Инновацтонная деятелбность в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 19:08, реферат

Описание

Целью «Программы по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005 – 2015 годы» является формирование инновационной системы открытого типа, обеспечивающей создание конкурентоспособного конечного продукта на основе использования отечественного и зарубежного научного потенциала.
Национальная инновационная система включает 4 основных элемента – научный потенциал, инновационные предпринимательство, инновационную и финансовую инфраструктуры.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты индустриальной инновационной политики
1.1 Сущность и принципы государственной инновационной политики
1.2 Формирование государственной инновационной политики
1.3 Этапы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан
2. Анализ развития индустриальной инновационной политики Казахстана
2.1 Реализация задач первого этапа стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003–2015 годы
2.2 Положительные результаты в реализации первого этапа Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан
2.3 Отрицательные результаты в развитии индустриально инновационной политики Казахстана
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

инновации.doc

— 153.00 Кб (Скачать документ)

В Стратегии определено, что основные предложения по выбору отраслей для инвестирования должны вносить представители бизнеса. Но, в условиях глобализации рынков государство все же обязано взять  на себя затраты по проведению маркетинговых исследований с целью определения инвестиционных ориентиров для бизнес-сообщества.

До сих пор несырьевой сектор страны развивался, в основном, за счет того, что реанимировались  либо перепрофилировались производства, построенные еще в советском  периоде. Теперь резервы исчерпаны и дальнейший рост возможен при реализации новых проектов, призванных последовательно менять качественную структуру экономики и экспорта.

IV. Кластерная программа также требует уточнений и соответствующих изменений.

В развитие кластерных идей перспективным представляется использование такого инструмента государственного стимулирования реального производства как создание индустриальных зон. После реализации проектов, планируется распространить опыт на все регионы, имеющие промышленный потенциал.

Президент Казахстана Нурсултан  Назарбаев поручил правительству  к 2007 году в основном завершить процесс  формирования перспективных кластеров.

Однако создание кластеров  находится на начальном этапе. Правительство  инициировало создание социально-предпринимательских корпораций (СПК) для ускорения их формирования.

СПК будет представлять собой региональный институт развития, управляющий переданными государственными активами и выполнять роль генератора проектов, привлекающий инвестиции на их реализацию и осуществляющий продвижение имиджа экономического развития региона на рынки. В них будут сконцентрированы финансовые, технические и управленческие ресурсы для реализации проектов в регионе.

В проекте республиканского бюджета на 2007 год на капитализацию семи СПК предусматриваются ассигнования в сумме 14 млрд. тенге.

Сможет ли данная политика при несовершенстве Концепции СПК  осуществить это – остается под  вопросом.

V. Реализация политики расширения производства экпорто-ориентированной продукции также находится на подготовительном этапе. Только в 2006 году утвержден План проведения сфокусированных исследований по потребностям отечественного, регионального и глобального рынков для развития республики в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Только сейчас прорабатывается проект «Развитие инноваций для повышения конкурентоспособности», направленный на повышение научно-технологических активов государства, развитие человеческих ресурсов.

Институтами развития для  создания и развития производств, ориентированных на экспорт конечных продуктов, реализуется ряд проектов в регионах республики:

• строительство электролизного завода в г. Павлодаре по производству металлического алюминия;

• строительство второй очереди цинкового завода в г. Шымкенте Южно-Казахстанской области;

• строительство обогатительной фабрики по производству концентрата  на месторождении Шалкия Кызылординской области;

• развитие производства по выпуску узлов и деталей  для сельхозмашиностроения на АО «Агромашхолдинг» в г. Костанае;

• производство отдельных узлов и деталей для автомобилей «Камаз» на предприятиях АО «НК «Казахстан Инжиниринг», автомобильных узлов и агрегатов на базе ТОО «КАМАЗ – инжиниринг» АО «Национальной компании «Казахстан инжиниринг» в г. Кокшетау;

• организация производства кальцинированной соды на базе АО «Сары-Тас» в г. Каратау Жамбылской области;

• организация производства по выпуску сложных минеральных  удобрений на ТОО «КазАзот» в  г. Актау;

• организация сборки автомобилей представительского класса особой комплектации «President Edinion» на АО «АЗИЯАВТО» в г. Усть-Каменогорске;

• производство ламинированных ДСП в г. Ридерре Восточно-Казахстанской области (2006–2008 годы

• организация переработки  окисленной цинковой руды на месторождении  «Шаймерден» Костанайской области;

• восстановление текстильного производства на ТОО «Нимекс Текстиль» в г. Усть-Каменогорск;

• завод по производству нефтяных труб на АО «Нефтегазтруба» («Миттал  Стилл Темиртау») в г. Актау;

• организация производства листового полированного стекла мощностью 180 тыс. тонн на ОАО «Гипростекло» Кызылординской области.

 

2.3 Отрицательные  результаты в развитии индустриально  инновационной политики Казахстана

 

Однако, как видно из перечня, число экспортно-ориентированных  проектов незначительно и большая  часть из них ориентировано на потребности внутреннего рынка.

При реализации Стратегии  мало внимания уделено мероприятиям по продвижению казахстанских товаров  на экспорт – их позиционированию, рекламе и упаковке, что снижает  конкурентоспособность казахстанских  товаров. Таким образом, в Казахстане отсутствует Национальная экспортная Программа, которая объединила бы все мероприятия, направленные на создание и продвижение на зарубежные рынки экспортно-ориентированной продукции.

VI. Развитие науки находится в удручающем состоянии. Проблемными вопросам инновационного развития являются низкие расходы на науку, слабая коммерциализация научных разработок, отсутствие достаточного государственного стимулирования. Несмотря на то, что за 2003–2005 годы внутренние затраты на исследования и разработки выросли в 2,2 раза, их доля в ВВП осталась почти на прежнем уровне (увеличилась только в 2005 году до 0,029% с 0,25% в 2004 году). Только сейчас началась разработка Государственной программы развития науки на 2007–2012 годы. В настоящее время выявлено значительное количество инновационных разработок, которые могут быть коммерциализированы. Однако все эти разработки, в основном, являются результатом исследований, разработанных в советские годы. Время на создание новых заделов в фундаментальной науке было упущено. Выбор только пяти приоритетных направлений программ фундаментальных исследований может стать в дальнейшем препятствием для развития других направлений фундаментальной науки в Казахстане.

VII. Меньше всего при реализации Стратегии было уделено внимания пункту по использованию инвестиционного и производственного потенциала ТЭК и других базовых отраслей экономики для определения приоритетных направлений модернизации промышленности. Вопрос модернизации экономики на основе высокотехнологичного оборудования должен стать одним из ключевых в Стратегии.

VIII. В Стратегии не определены перспективы спроса на продукцию отраслей промышленности на внутреннем рынке, что негативно повлияло на удовлетворение потребностей внутреннего рынка.

IX. В структуре инвестиций наблюдается тенденция опережающих темпов увеличения доли инвестиций в сфере услуг: финансовой деятельности, операций с недвижимостью, арендой, государственном управлении и снижения доли инвестиций в промышленность. Это противоречит основным целям Стратегии и снижает возможность экономики Казахстана достичь устойчивого экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе, увеличивает риск дефолта финансовой системы.

 

Заключение

 

Укрепление конкурентных позиций Казахстана в глобальной экономике во многом будет определяться его вступлением во Всемирную торговую организацию. Эту задачу мы последовательно решаем уже несколько лет и близки к завершению.

Во-первых, для учета  национальных интересов Казахстана до конца года необходимо привести законодательство Казахстана в соответствие с нормами обязательных соглашений ВТО.

Во-вторых, в процессе вступления Казахстана в ВТО Правительство  должно отстоять приемлемый уровень  внутренней государственной поддержки  аграрного сектора и реализовать  соответствующие адаптационные меры по подготовке промышленных предприятий к эффективному функционированию в условиях ВТО.

В-третьих, нужно выработать реальные, действенные и системные  меры по совершенствованию таможенного  администрирования и обеспечению  профессионального соответствия специалистов таможенной службы современным требованиям. Мы должны проводить политику открытости экономики, снижения таможенных барьеров между странами региона и установления единого уровня внешних тарифов в регионе. На эти и другие цели нашей таможенной системе государство в последние годы выделяет значительные суммы.

В-четвертых, нужно ускорить процесс перехода всех юридических  лиц на международные стандарты  финансовой отчетности.

В-пятых, Правительство  совместно с Союзом «Атамекен» должны в ближайшее время подготовить для наших промышленников и предпринимателей из всех секторов экономики соответствующие рекомендации.

Для того, чтобы ввести данные индикаторы в практику определения  эффективности реализации Стратегии, целесообразно в статистические сборники ввести обязательную информацию по следующим показателям:

1. Инвестиции в реализацию  Стратегии индустриально- инновационного  развития. В том числе по источникам  финансирования:

• кредиты казахстанских  банков;

• кредиты иностранных  банков;

• иностранные инвестиции;

• бюджетные средства;

• другие инвестиции.

Реализация Стратегии  позволит:

• увеличить к 2015 году удельный вес производства товаров  в структуре ВВП с 46,5% до 50–52%;

• повысить удельный вес  услуг научной и научно-инновационной  деятельности в структуре ВВП с 0,9% в 2000 году до 1,5–1,7% в 2015 году;

• замедлить снижение доли обрабатывающей промышленности в  структуре ВВП с 13,3% в 2000 году до 12–12,6% в 2015 году (для сравнения: данный показатель без проведения индустриальной политики в 2015 году составил бы 10,9%).

Вместе с тем, без  реализации Стратегии доля добавленной  стоимости горнодобывающих отраслей в промышленном производстве в 2015 году может достигнуть 55–56%, в том числе  в добыче нефти – 50–51%, против 31,0% и 25,6% в 2000 году. С учетом реализации Стратегии горнодобывающие производства составят только 46–47%. При этом доля наукоемких и высокотехнологичных производств возрастет с 0,1% от ВВП в 2000 году до 1–1,4% в 2015 году. Качественные изменения произойдут в структуре добавленной стоимости обрабатывающей промышленности. Доля металлургии и обработки металлов упадет с 40,1% от общего объема добавленной стоимости обрабатывающей промышленности до 27–28%, а доля переработки сельхозпродуктов возрастет с 38,1% до 45–46%. При этом доля наукоемкой и высокотехнологичной продукции составит 9–11% против 0,6% в 2000 году.

 

 

 

Список литературы

 

1. Стратегия индустриально-  инновационного развития Республики  Казахстан до 2015 г. (Утверждена Указом Президента Республики Казахстан, №1096 от 17.05.2003 г.)

2. Баймуратов У. «Инвестиции и инновации: нелинейный синтез». – Алматы: БИС, 2005. -320 с.

3. Муканова А. Основные  тенденции инновационного (научно-технического) развития Казахстана // Транзитная экономика. – №5–6, 2006 г., с. 42–47

4. Оспанов Б. Инновации как направление государственной стратегии развития в Республике Казахстан // Саясат. – №2, 2005 г., с. 17–21

5. Рамазанов С. Инновационная  модель развития национальной  экономики // Панорама. – 2005, 31 января.

6. Методические указания  к курсовому проектированию по дисциплине «Инновационный менеджмент» /Сост.: А.А. Зарнадзе, И.Ю. Новоселова. ГУУ, 2000 г.

7. Дьяков А.Ф. Инвестиционная и инновационная политика, №8 1997 г.

8. Ольховский Г.Г., Тумановский А.Г. Перспективы совершенствования тепловых электростанций // Электрические станции, №1 2000 г.

9. Юнь О., Борисов В. Инновационная деятельность в промышленности // Экономист, №9 1999 г.

10. Хорошилов Г. Научно-техническая  и инновационная деятельность  в машиностроении // Экономист, №11 1999 г.

11. Дагаев А. Рычаги инновационного  роста // Проблемы теории и практики управления, №5 2000 г.

12. Авраменко С. Новые формы  инвестиций в условиях переходной  экономики // Экономист. 1999. №3.

1 Государственная инновационная политика – это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РК в области науки, техники и реализации достижений науки и техники

2говорится в “Основах политики РК в области развитии науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу”

3 Стратегия индустриально- инновационного развития Республики Казахстан до 2015 г. (Утверждена Указом Президента Республики Казахстан, № 1096 от 17.05.2003 г.)

4 утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года №1096

5 утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 июля 2003 года за №712

6 от 25 апреля 2005 года  № 387

7 от 23 марта 2006 года № 135

8 утвержденная приказом Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 16 апреля 2004 года № 93

Информация о работе Инновацтонная деятелбность в РК