Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:14, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование способов финансирования инноваций на примере Белгородской области и выделение проблем в данной сфере экономических отношений. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать теоретические аспекты финансирования инновационной деятельности;
2) рассмотреть формы и источники финансирования инновационной деятельности;
3) проанализировать источники финансирования инноваций в Белгородской области;
4) выделить проблемы в сфере поддержки инноваций Белгородской области;
5) разработать предложения по совершенствованию финансирования инноваций и рассчитать эффективность от предложенных мероприятий.
В рамках долгосрочной целевой программы
«Развитие наноиндустрии
Наряду с этим в стадии разработки находятся проекты региональных нормативных актов по внесению изменений в законы Белгородской области «О льготах по налогу на прибыль организаций», «О налоге на имущество организаций», «О транспортном налоге» в части налоговых льгот предприятиям, реализующим инвестиционные проекты в сфере нанотехнологий.
Губернатор Белгородской области поручил до конца 2011 года разработать закон, по которому бизнес-структуры региона должны будут перечислять 3% чистой прибыли на инновационное развитие. Предположительно сумма таких отчислений может составить около 3 миллиардов рублей в год.
В Белгородской области давно ведётся работа по стимулированию и поддержке фундаментальной науки, инновационных компаний. Но финансируются, в основном, вновь созданные предприятия, а для существующих ранее крупных компаний схем господдержки почти нет. Именно поэтому было предложено законодательно закрепить норму отчислений от чистой прибыли предприятий на инновации. Схема отчислений разрабатывается. Власти ожидают, что это поможет предприятиям перейти на инновационные рельсы [8, с. 113].
На гранты для молодых бизнесменов Белгородчины выделено более 60 миллионов рублей. В 2010 году получателями грантов стали более 200 предпринимателей Белгородской области. Гранты предоставляются с целью поддержки начинающих предпринимателей, создания новых рабочих мест, снижения напряженности на рынке труда. Данный проект реализуется в области с 2009 года. За 2009 год обладателями грантов стали 55 субъектов малого бизнеса, получившие на организацию и развитие своего дела 15 миллионов рублей.
Гранты предоставляются в
Работу по выдаче целевых грантов осуществляет Белгородский областной фонд поддержки малого предпринимательства. В настоящее время 46 белгородских предприятий по системе грантов из федерального и регионального бюджетов получили более 22 миллионов рублей. Также ведётся экспертиза проектов на сумму 19 миллионов рублей, которые выделит федеральный бюджет.
На основе таблицы 2.2 можно проанализировать изменение объёмов и структуру источников финансирования инновационных программ [21].
Таблица 2.2. Объёмы и структура источников финансирования инновационных программ
Источник финансирования инновационных программ |
Общий объем финансирования | |||||
2010 |
2011 |
2012 | ||||
млн руб. |
% |
млн руб. |
% |
млн руб. |
% | |
Всего: |
2659,81 |
100 |
3995,49 |
100 |
4316,49 |
100 |
Самофинансирование инвестиционных проектов |
1000 |
31,16 |
1600 |
39,98 |
1608,5 |
37,25 |
Бюджет Белгородской области |
210,74 |
6,59 |
433,94 |
10,88 |
487,44 |
11,32 |
Внебюджетные средства |
1449,07 |
45,17 |
1961,55 |
49,01 |
2220,55 |
51,43 |
Из таблицы видно, что правительство Белгородской области старается уделять внимание развитию инновационной деятельности. В 2011 годом в сравнении с 2010 финансирование увеличилось почти на 5 %, а в 2012 году в сравнении с 2011 годом планируется увеличить его на 0,5%.
В 2009 г. в бюджете Белгородской области на государственную поддержку инновационной деятельности выделено 5,1 млн.руб. В 2010 г. на реализацию инновационных проектов выделено субсидий в объеме 5,572 млн. руб. Предоставление субсидий осуществляется в рамках ведомственной целевой программы «Развитие научно-технической и инновационной деятельности».
В регионе утверждён закон «Об
инновационной деятельности и инновационной
политике на территории Белгородской
области», в котором уделяется внимание
финансовому обеспечению инновационной
деятельности [15]. Согласно статье 3, финансовое
обеспечение инновационной деятельности
основывается на его целевой ориентации
и множественности источников финансирования
и осуществляется за счет:
1) собственных средств юридических лиц,
физических лиц;
2) средств бюджета Белгородской области
в пределах сумм, предусмотренных на эти
цели законом Белгородской области о бюджете
на соответствующий финансовый год;
3) средств иных источников, не запрещенных
законом, в том числе банковских.
В Белгородском регионе создан областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, главной целью которого является — финансирование программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства Белгородской области, а также поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений.
Также согласно статье 17 «Предоставление инновационных грантов», утверждается, что инновационные гранты выделяются правительством Белгородской области на конкурсной основе для поддержки молодых ученых с целью проведения прикладных научных исследований в рамках диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, доктора наук по темам, связанным с развитием приоритетных направлений науки, техники и технологий.
В регионе работают фонды
содействия развитию малых форм предприятий
в научно-технической сфере. Например, благотворительный фонд Потанина
и фонд Бортника. Их основная задача –
содействовать становлению активных,
творческих профессионалов и развитию благотворительности в
стране. Важнейшее направление деятельности
фонда – проведение долгосрочных стипендиальных
и грантовых программ, адресованных талантливым студентам и
перспективным преподавателям
Также, в Белгородской области планируется создание Фонда инновационно-технического развития, который будет финансировать имеющие коммерческий потенциал проекты молодых ученых по принципу государственно-частного партнерства.
Появление такого, отчасти венчурного, фонда позволит решить проблему дефицита инновационных кадров: молодежь уходит из науки, так как ее не финансируют в надлежащих объемах. Фонд будет давать деньги на перспективные проекты и поможет, таким образом, сохранить местный интеллектуальный потенциал рынка трудовых ресурсов, привлечет специалистов из других регионов.
Для финансирования инновационной
Кроме этого, по линии Российского фонда фундаментальных исследований в форме грантов будет профинансирована деятельность по созданию концепции бассейного природопользования в области. Также руководство региона планируют привлечь 57,3 млн.руб. из фонда Бортника (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере) в виде грантовой поддержки и персональных стипендий.
Помощь от Министерства образования и науки РФ (общий объём субсидий – 350 млн рублей ) получили два проекта: завод премиксов № 1 в г. Шебекино и совместный проект компании «ВладМива» и БелГУ. При содействии РОСНАНО в области реализуется пять инновационных проектов, среди которых производство высокопротеиновых белков в г. Валуйках, которое откроется в будущем году, а также завод сапфиров в г. Шебекино и выращивание искусственного корунда на промпарке п. Северного. Помимо этого, представители федерального ведомства хотят взять под своё крыло и производство наноцеллюлозы из свекольного жома на площадке компании «Эфко» в г. Алексеевке.
На проекты по всем направлениям инновационного развития в этом году в областном бюджете предусмотрено более 820 млн рублей.
Таким образом выполненный анализ свидетельствует о том, что Белгородская область обладает значительным инновационным потенциалом, который необходимо развивать. Развитие инновационного потенциала области, широкое внедрение инноваций предприятиями неизбежно позволит обеспечить поступательное развитие экономики области.
2.2. Проблемы
в сфере финансирования
Не смотря на видимую поддержку правительством области инновационного предпринимательства, нужно выделить некоторые недостатки в сфере финансовой помощи инновационным предприятиям. Это недостаток собственных средств, существенное значение имеет недостаток финансовой помощи со стороны государства, высокая стоимость нововведений, низкий платежеспособный спрос на новые продукты и т.д.
В современных условиях процесс развития инновационной деятельности значительно зависит от объема финансирования. Но проблема недостатка финансовых средств, мобилизуемых в данную сферу деятельности предприятиями и региональными управленческими структурами, сохраняет свое значение.
Дефицит собственных и привлеченных средств у субъектов инновационной деятельности сдерживают данный процесс. Также трудности с привлечением заемных средств путем получения долгосрочных кредитов на реализацию инновационных проектов вызваны, с одной стороны, требованиями кредитной политики коммерческих банков, а именно отсутствие возможности у предприятий и организаций получения заемных средств, адекватным по срокам и процентным ставкам для реализации ими программ и проектов в секторе высоких технологий, а с другой стороны - неустойчивым финансовым состоянием хозяйствующих субъектов, не имеющих залогового обеспечения.
Анализ структуры объема финансирования инновационной деятельности, приведенной в таблице 2, позволяет констатировать резкое сокращение финансирования в 2012 г. средствами из госбюджета. По сравнению с 2011 г. планируется увеличить его лишь на 0,5%.
Следующей проблемой является отсутствие финансирования со стороны иностранных инвесторов. Данные тенденции крайне негативно влияют на развитие инновационной деятельности региона, так как недостаточность финансирования приводит к распылению имеющихся средств и их нерациональному использованию.
Также органами власти в регионе оказывается достаточно слабая имущественная поддержка инновационным предприятиям, предусмотренная Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Удельный вес имущества, переданного в аренду инновационным малым предприятиям, не превышает 5% от всего имущества, включенного в перечни. Недостаточно поддерживаются инновационные малые предприятия и с помощью государственных закупок.
Не менее важной проблемой является то, что инновационные процессы в Белгородской области по-прежнему протекают стихийно, финансирование носит узко избирательный характер и жёстко ограничено, инновационные идеи часто не доводятся до реального воплощения, что сокращает эффективность применяемых стимулирующих мер.
Недостаточная разработанность финансово-экономического механизма, обеспечивающего активизацию инновационной деятельности в регионе – немаловажная проблема экономики Белгорода.
2.3. Предложения
по совершенствованию политики
в сфере финансирования
В качестве предложений по совершенствованию региональной политики в сфере финансирования инноваций можно предложить следующее:
- увеличение уставного
капитала Белгородского
- введение практики
предоставления субъектам
- применение процедуры передачи государственного и муниципального имущества в доверительное управление организациям, занимающихся инновационной деятельностью;
- создание и развитие
системы инновационных
Также с целью устранения выделенных недостатков целесообразно создание таких финансовых институтов на территории области, как:
Информация о работе Инновационная деятельность как объект финансирования