Инновационный проект как объект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:30, лекция

Описание

Инновационная деятельность существенным образом зависит от наличия качественных и эффективных идей, как с экономической, так и с технической точки зрения. Поиск этих идей и их воплощение - вот главная и приоритетная задача инновационного менеджера. Его работа в этом случае очень близка по содержанию к работе ученого - на первое место тут выходят такие функции менеджмента, как исследование и анализ.

Работа состоит из  1 файл

Инновационный проект как объект управления.docx

— 108.75 Кб (Скачать документ)

 

Инновационный проект как объект управления

 

В мировой экономической  литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно – технического прогресса  в реальный, воплощающиеся в новых  продуктах и товарах.

Различные ученные, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, В.Д. Хартман, Э.Мэнсфилд и др.), трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Например, Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация – это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. По мнению Б. Санто, инновация – это такой общественно – технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и, в случае если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход. Й. Шумпетер трактует инновацию как новую научно – организационную комбинацию производственных факторов, мотивируемую предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений – новый момент динамизации экономического развития.

Анализ различных определений  инновации приводит к выводу, что  специфическое содержание инновации  составляют изменения, а главное  функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Инновационная деятельность существенным образом зависит от наличия качественных и эффективных  идей, как с экономической, так  и с технической точки зрения. Поиск этих идей и их воплощение - вот главная и приоритетная задача инновационного менеджера. Его работа в этом случае очень близка по содержанию к работе ученого - на первое место тут выходят такие функции менеджмента, как исследование и анализ.

Источники инноваций находятся  как вне, так и внутри организации. Во внешней среде организации  выделяют два вида источников:

• изменения фоновой среды (макросреды) организации;

• изменения деловой среды.

Изменения фоновой среды - это изменения политических, экономических, научно-технических, социальных, экологических и правовых факторов. Для исследования и анализа изменений всех вышеперечисленных факторов макросреды, используются методы PEST-анализа.

Наибольший интерес с  точки зрения инновационного менеджмента  представляют научно-технические факторы. Те фирмы, которые своевременно не сумели отследить новые открытия и изобретения в областях науки, соответствующих их сфере деятельности, могут испытать так называемый футурошок - ослабление конкурентных позиций, провал в хозяйственной деятельности из-за быстрого морального устаревания продукта фирмы.

При исследовании научно-технических факторов следует обращать внимание на науки в смежных и даже, казалось бы, далеких от сферы деятельности фирмы отраслях. Открытия, сделанные там, через некоторое время могут распространиться на многие производственные и непроизводственные отрасли. Яркий пример тому - появление нанотехнологий, которые уже сегодня находят свое применение практически во всех видах деятельности человека - в медицине, сельском хозяйстве, машиностроении и т.д., заменив традиционные технологии микро-уровня.

Для прогноза изменений научно-технических  и, как следствие, экономических  факторов используется теория циклов хозяйственной конъюнктуры Кондратьева. Дополнительно изменения научно-технических факторов исследуются с помощью группы методов анализа тенденций технического прогресса.

Для поиска инновационных  возможностей в деловой среде  необходимо изучать и контролировать инновации деловых партнеров фирмы, например, поставщиков сырья или оборудования, которые цепной реакцией могут вызвать инновационный процесс в самой фирме. Инновационная деятель-ность конкурентов - следующее важное направление поиска инновационных возможностей. Однако если эта деятельность динамична и эффективна и к тому же строго засекречена, то фирма рискует попасть в число отстающих имитаторов.

Потребители продукта фирмы  являются очень важным источником инновационных идей. Можно выделить три направления использования этого источника:

1.Отслеживание изменений потребностей потребителей и выявление скрытых потребностей. Изменения потребностей потребителей могут быть связаны с изменениями в восприятии, ценностях, моде. При этом взгляд исследователя должен двигаться как вперед - в будущее, так и назад - в прошлое. Прогнозирование будущего производится на оценке настоящего, оно позволяет сделать следующий шаг в изменении продукта раньше, чем это сделают конкуренты. Возврат в прошлое дает возможность использовать старое по-новому.

Выявленные скрытые потребности информируют разработчиков о том, как можно модифицировать продукт, добавив в него новые свойства или изменив количественные характеристики имеющихся в продукте свойств. Одно из возможных направлений такого совершенствования продукта - добавление в его функциональные возможности тех действий, которые выполняют потребители при эксплуатации и обслуживании продукта. Так, например, были разработаны шины с контролем давления и автоматической подкачкой воздуха.

2.Тщательная типология потребителя. Выделение групп потребителей по каким-то особым, специфическим характеристикам, тщательное изучение особенностей использования продукта каждой группой потребителей может дать информацию о том, как модифицировать базовый продукт и создать ассортиментный ряд продуктов, обладающих какими-то отличительными свойствами. Причем, как показывает опыт, полученная информация очень часто «наталкивает» разработчиков на оригинальные конструкторские и дизайнерские решения.

3. Организация обратной связи от потребителя. Потребители могут действовать как генераторы идей, поскольку они имеют опыт эксплуатации продукта и в этом смысле являются наилучшими «испытательными лабораториями». Отсюда могут возникнуть идеи по совершенствованию продукта.

Вышеперечисленные источники инноваций, находящиеся в деловой среде, изучаются и анализируются методами маркетинговых исследований.

Во внутренней среде организации  также существует два вида источников:

- изменения внутренней среды организации;

- решение проблем и устранение недостатков организа¬ции.

Изменения внутренней среды  организации не столько дают инновационную  идею, сколько возможность инициации  инновационного процесса.

Существует две разновидности  изменений внутренней среды организации:

- эволюционные (естественные) изменения;

- ситуационные изменения.

В каждой организации происходит большое количество эволюционных, естественных изменений. Такие, например, как моральное  и физическое старение оборудования или выпускаемого продукта, приобретение опыта сотрудниками организации.

Эти изменения происходят независимо от желания менеджеров, их можно учитывать в своих планах и использовать для проведения инноваций. Например, если менеджер знает о том, что оборудование придется менять вследствие его износа, то он может использовать эту возможность, для того чтобы внедрить взамен изношенного принципиально новое оборудование и на основе этого новые технологии.

Или если менеджер видит, что  его проектировщики приобрели большой  опыт, стали высококвалифицированными специалистами, то он может давать им перспективные задания, например, по созданию техники нового поколения.

Удобным инструментом для анализа эволюционных изменений является метод анализа жизненных циклов систем.

Ситуационные изменения - это новые ситуации, часть которых  можно спрогнозировать заранее  и быть готовыми к их использованию (активные действия менеджера), а часть является внезапными, неожиданными. На неожиданные ситуации менеджер вынужден реагировать (реактивные действия менеджера) и, если получиться, использовать представившуюся возможность для проведения инноваций.

Искусство менеджмента в исключении неожиданных ситуаций, в активных действиях, опережающих события. Для этого важно умение владеть такими функциями менеджмента. Другой внутренний источник инноваций - решение проблем организации. При творческом решении проблем удается преодолеть существующие шаблоны, барьеры, стереотипы, найти новые подходы. Следует различать видимые (явные) и невидимые (скрытые) проблемы.

Видимые проблемы - это те, которые мешают работе организации, нарушают ее ритмичный, непрерывный процесс. Они могут быть техническими, экономическими, социальными. Пример проблемы технического характера - брак из-за поломок оборудования. Проблема экономического характера может заключаться в отсутствии наличных денежных средств на предприятии. Проблема социального характера - это конфликты между сотрудниками. Безусловно, что проблема может носить комплексный характер.

Скрытые проблемы представляют для менеджера большой интерес.

Скрытая проблема - это какая-то невидимая и вследствие этого неиспользованная возможность улучшения чего- либо, внесения новизны. Скрытая проблема психологически может проявляться как неконгруэнтность - ощущение несоответствия между желаемым и действительным.

Существует ряд методов  для поиска нового, для совершенствования и развития организации на основе решения ее проблем и недостатков. В основе этих методов лежит системный подход. К ним, в частности, относятся:

- метод системного анализа с использованием диаграммы Исикавы;

- метод анализа бизнес-процессов с использованием специального программного обеспечения - CASE-средств;

- метод функционально-стоимостного анализа (ФСА).

По данным статистики из всех вышеперечисленных источников наиболее важными являются:

- развитие науки и техники - появление новых открытий, изобретений; «ноу-хау», новых средств труда и т.д.

- изменения и проблемы в производстве изделия на предприятии, то есть потребности производства;

- изменения потребностей потребителей.

Что касается радикальности предполагаемой инновации, то опыт показывает, что на первоначальном этапе поиска и оценки инновационных идей очень трудно определить степень радикальности. Инновация, которая кажется небольшой, может в последующем дать значительный эффект.

Особенно это касается нетехнических инноваций - торговых, организационных, социальных и т.д.

 

 

 

 

1.2. Сущность инновационных  процессов в проектной деятельности

Рассматривая инновационный  процесс, следует определить ряд понятий, которые являются базовыми.

Инвенция, то есть инициатива, предложение, идея, замысел, изобретение, открытие. Новация - проработанная инвенция, воплощенная в технический или экономический проект, модель, опытный образец. Концепция инновации - система ориентирующих базисных представлений, описывающих назначение инновации, ее место в системе организации, в системе рынка.

Инициация инновации - научно-техническая, экспериментальная, или организационная деятельность, целью которой является зарождение инновационного процесса. Диффузия инновации - процесс распространения инновации за счет фирм - последователей (имитаторов).

Рис 1.1. Логическая схема  обоснования приоритетности новизны  как конкурентного преимущества фирмы.

 

Рутинизация инновации - приобретение инновацией со временем таких свойств, как стабильность, устойчивость, постоянство и, в конечном итоге, - моральное старение инновации.

Инновации процессов управления вызывают изменения, полезные фирмам, обществу в целом. Это изменения, реализованные и приносящие пользу, обеспечивающие более выгодный сбыт продукции и создающие условия для более эффективной работы фирм.

Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Различают три формы  инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный.

Простой внутриорганизационный  ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации. Новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном ИП новшество выступает как предмет купли-продажи.

Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Расширенный инновационный процесс проявляется в том, что возникают новые производители новшеств, что нарушает монополию производителя-пионера. В результате через взаимную конкуренцию совершенствуются потребительские свойства выпускаемого товара. В условиях товарного ИП действуют два хозяйствующих субъекта - производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведений.

В реальных инновационных  процессах скорость диффузии нововведений зависит от: а) формы принятия решений; б) способа передачи информации; в) свойств социальной системы, а также свойств самого нововведения. Свойствами нововведений являются: относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой, сложность, накопленный опыт внедрения.

Одним из важных факторов распространения  любой инновации является ее взаимодействие с социально- экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии.

Новаторы - генераторы научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений.

Ранние реципиенты - предприниматели, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок и получили название « пионерских» организаций.

Раннее большинство - фирмы, первыми внедрившие новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.

Отстающие - фирмы, запаздывающие с нововведениями, что приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели.

Внедрение нововведений - трудный  и болезненный процесс для  любой организации, что необходимо учитывать при управлении инновационным  проектом.

Временной аспект нововведений отражает жизненный цикл нового изделия (продукта). Он связан с подготовкой  и постепенным осуществлением инновационных  изменений и включает следующие  фазы:

Наука: фундаментальные исследования; разработка теоретического подхода к решению проблемы.

Информация о работе Инновационный проект как объект управления