Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 18:15, курсовая работа
Целью данной работы является исследование процесса формирования инновационной сферы в КНР. В качестве задач выделяются следующие вопросы: определение периодов проведения государственной инновационной политики в КНР, исследование программ научных исследований и развития высоких технологий, исследование современного состояния инновационной сферы КНР.
Федеральное агентство по образованию
Томский государственный университет (ТГУ)
Исторический факультет
Кафедра востоковедения
курсовая работа
Формирование инновационной системы в КНР
Цулауф Эльвира Германовна
Руководитель
Преподаватель
Анохина Е.С.
Автор работы
Цулауф Э.Г.
Томск 2011
Сегодня уровень развития и динамизм инновационной сферы создают основу устойчивого экономического роста, определяют границы между богатыми и бедными странами. В настоящее время наблюдается новый этап в развитии научной деятельности, который характеризуется ежегодным увеличением финансирования фундаментальных и прикладных исследований, ускоренным освоением нововведений за счет стимулирования интеграции науки с частным сектором, всемерное содействие развитию инновационной деятельности, ориентация научно-технического потенциала на решение насущных экономических и социальных задач. Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще связывается с понятием инновационного процесса.
Инновации – это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Суть инновации состоит в качественном обновлении производственного процесса, которое может находить свое выражение как во внедрении новых технологий и техники, так и в изменении организационных структур, методов управления.
Инновации сегодня выступают как материальная основа повышения эффективности производства, качества и конкурентоспособности продукции, снижения издержек, а инновационность становится неотъемлимым качеством фирм определяющих уровень экономического развития национальных экономик.
Инновационная деятельность в наше время является приоритетом для государств, стремящихся найти собственную нишу и прочно занять определенные позиции в мировой экономике. Кроме того, инновационный процесс – это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление.
Сегодня в КНР наблюдается процесс перехода от ресурсного типа экономического развития к инновационному. Формируется новая инновационная модель развития экономики, являющаяся следствием перехода к доминированию в экономике таких элементов как информационные и коммуникационные технологии, внешний и внутренний трансферт инноваций, развитие рынка инноваций и интеллектуальной собственности. Таким образом, государственная инновационная политика является одной из важнейших составляющих всего комплекса проводимой в Китае государственной политики, а одной из важнейший целей на ближайшее время является цель создания государства инновационного типа.
Целью данной работы является исследование процесса формирования инновационной сферы в КНР. В качестве задач выделяются следующие вопросы: определение периодов проведения государственной инновационной политики в КНР, исследование программ научных исследований и развития высоких технологий, исследование современного состояния инновационной сферы КНР.
Для
написания данной работы использовались
различные источники и
Во-первых, использовались научные статьи отечественных авторов, таких как Я.М. Бергер, С.Н. Леонов, Е.Л. Домнич, В.В. Карлусов, которые уже немало времени занимаются вопросом изучения инновационной сферы КНР.
Во-вторых,
использовалась монография как отечественных,
так и зарубежных авторов. Из монографии
отечественных авторов
В-третьих, для проведения исследования также использовались интернет-ресурсы: официальный сайт Министерства науки и техники Китая, Энциклопедия Китая (www.abirus.ru), официальные сайти СМИ (сайт газеты «Женьминь жибао», канала CNTV).
Особое
место среди источников занимают
документы: тексты программ научных исследований
и развития высоких технологий, где можно
наглядно увидеть поставленные Правительством
КНР цели, задачи, методы достижения поставленных
целей.
Как уже было отмечено, научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще связывается с понятием инновационного процесса. Таким образом, инновационная политика стала неотъемлемой частью всей политики любого государства.
По мнению авторов статьи «Государственная инновационная политика в КНР» С.Н. Леонова и Е.Л. Домнича, в истории КНР можно выделить 5 этапов проведения государственной инновационной политики.
В качестве первого периода проведения инновационной политики Китая можно выделить дореформенный период (1975-1978 гг.). Для данного периода характерно преодоление идеологических барьеров в части управления инновационной деятельностью. Важнейшим инструментом инновационной политики были прямые государственные заказы на научные исследования для научных организаций и на закупку иностранных технологий в виде комплектов оборудования для промышленных предприятий. Сектор высшей школы лишь осуществлял функцию подготовки кадров. Поэтому в 1970-х гг. до 40 % научных тем, разработанных в КНР, дублировали исследования, по которым за рубежом уже были получены результаты, и многие научно-исследовательские учреждения на конечной стадии разработок сталкивались с конкуренцией со стороны импортируемых готовых аналогов. В результате существовала ситуация, «когда предприятия – передовые, а наука – отсталая».1 Кроме того, опыт рыночных преобразований в стране отсутствовал.
Следующий период - «экспериментальный» период (1978-1985 гг.). После 1978 основные принципы ориентированной на рынок экономики начинали использоваться и при проведении государственной политики в научно-технической сфере. Происходит восстановление и развитие системы НИОКР, происходит интеграция методов и инструментов развития системы НИОКР в 6-й Национальный пятилетний план (1980 – 1985).2 Для данного периода характерны пробные эксперименты по организации взаимодействия на хозрасчетных началах между государственными агентствами и основными институциональными секторами, внутри институциональных секторов, а также институциональных секторов друг с другом.
Руководство страны объявило о формировании многоуровневой технологической системы, сохраняющей комбинации традиционных и высоких технологий. Произошла определенная либерализация источников финансирования исследований и разработок, а частичное снятие госконтроля в сфере внешнеэкономической деятельности позволило ряду предприятий промышленности самостоятельно закупать за рубежом необходимое оборудование и технологии. Были открыты для иностранного капитала специальные экономические зоны, а затем и большинство крупнейших прибрежных городов.3
Следующий период - период структурных реформ (1985 – 1995 гг.). В это время произошла ломка централизованного механизма сплошного финансирования науки по широкому фронту исследований, была внедрена грантовая система поддержки науки, произошло объединение научно-исследовательских организаций. Происходит установление регулярных горизонтальных связей научно-технического сектора и предприятий, заменена прежняя система финансирования науки и технологического развития, ранее основанная на государственных планах, системой государственных программ Государство снижает размер грантов, чтобы вынудить институты НИОКР сотрудничать с предприятиями.4 Была введена система контрактной ответственности на предприятиях, которая повысила заинтересованность менеджеров в увеличении рентабельности, в том числе за счёт внедрения новых технологий. К середине 1990-х гг. государственное финансирование науки, ранее дефицитное, стабилизировалось, а в некоторых отраслях даже увеличилось. Частные наукоёмкие предприятия начинают создаваться на базе НИИ и вузов, а также вместо них. В стране начинает формироваться рынок объектов интеллектуальной собственности.
В
рассматриваемый период в Китае
начинается накопление опыта широкомасштабных
рыночных нисходящих преобразований «сверху
вниз», разрабатываются и внедряются
международные стандарты
В период 1995–2005 гг. на фоне быстрого экономического роста и усиления технологической конкуренции на внешнем и внутреннем рынке происходило углубление реформы инновационной политики Китая: растет наукоёмкость ВВП благодаря активному инвестированию предпринимательского сектора, параллельно проведена пошаговая приватизация промышленных предприятий и научных организаций, законодательно оформлены и значительно расширены возможности по коммерциализации вновь созданных технологий для государственных вузов. Кроме того, получили развитие новые формы прямого государственного финансирования инноваций, охватывающие дополнительные участки инновационного цикла, внедряются специфические налоговые льготы для высокотехнологичных производств, намного расширяется участие иностранного капитала в технологической модернизации страны, в том числе во внутренних регионах за счёт снятия ряда регионально-отраслевых ограничений.5 К концу 90-х учреждениям НИОКР окончательно предоставлена всесторонняя экономическая автономия. Начинается преобразование учреждений НИОКР в предприятия, некоммерческие организации, посреднические организации, а также происходит объединение их с университетами.6
Таким образом, китайское руководство быстро накапливает практический опыт реализации инновационной политики, особенно благодаря интенсивному освоению зарубежного опыта, расширению международных контактов через членство в ВТО.
С 2006 г. с принятия «Основ государственного плана среднесрочного долгосрочного развития науки и техники на 2006 – 2020 годы» в инновационной политике Китая начался новый период, который продолжается и в наши дни. Целью данного периода является обеспечение устойчивости текущей заданной траектории и темпов экономического развития. Важнейшими качественными целями инновационной политики на период до 2020 г. являются усиление инновационной восприимчивости использования достижений науки и технологий в социально-экономическом развитии и обеспечении национальной безопасности, что увеличит общую способность страны осуществлять фундаментальные исследования и разработки на передовых рубежах науки и технологий.7
1.2. Программы научных исследований и развития высоких технологий.
Основным курсом развития Китая сегодня является четкое следование концепции, которую выработал еще Дэн Сяопин: «наука и технологии есть важнейшая производительная сила».8 Таким образом, осуществление стратегии «подъёма страны в опоре на науку и образование» является крупнейшей задачей китайского правительства. В соответствии с основополагающим курсом и стратегическими целями развития науки и техники в Китае государство осуществило общее планирование работы в научно-технической сфере, образовав следующую трехуровневую модель развития: «Инновационные научные исследования, развитие высоких технологий и создание индустрии высоких и новых технологий, а также усиление фундаментальных исследований».9 Одновременно с 80-х годов XX века реализуется ряд правительственных программ развития научно-технических исследований, нацеленных на всестороннее повышение конкурентоспособности Китая в стратегически важных научно-технических направлениях в ХХI веке.
На первом уровне - программы инновационных научных исследований, ориентированных на экономическое строительство и социальное развитие: Штурмовой план, программа «Искра», Государственный план приоритетного внедрения научно-технических достижений, научно-техническая программа социального развития.
Штурмовой план – это план решения приоритетных научно-технических проблем государственного значения, принятый в 1982 году. Основной задачей плана является решение крупных и важных научно-технических проблем экономического строительства через овладение штурмом ключевыми технологиями и технологиями общего применения, которые играют роль несущих опор в социально-экономическом развитии.
Информация о работе Формирование инновационной системы в КНР