Формы малого инновационного предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 17:44, доклад

Описание

Малое инновационное предпринимательство связано с процессами формирования новых фирм в рамках старых компаний, созданием и функционированием рисковых фирм, разработкой и реализацией инкубаторных программ.Что такое бизнес-инкубатор.Цель бизнес-инкубатора.Задачи бизнес-инкубатора.География бизнес-инкубаторов

Работа состоит из  1 файл

Формы малого инновационного предпринимательства.docx

— 27.30 Кб (Скачать документ)

Малое инновационное предпринимательство связано с процессами формирования новых фирм в рамках старых компаний, созданием и функционированием рисковых фирм, разработкой и реализацией инкубаторных программ.

Новые фирмы в рамках старых компаний

Как создаются такие  фирмы?

Новые фирмы в рамках старых компаний представляют собой прогрессивный метод образования молодых компаний. Если в 1970-е и начале 1980-х годов новые компании на Западе создавались в основном инженерами и учеными, уходившими из фирм, то в настоящее время корпорации сами субсидируют организацию новых фирм для того, чтобы предотвратить уход ведущих работников, сманиваемых ищущими таланты вкладчиками рискового капитала. Они же позволяют привлечь на работу в свою корпорацию специалистов из других фирм.

Как организуются такие  фирмы?

Способ действия «материнских»  компаний заключается в принятии на себя всех финансовых вопросов молодых фирм, что позволяет материнской компании стать владельцем до 80% новой фирмы (остальное — в руках сотрудников-основателей). В бухгалтерских книгах новая фирма может числиться как филиал, но фактически является отдельной компанией со своим советом директоров. Однако убытки от ее деятельности в начальном периоде развития могут вноситься в бухгалтерские книги материнской компании. В то же время субсидирующая компания не может получить 100% прибылей фирмы-новичка, т.к. она не принадлежит ей полностью.

Некоторые компании, организовавшие внутри своей структуры новую  фирму, делают ее своей полной собственностью. В подобном варианте сотрудники — основатели молодой фирмы обычно получают право приобретения в течение ряда лет акций по льготной цене. По истечении нескольких лет материнская компания — держатель контрольного пакета акций получает возможность выкупать акции, принадлежащие сотрудникам-основателям, которые получают определённые доходы от прироста капитала.

Венчурные фирмы — рискофирмы

Как создаются и действуют такие фирмы?

Рискофирма представляет собой организацию, создаваемую для реализации инновационного проекта, связанного со значительным риском.

Создание рискофирмы происходит следующим образом. Группа людей, располагающих оригинальной идеей, но не имеющих средств для ее осуществления, вступает в контакт с инвесторами (венчурными фондами). Этот контакт осуществляется через посредника: руководителя мелкого предприятия, который должен быть компетентен не только в научно-технической сфере деятельности, но и в области производства и реализации продукции (если идея связана с организацией производства). Как руководитель будущей рискофирмы он обеспечивает частичное финансирование проекта и руководит рядом направлений деятельности в течение 3-7 лет, вплоть до того момента, когда рискофирма передает через продажу акций ведение дел более мощной финансово-производственной группировке, если достигнутый уровень развития требует расширения масштабов производства.

Как специалисты оценивают эффективность  таких фирм?

По оценке экономистов, в 15% случаев рисковый капитал полностью теряется; 25% рискофирм несут убытки в течение более длительного времени, чем предполагалось первоначально; 30% рискофирм дают весьма скромную прибыль, но в 30% случаев успех позволяет в течение всего нескольких лет многократно перекрыть прибылью все вложенные средства.

Например, доходы фондов рискового  капитала в США в среднем в 10-20 раз превышают сумму вложенного капитала.

Инкубаторные программы  и сети малых фирм

Как работает «фирма — инкубатор»?

Многие высокотехнологичные российские организации строят свою стратегию  выживания на основе инкубаторных программ и представляют собой фирмы-инкубаторы.

Под фирмой-инкубатором понимают организацию, создаваемую местными органами власти или крупными компаниями с целью выращивания новых компаний. Фирмы-инкубаторы создаются для сдачи в аренду вновь организуемым компаниям за невысокую плату служебных помещений и предоставления им на льготных условиях ряда услуг, включающих возможность получения консультаций у экспертов по управленческим, техническим, экономическим, коммерческим и юридическим вопросам.

Какие виды фирм-инкубаторов  существуют?

Существуют фирмы-инкубаторы трех типов.

Бесприбыльные.  
Они самые многочисленные, создаются, как правило, при поддержке местных органов власти. Взимаемая ими арендная плата с фирм-арендаторов обычно на 15-50% ниже среднего уровня. Бесприбыльные фирмы-инкубаторы субсидируются местными организациями, заинтересованными в создании рабочих мест и экономическом развитии региона. Арендаторами могут быть промышленные фирмы, исследовательские, конструкторские и сервисные организации.

Ориентированные на получение прибыли.  
Это частные организации, общая численность которых постоянно увеличивается. В отличие от бесприбыльных фирмы-инкубаторы второго типа, как правило, не предлагают сниженных тарифов на услуги, но они позволяют арендаторам, предоставляя им широкий спектр услуг, платить только зa тe, которыми арендатор фактически воспользовался.

Филиалы высших учебных заведений.  
Они оказывают наиболее эффективную помощь компаниям, собирающимся осуществлять разработку и выпуск технологически сложных изделий. Арендная плата может быть достаточно высокой, но она включает возможность пользоваться институтскими лабораториями, техническим обслуживанием, вычислительной техникой, библиотекой, иметь контакты с преподавателями.

Как организована работа таких  фирм?

Продолжительность пребывания в рамках фирмы-инкубатора ограничивается обычно тремя годами. Считается, что по истечении этого срока компания-арендатор должна достигнуть такой степени самостоятельности, которая позволит ей выйти из фирмы-инкубатора. Укрепившие свои позиции в рамках фирмы-инкубатора, мелкие рисковые фирмы затем скупаются материнской компанией, которая организует на их базе новые исследовательско-конструкторские, опытно-экспериментальные и производственные подразделения. Создание фирм-инкубаторов является одной из форм поддержки инновационного процесса.

Каков опыт создания бизнес-инкубаторов в России?

Первые бизнес-инкубаторы в России были рассчитаны в основном на поддержку прикладных технологий. Однако в дальнейшем, по мере накопления опыта работы, планируется все больше внимания уделять поддержке инновационных организаций. При этом, учитывая зарубежный опыт, предполагается финансировать инновационную деятельность за счет других направлений работы бизнес-инкубатора и его малых оргструктур. 

1.  Что такое бизнес-инкубатор

Бизнес-инкубатор (БИ) - это организация, занимающаяся поддержкой субъектов  малого предпринимательства (СМП) путем  создания благоприятных условий  и предоставления производственных, информационных, финансовых и других ресурсов на этапах становления и  развития бизнеса.

Бизнес-инкубатор оказывает поддержку  начинающим предприятиям через предоставление производственных, офисных и др. площадей для ведения хозяйственной  деятельности, офисного обслуживания и сопутствующих бизнесу услуг, на выгодных условиях.

2. Цель бизнес-инкубатора

Создание благоприятных условий  для возникновения и развития начинающих и молодых новаторских  предприятий, независимо от форм собственности, с целью их укрепления, повышения  конкурентоспособности и адаптации  к условиям внешней экономической  среды.

Результатом участия в бизнес-инкубаторе является выпуск успешных компаний, которые через три года должны самостоятельно существовать и успешно развиваться. Бизнес-инкубаторы признаны одной из наиболее эффективных и перспективных форм поддержки предпринимательства, что подтверждается мировой статистикой.

Национальное содружество бизнес-инкубаторов России насчитывает к настоящему времени свыше 70-ти организаций почти в 40 регионах России.

В мире на сегодняшний день действует  более 4000 бизнес-инкубаторов.

3. Задачи бизнес-инкубатора

  • Оздоровление экономической активности региона, развитие внутренних рынков, диверсификация региона.
  • Рост числа малых предприятий, повышение их жизнеспособности, а следовательно, расширение налогооблагаемой базы региона и государства.
  • Наиболее полное использование ресурсов региона, включая трудовые, производственные, технологические, природные и пр.
  • Повышение инновационной активности бизнеса в целом, внедрение новых технологий и ноу-хау.
  • Создание и укрепление связей между малым бизнесом и другими секторами экономики (крупный бизнес, государственный, финансовый сектор и пр.), а также межрегиональных и международных связей, способствующих укреплению экономических систем.
  • Рост занятости и уровня жизни населения.
  • Повышение выживаемости субъектов малого предпринимательства.

География бизнес-инкубаторов

На начальной стадии развития российские бизнес-инкубаторы не имели специализации. Но западный опыт показал, что для успешного функционирования необходимо хотя бы минимальное разграничение профилей.

Сегодня в России существуют три  основных типа бизнес-инкубаторов: офисный, инновационный, производственный. Существуют также смешанные типы: офисно-инновационные, инновационно-производственные, офисно-производственные. Чтобы определиться с профилем, достаточно ориентироваться в различиях трех основных.

Офисный бизнес-инкубатор предоставляет  стартаперам офисные помещения с компьютерной техникой, средствами связи, конференц-залом. Специализация проектов, которые «выращивают» в таком инкубаторе, может быть разной, комиссия выбирает просто наиболее перспективные идеи и команды. То есть этот вид инкубатора — универсальный. Он предоставляет весь спектр консультационных, бухгалтерских услуг, проводит мастер-классы, лекции. Офисный тип — самый распространенный в целом по России.

Инновационный бизнес-инкубатор в  идеале должен поддерживать только тех, кто приходит в него с принципиально  новыми идеями, причем они должны соответствовать  направленности конкретного бизнес-инкубатора. Например, резидентами инновационного бизнес-инкубатора в Зеленограде могут стать только начинающие предприниматели, разрабатывающие свои проекты в сфере высокотехнологичных отраслей науки и производства. Общей целью инновационных инкубаторов является коммерциализация инновационных технологий. Поэтому помимо стандартного набора «офис + консалтинг + образовательная программа» в инновационных бизнес-инкубаторах больше внимания уделяют налаживанию контактов между резидентом и возможными инвесторами, бизнес-ангелами, на практике показывая, каким образом можно заработать на высоких технологиях. В крупных российских городах инновационный тип инкубатора на сегодняшний день самый популярный.

В производственных бизнес-инкубаторах резидентам сдают в аренду или предоставляют бесплатно помещения заводов и фабрик. Как правило, их сначала реконструируют под заявленные стартапы, могут закупить часть оборудования. Но чаще всего предоставляют просто производственные помещения. Если в промышленном здании бизнес-инкубатора есть офисные помещения, он становится офисно-производственным. В России производственных инкубаторов гораздо меньше, чем офисных или инновационных. Располагаются они, как правило, в небольших городах, где есть возможность отдать резидентам неиспользуемые заводские помещения.

Сегодня в России создается большое  количество бизнес-инкубаторов, которые, по сути, являются однодневками. Организуются они быстро, но не могут предоставить резидентам полный спектр качественных услуг и помощи, поэтому вскоре закрываются. Инкубаторы сегодня имеются не только в административных центрах областей и республик, но и в менее крупных городах, производственные — даже в поселках. Общее их количество уже давно перевалило за сотню. Ниже представлен список бизнес-инкубаторов десяти крупнейших российских городов. Основной критерий их отбора — всеохватная помощь стартапам от консультирования на стадии разработки идеи до привлечения реальных инвесторов.

Москва

  • Бизнес-инкубатор МГУ (инновационный): incubator-msu.ru
  • InCube, бизнес-инкубатор при Академии народного хозяйства (инновационный, офисный): incube-ane.ru
  • HSE.Inc, бизнес-инкубатор при Высшей школе экономики (инновационный, офисный):inc.hse.ru
  • Farminers (инновационный): farminers.com
  • Бизнес-инкубатор при РЭУ имени Плеханова (офисный): bi.rea.ru
  • Бизнес-инкубатор «Зеленоград» (инновационный): zelbi.ru
  • Бизнес-инкубатор «Строгино», подразделение технопарка «Строгино» (инновационный):tpstrogino.ru
  • Проектный бизнес-инкубатор при МГТУ имени Баумана (инновационный): pbi-bmstu.ru
  • Бизнес-инкубатор «Сколково» (офисный, инновационный): skolkovo.ru
  • Стартап платформы Realogic (инновационный, офисный): startup-platforma.ru
  • InQbator (инновационный): inqbator.ru
  • Бизнес-инкубатор «Синергия-Инновации» (инновационный, офисный): mfpa.ru
  • Бизнес-инкубатор при МГГУ имени Шолохова (офисный): mggu-sh.ru

Санкт-Петербург

  • Бизнес-инкубатор «Ингрия» (инновационный, офисный): ingria-startup.ru
  • Межвузовский инкубатор QD (инновационный, офисный): qd.ifmo.ru
  • Бизнес-инкубатор технопарка «Смоленка» (инновационный): techno-smolenka.ru
  • Первый городской бизнес-инкубатор (офисный, инновационный): start-business.ru

Информация о работе Формы малого инновационного предпринимательства