Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование способов финансирования инноваций на примере Белгородской области и выделение проблем в данной сфере экономических отношений. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать теоретические аспекты финансирования инновационной деятельности;
2) рассмотреть формы и источники финансирования инновационной деятельности;
3) проанализировать источники финансирования инноваций в Белгородской области;
4) выделить проблемы в сфере поддержки инноваций Белгородской области;
5) разработать предложения по совершенствованию финансирования инноваций и рассчитать эффективность от предложенных мероприятий.
4. Размещение акций и иных
видов ценных бумаг с оплатой
непосредственно в форме
5. То же при привлечении вкладов в натуре от партнеров в уставные фонды собственного либо целевого совместного предприятия, в обеспечение совместных проектов или консорциумов;
6. Привлечение трудовых ресурсов,
найм работников с оплатой
в ценных бумагах фирмы,
Суть данных методов очевидна и сводится к тому, что обеспечение инновационных проектов осуществляется непосредственно потребными для их реализации материально-техническими, трудовыми и информационными ресурсами - минуя стадию привлечения денег и расходования их на приобретение этих ресурсов.
1.3. Централизованное финансирование инновационной деятельности
К централизованным источникам обычно относятся средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов [20, с. 55].
Среди вышеперечисленных источников федеральный бюджет является главным инструментом научно-технической политики государства и центральным звеном финансовой системы.
Государство заинтересовано
в поддержке инновационной
- необходимость проведении фундаментальных исследованиях, почти не выполняемых частным бизнесом в связи с длительными сроками проведения, неопределенностью затрат, результатов и сроков, а также из-за того, что результаты фундаментальных исследований не имеют коммерческого значения и риска того, что результаты фундаментальных исследований могут оказаться у конкурентов;
- необходимость осуществления масштабных дорогостоящих проектов, для проведения которых у отдельных фирм может быть недостаточно средств;
- необходимость проведения НИОКР в отраслях с высокой долей государственной собственности или в приоритетных для государства сферах (экология, медицина, социальная сфера, строительство очистных сооружений);
- необходимость проведения НИОКР военного значения и в области разработки космической техники.
Государственное участие
в инновационной деятельности может
включать как непосредственную финансовую
поддержку централизованными
1) организации, относящиеся к оборонному сектору экономики, занятые разработкой новой и совершенствованием существующей военной техники и вооружений;
2) организации, подавляющая
доля работ которых не может
ориентироваться на
3) ориентированные на получение прибыли субъекты хозяйствования, занимающиеся инновационной деятельностью, среди которых можно выделить предприятия, а также научные организации, имеющие неплохой научно-технический потенциал и сохранившие свою самостоятельность и малые инновационные предприятия [20, с. 81].
Выделяют следующие 3 формы поддержки проектов государством:
1. предоставление кредитных
ресурсов на основе
2. предоставление кредитных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций, создаваемых "под проект" акционерных обществ;
3. предоставление гарантий
возмещения части вложенных
Прямое финансирование инновационной деятельности осуществляется из таких бюджетных фондов, как:
1. Федеральный фонд производственных инноваций. Средства фонда расходуются на поддержку инновационных предприятий, строительство и реконструкцию наукоемких производств и др. цели на возвратной основе.
2. Российский фонд фундаментальных исследований. Фонд содействует проведению научных исследований в виде поддержки научных проектов, предложенных отдельными учеными или их творческими группами в инициативном порядке (адресное безвозвратное финансирование на основе грантов); повышению научной квалификации ученых; установлению научных контактов и распространению информации в области фундаментальных научных исследований в России и за рубежом; организует научные конференции в России и выезды ученых на научные конференции за рубеж и т.д.
3. Российский гуманитарный научный фонд. Был создан с целью поддержки фундаментальных исследований в области гуманитарных и общественных наук.
4. Фонд содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере. Основной деятельностью фонда является финансирование расширения деятельности малых предприятий. Фонд предоставляет финансовую помощь на возвратной основе в виде льготного кредитования; может выступать залогодателем и поручителем; может принимать долевое участие в создании новых малых фирм. Инвестиционная политика фонда нацелена на развертывание/расширение производства.
5. Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. ориентирован, главным образом, на поддержку малого бизнеса вообще, доля поддержки инновационных проектов.
Косвенное государственное финансирование инновационной деятельности заключается в создании государственными органами выгодных условий для финансирования НИОКР и инноваций заинтересованными в их результатах инвесторами на рыночных условиях. К методам косвенного финансирования относят:
1. Налоговые льготы. К ним относится освобождение от налогообложения отдельных категорий плательщиков или отдельных видов деятельности; изъятие из объекта налога определенных составляющих его элементов; установление необлагаемого минимума объекта налога; понижение налоговых ставок для отдельных категорий плательщиков; отсрочка взимания налога; вычет из начисленной суммы налога.
2. Предоставление права на ускоренную
амортизацию. Государство дает возможность
фирмам уменьшить налогооблагаемую прибыль
и за счет этих средств приобретать новое
оборудование. Ускоренной амортизации
могут подвергаться основные средства
и объекты интеллектуальной собственности
(часть нематериальных активов). Могут
вводится новые нормы амортизационных
отчислений и методики их начисления,
соответствующие современному составу,
возрасту и продолжительности службы
основных средств. Ускоренная амортизация
позволяет предприятиям значительно увеличить
объемы собственных инвестиционно-
3. Неналоговые направления:
• установление льготных тарифов оплаты коммунальных услуг для научных организаций, либо проведение взаимозачетов с фирмами, предоставляющими коммунальные услуги.
• таможенные льготы;
• централизованное регулирование стандартизацией. Государство ужесточает стандарты и таким образом косвенно заставляет реализовывать товаропроизводителей инновационные проекты и формирует у них спрос на результаты НИОКР;
• государство может разрешить относящимся к федеральной собственности научным организациям сдавать свое временно неиспользуемое имущество в аренду на срок до 1 года;
• предоставление государственными
органами права использования
В соответствии с законодательством,
финансовое обеспечение научно-
Раздел 2. Анализ организации финансирования инноваций в Белгородской области
2.1. Меры финансовой поддержки инновационной деятельности в регионе
Прежде чем непосредственно пер
Развитие образовательных,
научно-исследовательских, опытно-конструкторских учрежде
В целях повышения числа организаций, выполняющих научные исследования и разработки, правительство Белгородской области разработало и реализует комплекс мер по стимулированию инновационной активности в регионе, в том числе путем создания благоприятного климата для разработки, привлечения и реализации инвестиционных проектов в сфере высоких технологий [8, с. 65].
Самой необходимой мерой
Таблица 2.1. Характеристика мер государственной поддержки инновационной деятельности, реализуемых на территории Белгородской области
Меры / инструменты |
Характеристика |
Цель |
Субсидирование процентной ставки по банковским кредитам |
Возмещение из бюджета Белгородской области части затрат по уплате процентов по кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционных проектов в сфере высоких технологий в размере не менее 50% ставки рефинансирования Центрального банка России |
Создание благоприятных условий для устойчивого развития и активизации малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере на территории Белгородской области |
Государственные гарантии инновационным предприятиям |
Предоставление правительством Белгородской области: – государственных гарантий Белгородской области при реализации инновационных программ и проектов в объемах, ежегодно определяемых Законом Белгородской области «Об областном бюджете» на очередной финансовый год; – доступа к научной
и научно-технической информаци – возможности участия в разработке стратегических направлений развития инновационной деятельности региона; – финансирование проектов, выполняемых по
заказам органов
государственной власти |
Прямая и косвенная финансовая поддержка инновационно активных субъектов региональной инновационной системы |
Гранты субъектам |
Выделение правительством Белгородской области из областного бюджета на конкурсной основе денежных средств физическим и юридическим лицам на проведение научных исследований в инновационной сфере |
Привлечение молодых ученых к осуществлению инновационной деятельности с целью поэтапного перехода экономики области на инновационный путь развития |
Фонд поддержки инновационной деятельности |
Предоставление малым
инновационным предприятиям консультационной,
юридической, экономической поддержки,
а также доступа к |
Поддержка инновационных предпринимателей на ранних стадиях инновационного цикла, повышение коммерциализации разработок |
Финансовая поддержка инвестиционных проектов, реализуемых субъектами малого и среднего предпринима-тельства |
Предоставление финансовой поддержки в виде: – целевых субсидированных займов в размере до 1 млн руб. сроком до трех лет под 10 процентов за счет средств областного и (или) федерального бюджетов; – целевых займов на пополнение оборотных средств в размере до 1 млн руб. сроком до трех лет с оплатой процентов за их использование в размере 15 процентов годовых; – субсидий на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по лизинговым платежам в соответствии с договорами финансовой аренды (лизинга) |
Активизация инвестиционной и инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства |
Финансовая поддержка
малых инновационных |
Возмещение фактически
произведенных предприятиями |
Активизация инвестиционной и инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства |
Льготы предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность, в части арендной платы предприятиям |
Предоставление в аренду субъектам малого предпринимательства нежилых помещений в бизнес-инкубаторе |
Содействие ускоренному росту малых предприятий в инновационной сфере в целях формирования региональной сети «наука и образование – инновационный малый, средний – крупный бизнес» |
Льготы предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность, в части подключения к энергосистемам |
Установление низких тарифов по подключению к энергосетям для инновационных предприятий |
Минимизация затрат инвесторов в части технологического присоединения к электрическим сетям при реализации инвестиционных и инновационных проектов |
Информация о работе Инновационная деятельность как объект финансирования