Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 21:51, курсовая работа
Понятие интеллектуальной собственности тесно связано с умственной деятельностью человека, потому что изначально именно человек является владельцем и распорядителем тех идей, которые родились в процессе этой деятельности. Нормы права интеллектуальной собственности содержатся в следующих актах: Конституции РФ, Гражданском кодексе, Уголовном кодексе, Законе "Об авторском праве и смежных правах", Законе "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", Патентном законе РФ и в иных источниках.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Понятие интеллектуальной собственности, ее охрана и правовое регулирование………………………………………………………………...........3
Глава 2. Объекты интеллектуальной собственности…………………………. .6
Глава 3. Типы лицензий на интеллектуальную собственность........................11
Глава 4. Защита инноваций как объектов интеллектуальной
собственности………………………………………………………………...….15
Глава 5. Правовое регулирование интеллектуальной собственности………..19
Заключение……………………………………………………………………… 25
Список использованных источников…………………… ……………………26
К промышленным образцам относится художественно-конструктивное решение изделия, определяющее его внешний вид, который наряду с техническим уровнем определяет уровень конкурентоспособности продукции. Патент на промышленный образец действует в течение 10 лет с последующим возможным продлением, но не более чем на 5 лет. Критерии патентоспособности – новизна, оригинальность, промышленная применимость.
В соответствии с Федеральным законом «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» регулируются отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товаров.
Товарный знак и знак обслуживания являются обозначениями, служащими для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридическими или физическими лицами. Товарный знак – гарант и реклама продукции фирмы, которой он принадлежит. Право на товарный знак охраняется законом. Это дает соответствующие преимущества в конкурентной борьбе, способствует увеличению доли рынка сбыта. Незаконное использование товарного знака запрещено. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, удостоверяющее его приоритет. Срок действия регистрации товарного знака – 10 лет, считая с даты подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Срок может продлеваться каждый раз на 10 лет.
Под наименованием места происхождения товара понимается название места любого географического названия (страны, населенного пункта, местности), используемого для обозначения товара.
Между товарным знаком и
наименованием места
Ноу-хау. По своему материально-вещественному составу ноу-хау определяются как технические знания, практический опыт технического, коммерческого, управленческого, финансового и другого характера, которые представляют коммерческую ценность, применимы в производстве и профессиональной практике и не обеспечены правовой защитой. Охрана ноу-хау российским законодательством регулируется слабо и имеет место только в соответствии с условиями лицензионных соглашений в договорном порядке. Ноу-хау не требует государственной регистрации. Ноу-хау в материальной форме называются технической документацией или технической информацией. В нематериальной форме ноу-хау представляют собой знания и их передачу в виде обучения персонала, консультаций специалистов, помощи в наладке оборудования и др., что можно назвать технической помощью, техническими и управленческими услугами.
Основной задачей
Коммерческий обмен
Лицензия (от лат. licentia – право, разрешение) – это разрешение, выдаваемое за соответствующее вознаграждение юридическим или физическим лицом (лицензиаром) другому юридическому или физическому лицу (лицензиату) на промышленное и коммерческое использование изобретения, защищенного патентом, а также технологий, технических знаний, опыта, производственных секретов (ноу-хау), торговых марок и т. п.
Лицензия является основным инструментом проникновения на труднодоступные зарубежные рынки и преодоления политики протекционизма, проводимой в ряде стран. Если разработчик инновационного проекта не имеет возможности по разным причинам его использовать в собственной деятельности, то он может осуществить его коммерциализацию путем предоставления лицензии любому заинтересованному лицу на возмездной основе. В международной торговле лицензиями участвуют практически все страны мира. Предоставление лицензии составляет коммерческую операцию и является объектом договора продажи (покупки).
Передача лицензионного
На практике используются различные типы лицензионных договоров. Это зависит от предмета договора, способа охраны лицензионного предмета, объема передаваемых прав, вида лицензии.
Права на коммерческое использование могут быть переданы на изобретения, защищенные охранным документом, ноу-хау, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, программы ЭВМ, базы данных, топологии интегральных схем. Перечисленные инновационные объекты и образуют предмет лицензии.
По характеру и объему прав на использование технологий различают три вида лицензий.
Простая лицензия (неисключительная) дает право лицензиару самостоятельного использования лицензии и выдачи аналогичных лицензий любым заинтересованным лицам.
Исключительная лицензия предусматривает монопольное право лицензиата использовать технологию (изобретение и т. п.) на данной территории. При этом лицензиар отказывается от самостоятельного использования лицензии и ее продажи на этой территории. Исключение составляют случаи, когда лицензиар может сохранить за собой право на использование предмета лицензии в части, не передаваемой лицензиату.
Полная лицензия означает, что к лицензиату переходят все имущественные права, вытекающие из предмета лицензии, на весь срок действия лицензионного соглашения. В этом случае лицензиар отказывается на этот срок от ее самостоятельного использования. Когда исключительная лицензия сопровождается оговорками, ограничивающими права лицензиата, то ее называют ограниченно исключительной.
Наличие охранного документа на предмет лицензии (способ охраны) дифференцирует лицензии на патентные и беспатентные. Если предмет лицензии защищен охранным документом, такая лицензия называется патентной. Наличие охранного документа на предмет лицензии позволяет лицензиару повысить цену предоставляемой лицензии.
Беспатентная лицензия – это ситуация, когда охранный документ на предмет лицензии отсутствует. Их число растет при инвестиционном сотрудничестве и продаже проектов, образцов новой техники и технологии. Отсутствие правовой защиты может быть обусловлено сознательным отказом владельца ноу-хау от оформления патента (сохранить в секрете) или нарушением процедуры патентования (потеря новизны из-за преждевременной публикации сущности разработки в печати).
Возвратная лицензия – это лицензия, предоставляющая ее продавцу (лицензиару) право на использование усовершенствований предмета лицензии, когда эти усовершенствования осуществил лицензиат. По возвратной лицензии оформляется отдельная статья лицензионного договора «Улучшения и совершенствования».
Перекрестная лицензия (кросс-лицензия) – лицензия, предоставляемая в случаях, когда патентообладатели не могут использовать защищенные объекты промышленной собственности без нарушения прав друг друга. Взаимное нарушение исключительных прав возникает, когда охранные документы на группу разработок, имеющих единый изобретательский замысел, принадлежат разным владельцам. Взаимное предоставление кросс-лицензий является выходом из данной ситуации. Перекрестное лицензирование получило развитие со второй половины 70-х – начала 80-х гг. в связи с расширением масштабов научно-технического сотрудничества между независимыми фирмами и международным обменом технологиями.
Принудительная лицензия предоставляется заинтересованным лицам при длительном неиспользовании запатентованного предмета (изобретений, промышленных образцов в течение 4-х лет, полезных моделей – в течение 3-х лет с момента выдачи охранного документа). Принудительные лицензии выдаются без согласия патентовладельца по решению судебных органов (Высшей патентной палаты). По объему передаваемых прав принудительная лицензия аналогична неисключительной.
Обязательная лицензия предоставляется по решению Правительства РФ в интересах обороны и национальной безопасности без согласования с патентообладателем с последующей выплатой соразмерной компенсации.
Открытая лицензия означает, что лицензиар обязан предоставить право на использование объекта лицензии любому заинтересованному лицу.
Передача прав на охраняемый объект по лицензии осуществляется на коммерческой основе. Продавец лицензии после совершения сделки получает лицензионное вознаграждение. Это могут быть платежи на базе роялти, паушальные платежи, комбинированные платежи. Платежи на основе роялти осуществляются в виде процентных отчислений или фиксированных сумм, выплачиваемых с единицы произведенной по лицензии продукции. Размер роялти составляет от 1 до 10 % от продажной цены лицензии. При этой схеме выплаты лицензионного вознаграждения владелец лицензии получает свое вознаграждение только после освоения предприятием лицензионного продукта и вывода его на рынок. Для защиты интересов продавца лицензии в договор могут быть включены обязательства лицензиата по минимально гарантированным платежам, которые выплачиваются в случае, если лицензионная продукция не будет произведена.
Паушальный платеж представляет единовременный или поэтапный платеж фиксированной суммы вознаграждения по лицензионному договору. Возможны комбинированные платежи лицензионного вознаграждения: сочетание паушальных платежей и платежей на базе роялти, что должно отвечать интересам обеих сторон лицензионного договора.
Продажа лицензий на внешнем
рынке является внешнеторговой сделкой,
которая имеет наиболее высокую
валютную эффективность. Никто и
ничто не может так объективно
и убедительно подтвердить
Законодательство РФ об авторском праве и смежных правах основывается на Конституции РФ и состоит из Гражданского кодекса РФ, Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» (от 9 июля 1993 г., № 5351, в редакции ФЗ от 19 июля 1995 г., № 110-ФЗ и от 20 июля 2004 г., № 72-ФЗ), Закона РФ от 23 сентября 1992 г., № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (в редакции от 20 июля 2004 г.).
Авторское право – это совокупность норм права, регулирующих правоотношения, связанные с созданием и использованием определенного интеллектуального продукта. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от их назначения и достоинств. Оно распространяется как на обнародованные, так и на не обнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме. Авторское право предусматривает исключительное право автора оригинальных научных, литературных, художественных и других произведений размножать их любыми методами и продавать. Авторское право принадлежит автору пожизненно и 70 лет после его смерти (ст. 27 закона «Об авторском праве»). Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты, любые творческие результаты, независимо от формы, назначения и достоинств интеллектуального продукта.
По мере углубления рыночных отношений в стране все большее значение приобретает охрана коммерческой тайны. Коммерческая тайна – это конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при определенных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Принятый в июле 2004 г. Федеральный закон «О коммерческой тайне» (29 июля 2004 г., № 98-ФЗ) регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, содержащей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, а также определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.
Коммерческую тайну составляет различная научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, это сведения, содержащиеся в учредительских документах и документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности, сведения о составе имущества (для не частных предприятий), о загрязнении окружающей среды, о численности и составе работников, системе оплаты труда, о размере и структуре доходов и др.
Информация о работе Интеллектуальная собственность и ее защита в инновационной деятельности