Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:35, реферат
Для повышения роли науки в социально-экономическом развитии региона принят Закон Свердловской области «О государственной научно-технической политике Свердловской области» от 2 апреля 2001 года, который явился первым законодательным актом на территории Свердловской области, направленным на поддержку деятельности ученых, научно-технических работников, на развитие научно-технической политики Свердловской области. В настоящее время он приводится в соответствие с федеральным законодательством. В целях формирования современной инновационной инфраструктуры Правительством Свердловской области разработана Концепция развития инновационной деятельности в Свердловской области на 2002-2010 годы, а также разрабатывается областной закон «О государственной поддержке инновационной деятельности в Свердловской области», который будет регулировать правовые и экономические отношения между субъектами инновационной деятельности.
Введение
Глава 1. Сущность инновационного потенциала и оценка его эффективности
1.1 Инновационный потенциал: понятие, структура, компоненты
1.2Оценка эффективности инновационного потенциала региона
Глава 2. Инновационный потенциал Свердловской области
2.1 Характеристика инновационного потенциала Свердловской области: основные показатели и сравнение с другими регионами России
2.2 Основные направления развития инновационной деятельности в Свердловской области
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Сущность инновационного потенциала и оценка его эффективности
1.1 Инновационный потенциал: понятие, структура, компоненты
1.2Оценка эффективности инновационного потенциала региона
Глава 2. Инновационный потенциал Свердловской области
2.1 Характеристика инновационного потенциала Свердловской области: основные показатели и сравнение с другими регионами России
2.2 Основные направления развития инновационной деятельности в Свердловской области
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Сохранение и развитие научно-технического, технологического и производственного потенциала, опережающего роста производства наукоемкой продукции являются приоритетными направлениями государственной политики Свердловской области, тем более в условиях нынешнего мирового кризиса, когда под сомнения ставятся все сырьевые и промышленные отрасли экономики- мировой кризис отчетливо показал, что зависимость от сырья и ставка только на тяжелопромышленные отрасли – рискованное дело.
Рассмотрим основные правовые акты, регулирующие инновационную деятельность Свердловской области.
Для повышения роли науки в социально-экономическом развитии региона принят Закон Свердловской области «О государственной научно-технической политике Свердловской области» от 2 апреля 2001 года, который явился первым законодательным актом на территории Свердловской области, направленным на поддержку деятельности ученых, научно-технических работников, на развитие научно-технической политики Свердловской области. В настоящее время он приводится в соответствие с федеральным законодательством. В целях формирования современной инновационной инфраструктуры Правительством Свердловской области разработана Концепция развития инновационной деятельности в Свердловской области на 2002-2010 годы, а также разрабатывается областной закон «О государственной поддержке инновационной деятельности в Свердловской области», который будет регулировать правовые и экономические отношения между субъектами инновационной деятельности.
В Главе 1 рассмотрим понятие инновационного потенциала, а в Главе 2 перейдем к характеристикам инновационного потенциала Свердловской области.
Глава 1. Сущность инновационного потенциала и оценка его эффективности
В данной Главе дадим определение понятию инновационный потенциал: что это такое, что входит в данное понятие, а также рассмотрим инновационную структуру.
1.1 Инновационный потенциал: понятие, структура, компоненты
«Потенциал (лат. potentia — сила) в широком смысле — средства, запасы, источники, которые могут быть использованы для решения какой- либо задачи, достижения, определенной цели, возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области»[1]
Существует множество определений инновационного потенциала:
1)«инновационный потенциал - совокупность различных видов ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности».[2]
2) в концепции развития инновационной деятельности в Свердловской области на 2002-2010 годы записано: «Инновационный потенциал Свердловской области - совокупность научно-технических, материально-финансовых, кадровых, институциональных и иных ресурсов региона, которые могут быть использованы для инновационной деятельности»[3]
3) «Инновационный потенциал представляет собой совокупность инновационных ресурсов, представляемых в виде продукта инновационной деятельности в производственной сфере, т.е. включает в себя коммерциализацию научно-технических разработок. В современной экономической науке категория «инновационный потенциал» и «научно-технический потенциал» (НТП) находятся на одном уровне. Однако в инновационном потенциале содержится реализация научно-технического прогресса. В самом общем виде НТП отождествляется с экономическими ресурсами, которыми располагает общество для научно-технической деятельности, обеспечивающей создание новой и совершенствование выпускаемой продукции, интенсивное развитие производства, изменение характера труда, повышение эффективности общественного воспроизводства. Главная мысль этого определения — неразрывная связь научно-технического потенциала с развитием производительных сил общества. Также следует отметить, что инновационный потенциал – это своего рода характеристика способности системы к изменению, улучшению, прогрессу.
Некоторые исследователи представляют структуру инновационного потенциала как единство трех его составляющих: ресурсной, внутренней и результативной, которые сосуществуют взаимно, предполагают и обуславливают друг друга и проявляются при использовании как его триединая сущность»
4) «под инновационным потенциалом понимается количество экономических ресурсов, которые в каждый конкретный момент общество может использовать для своего развития. Эти ресурсы распределяются между тремя основными секторами (сегментами, направлениями) макросистемы: научно-техническим, образовательным, инвестиционным. В результате этого распределения формируются: научно-технический потенциал (сегмент или комплекс), образовательный потенциал (сегмент или комплекс), инвестиционный потенциал (сегмент или комплекс). Совокупность названных сегментов и формирует инновационный потенциал макросистемы».[4]
Структура.
Структура инновационного потенциала может быть представлена единством трех его составляющих (ресурсной, внутренней и результативной), которые сосуществуют взаимно, предполагают и обуславливают друг друга и проявляются при использовании как его триединая сущность .
Ресурсная составляющая инновационного потенциала является своего рода «плацдармом» для его формирования. Она включает в себя следующие основные компоненты, имеющие различное функциональное назначение: материально-технические, информационные, финансовые, человеческие и другие виды ресурсов. Так, материально-технические ресурсы,
являясь «вещественной основой, определяют технико-технологическую базу потенциала, которая впоследствии будет влиять на масштабы и темпы инновационной деятельности». В свою очередь сами они формируются в отраслях, изготавливающих средства производства, которые путем применения новых технологий закладывают в них потенциальные возможности, реализуемые или нереализуемые впоследствии.[5]
Следующая компонента ресурсной составляющей – информационный ресурс (такие ее активные формы, как базы знаний, модели, алгоритмы, программы, проекты и т.д.). Данный вид ресурсов, в отличие от прочих, практически неисчерпаем. С развитием общества и активизацией использования знаний запасы информационного ресурса не уменьшаются, а напротив, увеличиваются. При этом этот вид ресурсов не самостоятелен и сам по себе имеет лишь потенциальное значение, только объединившись с другими ресурсами – опытом, трудом, квалификацией, техникой, технологией, энергией, сырьем, он появляется в «кинетике» как движущая сила инновационного потенциала. Финансовые ресурсы входят в состав ресурсной составляющей инновационного потенциала как органическое единство наличных ресурсов и неиспользованных возможностей их альтернативного вложения. Таким образом, они характеризуются совокупностью источников и запасов финансовых возможностей, которые есть в наличии и могут быть использованы для реализации конкретных целей и заданий. При этом объем финансовых ресурсов отображает финансовую мощь, способность системы принимать участие в создании материальных благ и предоставлении услуг. Однако, помимо обеспечивающей функции, финансовые ресурсы выполняют и страховую функцию, непосредственным образом дублируя, а также измеряя в денежных единицах материально-технические, информационные, человеческие и другие ресурсы, входящие в состав инновационного потенциала.
Следующей компонентой ресурсной составляющей инновационного потенциала является человеческий ресурс (капитал, фактор), который не просто выполняет обеспечивающую функцию (как все предыдущие), а выступает главной креативной силой, так как все рождается именно в головах людей. Это совокупность проинвестированных общественно целесообразных производственных и общечеловеческих навыков, знаний, способностей, которыми владеет человек, которые ему принадлежат, не отделимы от него и практически используются в повседневной жизни.
Второй составляющей инновационного потенциала является внутренняя составляющая – так называемый «рычаг», обеспечивающий дееспособность и эффективность функционирования всех предыдущих элементов. В целом, указанная составляющая характеризует возможность целенаправленного осуществления инновационной деятельности, т.е. определяет способность системы на принципах коммерческой результативности привлекать ресурсы для инициирования, создания и распространения различного рода новшеств. Таким образом, внутреннюю составляющую можно охарактеризовать через процессы создания и внедрения нового продукта, обеспечения взаимосвязи новатора как с наукой, предоставляющей прогрессивные идеи, так и рынком, потребляющим готовый продукт, а также методы и способы управления инновационным процессом. [6]
Третьей составляющей инновационного потенциала является результативная составляющая, которая выступает отражением конечного результата реализации имеющихся возможностей (в виде нового продукта, полученного в ходе осуществления инновационного процесса). Таким образом, она – своего рода целевая характеристика инновационного потенциала.
Важность этой составляющей и целесообразность обособленного выделения подтверждается тем, что ее увеличение, в свою очередь, способствует развитию остальных составляющих (например, ресурсной). Другими словами, результативная составляющая, сама являясь результатом количественного и качественного изменения, несет в себе потенциальные возможности вывода на новый уровень функционирования, как инновационного потенциала, так и системы в целом.
Тесная взаимосвязь ресурсной, внутренней и результативной составляющих инновационного потенциала определяют необходимость выявления на практике их оптимального соотношения (исходя из роли и значимости, которую они играют в формировании и развитии потенциала). [7]
1.2 Оценка эффективности инновационного потенциала региона
Показатели, наиболее широко применяемые на практике, характеризующие и оценивающие инновационный потенциал региона, можно разбить на следующие группы: затратные; по времени; по обновляемости; структурные.
Затратные показатели:
затраты на НИОКР в объеме продаж, которые характеризуют показатель наукоемкости продукции фирмы;
затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау;
затраты на приобретение инновационных фирм;
наличие фондов на развитие инициативных разработок.
Показатели обновляемости и динамики инновационного процесса:
количество разработок или внедрений нововведений-продуктов и нововведений-процессов;
Структурные показатели:
состав и количество исследовательских, разрабатывающих и других научно-технических структурных подразделений (включая экспериментальные и испытательные комплексы);
состав и количество предприятий, занятых использованием новой технологии и созданием новой продукции;
численность и структура сотрудников, занятых НИОКР;
состав и число творческих инициативных временных бригад, групп. [8]
Комплексная оценка инновационного потенциала региона предполагает, во-первых, существование обоснованной и научно выверенной системы показателей. Во-вторых, наличие статистической базы. В-третьих, показатели составляющих регионов могут быть использованы для оценки совокупного потенциала страны. Формирование и развитие инновационного потенциала России предполагает учет и анализ специфики инновационного развития отдельных регионов. В условиях становления принципиально новых федеративных отношений целесообразно в каждом регионе, учитывая его специфические условия развития, исходя из наличия ресурсов, кадров, инфраструктуры, разработать свою инновационную среду. Совокупность региональных инновационных систем, объединенных единой целью (устойчивое развитие страны) и действующих в рамках государственной экономической политики и законодательства, будет формировать инновационный потенциал страны в целом.[9]
Глава 2. Инновационный потенциал Свердловской области
2.1 Характеристика инновационного потенциала Свердловской области: основные показатели и сравнение с другими регионами России
Учитывая все, что было сказано в Главе 1, попробуем проанализировать инновационный потенциал Свердловской области.
1. Научный, научно-технический, инновационный потенциал (данные 2004 года)
По научному и кадровому потенциалу Свердловская область занимает ведущее место в России. В области сосредоточено 2/3 всех организаций Урала, осуществляющих исследования и разработки. Различными видами научной, научно-технической и проектно-изыскательской деятельности занимается 1394 организации. Из них 146 относятся к базовым и специализированным по видам деятельности институтам, имеющим необходимую научную, производственную и нормативно-техническую базу и соответствующую квалификацию специалистов: 22 учреждения УрО РАН(4 909 сотрудников), 32 высших учебных заведения (7656 научных сотрудников), 92 отраслевых НИИ (16 814 сотрудников).