Финансово-промышленные группы: сущность, состав, структура. Стратегический инновационный маркетинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 13:22, контрольная работа

Описание

Промышленные предприятия вынуждены искать новые формы кооперации, обеспечивающие возможность реализации долгосрочных производственных программ. В условиях инфляции перепрофилирование предприятий представляет значительную трудность с точки зрения привлечения долгосрочных инвестиций. Слабая договорная дисциплина, неопределенность результатов приватизации, окончательного перераспределения акций и консолидации контрольных пакетов делают поведение многих предприятий просто непредсказуемым.
Поэтому для предприятий идея формирования относительно стабильных образований с эффективной внутренней системой управления оказалась привлекательной. В рамках таких образований производители конечной продукции питают надежду на улучшение дисциплины и условий поставок комплектующих изделий, а поставщики надеются на их стабильный сбыт.

Содержание

1. Финансово-промышленные группы: сущность, состав, структура.
Причины появления финансово-промышленных групп.
Проблемы, решаемые финансово-промышленными группами.
Мировой опыт деятельности финансово-промышленных групп.
Участники финансово-промышленных групп.
Роль банков в деятельности финансово-промышленных групп.
Классификация финансово-промышленных групп.
Финансово-промышленные группы и государственная поддержка.
Слабые стороны финансово-промышленных групп.
2. Стратегический инновационный маркетинг.
Значение инноваций в маркетинге.
Источники инноваций в маркетинге.


Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

готовая работа.doc

— 106.00 Кб (Скачать документ)

Следует также подчеркнуть, что образование ФПГ - это не просто организационно-правовой процесс оформления взаимодействия финансовых и промышленных компаний, это складывающиеся в течение длительного времени связи промышленных, торговых, финансовых фирм и организаций. Эти связи складываются посредством системы участия (в том числе перекрестного владения акциями), личной унии, долгосрочных кредитных обязательств и иных форм зависимости.

 

 

  Роль банков в деятельности финансово-промышленных групп.

 

В настоящее время  основным структурообразующим элементом  ФПГ является, как это уже отмечалось выше, финансово-кредитный институт.

Существует даже мнение, что по-настоящему эффективными и прочными могут стать лишь те ФПГ, которые инициированы именно банками, а не группами промышленных предприятий. Попытки таких предприятий учреждать собственные банки малопродуктивны. В связи с этим необходимо преодолеть как можно скорее отчужденность и недоверие между банками и предприятиями.

К числу основных предпосылок  и условий активного участия  банка в процессе формирования и  развития ФПГ относятся:

1. Непосредственное и  активное участие специалистов  банка в разработке концепции  и подготовке проектов нормативных актов, направленных на формирование ФПГ.

2. Активное взаимодействие представителей  банка и головной организации  в формируемой компании с руководителями  предприятий, включаемыми в ее  состав, уже на этапе подготовки  создания ФПГ.

3. Организация в рамках комплекса полного цикла расширенного воспроизводства и наличие оптимальной производственной структуры с учетом заинтересованности банков в инвестировании предприятий, имеющих определенные производственно-технические и организационно-экономические взаимосвязи.

4. Закрепление за банком функций  финансово-расчетного центра ФПГ.

5. Формирование на базе банка  центрального депозитария, обслуживающего  выпуск и размещение акций  компании и входящих в ее  состав акционерных обществ.

6. Непосредственное участие специалистов банка в разработке проектов инвестиционных программ.

7. Участие банковских специалистов  в проектировании и внедрении системы управления ФПГ, наличие представителей банка в составе органов управления компанией (в качестве членов совета директоров, наблюдательного совета).

Таким образом, банки являются необходимым элементом финансово-промышленной группы и активно участвуют в их создании и развитии, имея на то объективные предпосылки.

 

 

 Классификация финансово-промышленных  групп.

 

Финансово-промышленные группы можно классифицировать следующим образом, исходя из того, чего именно хотят учредители ФПГ:

1. Первый вид ФПГ может формироваться  по инициативе финансовых институтов, заинтересованных в надежном  и достаточно прибыльном вложении  средств. Целенаправленно консолидируя акции торговых, промышленных, транспортных предприятий (непосредственно или через создание холдинговых структур), финансовые компании становятся ядром группы.

ФПГ этого вида отличаются широким  разнообразием входящих в них  предприятий, которые могут быть совершенно не связанными друг с другом ни по производственной кооперации, ни по другим хозяйственным интересам. Этот вид ФПГ возникает в результате диверсификации капитала финансово-кредитных учреждений, повышающей его надежность в изменчивой конъюнктуре рынка. В сегодняшних условиях образования ФПГ такого рода сомнительно, т.к. банки избегают долгосрочных вложений в промышленные предприятия, особенно крупные.

2. Второй вид ФПГ  может возникнуть при необходимости  обеспечить производственно-техническое развитие группы промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций, имеющих общие интересы в технологическом взаимодействии по созданию определенной продукции и освоению новых технологий. В недалеком прошлом для этих целей создавались крупные производственно-хозяйственные комплексы, которые могли быть организационно оформлены в производственные или научно-производственные объединения, а также путем установления устойчивых кооперационных связей, оформленных договорными отношениями на основе фондовых нарядов и разнарядок. Но сегодня государственного финансирования и фондового материально-технического обеспечения нет. К тому же в результате акционирования и приватизации предприятий единственной формой хозяйственных контактов стала система участий, то есть взаимопроникновения акционерной собственности различных предприятий.

Организаторами этой формы ФПГ выступают промышленные предприятия, но они нуждаются в инвестициях, которыми располагают банки, страховые и инвестиционные компании.

Так как финансово-кредитные  институты особо не желают финансировать  промышленность, промышленные предприятия  вынуждены создавать свои банки. Сейчас, желая создать ФПГ, многие также собираются учреждать новые банки в составе этих групп. Эти банки, как правило, маломощны. К тому же сейчас Центральный банк РФ установил для коммерческих банков нижний предел уставного капитала, который трудно преодолим.

Эти типы ФПГ ориентированы  на интересы частных предприятий  и собственно рыночные условия их работы.

3. Этот вид ФПГ призван  содействовать формированию государственного  сектора в экономике. Зародыши  таких ФПГ уже созданы в форме холдинговых компаний. Чтобы превратить их в ФПГ, нужно ввести в их состав крупное финансово-кредитное учреждение.

Эти ФПГ ориентированы  на предприятия либо государственные, либо акционированные, но с высоким  удельным весом федеральной собственности.

К этому виду можно  отнести ФПГ, которые намерены создать  региональные администрации в своих  краях и областях, желая использовать новую структурную форму для  достижения своих целей.

4. Этот вид предусмотрено  создавать на основе межправительственных  соглашений. Предполагается, что эти ФПГ обладают двумя особенностями: во-первых, создаются с участием иностранного капитала, привлекаемого межправительственными соглашениями в различных формах, во-вторых, перечень российских участников ФПГ определяется Правительством РФ из числа предприятий с долей государственной собственности в их капитале не менее 25%.

Однако многие не считают  создание ФПГ на базе государственных  предприятий перспективным. Наиболее предпочтителен, полагает заведующий отделом организации управления собственностью и предпринимательства Правительства РФ Прохоров В.А., вариант организации ФПГ предприятиями России и стран СНГ. Это поможет восстановить технологические связи, погасить взаимную задолженность, установить тесные контакты, прерванные в последние годы.

Можно привести следующие  типовые варианты формирования финансово-промышленных групп:

1. “Инкомбанк”. Крупный,  быстро растущий банк, имел систему  дочерних финансовых, инвестиционных, страховых и других компаний, проводящих согласованную политику на финансовых рынках. С учетом избранных отраслевых приоритетов банк приобретал значительные пакеты акций различных предприятий, причем необязательно своих клиентов. Высокая прибыльность основного банковского бизнеса позволяла финансировать экспансию в промышленность путем покупки ваучеров и прямых приобретений акций.

2. “Альфабанк”. Сравнительно  небольшой банк, контролирующий  один из самых больших в  стране чековых инвестиционных  фондов. Банковские средства были  инвестированы в основном в  интенсивную стартовую рекламную компанию по аккумуляции чеков населения и начальную деятельность фонда. Текущая деятельность фонда финансировалась за счет операций на чековом рынке и за счет операций с акциями приватизированных предприятий. Одновременно происходило постепенное инвестирование собственных чеков в приватизируемые объекты.

 

 

 

 Финансово-промышленные  группы и государственная поддержка.

 

Многие авторы подчеркивают, что создание ФПГ отвечает прежде всего интересам государства. Последнее  получает возможность обеспечить более высокий уровень эффективности, динамичности, сбалансированности и управляемости экономики. Но авторы также отмечают, что интересы участников ФПГ в свою очередь, как правило, совпадают с интересами государства.

В такой ситуации очевидно, что в процессе создания ФПГ  государство должно оказывать поддержку их становления и развития. При этом речь идет не только о предоставлении дотаций и субсидий.

Основной вопрос взаимодействия государства и ФПГ - определение  и задействование конкретных мер государственной поддержки и стимулирования, обеспечивающих положительный эффект. В этой связи комплекс конкретных мер, могущих позитивно повлиять на организацию ФПГ, видится следующим образом:

1. Погашение задолженности  федерального и региональных  бюджетов перед участниками ФПГ в счет налогов, подлежащих ими к уплате в бюджеты.

2. Отмена для участников  ФПГ авансовых платежей по  налогу на прибыль.

3. Зачет убытков, понесенных  участниками ФПГ, при определении  налогооблагаемой прибыли головного  предприятия.

4. Разрешение продажи  участниками группы своей продукции  другим ее членам по ценам  ниже себестоимости.

5. Единовременное списание  затрат по закупке материальных  ресурсов на себестоимость продукции  с зачетом НДС, уплаченного  поставщикам ресурсов, при определении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет.

6. Осуществление экспортно-импортных  операций предприятиями-участниками  ФПГ без внесения залоговых  сумм на счета таможен (при  наличии гарантии банка-члена  ФПГ).

7. Наделение участников  ФПГ правом экспорта стратегически важных сырьевых товаров по продукции, производимой в рамках ФПГ.

8. Предоставление отсрочки  до завершения сделки по уплате  таможенных платежей при проведении  экспортных и импортных операций.

9. Образование инвестиционных  и стратегических фондов ФПГ с направлением в них части отчислений в отраслевые внебюджетные фонды.

10. Создание фондов  ФПГ (медстраха, соцстраха, занятости,  НИОКР) с направлением в них  обязательных отчислений.

11. Допущение отсрочки  до конца текущего финансового  года по уплате налога на прибыль в части, направляемой на инвестиции в отечественную экономику и подлежащей налогообложению по действующему законодательству.

Если хотя бы некоторые  меры будут воплощены в жизнь, это окажет стимулирующие воздействие  на формирование ФПГ в России. Вообще, многие авторы статей придерживаются мнения, что создание эффективных финансово-промышленных групп возможно только при обстоятельствах, когда государство активно содействует процессу формирования и развития ФПГ.

 

 

 Слабые  стороны финансово-промышленных групп.

 

На создание ФПГ мешают как неблагоприятные внешние  условия, так и многочисленные внутренние трудности. Участники групп жалуются на перегруженность налогами, сборами, платежами, запутанность и непостоянство  налоговых требований, чрезмерно высокие налоговые ставки, а также на то, что государство неэффективно распоряжается своей долей в капиталах ФПГ, занимая неконструктивную выжидательную или безразличную позицию.

Можно выделить несколько  факторов, которые отрицательно влияют на деятельность ФПГ: неплатежеспособность потребителей, недостаточность денежных средств в целом, в том числе собственных, кредитных, заемных, недостаток инвестиций, нестабильность государственной политики, изношенность оборудования, трудности со сбытом продукции, разрыв или неустойчивость хозяйственных связей, отсутствие и несовершенность законодательной базы, нехватка сырья, материалов, недостаток оборудования.

На практике отечественные  ФПГ демонстрируют разную эффективность. Одни успешно приспособились к новым  экономическим условиям (скажем, "ЛУКойл") и завоевали позиции на внешних рынках ("Газпром"), а другие оказались в кризисном состоянии, перед угрозой банкротства даже при широком экспорте продукции ("Норильский никель").

Причины значительных расхождений  в результатах деятельности ФПГ аналитики достоверно назвать затрудняются, ссылаясь на недоступность реальной финансовой информации о них и проходящих через их родственные структуры денежных потоках. И все же можно выделить "болевые точки", от умения справиться с которыми зависят успехи или неудачи группы.

Также неудачи ФПГ  могут зависеть и от таких факторов, как «хлипкость» банка (поскольку  крепость всей группы во многом зависит  от силы банка), плохая управляемость  группой, неэффективный менеджмент, дефицит стратегических собственников в холдингах, "замусоренный" состав ФПГ (российские ФПГ создавались во многом случайным образом: скупалось то, что было доступно), чрезмерная ориентация на государственную поддержку, обещанную законом.

 

 

2. Стратегический  инновационный маркетинг

 

Значение инноваций  в маркетинге

 

Инновации – это некоторое  изменение или новшество в  мыслительном процессе либо же в какой-то сфере деятельности и применение с пользой новых открытий и  изобретений. Это может означать дополнительные, радикальные и революционные изменения в мышлении, продуктах, процессах или организациях. В экономической сфере и непосредственно в маркетинге роль инновационности в том, что изменения должны увеличить значение, потребительскую ценность. Цель нововведения - положительные изменения. Инновации, которые ведут к повышению производительности, являются основным источником увеличения прибыльности в экономике.

Информация о работе Финансово-промышленные группы: сущность, состав, структура. Стратегический инновационный маркетинг