Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:45, контрольная работа
Значение конкуренции для самых глубоких основ функционирования рыночной экономики огромно. Конкуренция стала неотъемлемой частью рыночной среды и является необходимым условием развития предпринимательской деятельности.
В соответствии с теорией М.Портера конкурентное развитие происходит на основе факторов производства, инвестиций, инноваций и благосостояния (высший уровень развития).
Число организационных стадий разработки и реализации инноваций будет единым для базисных или улучшающих технологий, отражая стадии их жизненного цикла. Причина в том, что продуктовые и технологические инновации независимо от степени их новизны и масштабов проходят определенные стадии жизненного цикла: рождение, рост, зрелость, спад. Что касается структурного содержания каждого из осуществляемых этапов, то характер действий, необходимых для разработки и реализации стратегий лидера или последователя, будет различным.
Несмотря на то, что новые и улучшающие технологии проходят одни и те же стадии своего роста и развития, первоначальные цели и конечные задачи для этих инноваций на каждом из выделенных этапов являются различными. Так, чтобы создать принципиально новый продукт, необходимо осуществить масштабные НИОКР. В то же время при реализации улучшающей технологии некоторыми из этих мероприятий можно пренебречь и ограничиться проведением ОКР, поскольку такой тип инноваций базируется на уже известных научных знаниях. Вследствие этого можно говорить об основных различиях в начальных затратах и конечных результатах каждого из осуществляемых этапов по внедрению новых и улучшающих технологий.
Выделим и сгруппируем основные сходства и отличия в управлении процессами внедрения новых и улучшающих технологий (табл. 1). Базовые или принципиально новые технологии целесообразнее выводить сначала на промышленный рынок и только затем — на потребительский. Такой вывод сделан на основе анализа значительного числа неудач, связанных с выведением принципиально новых технологий сразу на потребительский рынок в обход промышленного.
Таблица 1.
Сходства и различия в процессах разработки инноваций7
|
Разработка базисных технологий требует проведения значительного объема фундаментальных и прикладных исследований и нуждается для этого в существенных инвестициях. Стратегию пионера, или выбора новых технологий для выведения на рынок, могут выбрать только высокотехнологичные предприятия, действительные лидеры рынка. Сходства, а также существенные различия в характере первоначальных целей и конечных результатов разработки и внедрения новых технологий подтверждают необходимость учета типа и масштаба нововведений при формировании стратегий инновационного развития.
Совокупные потребности в ресурсах, необходимых для реализации той или иной стратегии инновационного развития, выбираются сначала на поэлементном, а затем — на поэтапном уровнях.
Выделим поэтапные потребности в ресурсах, необходимые предприятию для реализации стратегии инновационного развития (рис. 1 и 2).
Рисунок 1. Основные этапы модели формирования затрат, связанных с разработкой новых технологий8(начало)
Рисунок 1. Основные этапы модели формирования затрат, связанных с разработкой новых технологий9 (окончание)
Как
видно из представленных схем, финансово-экономические
ресурсы, необходимые для реализации той
или иной стратегии инновационного развития,
во многом зависят от типа и масштаба внедряемой
технологии. Это еще раз подтверждает
вывод о необходимости систематизации
процессов стратегического и инновационного
управления и изначальной их ориентации
на вовлечение в хозяйственный оборот
принципиально новых или только улучшающих
технологий.
Рисунок 2. Основные этапы модели формирования затрат, связанных с разработкой улучшающих технологий10
Модели формирования расходов, связанных с разработкой новых и улучшающих технологий, раскрывают пошаговую последовательность и примерный перечень мероприятий, которые необходимо осуществить при реализации стратегии лидера или последователя. Однако эти модели не учитывают стоимостную оценку некоторых затрат, которые следует принимать во внимание при осуществлении бизнес-планирования и оценке примерных расходов, связанных с выполнением инвестиционных проектов.
При разработке инвестиционного проекта необходимо, в частности, учитывать затраты, связанные с оплатой труда, а также с отчислением некоторых налогов и сборов, в их числе, к примеру, единый социальный налог, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и от профзаболеваний. Кроме того, следует также принимать во внимание часть накладных расходов в виде оплаты затрат на технологическую электроэнергию, пар, воду, коммунальные услуги, услуги связи, транспортные расходы. Вместе с тем нельзя не учитывать затраты, связанные с приобретением машин, оборудования и других постоянных активов, необходимых для реализации стратегии инновационного развития, которые в виде суммы амортизационных отчислений постепенно переносят свою стоимость на продукцию по мере их износа.
Представленные модели, раскрывающие содержательную сторону каждого из этапов осуществления инновационного развития, направлены в основном на решение организационно-экономических, а не инвестиционно-финансовых задач. Для того чтобы предприятия могли использовать предлагаемый подход достаточно полно, необходимо раскрыть методику осуществления такого расчета.
Таким образом, разработка стратегии включает постановку цели, придание формы, оценку, контроль. Многие идеи возникают после идеи, связанной с новшеством. Выбирая варианты стратегии, фирма может воспользоваться матрицей продукт-рынок.
Инновационная деятельность состоит из комплекса мероприятий, объединенных в одну логическую цепь. Количество звеньев в ней, а также содержание каждого из них будут зависеть от конкретной инновации. Однако существуют общепринятые подходы, положения, принципы, которые сводятся к следующему11:
1)
соединяясь воедино, звенья (научные
изыскания, опытно-
2)
любая инновация реализуется
на основе инновационного
Сами по себе создание и реализация практически любого новшества являются довольно сложными процессами, подлежащими управлению. Часто эти два процесса объединяют, рассматривают как единый инновационный, управляемый процесс.
Инновационный процесс как объект управления следует рассмотреть с различных позиций и с разной степенью детализации. Он представляется, прежде всего, как процесс последовательного превращения идеи в продукт - новшество, проходящий в общем случае ряд взаимосвязанных этапов: фундаментально-поисковые и прикладные исследования, конструкторские разработки, производство (для материальных новшеств), коммерциализацию. Каждый из перечисленных этапов является конкретным набором, совокупностью мероприятий, имеющих конкретную цель, задачи - это с одной стороны, а с другой - все они объединены единой, главной целью.
Главными компонентами инновационных процессов являются технологические, научные, научно-технические, социально-организационные, управленческие, а также иные новшества, реализуемые в различных сферах хозяйственной деятельности и жизни общества. Современный этап развития науки, техники, экономической и организационной систем государства характеризуется большим разнообразием нововведений (инноваций), которые различаются по типологии, происхождению, назначению, степени новизны, по уровню распространения и воздействия на социально-экономические процессы.
Инновационные процессы как объект управления характеризуются неопределенностью, вариантностью, они, за редким исключением, являются вероятностными. Это также накладывает характерный отпечаток на управление (инновационный менеджмент), требует не только выявления взаимосвязи различных новшеств, но и решения более сложных задач, обеспечивающих достижение поставленных целей в условиях неопределенности. Возрастание роли инновационных процессов в современных условиях развития экономики приводит к повышению требований, предъявляемых к качеству и динамике управления. Инновационная деятельность, являясь сложным объектом управления, заставляет менеджера искать новые приемы и методы управления, придает инновационному менеджменту новые смысл, содержание и стратегическую направленность.
Для инновационных процессов, инновационной деятельности характерными являются фронтальность, высокий уровень неопределенности и риска, сложность прогнозирования результатов. Эти характерные особенности инновационной деятельности являются не только объектами пристального изучения, но и объектами менеджмента. Инновационные преобразования, в основе которых заложены неопределенность и риск, являются наиболее интересными и привлекательными с точки зрения менеджера, так как увеличивают варианты подходов при управлении, дают возможность выбора и получения большего эффекта. Любой инновационный процесс в конечном итоге направлен на повышение эффективности в той или иной сфере деятельности и жизни человека.
Инновационный процесс - это как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, производственной деятельности и маркетинга, как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения новшества, как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и распространения12. Таким образом, инновационный процесс заключается в разработке и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов товаров и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера, а также других результатов интеллектуального труда.
Инновационный процесс постоянно усложняется, при этом возрастают и требования, предъявляемые как к его стадиям13, так и ко всему процессу в целом. Это еще один из убедительнейших аргументов в подкрепление вывода о необходимости и возрастании роли инновационного менеджмента.
Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.
Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество — технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.
Существование
российских компаний в рыночных условиях
значительно усложняется