Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:24, реферат
Инновация — это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Организация финансирования инновационной деятельности………….5
1.1 Источники финансирования инновации………………………………………5
1.2 Формы финансирования инновации…………………………………………..9
1.3 Организация финансирования инновации……………………………………13
Глава 2 Финансирование инновационной деятельности:
мировой опыт и российская практика……………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………………29
Список используемой литературы……………………………
2. во-вторых, инновационная деятельность характеризуется временным благом от момента авансирования финансовых средств в инновации до момента получения коммерческой отдачи от них;
3. в-третьих, высокая неопределенность результатов инновационной деятельности не обеспечивает гарантированный характер возмещения заемных средств, что увеличивает «цену» кредита либо приводит к получению заимодавцем права совладения новшеством; само поступление заемных средств в инновационную сферу возможно, если отдача от коммерческого использования создаваемого новшества будет ощутимее, чем доходы от альтернативных сфер вложения капитала;
4. в-четвертых, непостоянство и разнообразие субъектов инвестирования (средства государственного бюджета, финансы корпораций, банки, инвестиционные фонды специального назначения, иностранные инвесторы и др.) ведет к многообразию форм и условий предоставления капитала.
Понятие «рисковый капитал» наиболее адекватно отражает характер использования денежных средств, вкладываемых в инновационную деятельность, характер связи между различными этапами инновационного цикла. Степень риска инвестиций в инновации существенно варьирует в зависимости от уровня неопределенности их конечного результата. Эти обстоятельства, а также недостаточность собственных средств побуждают предпринимателей использовать кредитные формы финансирования нововведений.
К особенностям, отличающим механизм рискового (венчурного) финансирования от банковского кредитования, относится то, что в случае рисковых капиталовложений кредит предоставляется под перспективную идею и не может иметь гарантий его обязательного погашения за счет имущества, фондов или прочих активов фирмы. Иными словами, предполагается возможность потери вложенных средств, если инновационный проект не принесет после своей реализации ожидаемых результатов.
Венчурный (рисковый) капитал – это деньги, помещаемые в новое предприятие в форме долговых обязательств или обыкновенных акций. Такой капитал не регистрируется несколько лет, так как долговые обязательства (обыкновенные акции) не могут быть проданы, пока их выпуск не зарегистрирован, т.е. несколько лет они не обладают ликвидностью.
Таким образом, венчурные инвестиции – это рискованный капитал, направляемый в развитие быстрорастущих фирм, возникающих в процессе реализации коммерчески перспективного предпринимательского проекта. Венчурный капитал не имеет гарантий получения дохода в виде фиксированного процента, а также в форме залога либо гарантий его возврата инвестору.
Венчурный капитал, как правило, предоставляется на долговременный период – на 5–7 лет, а в современной компьютерной сфере – и при реализации краткосрочных проектов со сроком 1–2 года. Для современных компаний венчурное инвестирование проще и дешевле, чем выход с заимствованием на иностранные фондовые рынки, эмиссия собственных ценных бумаг, получение кредита.
Осуществление инноваций всегда имеет целью улучшение финансового положения предприятия: увеличение собственных средств за счет капитализации инновационной прибыли. На уровне предприятия гарантированное финансовое обеспечение служит предпосылкой осуществления стратегического планирования (определения портфеля инновационных продуктов, направления их создания, и т.д.). Формирование средств для финансово–кредитного обеспечения деятельности предприятий из разных источников при условии диверсификации вложений капитала позволяет обслуживать множество направлений инновационной деятельности, в наибольшей степени отвечающих платежеспособному спросу на инновационные продукты.
Предприниматели в экономически развитых странах реализуют инновационную политику, основанную на продуктивных нововведениях, обеспечивающих рынок в соответствии с его конъюнктурой. Инновационная политика современных предприятий базируется на теории маркетинга, уделяющей внимание инновационному механизму, позволяющему перехватить у рынка инициативу формирования спроса, создавать потребности прежде всего массового покупателя в новых товарах и услугах. Становление «потребительского общества» в развитых странах связано с активным проникновением новшеств в условия и образ жизни населения.
Эффективная инновационная политика требует от предпринимателя умения ориентироваться в имеющихся научных разработках, создания условий для восприимчивости работниками предприятия быстрых непрерывных изменений, а в необходимых случаях – формирования собственных исследовательских подразделений с целью организационного объединения разработки новшества с его испытанием и серийным изготовлением. Это позволяет максимально совместить в едином процессе все стадии – генерацию идеи, прикладные разработки, производство, сбыт, эксплуатацию.
Особую сложность для предпринимателя представляет стадия сбыта новой продукции, т.е. передача ее от «донора» (поставщика) «реципиенту» (потребителю). Предприниматель – товаропроизводитель обычно исходит из двух видов стратегии «вторжения» на рынок новшества: программированного внедрения, предполагающего, что реципиент приспосабливается к новому товару, и адаптированного внедрения, связанного с изменением последнего в соответствии с требованиями реципиента.
Передача новшества реципиента часто предполагает обучение его обращению с товаром. Поэтому производители нередко принимают на себя не только само обучение, но и связанные с этим расходы. Одновременно предприниматели осуществляют тренинг собственных агентов – коммивояжеров, развивающий их способность убеждать реципиента, заранее прорабатывают различные ситуационные приемы психодраматического характера, которые помогли бы воздействовать на потенциального заказчика.
От степени распространения новшества (диффузии) зависит прибыльность нововведений. Поэтому предприниматель должен учитывать не только экономические и производственные условия, но и культурные и психологические отличия потребителей из разных стран и регионов, а также половозрастные особенности реципиентов.
Коммерческий успех одного нововведения становится основой для последующих инноваций, тогда как «инновационная боязнь» является следствием предыдущих неудачных нововведений, приводящих к психологическому барьеру, связанному со страхом потери статуса, банкротства и т.д. Зачастую психологический барьер вызван недостаточной классификацией предпринимателя, неумением привлечь к инновационной деятельности работников различных должностных групп, эффективно использовать специфику человеческого фактора производства.
Принятию решения об осуществлении инновационного проекта предшествует тщательное сопоставление предлагаемых затрат на его реализацию (учитывая оценку технического и коммерческого рисков) и финансовых возможностей компании, что получает отражение в бизнес-плане. Финансовое положение компании определяет возможность и эффективность использования заемных средств для осуществления инноваций.
В современных условиях эффективной формой реализации инновационной деятельности является управление капиталом, вкладываемым в инновации с учетом особенностей протекания инновационного процесса. Особенности инновационного процесса создают условия для взаимного влияния инновационных и инвестиционных циклов в процессе создания новшеств и возможности для их взаимодействия с целью минимизации объемов инвестиционных ресурсов и оптимального использования авансируемых средств, а также сокращения продолжительности инвестиционного и инновационного циклов и достижения коммерческого эффекта от реализации инновационного продукта.
Инновационная деятельность традиционно предполагает последовательность инвестиций, а не параллельное инвестирование всех или нескольких этапов жизненного цикла новаций. В то же время потеря коммерческого эффекта инновации связана с тем, что перерывы в финансировании подчас носят длительный характер, меняются как заказчики, так и специализация будущих производств.
В настоящее время разработана теория совмещения инновационного и инвестиционного циклов, в основе которой лежит следующее положение: новшество есть результат деятельности. На каждой относительно самостоятельной стадии инновационного цикла может возникнуть определенный результат, который может стать самостоятельным товаром. Однако результат конкретной стадии инновационного цикла в непрерывной цепи его взаимопревращений выступает по отношению к конечному инновационному продукту лишь как его промежуточная форма, т.е. промежуточный продукт.
Поэтому инвестиционная политика освоения новшества может быть ориентирована на конечный продукт и на эффективное воспроизводство инновации на любой из относительно самостоятельных стадий инновационного процесса. Сам процесс движения инновационного цикла в данной цепи может быть прекращен, если инвестор видит целесообразность (методика исследования, ноу-хау, технологии и т.д.).
Приведенные соображения допускают следующую формализацию. Если денежный поток на стадии m обозначить Sm, то к базовому моменту времени он будет равен:
а интегральная оценка на весь инновационный цикл составит:
где: k1 – коэффициент, учитывающий размер инфляции в момент времени;
tm – соответствующий концу m стадии;
k2 – коэффициент, учитывающий влияние риска на m стадии;
k3 – коэффициент, учитывающий распределение денежных потоков на m стадии.
Сопоставление величин денежных потоков на разных стадиях и по завершении инновационного цикла позволяет производителю объектов инновационного продукта решить вопрос о целесообразности реализации всех стадий либо ограничиться работами на конкретных из них.
Следовательно, нововведение – это совокупность процесса и результата. А инвестиционный цикл инноваций содержит также следующие признаки процесса: последовательность, стадийность, относительную самостоятельность стадий и этапов.
Поскольку инвестиционный цикл охватывает все стадии инновационного цикла, для реализации инновационного продукта необходимо сквозное инвестирование процессов создания и освоения нововведения. Взаимосвязь инновационного и инвестиционного процессов проявляется при реализации следующих видов и этапов их финансового обеспечения.
Этап первый. Оценка экономической целесообразности создания и использования инновационного продукта.
Этап второй. Определение субъектов инновационных отношений, источников и форм их финансового обеспечения; распределение авансируемых средств по фазам инновационной деятельности; определение степени риска и прогнозирование эффекта в каждую фазу.
Этап третий. Преобразование ресурсов в конкурентные объекты инновационного продукта.
Этап четвертый. Выявление промежуточных эффектов от реализации инноваций и инвестиций.
Этап пятый. Финансовое обеспечение расширенного воспроизводства инноваций.
Этап шестой. Возмещение затраченных финансово–кредитных средств и получение коммерческого эффекта.
В условиях регулируемых рыночных отношений система финансирования инновационной деятельности выступает важнейшим элементом финансовой политики государства.
Чтобы воздействовать на инновационную активность в условиях рыночной экономики, необходимо использовать финансовые инструменты рыночного механизма, обладающие способностью влиять на мотивы инновационной деятельности.
Финансовый рычаг – это инструмент финансовых методов регулирования, служащих для реализации экономического воздействия государства на интересы субъектов производства, базирующегося на использовании товарно-денежных отношений в конкретных условиях.
Зарубежная практика свидетельствует, что в условиях нестабильных экономических систем, характеризующихся высоким уровнем инфляционных процессов, а также их сильным влиянием на поведение экономических агентов, рычаги прямого стимулирования (дотации из государственного бюджета, субвенции) должны отступить на второй план. Основным рычагом косвенного стимулирования инновационной активности в сфере промышленного производства должны выступать налоги и кредит (кредитные ресурсы частных финансовых институтов, а также государственный кредит, направленный только в сферу реального промышленного производства). Амортизационные отчисления находятся под сильным влиянием ограничений спроса в конкретных отраслях промышленности, а потому далеко не однозначны в применении к стимулированию различных групп инноваторов. Страхование как рычаг косвенного стимулирования эффективно лишь в случае достаточно развитой инфраструктурной и нормативно-правовой базы и в случае целевого использования средств страховых фондов для инновационной деятельности.
Отечественная система финансирования инновационной деятельности постоянно развивается. До 1991 г. она основывалась на бюджетных ассигнованиях и децентрализованных источниках целевого назначения. В ходе реорганизационных мероприятий, проводившихся в 1990-1991 гг., было отменено регламентированное распределение прибыли по формам экономического стимулирования, ликвидировано большинство отраслевых централизованных фондов, упрощена система контроля за оплатой труда, либерализованы цены. Порядок финансирования инновационных проектов в каждом конкретном случае стал зависеть от характера внедряемых мероприятий и от финансовых источников, привлекаемых субъектами инновационной деятельности.
Информация о работе Финансирование инновационной деятельности