монарх может издавать лишь с согласия правительства (на деле, он с таковой инициативой фактически не выступает и подписывает все документы, представляемые ему премьер - министром).

     В согласовании с конституцией монарх назначает правительство. В абсолютных и дуалистических монархиях он делает это по своему усмотрению, хотя практически учитывает ситуацию в стране. А в абсолютных монархиях и сейчас большая часть министров - близкие родственники монарха (Кувейт), но уже в состав правительства включаются представители крупного капитала (Саудовская Аравия). В дуалистических монархиях представители крупного капитала и даже технократы в правительствах представлены шире. Они тоже подбираются монархом частенько по советам его окружения.

     В парламентской монархии повелитель не описывает состава правительства. Его сформировывает партия (коалиция), владеющая большинством мест в нижней палате парламента. Монарх только подписывает соответствующий документ о назначении правительства, который предоставляет ему фаворит партии большинства, лишь в очень редких ситуациях, когда в парламенте нет явного партийного большинства, существует раскол, разногласия в партии большая часть относительно кандидатуры премьер - министра, повелитель сам назначает кандидатуру, поручая ей сформировывать правительство. Так было в 
Великобритании. В парламентской монархии глава страны царствует, но не правит. Хотя по традиции и в этом случае сохраняется королевская прерогатива (права монарха, не зависящие от парламента), их на деле осуществляет правительство или они совсем не реализуются (право вето по отношению к законам).

     По  традиции монарх рассматривается как  лицо, стоящее над борьбой классовой  партии, как арбитр и поэтому он постоянно является беспартийным.

     Но  в ряде государств (Великобритания, Швеция) он обязан принадлежать к государственной религии, являясь её главой. Поэтому в таковых странах он назначает высших священнослужителей. Монарх оказывает различное влияние на политическую жизнь. В странах Азии, Африки его влияние совсем велико, частенько имеет определяющий характер, но оно плохо. Монарх там выступает с реакционных позиций, в особенности внутри страны. В развитых странах повелитель практически не участвует в политической жизни, частенько трудно говорить о каком - то его влиянии. Оно может обнаруживаться лишь в кризисных ситуациях и отнюдь не постоянно бывает нехорошим. Во многих странах институт монархии присущи личные особенности.

     Во - первых, в ОАЭ существует не единоличный, а “коллективный монарх“. Это Высший совет эмиров, состоящий из эмиров семи эмиратов, входящих в ОАЭ. Этот орган - “абсолютный монарх“. Он владеет законодательной властью и коллективно осуществляет возможности главы страны. Национальное собрание, назначаемое эмирами, имеет совещательный характер. Правительство тоже назначается Советом эмиров.

     Во - вторых, во многих государствах власть монарха связана с сильнейшим действием религии. Во всех мусульманских  странах монарх сочетает светскую власть с совсем сильной религиозной властью. Действие последней на мусульман часто еще сильнее светской роли монарха.

     Особенное значение таковая власть имеет в странах мусульманского фундаментализма (Оман, Катар, Саудовская Аравия и др.). В Бутане, маленьком горном королевстве в Гималаях, повелитель возглавляет несколько иную систему управления, но тоже основанную на принципах религии. Это - территориально - региональная система. Территориальный округ составляет определенный монастырь с прилегающими к нему окрестностями, а главу монастырского округа назначает повелитель. Округа группируются в губернии, губернаторов тоже назначает повелитель. Второе лицо в государстве после короля - это основной аббат, который избирается монастырской верхушкой на три года. Поскольку религия и государственность в Бутане фактически слитны воедино, основной аббат выполняет также некие функции государственного должностного лица.

     В - третьих, в отдельных монархиях  в Африке королевская власть теснейшим  образом связана с общинными  структурами и с иерархией  разных родовых и племенных вождей. Важнейшие решения принимаются владыкой вместе со съездом вождей (в Свазиленде их около 400), наследника престола описывает малый совет вождей (17 человек) и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Роль монарха в государственном управлении обществом номинальна, сфера его дискреционных полномочий весьма невелика.

     Видный английский государствовед XIX века Беджгот говорил, что монарх имеет «право советовать, право поощрять и право предупреждать».

     Сами  по себе эти полномочия достаточно весомы, особенно в тех случаях, когда монарх является незаурядной личностью. При острых политических ситуациях спящая прерогатива монарха может быть гальванизирована. Так, английская корона около 280 лет не пользуется своим правом абсолютного вето, но это право не отменено и оно может быть использовано при чрезвычайных обстоятельствах. В послевоенный период в ряде случаев монархия была ликвидирована конституционным путем (Италия, Индия, Гана, Пакистан, Нигерия, Кения, Сьерра-Леоне), при этом в названных странах установление республиканской формы правления было обусловлено серьезными политическими предпосылками.

     Во  многих случаях ликвидация монархии была результатом переворотов (Египет, Ирак, Йемен, Афганистан, Эфиопия), либо революций (Болгария, Вьетнам, Албания, Югославия, Венгрия, Румыния).

     Прерогатива монарха является своеобразным конституционным  резервом, который может быть использован  в критических случаях. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы: 

  1. Л.Л. Букин, В.Г. Иванов В.Г., Зарубежный опыт управления. Учебное пособие. – СПб., 2008.(Учебное пособие рекомендуются студентам дневного и заочного обучения старших курсов по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организаций»).
  2. Чиркин В.Е. Учебник : Государствоведение .М.,- 2006.
  3. Маклаков В.В. Современные зарубежные конституции М., 1992.
  4. Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. - М.: Белые альвы, 1996.
  5. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. -, М.,1993
  6. Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник в 4-х томах., т 1 отв. ред. Б.А. – М.: Издательство БЕК – 1993.

Информация о работе Зарубежный опыт управления