Инновационная инфраструктура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:06, реферат

Описание

В условиях трансформационного общества инновационная инфраструктура должна способствовать вхождению науки в рыночную среду, развитию предпринимательства в научно-технической сфере, поэтому ее формирование во многом определяется состоянием рыночной инфраструктуры. В целом инновационная инфраструктура представляет собой организационную, материальную, финансово-кредитную, информационную базу для создания условий, способствующих эффективной аккумуляции и распределению средств и оказанию услуг для развития инновационной деятельности технологического трансфера, коммерциализации научно-технической продукции в условиях повышенного риска.

Работа состоит из  1 файл

Понятие и классификация инновационной инфраструктуры.docx

— 669.42 Кб (Скачать документ)

 В  то  же  время,  имеющиеся   в  распоряжении  авторов   данные  говорят  о  том,  что технопарки  покидают  лишь  немногие  фирмы-резиденты  технопарков  (если  таковые вообще  имеются).  Это  может  свидетельствовать   о  недостаточно  благоприятном  климате  для  инновационных   предприятий,  особенно  для   малых  и  частных,  вне  технопарков.  Это  также   говорит  о  том,  что   инновационные  компании  в   технопарках больше занимаются  научно-исследовательской деятельностью,  а не работают под заказ  рынка.  Третьим  вероятным   объяснением  предпочтений  компаний  работать  под защитой технопарка  может стать невозможность получения  достаточных ресурсов для роста,  в результате чего компании-резиденты  предпочитают сохранять малые  размеры.  

Если рассматривать инновационную  инфраструктуру в региональном аспекте  НИС, то можно заметить высокую  концентрацию  субъектов инфраструктуры в г. Минске и их недостаточную представленность в других регионах.

Таблица 1. 

Инновационная инфраструктура Республики Беларусь по областям

Указанный  разрыв  является  одним  из  проявлений  регионального  неравенства  в Беларуси. По  сравнению  с  советским  периодом,  когда  регионы  имели  более  схожую экономическую  структуру,  период  реформ  был  отмечен  значительным  увеличением масштабов  регионального  неравенства.  Между  относительно  благополучными  и большим  числом  депрессивных  регионов  отмечаются  значительные  различия  в доходах,  уровне  бедности,  показателях  здоровья  и  образованности.  Это  наиболее

заметно  в  малых  городах  с  низким  промышленным  потенциалам  и  сельских населенных  пунктах,  зависимых  от  деятельности  убыточных  сельскохозяйственных предприятий.  Характерными  особенностями  таких  населенных  пунктов  являются: преобладание  низкооплачиваемых  рабочих  мест и интенсивная  миграция  из  них молодежи и лиц с хорошим уровнем образования.

Центры  инновационной  инфраструктуры  в  регионах могут  внести значительный  вклад  в  преодоление  регионального  неравенства  и  придание  более  сбалансированного  характера  экономическому  развитию  страны.  Деятельность  таких центров  опирается  на  местную  инициативу,  дополняя  тем  самым  преобладающий  в  стране  централизованный  характер  управления.  Региональные  научно-технические  программы  являются  важным  механизмом  снижения  региональных  различий,  но  их потенциал реализован недостаточно.

Инновационная инфраструктура в регионах Республики Беларусь  представлена:

Брестская область: Брестский региональный муниципальный центр внедрения  научно-технических разработок (BOKUP TSVNTR). Осуществляет координацию деятельности всех  элементов  инфраструктуры,  инновационных  проектов,  реализуемых  в  рамках Программы  научно-технического  развития  Брестской  области;  оказывает  услуги  по бизнес-планированию и консультированию, обучению и т.п. А также Брестский инновационный бизнес-центр.

Витебская область  - Промышленный парк Полоцкого  государственного университета,получающий  поддержку  в  рамках  двух  проектов  Государственной  программы  инновационного развития на 2007-2010 годы. На базе Промышленного парка действует  филиал  Национального  центра  трансферта  технологий,  консалтинговая  компания "Витебский  центр  маркетинга",  учрежденная  Министерством  иностранных  дел Беларуси.  Компания  занимается  организацией  ежегодных  региональных инвестиционных форумов.   Планируется также создание технопарка на базе Витебского государственного технологического университета.

 Гомельская область - бизнес-инкубатор  Национального центра трансферта  технологий, филиал Белорусского  инновационного фонда, свободная экономическая зона "Гомель-Ратон", технопарк.  

Гродненская  область -  технологический  парк  Гродненского  государственного университета,  бизнес-инкубатор,  филиал  Национального  центра  трансферта технологий,  представительство  Белорусского  инновационного  фонда. При  поддержке ЮНИДО ведется  строительство нескольких агро-технопарков. 

Могилевская область – ЗАО технологический  парк «Могилев», который в настоящее  время является инкубатором малого бизнеса и проводит ежегодные  конкурсы инновационных проектов.

Город Минск - в г. Минске расположены: Национальная академия наук, большинство  ведущих  университетов,  отраслевых  исследовательских  институтов, высокотехнологичных  предприятий, 5  научно-технологических  парков (включая единственный  в  Беларуси частный промышленный парк Арвит),  а  также  созданный  в 2005  году  Парк  высоких  технологий,  специализирующийся  на  разработке  ИТ-продуктов.  

Несмотря  на  разнообразие  организаций-посредников,  их  численность  по-прежнему мала,  а  вклад  в  инновационную  деятельность  незначителен.  Особое  беспокойство вызывают медленные темпы  развития той части инфраструктуры, которая обеспечивает финансирование  инноваций.  Коммерческие  предприятия, особенно  крупные,  по-прежнему  принимают  довольно  ограниченное  участие  в развитии инфраструктуры инноваций. В  европейских  странах  расходы  государства на развитие инновационной инфраструктуры дополняются  эквивалентными  затратами на эти  цели  промышленных  предприятий,  что  способствует  укреплению  связей  между наукой  и  производством.  В  результате  создается  заинтересованность  предприятий  в более полном использовании  существующего научно-исследовательского потенциала, а научно-исследовательские  организации  получают  стимулы  для  выявления  и  более полного  учета запросов предприятий. Представленный  обзор  инновационной  инфраструктуры  как  одной  из  важнейших подсистем НИС позволяет сделать следующие выводы:

•  В  стране широко признается важность инновационной инфраструктуры для инновационной деятельности. Принятие ряда нормативных актов  привело к созданию  более  чем 80  организаций-посредников  различного  типа. Большинство  таких  организаций  расположено  в  г.  Минске.  Достаточно большое их количество имеется и в некоторых других регионах (например, в г. Могилеве).

•  При оценке деятельности инновационной  инфраструктуры важно учитывать не  только  численность  ее  субъектов (т.е.  является  ли  она  достаточной  для Беларуси), но и эффективность их деятельности, т.е. их вклад в наращивание инновационной активности, передачу технологий, укрепление связей между наукой  и  производством.  Все  эти  вопросы  должны  быть  тщательно рассмотрены до создания новых форм и видов посреднических структур.

•  Большинство  субъектов  инновационной  инфраструктуры  созданы  по инициативе  государственных  организаций,  в  том  числе  министерств (например,  маркетинговая  сеть  Министерства  образования).  Вклад промышленных  предприятий  и  частного  сектора  в  создание  и  развитие инновационной  инфраструктуры по-прежнему минимален. 

•  Созданные  в  Беларуси  организации-посредники  в  основном  занимаются консалтинговой  деятельностью,  информационной  поддержкой,  поиском  партнеров  и  заказчиков.  Остаются  ограниченными  число  и  сфера  деятельности  субъектов,  занимающихся  предоставлением  финансовых средств  для  создания  инновационных  фирм  и  оказанием  им  поддержки  на первоначальных  этапах  развития.  Это  может  быть  одной  из  причин медленного  создания  новых  предприятий  на  базе  университетов  и небольшого числа новых инновационных  предприятий. 

В Республике Беларусь формирование инновационной инфраструктуры началось более 10 лет назад. В сентябре 2005 года подписан Декрет Президента Республики Беларусь №2 «О Парке высоких технологий».

 Согласно Положения о Парке  высоких технологий направлениями  деятельности Парка высоких технологий  являются: разработка и внедрение  информационно-коммуникационных технологий  и программного обеспечения в  промышленных и иных организациях  республики; экспорт информационно-коммуникационных  технологий и программного обеспечения;  другие направления по согласованию  с Президентом Республики Беларусь.

 В качестве резидентов Парка  высоких технологий могут быть  зарегистрированы юридические лица  и индивидуальные предприниматели  Республики Беларусь, осуществляющие  или планирующие осуществлять  один или несколько следующих  видов деятельности:

  • анализ, проектирование и программное обеспечение информационных систем;
  • деятельность по обработке данных с применением программного обеспечения потребителя или собственного программного обеспечения;
  • фундаментальные и прикладные исследования, экспериментальные разработки в области естественных и технических наук (выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или опытно-технологических работ, связанных с направлениями деятельности Парка высоких технологий) и реализация результатов таких исследований и разработок;
  • другие виды деятельности [4].

 За период до 2010 года планировалось  увеличить количество субъектов  инфраструктуры инновационной деятельности: научно-технологических парков до 20, научно-производственных центров  — до 71, инновационных центров  — до 8, центров трансфера технологий  — до 30, информационных и маркетинговых  центров — до 30, бизнес-инкубаторов  — до 10, венчурных организаций  — до 3, научно-технических библиотек  — до 490, инновационно-активных предприятий  — до 581 [5].

 В связи с этим предусматривалось  к 2010 году увеличить в 2,5 —  3 раза затраты на исследования  и разработки, увеличить долю  прогрессивных технологий; направить  на  развитие материально-технической  базы науки не менее 10% общего  объема финансирования науки  из средств республиканского  бюджета [6].

 Рыночная ориентация инновационной  инфраструктуры определяет ее  способность обеспечивать выполнение  всех своих функций в условиях  современной рыночной экономики  и возможности быстрой адаптации  к постоянным динамическим изменениям. Конечной целью формирования  инфраструктуры должно быть не  просто создание конкретных хозяйствующих  субъектов для более эффективного  ведения ими научно-технической  и инновационной деятельности, а  обеспечение осуществления их  совокупной деятельности в интересах  общества, включая преодоление спада  производства, его структурную перестройку  и изменение номенклатуры выпускаемой  продукции, усиление ее конкурентоспособности  и привлекательности для внутреннего  и внешнего рынков, создание новых  рабочих мест и сохранение научно-технического потенциала[3].

 Основной целью госпрограммы  инновационного развития на 2011-2015 годы является создание конкурентоспособной  на мировом рынке, инновационной,  наукоемкой, ресурсо- и энергосберегающей,  экологобезопасной, социально ориентированной  экономики, обеспечивающей устойчивое  социально-экономическое развитие  Беларуси и повышение качества  жизни белорусского народа. Главным  направлением преобразований производственного  потенциала республики станет  внедрение новых высоких технологий 5 и 6-го технологических укладов, обладающих наибольшей добавленной стоимостью и низкой энерго- и материалоемкостью, производство новейших экологобезопасных материалов и продуктов. На выполнение госпрограммы инновационного развития на 2011–2015 годы будет направлено около Br58 трлн [7].

 Для модернизации экономики  на основе технологических инноваций  планируется осуществить более  500 проектов по созданию инновационных  предприятий и прогрессивных  производств. В результате реализации  госпрограммы инновационного развития  на 2011-2015 годы планируется к 2015 году довести долю новой продукции  в общем объеме продукции промышленности  до 25%. Доля инновационно активных  предприятий в общем количестве  промышленных предприятий должна  составить 30,5%, доля сертифицированной  продукции в общем объеме промышленного  производства должна вырасти  до 73,9%.

 До 2015 года количество научно-технических  парков и центров трансфера  технологий планируется увеличить  на 60%, научно-производственных центров  — на 30%, инновационных центров  — более чем в 7 раз. Запланировано  также создание трех многоцелевых  технопарков — Парка передовых  технологий в Национальной академии  наук, а также технопарка «Полесье»  и технопарка на базе НПО  «Интеграл».

 Для ускорения процессов  формирования научной инновационной  системы планируется создание  инвестиционной корпорации. Концепция  новой программы инновационного  развития предусматривает также  создание республиканского центра  технологического прогнозирования,  центра инновационной информации, республиканского инновационного  центра электронного бизнеса,  совместного предприятия по вопросам  инновационного консалтинга. Планируется  формирование совместной инжиниринговой  компании, а также венчурных организаций.  Госкомитет по науке и технологиям  также предлагает создать в  стране экспортно-импортный банк.

 Для обеспечения конкурентоспособности  на мировых рынках белорусских  товаров, работ и услуг в  предстоящем пятилетии необходимо  обеспечить повышение технико-экономического  уровня всей производимой в  стране продукции. Стратегическим  приоритетом в повышении конкурентоспособности  экономики является вхождение  Беларуси в число тридцати  наиболее конкурентоспособных стран  мира.

 

Заключение

 

В условиях трансформационного общества инновационная инфраструктура должна способствовать вхождению науки  в рыночную среду, развитию предпринимательства  в научно-технической сфере, поэтому  ее формирование во многом определяется состоянием рыночной инфраструктуры. В целом инновационная инфраструктура представляет собой организационную, материальную, финансово-кредитную, информационную базу для создания условий, способствующих эффективной аккумуляции и распределению  средств и оказанию услуг для  развития инновационной деятельности технологического трансфера, коммерциализации научно-технической продукции в  условиях повышенного риска.

Информация о работе Инновационная инфраструктура