Инновационный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:53, контрольная работа

Описание

На сегодняшний день существует несколько подходов к оценке интеллектуальной собственности. Подход к оценке стоимости — общий способ определения стоимости, в рамках которого используются один или более методов оценки.
Предпочтения при выборе того или иного подхода к оценке зависит от наличия необходимой информации, требований покупателей или собственников объектов интеллектуальной собственности (ОИС), экономической ситуации на момент оценки.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..2
Теоретическая часть………………………………………………………………………………...3
Методы оценки объектов интеллектуальной собственности – доходный, сравнительный, затратный……………………………………………………………….....3
Рыночный подход……………………………………………………………………………3
Затратный подход…………………………………………………………………………...4
Доходный подход…………………………………………………………………………....5
Практическая часть…………………………………………………………………………………11
Задача………………………………………………………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………………………………….12
Список литературы…………

Работа состоит из  1 файл

инновац. менеджмент контр.docx

— 74.39 Кб (Скачать документ)

     Минимальное отрицательное значение NCF характеризует  величину инвестиций, которые определяют стоимость проекта PC. Положительное  значение NCF свидетельствует о доходности проекта. Поскольку затраты и  доходы формируются в различные  моменты времени, то для приведения их к одному началу отсчета применяется  операция дисконтирования. В результате получается чистый дисконтированный доход (net present value) NPV, связанный с NCF коэффициентом дисконтирования.

     5. Расчет стоимости роялти. Ставка роялти (величина периодических отчислений в пользу лицензиара (правообладателя) представляет собой отношение величины отчислений в пользу лицензиара (прибыли лицензиара) к величине общей стоимости, цене произведенной и реализованной лицензиатом (пользователем) продукции (услуг) по договору.

     Экономический смысл роялти заключается в распределении  полученной от использования лицензии прибыли правообладателя (лицензиата, франчайзера) между ним и лицензиаром в согласованной пропорции, путем установления определенного процента от цены произведенной и реализованной продукции в пользу правообладателя.

     По  определению ставка роялти (R) (величина % периодических отчислений в пользу правообладателя) представляет собой  отношение величины отчислений в  пользу правообладателя (прибыли лицензиара (Прл-ра)) к величине общей стоимости, цене (Ц) произведенной и реализованной пользователем продукции (услуг) по договору, что может быть выражено следующей формулой: 

     R = Прл-ра/Ц 

     На  практике применяют следующие методы определения роялти:

     определение цены лицензии через роялти, установленные  в ранее заключенных лицензионных сделках, независимо от конкретных предметов  лицензии,

     определение роялти на базе среднеотраслевых роялти, сложившихся в данной отрасли  на аналогичную или взаимозаменяемую продукцию.

     Ставка  роялти колеблется, как правило, в  пределах 1-12%. Наиболее часто она  устанавливается в пределах 2-6 %. Для некоторых отраслей существуют эмпирические шкалы среднестатистических рыночных роялти, часто называемых рыночной ценой лицензии. Однако средняя  цена роялти может сильно колебаться по странам мира. Так, для фармацевтической промышленности США диапазон роялти составляет 3-10%, в Германии: 2-10%, во Франции: 4-5%.

     Ставки  роялти могут изменяться по годам  действия лицензионного договора: либо увеличиваться, либо уменьшаться по мере увеличения срока действия лицензионного  договора. Возможно использование скользящей ставки роялти, зависящей от объемов  производства или продаж продукции  лицензиатом. При увеличении объема производства продукции роялти уменьшаются, а при сокращении объемов производства — увеличиваются. Скользящая ставка роялти стимулирует лицензиата к  производству и сбыту продукции, для лицензиара положение так  же не ухудшается, так как растет прибыль.

     В лицензионное соглашение может быть включена оговорка минимальной сумме  вознаграждения, которая в любом  случае должна быть выплачена лицензиатом.

     6. Метод освобождения от роялти. Этот метод базируется на предположении,  что рассматриваемая интеллектуальная  собственность не принадлежит  реальному владельцу, а является  собственностью другого предприятия.  Последнее предоставляет интеллектуальную  собственность на лицензионной  основе при условии уплаты  роялти. Таким образом, вычисляется  псевдоэкономия расходов по оплате роялти, капитализированная величина которых может рассматриваться в качестве эквивалента рыночной стоимости интеллектуальной собственности.

     7. Метод избыточной прибыли. При  оценке патентов и лицензий, торговой  марки, франшизы, имущественных прав  используется, как правило, метод  избыточной прибыли.

     Метод избыточной прибыли основан на расчете  экономических выгод, связанных  с получением прибыли за счет нематериальных активов, не отраженных на балансе предприятия  и обеспечивающих прибыль на активы или собственный капитал выше среднего уровня.

     Правило 25 %. За время существования патентной  охраны сформировалась определенная традиция, согласно которой претендент изъявлял готовность платить патентообладателю 25% ожидаемой валовой прибыли, заработанной конкурентом благодаря лицензии. При условии применения этого метода оценки ОИС лицензиат не заинтересован в раскрытии своих потенциальных показателей, поэтому оценить диапазон прибыли можно на период не более двух лет. При этом для новой сферы бизнеса и неопределенного размера прибыли пропорции распределения прибыли следует увеличивать в пользу лицензиата, так как он подвергается повышенному риску.

     8. Метод экспертной оценки. Метод  экспертных оценок — метод  прогнозирования, основанный на  достижении согласия группой  экспертов.

     Существует  масса методов получения экспертных оценок.

     В одних случаях с каждым экспертом  работают отдельно, он даже не знает, кто  еще является экспертом, и потому высказывает свое мнение независимо от авторитетов.

     В других же — экспертов собирают вместе для подготовки материалов, при этом эксперты обсуждают проблему друг с другом, учатся друг у друга, и неверные мнения отбрасываются. При  этом, число экспертов может быть фиксировано и таково, чтобы статистические методы проверки согласованности мнений и затем их усреднения позволяли принимать обоснованные решения, а может расти в процессе проведения экспертизы.

     Необходимость проведения экспертной оценки предполагает следующие этапы подготовки работы экспертов:

     1. Формулировка заказчиком, цели экспертного  опроса (формулируется цель оценки  ОИС). От точности формулировки  цели оценки ОИС зависит эффективность  и своевременность выполнения  экспертами поставленной перед  ними задачи.

     2. Подбор заказчиком основного  состава группы экспертов. Состав  экспертов зависит от специфики  оцениваемых объектов. Эксперты  должны быть специалистами в  той отрасли, где осуществляет  свою деятельность заказчик.

     3. Разработка и утверждение технического  задания на проведение экспертного  исследования опроса.

     4. Разработка подробного сценария проведения сбора и анализа экспертных мнений (оценок), включая как конкретный вид экспертной информации (слова, условные градации, числа, ранжировки, разбиения или иные виды объектов нечисловой природы) и конкретные методы анализа этой информации (вычисление медианы Кемени, статистический анализ люсианов и иные методы статистики объектов нечисловой природы и других разделов прикладной статистики).

     5. Формирование экспертной комиссии (целесообразно заключение договоров  с экспертами об условиях их  работы и ее оплаты, утверждение  заказчиком состава экспертной  комиссии).

     6. Проведение сбора экспертной  информации.

     7. Анализ экспертной информации.

     8. Интерпретация полученных результатов  и подготовка заключения для  заказчика.

     9. Официальное окончание деятельности.

     Практика  применения того или иного метода оценки разнообразна, тем не менее  можно говорить о том, что доходный подход наиболее предпочтителен как  для продавцов, так и покупателей  ОИС, так как он базируется на оценке потенциальных выгод от использования  ОИС. 
 
 
 
 
 
 
 

     Практическая  часть

     Задача.

     Исследовательская группа из трех человек разработала  прибор и запатентовала свою разработку.

     Рассчитайте сумму вознаграждения за использование  патента на изобретение нового прибора  и распределение вознаграждения между участниками. Прогнозная потребность  в приборах составляет 1200 шт. за 5 лет. Стоимость одного прибора – 18 тыс. руб. Величина роялти R = 20%. Доля вознаграждения от общей суммы отчислений составляет 30%. Доли участия исследователей в разработке: 1-й – 30%, 2-й – 20%, 3-й – 50%. 

     Решение.

Рассчитаем общую  стоимость приборов за 5 лет:

     1200 шт. * 18 000 руб. = 21 600 000 руб.

Рассчитаем сумму  роялти от суммарной стоимости:

      R = 21 600 000 руб. * 20% = 21 600 000 руб. * 0,2 = 4 320 000 руб.

Далее рассчитаем долю вознаграждений от общей суммы  отчислений:

      Добщ. = 30% * 4 320 000 руб. = 1 296 000 руб.

Рассчитаем доли вознаграждения от участия для каждого  исследователя:

      Д1 = 30% * 1 296 000 руб. = 388 800 руб.

      Д2 = 20% * 1 296 000 руб. = 259 200 руб.

      Д3 = 50% * 1 296 000 руб. = 648 000 руб. 
 
 

     Заключение

 

     Интеллектуальная  собственность как объект оценки - исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или  услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).

     Руководствуясь  вышеприведенным определением, оценку интеллектуальной собственности можно  обозначить как процесс установления (в денежном выражении) полезности результатов  интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или  услуг.

     Согласно  Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденному министерством финансов Российской федерации, приказом от 16 октября 2000 года N 91н, к нематериальным активам могут быть отнесены следующие объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности):

     . исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

     . исключительное авторское право  на программы для ЭВМ, базы  данных;

     . имущественное право автора или  иного правообладателя на топологии  интегральных микросхем;

     . исключительное право владельца  на товарный знак и знак  обслуживания, наименование места  происхождения товаров;

     . исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.

     Нет универсального, точного метода определения  стоимости нематериальных активов, поскольку каждый из них настолько  индивидуален, что невозможно создать  математический алгоритм для достоверного и точного расчета стоимости  рассматриваемого нематериального  актива.

     Для практической оценки стоимости нематериальных активов специалисты рекомендуют  затратный, доходный и комбинированный  подходы, обычно используемые в оценке других видов активов.

     Изобретение оценивалось следующими методами:

     1. Методом освобождения от роялти.

     2. Методикой оценки стоимости объекта интеллектуальной собственности через коэффициент долевого участия.

     3. Методом стоимости создания. 
 
 
 

     Список  литературы 

  1. Инновационный менеджмент: учебник / под ред. Профессора В.Я. Горфинкеля, профессора Б.Н. Чернышева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник, 2008.
  2. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция, исправленная и дополненная). – М.: Экономика, 2000.
  3. Основы инвестиционного менеджмента: Теория и практика: учебник / под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004.
  4. Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008.
  5. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2004.

Информация о работе Инновационный менеджмент