Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:06, реферат
В условиях трансформационного общества инновационная инфраструктура должна способствовать вхождению науки в рыночную среду, развитию предпринимательства в научно-технической сфере, поэтому ее формирование во многом определяется состоянием рыночной инфраструктуры. В целом инновационная инфраструктура представляет собой организационную, материальную, финансово-кредитную, информационную базу для создания условий, способствующих эффективной аккумуляции и распределению средств и оказанию услуг для развития инновационной деятельности технологического трансфера, коммерциализации научно-технической продукции в условиях повышенного риска.
В то же время, имеющиеся
в распоряжении авторов
данные говорят о том,
что технопарки покидают лишь
немногие фирмы-резиденты технопарков
(если таковые вообще имеются).
Это может свидетельствовать
Если рассматривать
Таблица 1.
Инновационная инфраструктура Республики Беларусь по областям
Указанный разрыв является одним из проявлений регионального неравенства в Беларуси. По сравнению с советским периодом, когда регионы имели более схожую экономическую структуру, период реформ был отмечен значительным увеличением масштабов регионального неравенства. Между относительно благополучными и большим числом депрессивных регионов отмечаются значительные различия в доходах, уровне бедности, показателях здоровья и образованности. Это наиболее
заметно в малых городах с низким промышленным потенциалам и сельских населенных пунктах, зависимых от деятельности убыточных сельскохозяйственных предприятий. Характерными особенностями таких населенных пунктов являются: преобладание низкооплачиваемых рабочих мест и интенсивная миграция из них молодежи и лиц с хорошим уровнем образования.
Центры инновационной инфраструктуры в регионах могут внести значительный вклад в преодоление регионального неравенства и придание более сбалансированного характера экономическому развитию страны. Деятельность таких центров опирается на местную инициативу, дополняя тем самым преобладающий в стране централизованный характер управления. Региональные научно-технические программы являются важным механизмом снижения региональных различий, но их потенциал реализован недостаточно.
Инновационная инфраструктура в регионах Республики Беларусь представлена:
Брестская область: Брестский региональный муниципальный центр внедрения научно-технических разработок (BOKUP TSVNTR). Осуществляет координацию деятельности всех элементов инфраструктуры, инновационных проектов, реализуемых в рамках Программы научно-технического развития Брестской области; оказывает услуги по бизнес-планированию и консультированию, обучению и т.п. А также Брестский инновационный бизнес-центр.
Витебская область - Промышленный парк Полоцкого государственного университета,получающий поддержку в рамках двух проектов Государственной программы инновационного развития на 2007-2010 годы. На базе Промышленного парка действует филиал Национального центра трансферта технологий, консалтинговая компания "Витебский центр маркетинга", учрежденная Министерством иностранных дел Беларуси. Компания занимается организацией ежегодных региональных инвестиционных форумов. Планируется также создание технопарка на базе Витебского государственного технологического университета.
Гомельская область - бизнес-инкубатор
Национального центра
Гродненская область - технологический парк Гродненского государственного университета, бизнес-инкубатор, филиал Национального центра трансферта технологий, представительство Белорусского инновационного фонда. При поддержке ЮНИДО ведется строительство нескольких агро-технопарков.
Могилевская область – ЗАО технологический парк «Могилев», который в настоящее время является инкубатором малого бизнеса и проводит ежегодные конкурсы инновационных проектов.
Город Минск - в г. Минске расположены: Национальная академия наук, большинство ведущих университетов, отраслевых исследовательских институтов, высокотехнологичных предприятий, 5 научно-технологических парков (включая единственный в Беларуси частный промышленный парк Арвит), а также созданный в 2005 году Парк высоких технологий, специализирующийся на разработке ИТ-продуктов.
Несмотря на разнообразие организаций-посредников,
их численность по-прежнему мала,
а вклад в инновационную
деятельность незначителен. Особое
беспокойство вызывают медленные темпы
развития той части инфраструктуры,
которая обеспечивает финансирование
инноваций. Коммерческие предприятия,
особенно крупные, по-прежнему
принимают довольно ограниченное
участие в развитии инфраструктуры
инноваций. В европейских странах
расходы государства на развитие
инновационной инфраструктуры дополняются
эквивалентными затратами на эти
цели промышленных предприятий,
что способствует укреплению
связей между наукой и производством.
В результате создается заинтересованность
предприятий в более полном использовании
существующего научно-
• В стране широко признается
важность инновационной инфраструктуры
для инновационной
• При оценке деятельности инновационной инфраструктуры важно учитывать не только численность ее субъектов (т.е. является ли она достаточной для Беларуси), но и эффективность их деятельности, т.е. их вклад в наращивание инновационной активности, передачу технологий, укрепление связей между наукой и производством. Все эти вопросы должны быть тщательно рассмотрены до создания новых форм и видов посреднических структур.
• Большинство субъектов инновационной инфраструктуры созданы по инициативе государственных организаций, в том числе министерств (например, маркетинговая сеть Министерства образования). Вклад промышленных предприятий и частного сектора в создание и развитие инновационной инфраструктуры по-прежнему минимален.
• Созданные в Беларуси организации-посредники в основном занимаются консалтинговой деятельностью, информационной поддержкой, поиском партнеров и заказчиков. Остаются ограниченными число и сфера деятельности субъектов, занимающихся предоставлением финансовых средств для создания инновационных фирм и оказанием им поддержки на первоначальных этапах развития. Это может быть одной из причин медленного создания новых предприятий на базе университетов и небольшого числа новых инновационных предприятий.
В Республике Беларусь формирование инновационной инфраструктуры началось более 10 лет назад. В сентябре 2005 года подписан Декрет Президента Республики Беларусь №2 «О Парке высоких технологий».
Согласно Положения о Парке
высоких технологий
В качестве резидентов Парка
высоких технологий могут быть
зарегистрированы юридические
За период до 2010 года планировалось
увеличить количество
В связи с этим
Рыночная ориентация
Основной целью госпрограммы
инновационного развития на 2011-2015
годы является создание
Для модернизации экономики
на основе технологических
До 2015 года количество научно-
Для ускорения процессов
формирования научной
Для обеспечения
Заключение
В условиях трансформационного общества
инновационная инфраструктура должна
способствовать вхождению науки
в рыночную среду, развитию предпринимательства
в научно-технической сфере, поэтому
ее формирование во многом определяется
состоянием рыночной инфраструктуры.
В целом инновационная