Инфраструктура для поддержки и продвижения инноваций

Автор работы: Марина Баева, 25 Июля 2010 в 23:35, контрольная работа

Описание

Инновация - это использование новых идей, товаров, услуг, материалов, технологий или деловой практики промышленностью незамедлительно после их открытия или изобретения с целью изменения или улучшения выпускаемой продукции, способа ее производства или распределения.
Инновационная деятельность (ИД) - вид деятельности, связанный с трансформацией научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, либо в новый подход к социальным услугам.
Различают следующие виды инноваций:
- технологические;
- создание нового рынка;
- освоение нового источника поставки сырья или полуфабриката;
- реорганизация системы управления.
Технологические инновации подразделяются следующим образом (Таблица 1):
Таблица 1

Содержание

1. Основные понятия, связанные с инновациями.
2. Вертикальный и горизонтальный методы продвижения инноваций.
3. Виды трансфера технологий.
4. Вопросы и ответы.
5. Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Инновационный анализ-контр работа.doc

— 121.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. ВИДЫ ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ.

         НЕКОММЕРЧЕСКИЙ  ТТ

         Приведем  возможные объекты некоммерческого  трансфера технологий:

         Объекты некоммерческого  ТТ
         Свободная научно-техническая  информация: 
    научно-техническая и учебная литература справочники, обзоры стандарты, описания патентов каталоги проспектов и т.п.
         Международные конференции 
    Сессии 
    Симпозиумы  
    Выставки
         Обучение  и стажировка ученых и специалистов на безвозмездной основе или на условиях паритетного  возмещения расходов сторонами.

         Некоммерческий  ТТ чаще всего используется в области научных исследований фундаментального характера. Он обычно сопровождается небольшими расходами (особенно валютными) и может поддерживаться как по государственной линии, так и на основе фирменных и личных контактов.

         КОММЕРЧЕСКИЙ  ТТ

         ОБЪЕКТЫ И ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО ТТ

         Объекты коммерческого  ТТ
         Объекты промышленной собственности (патенты  на изобретения, свидетельства  на промышленные образцы  и на полезные модели), за исключением товарных знаков, знаков обслуживания и коммерческих наименований, если они не являются частью сделок по передаче технологии.      Ноу-хау  и технический  опыт в виде технико-экономических  обоснований, моделей, образцов, инструкций, чертежей, спецификаций, технологической  оснастки и инструмента, услуг консультантов  и подготовки кадров.      Технические и технологические  знания.

         К особенностям коммерческого ТТ относятся:

         - Высокая степень монополизации,  поддерживаемая принятой системой  охраны прав промышленной собственности,  и 

         - Вследствие этого слабость позиции  покупателя (в отличие от потребительского рынка это рынок продавца);

         - Высокая норма прибыли (большая  разница между ценой и стоимостью);

         - Асимметричное разделение на  страны-импортеры (развивающиеся страны) и государства, которые одновременно являются экспортерами и импортерами (развитые страны);

         - Большой объем технологического  трансфера внутри транснациональных  корпораций.

     4. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ.

     Что такое «инновация»?

     Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п.

     Процесс создания, освоения и распространения инноваций называется инновационной деятельностью или инновационным процессом.

     Результат инновационной деятельности можно  назвать также инновационным  продуктом.

     Как определяется понятие  «инновация» в официальной терминологии?

     Официальными  российскими терминами в области инновационной деятельности являются термины, используемые в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», одобренной постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998г. № 832. В частности, в этом документе дается следующее определение инновации:

     «Инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности».

     Какие еще понятия связаны  с термином «инновация»?

     С термином «инновация» тесно связаны понятия «изобретение» и «открытие».

     Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструмент, созданные человеком.

     Под открытием подразумевают процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы. В отличие от инновации, открытие делается, как правило, на фундаментальном уровне и не преследует целью получить выгоду.

     Какую роль играют инновации в современной экономике?

     В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.

     Как подразделяют инновации?

     Подразделение инноваций на конкретные группы по определенным признакам называют классификацией инноваций. В практике управления инновациями используют различные классификаторы инноваций.

     В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии).

     По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

     По стимулу появления (источнику) можно выделить:

  • инновации, вызванные развитием науки и техники;
  • инновации, вызванные потребностями производства;
  • инновации, вызванные потребностями рынка.

     По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

  • инновации на входе предприятия (сырье, оборудование, информация и др.);
  • инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
  • инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной).

     В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют:

  • радикальные (базисные) инновации, которые реализуют крупные изобретения и формируют новые направления в развитии техники;
  • улучшающие инновации, которые реализуют мелкие изобретения и преобладают на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла;
  • модификационные (частные) инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.

     Какие еще классификаторы инноваций существуют?

     Приведенная выше классификация свидетельствует  о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру. Поэтому существует множество классификаторов инноваций, предлагаемых отечественными и зарубежными авторами. Среди них такие известные зарубежные специалисты в области экономики и менеджмента как Й. Шумпетер, И. Ансофф и П. Друкер. В отечественной литературе по инновациям можно выделить классификации, предложенные А. Н. Цветковым, П. Н. Завлиным и А.В. Васильевым, В. В. Горшковым и Е.А. Кретовой, Э. А. Уткиным, Г. И. Морозовой и Н.И. Морозовой, А. И. Пригожиным и др.

     В Научно-исследовательском институте системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия: технологические; производственные; экономические; торговые; социальные; в области управления.

     Можно ли считать инновацией любое изменение технологических процессов или выпускаемой предприятием продукции?

     Непременным свойством инновации является научно-техническая  новизна. Поэтому необходимо отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (изменения цвета, формы и т.п.); незначительных технических или внешних изменений продукта, а также входящих в него компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке.

     А как оценить «новизну» инновации?

     «Новизна» инноваций  оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. Сегодня описание технологических инноваций базируется на международных стандартах, рекомендации по которым были приняты в г. Осло в 1992г. (так называемое «Руководство Осло»). Эти стандарты охватывают новые продукты и новые процессы, а также их значительные технологические изменения.

     Какие функции выполняет  инновация?

     Можно сказать, что инновация выполняет следующие три функции:

  1. воспроизводственную;
  2. инвестиционную;
  3. стимулирующую.

     Воспроизводственная функция означает, что инновация  представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл воспроизводственной функции состоит в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов.

     Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

     Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует основной цели любой коммерческой организации. Прибыль служит стимулом для предпринимателя для внедрения новых инноваций; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами. Все вместе это составляет содержание стимулирующей функции инновации.

     Что необходимо для развития инноваций?

     Побудительным механизмом развития инноваций, в первую очередь, является рыночная конкуренция. В условиях рынка производители продукции или услуг постоянно вынуждены искать пути сокращения издержек производства и выхода на новые рынки сбыта. Поэтому предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, получают весомое преимущество перед конкурентами.

     Инновация является реализованным на рынке результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). В связи с этим необходимо подчеркнуть, что при всем разнообразии рыночных новшеств важным условием для их практической реализации в Вашем бизнесе является привлечение инновационных инвестиций в достаточном объеме.

     А что может дать внедрение инновации малому предприятию или предпринимателю?

     В силу своей специфики малым предприятиям приходится проявлять большую активность на рынке, используя свою гибкость и способность к быстрой переориентации. Поэтому зачастую именно малые предприятия становятся первооткрывателями новых продуктов и новых технологий в различных отраслях. Как уже было замечено, инновационная деятельность способствует повышению выживаемости компании в конкурентной борьбе, что особенно важно для малого предприятия. Кроме того, при реализации инновации, предложенной к продаже, происходит обмен «деньги — инновация». Денежные средства, полученные предпринимателем в результате такого обмена, во-первых, покрывают расходы по созданию и продаже инноваций, во-вторых, приносят прибыль от реализации инноваций, в-третьих, выступают стимулом к созданию новых инноваций, в-четвертых, являются источником финансирования нового инновационного процесса.

Информация о работе Инфраструктура для поддержки и продвижения инноваций