Цель и миссия предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 23:12, реферат

Описание

Главная цель данной работы - изучить миссию и цели организации, рассмотреть примеры миссий и целей компаний.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:
- дать определение миссии и определить ее роль в стратегическом управлении предприятием;
- изучить цели организации, их классификацию;
- рассмотреть свойства и требования, предъявляемые к целям организации, определить их свойства;
- рассмотреть разработку миссии компании, привести примеры миссий некоторых крупных компаний.

Содержание

Введение
1. Понятия миссии и цели организации, их характеристики, формулирование и свойства
1.1 Роль миссии в стратегическом управлении
1.2 Цели формулирования миссии
1.3 Цели организации и их классификация
1.4 Свойства целей и требования, предъявляемые при разработке целей организации
1.5 Характеристики целей организации
2. Разработка миссии и целей организации как метод принятия решений в стратегическом управлении компанией
2.1 Разработка миссии и целей компании
2.2.Примеры миссий некоторых крупных компаний
Вывод
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Цель и миссия.doc

— 196.00 Кб (Скачать документ)

     Прежде  чем приступить к целям формулирования миссия, необходимо рассмотреть, для  чего же все-таки формулируется миссия, что она непосредственно дает для деятельности организации (рисунок 2). 

     

     Рисунок 2 - Предпосылки для формирования миссии 

     Во-первых, миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что из себя представляет организация, к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т.п. Кроме того, она способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды.

     Во-вторых, миссия способствует единению внутри организации и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем:

     - миссия делает ясными для сотрудников  общую цель и предназначение  организации. В результате сотрудники ориентируют свои действия в едином направлении;

     - миссия способствует тому, что  сотрудники могут легче идентифицировать  себя с организацией. Для тех  же сотрудников, которые идентифицируют  себя с организацией, миссия выступает  отправной точкой в их деятельности;

     - миссия способствует установлению  определенного климата в организации,  так как, в частности, через  нее до людей доводятся философия  организации, ценности и принципы, которые лежат в основе построения  и осуществления деятельности организации.

     В-третьих, миссия создает возможность для  более действенного управления организацией в силу того, что она:

     - является базой для установления  целей организации, обеспечивает  непротиворечивость набора целей,  а также помогает выработке  стратегии организации, устанавливая направленность и допустимые границы функционирования организации;

     - дает общий подход к распределению  ресурсов организации и создает  базу для оценки их использования;

     - расширяет для работника смысл  и содержание его деятельности и тем самым позволяет применять более широкий набор приемов мотивирования.

     Миссия  не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как  и в какие сроки следует  делать организации. Она задает основные направления движения организации и отношение организации к процессам и явлениям, протекающим внутри и вовне ее.

     Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно, чтобы она была понятна всем субъектам, взаимодействующим  с организацией, в особенности  всем членам организации. При этом миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы она исключала возможность неоднозначного толкования, но в то же время оставляла простор для творческого и гибкого развития организации.

     Миссия  организации как сформулированное утверждение обычно вырабатывается ее высшим руководством. Часто миссия бывает сформулирована основателем организации. Однако далеко не всегда можно говорить о том, что в организации существует миссия, даже если она и сформулирована и записана в виде так называемого положения о миссии. Для того чтобы можно было реально считать, что в организации существует миссия, необходимо, чтобы сформулированные в положении о миссии утверждения разделялись если не всеми, то большинством сотрудников организации. Поэтому формирование миссии - это отнюдь не только выработка положений миссии, а доведение этих положений до сотрудников и принятие этих положений последними. Организация обретает миссию тогда, когда члены организации согласны с ней и следуют в своей деятельности ее положениям.

     После того, как миссия сформулирована, хотя бы в первом приближении, необходимо рассмотреть так называемую "пирамиду целей" (рисунок 3). Здесь добавлено разделение целей на стратегические, тактические и операционные, в соответствии со временем достижения этих целей в обозримом будущем, в пределах интервала планирования (чаще всего, год три или пять лет) и в пределах осуществления текущих или даже повседневных операций. Кроме того, задачи разделены на операционные и текущие, а далее выделены инструменты или средства для достижения целей и задач на различных уровнях.

     В реальной практике менеджмент компании должен пройти по всем этапам "пирамиды целей", после чего проверить "нижние этажи" этой "пирамиды" на соответствие практике компании, здравому смыслу и  имеющимся ресурсам, после чего можно, если необходимо, произвести корректировку на всех ступенях "пирамиды целей".

     Проверка  положений, связанных с миссией, в особенности, последствий корректного  или некорректного формулирования миссии, в том числе, и с использованием предложенного подхода, очень сложна, и, вообще говоря, требует десятилетий для полноценного анализа. 

     

     Рисунок 3 – Пирамида целей 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3 Цели организации и их классификация 

     Общая цель организации образует фундамент  для установления ключевых целей  и разработки стратегии развития по таким важнейшим функциональным подсистемам организации, как маркетинг, производство, научно-исследовательские  работы, персонал, финансы. Каждая из этих подсистем реализует свои цели, логически вытекающие из миссии как общей цели организации.

     Постановка  целей маркетинга связана с детальным  изучением спроса и предложения  на продукцию, выпускаемую на данный момент, и на новую. Спрос – общественная потребность, выраженная в денежной форме и обеспеченная платежными средствами; размеры спроса зависят, прежде всего, от уровня денежных доходов населения и сумм, выделяемых производителями на приобретение средств производства. Предложение – совокупность товаров и услуг, которые могут быть реализованы на рынке.

     Кроме того, предприятием должна быть тщательно  изучена ситуация на уже освоенных  и новых рынках. Поэтому работу должны выполнять специалисты по исследованию рынка, по прогнозированию  и планированию, владеющие соответствующей информацией и методами разработки целевых моделей. Состав и количество этих специалистов зависят от возможностей предприятия самостоятельно проводить эту сложную и требующую высокого профессионализма работу. Если такие возможности ограничены, надо использовать те элементы рыночной инфраструктуры, которые уже сформированы в нашей стране: внешних консультантов по управлению, специалистов по нововведениям, информационной технологии, вычислительным методам и т.п.

     Производство  охватывает такие виды деятельности организации, как получение, хранение и распределение средств производства, превращение исходных ресурсов в конечный продукт, его хранение и распределение, а также послепродажное облуживание.

     При установлении целей по этой подсистеме необходимо учитывать разнообразие видов выполняемых здесь работ. Так, предпроизводственная подготовка связана с приемкой товаров, сырья, материалов, с хранением на складах, управлением запасами. Само производство требует машинной обработки, сборки, контроля за качеством, упаковки, технического обслуживания оборудования; работа с конечной продукцией связана с размещением готовых товаров на складе, с обработкой заказов и доставкой товара. Наконец, послепродажное обслуживание требует проведения установочных работ, ремонта, поставки запасных частей.

     Цели  этой сложнейшей подсистемы организации  устанавливаются в виде системы  показателей, отражающих объемы, ассортимент  продукции, качество, производительность труда, издержки (затраты) и т.д. Ассортимент продукции – состав и соотношение отдельных видов изделий в продукции предприятия, отрасли производства или какой-либо группе товаров. Качество – философская категория, выражающая существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Производительность труда – эффективность труда в процессе производства, измеряемая количеством времени, затраченного на производство единицы продукции, или количеством продукции, произведенной в единицу времени. Издержки (затраты) – затраты разного рода, как правило, основная составляющая цены.

     Подсистема, связанная с исследованиями и  разработками, реализует цели нововведений на предприятии. Ее направленность –  это поиск новых видов продукции  и услуг для замены устаревших, определение целей проведения научных исследований и разработок, введения новшеств и модернизации всех сфер деятельности предприятия.

     Цели  подсистемы «Персонал» направлены на работу с трудовым коллективом, включая  наем, расстановку, обучение, продвижение  и оплату труда работников предприятия. Важнейшей целью этой подсистемы является обеспечение высокой заинтересованности сотрудников в решении общих задач предприятия и создание для этого благоприятного климата.

     Финансовая  подсистема предприятия нацеливает свою деятельность на организацию финансирования, кредитования, налоговых обязательств, составление бюджетов (по предприятию  в целом, его подразделениями  и программам). Бюджет – это роспись  доходов и расходов государства, учреждения, предприятия, семьи или отдельного лица на определенный срок.

     В таблице приведен пример тех ключевых целей, которые могут быть поставлены перед каждой подсистемой. В реальных условиях эти цели должны быть конкретизированы и количественно измерены с помощью соответствующих показателей.

     Из  таблицы видно, что указанные  подсистемы – это направления  управленческой деятельности.

     Деятельность  менеджеров носит многоцелевой характер. Наряду со стратегическими целями и  задачами им приходится решать огромное количество текущих и оперативных.

     Таблица 2 – Примеры ключевых целей организации (промышленного предприятия)

Функциональная  подсистема Ключевая цель
Маркетинг Выйти на первое место по продаже продукции (определенного  вида) на рынке
Производство Достичь наивысшей  производительности труда при производстве всех (или определенных) видов продукции
Научно-исследовательские  разработки (инновации) Завоевать лидерские  позиции по вводу новых видов  продукции (услуг), используя на исследования и разработки определенный процент доходов от объема реализации (продаж)
Финансы Сохранять и  поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов
Персонал Обеспечить  условия, необходимые для развития творческого потенциала работников и повышения уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе
Менеджмент Определить  критические области управленческого  воздействия и приоритетные задачи, обеспечивающие получение запланированных  результатов
 

     Кроме экономических, перед ними стоят  социальные, организационные, научные и технические задачи. Наряду с регулярно повторяющимися, традиционными проблемами они должны принимать решения по непредвиденным ситуациям и т.д. Классификация целей (один из возможных вариантов которой представлен в таблице) позволяет конкретизировать задачу целеполагания и использовать соответствующие механизмы и методы, разработанные для классов целей. 

     Таблица 3 – Классификация целей менеджмента

Критерии  классификации Группы  целей
Период  установления Стратегические

Тактические

Оперативные
Содержание Экономические

Организационные

Научные

Социальные

Технические

Политические

Структурные Маркетинговые

Инновационные

Кадровые

Производственные

Финансовые

Административные

Среда Внутренние Внешние
Приоритетность Особо приоритетные

Приоритетные

Прочие
Измеримость Количественные Качественные
Повторяемость Постоянные (повторяющиеся) Разовые
Иерархия Организации Подразделений
Стадии  жизненного цикла Проектирование  и создание объекта

Рост объекта

Зрелость объекта

Завершение жизненного цикла объекта

Информация о работе Цель и миссия предприятия