Инновационная деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 10:19, курсовая работа

Описание

Рассмотрим инновационную деятельность на примере предприятия ОАО «СУЭК»
ОАО « Сибирская Угольная Энергетическая Компания» - крупнейшее в России угольное объединение и единственная отечественная компания, входящая в десятку лидеров мирового угольного рынка по объемам добычи угля. Компания обеспечивает 31% поставок энергетического угля на внутреннем рынке и более 25% российского угольного экспорта. .

Содержание

Введение
Теоретическая часть
Что такое инновационная деятельность? Понятие и значение деятельности
Инновационный процесс как объект управления
Структура инновационного процесса
Классификация инноваций
Роль инноваций в развитии предприятия
Практическая часть

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 39.16 Кб (Скачать документ)

   Несмотря на общность  предмета инноваций, каждое их  внедрение является весьма индивидуальным  и даже уникальным. Вместе с  тем существует множество классификаций  инноваций и, соответственно, субъектов  инновационного предпринимательства.  Рассмотрим некоторые из них.

     Г. Менш выделил три крупные группы инноваций: базисные, улучшающие и псевдоинновации. Базисные инновации, в свою очередь, подразделяются на технологические (образующие новые отрасли и новые рынки) и нетехнологические (изменения в культуре, управлении, общественных услугах). Движение от одного технологического пата к другому происходит, по мнению Менша, посредством перехода от базисных инноваций к улучшающим и далее - к псевдоинновациям.

   Детальная и оригинальная  типология инноваций дана А.И.  Пригожиным. Он классифицировал  инновации в зависимости от  типа новшеств (материально-технические  и социальные нововведения), механизма  осуществления, особенностей инновационного  процесса. А.И. Пригожин ввел в научный оборот замещающие, отменяющие, открывающие нововведения, ретронововведения, единичные, диффузные, внутриорганизационные, межорганизационные и др. Он разделил понятия "инновация" и "новшество". Новшество, по мнению А.И. Пригожина, - это предмет инновации; новшество и инновация имеют различные жизненные циклы; новшество - это разработка, проектирование, изготовление, использование, устаревание. Инновация же - это зарождение, диффузия, рутинизация (стадия, когда инновация "реализуется в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов").

- крупнейшие (базисные) инновации  - реализуют крупнейшие изобретения  и становятся основой революционных  переворотов в технике, формирования  новых ее направлений, создания  новых отраслей. Такие инновации  требуют длительного времени  и крупных затрат для своего  освоения, но зато обеспечивают  значительный по уровню и масштабу  народно-хозяйственный эффект, однако  происходят они не каждый год;

- крупные инновации (на  базе аналогичного ранга изобретений) - формируют новые поколения техники  в рамках данного направления.  Они реализуются в более короткий  срок и с меньшими затратами,  чем крупнейшие (базисные) инновации,  но скачок в техническом уровне  и эффективности сравнительно  меньше;

- средние инновации реализуют  такого же уровня изобретения  и служат базой для создания  новых моделей и модификаций  данного поколения техники, заменяющих  устаревшие модели более эффективными  либо расширяющих сферу применения  этого поколения;

- мелкие инновации - улучшают  отдельные производственные или  потребительские параметры выпускаемых  моделей техники на основе  использования мелких изобретений,  что способствует либо более  эффективному производству этих  моделей, либо повышению эффективности  их использования.

    М. Уолкер выделяет семь типов инноваций в зависимости от степени использования в них научных знаний и широкого применения:

1) основанные на использовании  фундаментальных научных знаний  и широко применяющиеся в различных  сферах общественной деятельности (например, ЭВМ и др.);

2) также использующие  научные исследования, но имеющие  ограниченную область применения (например, измерительные приборы  для химического производства);

3) разработанные с использованием  уже существующих технических  знаний новшества с ограниченной  сферой применения (например, новый  тип смесителя для сыпучих  материалов);

4) входящие в комбинации  различных типов знаний в одном  продукте;

5) использующие один продукт в различных областях;

6) технически сложные  новшества, появившиеся как побочный  результат крупной исследовательской  программы (например, керамическая  кастрюля, созданная на основе  исследований, проводившихся в рамках  космической программы);

7) использующие уже известную  технику или методы в новой  области.

    Обобщенная классификация  инноваций по признакам приведена  в табл. 1.1.

Таблица 1.1.

Обобщенная классификация  инноваций по признакам.

     Признак классификации 

Виды инноваций 

С точки зрения цикличного развития

- Крупнейшие

- Крупные

- Средние

- Мелкие 

В зависимости от степени  использования научных знаний

Основанные на:

- фундаментальных научных  знаниях

- научных исследованиях с ограниченной областью применения

- существующих технических  знаниях

- комбинации различных  типов знаний

- использовании одного продукта в различных областях

- побочных результатах крупных программ

- уже известной технологии 

С точки зрения структурной  характеристики

- На входе

- На выходе

- Нововведения структуры  предприятия 

С точки зрения увязки с  отдельными сферами деятельности

- Технологические

- Производственные

- Экономические

- Торговые

- Социальные 

В области управления

- Инновации продукции

- Инновации процессов  (технологических)

- Инновации рабочей силы

- Инновации управленческой  деятельности 

С точки зрения назначения

- Для потребления в  качестве товара массового спроса

- Для промышленного потребления  в гражданских отраслях

- Для потребления в  оборонном комплексе 

По способу 

- Экспериментальные

- Прямые 

По стадии жизненного цикла 

Инновации, внедряемые на стадии:

- стратегического маркетинга

- НИОКР

- организационно-технологической  подготовки производства

- производства

- сбыта

- сервиса 

1

2

В зависимости от размера  экономического эффекта 

- Обнаружение новых областей  применения (повышает эффективность  в 10-100 и более раз)

- Использование новых  принципов функционирования (повышает  эффективность в 2-10 раз)

- Создание новых конструктивных  решений (повышает эффективность  на 10-50%)

- Расчет и оптимизации  параметров (повышает эффективность  на 2-10%)

По уровню управления

- Федеральные

- Отраслевые

- Территориальные

- Первичного звена управления 

По срокам управления

- 20 и более лет

- 10-15 лет

- 5-10 лет

- до 5 лет 

По степени охвата жизненного цикла 

- НИОКР

- Освоение и применение  НИОКР 

По объему

- Точечные

- Системные

- Стратегические 

По отношению к предыдущему  состоянию процесса (системы)

- Заменяющие

- Отменяющие

- Открывающие

- Ретронововведения

По назначению

Направленные на:

- эффективность

- улучшение условий труда

- повышение качества продукции 

По источнику планирования

- Централизованные

- Локальные

- Спонтанные 

По результативности

- Внедренные и полностью  используемые

- Внедренные и слабо  используемые 

По уровню новизны 

- Радикальные и изменяющие  или создающие вновь целые  отрасли

- Системные

- Модифицирующие 


    

   Безусловно, данная  классификация не является исчерпывающей,  но при этом следует отметить, что различные виды инноваций  тесно взаимосвязаны между собой.

   Классификация дает  специалистам базу для выявления  максимального количества способов  реализации инноваций, тем самым  создавая вариантность выбора  решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Инновационная  деятельность предприятия направлена прежде всего на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции (услуг).

     Конкурентоспособность - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.

    Вместе с тем  обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:

Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.

    Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.

   По существу, основа  современной "философии успеха" заключается в подчинении интересов фирмы целям разработки, производства и сбыта конкурентоспособной продукции. На первый план ставится ориентация на долговременный успех и на потребителя. Руководители компаний рассматривают вопросы прибыльности с позиций качества, потребительских свойств продукции, конкурентоспособности.

   Для анализа положения  изделия на рынке, оценки перспектив  его сбыта, выбора стратегии  продаж используется концепция  "жизненного цикла товара.

   Одновременная рабата с товарами, находящимися на различных стадиях жизненного цикла, под силу лишь крупным компаниям. Небольшие фирмы вынуждены идти по пути специализации, т.е. выбирают себе одно из следующих "амплуа":

• фирма-новатор, занимающаяся прежде всего вопросами нововведений;

• инжиниринговая : фирма, разрабатывающая оригинальные модификации товара и епго дизайн;

• узкоспециализированный изготовитель - чаще всего субпоставщик относительно н несложных изделий массового выпуска;

• производитель традиционных изделий (услуг) высокого качества.

   Как показывает  опыт, небольшие фирмы особенно  активно действуют в производстве товаров, проходящих стадии формирования рынка и ухода с него. Дело в том, что крупная фирма обычно неохотно идет первой на производство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой вновь образовавшейся фирмы.

   Обеспечение конкурентоспособности  товара требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.

   В этой связи  интересно отметить, что один  из классиков экономической теории А. Маршалл считал именно предпринимательство коренным свойством, главной чертой рыночной экономики.

   Главной предпосылкой  инновационной стратегии является  моральное старение выпускаемой продукции и технологии. В связи с этим каждые три года на предприятиях следует проводить аттестацию выпускаемых изделий, технологий, оборудования и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения товаров. Иными словами, должна проводиться рентгенограмма бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрим инновационную  деятельность на примере предприятия  ОАО «СУЭК»

ОАО « Сибирская Угольная Энергетическая Компания» - крупнейшее в России угольное объединение и  единственная отечественная компания, входящая в десятку лидеров мирового угольного рынка по объемам добычи угля. Компания обеспечивает 31% поставок энергетического угля на внутреннем рынке и более 25% российского угольного  экспорта. .

Филиалы и дочерние предприятия  СУЭК расположены в Красноярском, Приморском и Хабаровском краях, Иркутской, Читинской и Кемеровской  областях, в Бурятии и Хакасии.

 Компания является  вторым по величине после РАО  «ЕЭС России» акционером целого  ряда сибирских и дальневосточных  энергокомпаний.

 Первые годы истории  компании, созданной в 2001 году, были  ознаменованы динамичным ростом. ОАО «СУЭК» увеличила объем  реализации угля с 28 млн. тонн  в 2001 году до 75.6 млн. тонн в  2004 году. В том же году выручка  компании составила около 45 млрд. рублей. Финансовая устойчивость  позволяет компании проводить  активную инвестиционную политику.

 В настоящее время  на предприятиях холдинга работает  свыше 45 тысяч человек. Компания  уделяет серьезное внимание развитию  социально–трудовых отношений и  поэтому поддерживает на высоком  уровне ассигнования на корпоративные  социальные программы. В 2004 году  они выросли на 30% и составили  более 600 млн. рублей ОАО «СУЭК»  придерживается политики «ответственного  недропользования» и проводит масштабную рекультивацию земель. В 2004 году было восстановлено более 1000 Га. В ближайшей перспективе компания планирует существенно увеличить затраты на различные природоохранные мероприятия. Сегодня, в жестких конкурентных условиях компания продолжает сохранять и укреплять свои лидирующие позиции на рынке.

      Стратегии развития ОАО "СУЭК" на 5-10 лет находят отражение в стратегическом бизнес-плане и сбалансированных показателях

  • Увеличение объемов производства, в том числе продуктов с высокой              добавленной стоимостью
  • Повышение средней цены продаж
  • Оптимизация затрат
  • Создание условий для раскрытия творческого потенциала работников
  • Повышение капитализации компании
  • Повышение социальной значимости и ответственности компании

     С первых  лет создания акционерного общества  развитие компании определяют  шесть стратегических программ, в реализацию которых  вовлечены все работники предприятия. Работа по программам -  развитие персонала, сбытовой и  коммерческой,  организационно-экономической и организационно-технической, стратегическому бизнес-плану - позволила ОАО  "СУЭК" изменить подходы к основным направлениям своей деятельности,  нацелив свое движение к  повышению эффективности производства, мобилизации всех внутренних  ресурсов для вхождения в группу  лучших мировых угольных компаний.

 

 


Информация о работе Инновационная деятельность предприятия